Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Темы докладов и рефератов. Праксиология



2016-09-16 348 Обсуждений (0)
Темы докладов и рефератов. Праксиология 0.00 из 5.00 0 оценок




Глава 6

Праксиология

Деятельность есть наше определение.

И.Кант

Праксиология (от греч. ргаШкох — деятельный) — один из разделов философии, посвященный исследованию челове­ческой деятельности. Понятие деятельности позволяет глуб­же понять природу и сущность человеческого бытия: его лич­ностную самореализацию и воспроизводство социальных связей и отношений, его духовный мир и сферу материаль­ной практики. Человеческая деятельность специфична и кар­динально отличается от активности животных, выступая как особый способ бытия индивида и общества в целом. Мысли­тели прошлого обращались к анализу различных аспектов че­ловеческой деятельности. Социальная философия раскрывает значение деятельности как способа социализации личности, т.е. усвоения накопленного обществом опыта, ценностей, норм. В социологии деятельность (социальное действие) рас­сматривается как клеточка социального организма, характе­ризуемая субъективной мотивацией и ориентацией на других и обеспечивающая связь личности и общества. В онтологии деятельность — способ бытия человека, в котором наиболее полно раскрываются его сущностные силы. В теории позна­ния материальная чувственно-предметная деятельность, т.е. практика, определяется как основа познания и важнейший критерий истинности наших знаний. В этике и философии права рассматриваются проблемы свободы воли и способы регуляции деятельности человека. Одна из сложнейших про­блем философии, раскрывающая специфику человеческой деятельности, — ее связь с культурой. Безусловно, не все со­зданное человеком принадлежит культуре, но и без творческой деятельности существование культуры невозможно. Такое многообразие подходов не случайно, поскольку деятельность человека является условием его жизни и охватывает весь спектр его отношений к природе, обществу, самому себе. Про­изводство материальных и духовных благ, политика и управ­ление, общение и познание, мышление и ритуальные действия в сфере религиозной и иной обрядности, художественное твор­чество и философствование, воспитание и самовоспитание — все это характеризует деятельность как универсальную форму отношения человека к миру и самому себе, способ удовлетво­рения многообразных потребностей личности и общества.

Понятие деятельности. Что же такое деятельность? В философии деятельность определяется как особая форма активности, присущая человеку и имеющая своим содержанием целесообразное изменение внешнего мира. Деятельность предполагает вза­имный переход способности к конкретному виду деятельно­сти в ее предметное воплощение. Это значит, что действу­ющий человек изменяет внешний мир и изменяется сам. Выдающийся мыслитель XXв. Э. Кассирерподчеркивал: са­мая главная характеристика человека, его отличительный признак — это не метафизическая или физическая природа, а его деятельность. Именно труд, система видов деятельно­сти определяет область человечности. Различными сектора­ми этого круга человеческой деятельности Кассирер назы­вает язык, миф, религию, искусство, науку, историю. Понять человека — значит прояснить фундаментальные структуры каждого из этих видов деятельности и в то же время понять ее как органическое целое.

Социологическое описание деятельности дается в поняти­ях деяния, поступка, поведения. И это не случайно: общество есть совокупность форм совместной деятельности людей, по­этому деятельность человека всегда социально ориентирован­на, адресована другим, хотя, возможно, и осуществляется ради собственных потребностей и эгоистически понимаемых ин­тересов. Деяние— такая форма проявления активности личности, которая предполагает ее ответственность за социально значимые результаты, независимо от того, определялись и нет эти результаты конкретными целевыми установками личности. Поступок— сознательное действие (или бездей­ствие), являющееся результатом нравственного самоопреде­ления личности, в котором выражается ее отношение к само­му себе и другим людям, к природе и обществу в целом. Действие, которое имеет отрицательную нравственную зна­чимость, определяется как проступок. Система поступков, в которых реализуются нравственные установки личности, ха­рактеризует ее поведение. Поведение является внешней харак­теристикой деятельности, поэтому ее внутренние механизмы раскрываются в поведении лишь опосредованно, и не всегда обнажают мотивы, которыми человек фактически руковод­ствуется в своей деятельности.

Более детальная характеристика содержится в психологии, где деятельность определяется как динамическая система от­ношений человека с миром, в процессе которых у субъекта воз­никает психический образ, воплощающийся в объекте. Про­ще говоря, деятельность представляет собой такое отношение человека к любому объекту (миру), которое имеет своей пред­посылкой не просто знание о нем, но и представление о том, что он может получить в результате его преобразования. В пси­хологии этот специфический сплав знания и цели, обусловлен­ной потребностями человека, рассматривается как образ, ко­торый воплощается в объекте в процессе деятельности. Таким образом, деятельность выступает как способ реализации отно­шений субъекта к действительности. Однако сама деятельность регулируется не непосредственной реакцией человека на вне­шний мир, а посредством его осознания, т.е. формирования психического образа.

Строение деятельности. Общее строение деятельности характеризуется потребностями, мотивами, целями, сред­ствами (орудиями).

Потребности. Источник активности человека — его по­требности.Различают классы витальных (потребности чело­века как живого существа), социальных (потребности общественного развития, а также потребности адаптации лично­сти в обществе) и духовных потребностей (познавательные, религиозные, нравственные, эстетические и т.п.). Многооб­разие потребностей объясняет многообразие видов челове­ческой деятельности. Главное, что лежит в основании клас­сификации видов деятельности, - различие предметов, на которые она направлена и которые представляют собой мо­тив деятельности. Деятельность не бывает безмотивной, «немотивированная» деятельность обладает субъективно скрытым мотивом.

Действия и операции. Деятельность состоит из действий. Действие определяется как процесс, подчиненный особой цели, т.е. представлению о том результате, который должен быть достигнут. Цель образуется в сознании человека в процес­се соотнесения потребности и мотива, с одной стороны, и объективных обстоятельств деятельности — с другой. Обстоя­тельства в свою очередь задают способы, какими цель дости­гается. Это операции, определяемые условиями деятельности. Таким образом, деятельность в целом определяется мотивом, действие — целями, операции — условиями. Такова в общих чертах психологическая характеристика деятельности.

Атрибуты деятельности. Деятельность человека чрезвычайно мно-гообразна. Как уже было сказано, основа­нием для классификации видов деятель­ности является ее направленность на объект, который преобразуется человеком: природа, общество, сам человек. Что же касается атрибутов (свойств) деятельности, то они ха­рактеризуют ее механизмы, благодаря которым деятельность мотивируется и осуществляется. Среди ее атрибутов в первую очередь называют предметность и субъектность.

Предметность и субъектность. Субъектность деятельно­сти объясняется тем, что она опосредована прошлым опытом личности, ее потребностями и установками, мотивами и це­лями, эмоциональными и волевыми качествами, познава­тельными способностями и т.д. Предметность деятельности означает ее направленность на внеположные человеку и преобразуемые им силы природы и общества. Но предметом пре­образования может быть и сам человек, его саморазвитие, са­мовоспитание и соответствующие действия, ориентирован­ные на достижение тех целей, которые личность ставит.

Опредмечивание и распредмечивание. Предметность обус­ловливает зависимость процесса деятельности и ее результата от материала. Результат деятельности реализуется, опредмечи-вается ('превращается в предмет) в целесообразно преобразо­ванном человеком материале, представляя собой воплощение человеческих сил и способностей и трансляцию ее своим со­временникам и последующим поколениям людей. Известный представитель немецкой классической философии И.Г. Фихтеодним из первых среди философов указывал на эту особен­ность человеческой деятельности. Он утверждал, что практи­ка превращает предметы преобразованной природы в зеркаль­ный образ человека. «В пространстве преподносятся мне явления, на которые я переношу понятие меня самого: я мыс­лю их как подобные мне существа. Правда, последовательное умозрение привело или приведет меня к тому, что эти мнимые разумные существа вне меня — не что иное, как продукты моей собственной представляющей деятельности». (Фихте И.Г. На­значение человека. СПб., 1906. С. 81).

Чтобы наглядно представить себе, что такое опредмечива-ние, понаблюдаем за работой портнихи, каменщика, лектора и т.п. Мы убедимся: по тому, как человек работает, что полу­чилось в результате его деятельности, можно судить о самом человеке, увидеть и уровень его интеллекта, и волевые каче­ства, и профессионализм, и эстетический вкус, и отношение к труду, и его нравственные установки, и многое другое. В этом смысле деятельность всегда есть самореализация индивида и человечества в целом. Именно в деятельности проявляется со­циальность индивида, посредством которой он становится участником воспроизводства общественного процесса.

Человеческая деятельность осуществляется с помощью орудий, одно из основных ее отличий от активности живот­ных — орудийность. «Ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы, — подчеркивал Ф. Бэкон.— Дело совершается орудиями и вспоможени-ями, которые нужны разуму не меньше, чем руке». (Ф.Бэкон. Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы и цар­ства человека / Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1978. С. 12). Орудие есть связующее звено между человеком и миром преобразуемых им вещей. В то же время орудие создано другими людьми, впитало их опыт, в созданных человеком орудиях и предме­тах потребления опредмечены их духовные силы (умения и интеллект, знания и способности, их цели и желания и т.п.). К тому же орудия несут в себе информацию о технологии де­ятельности и тем самым связывают человека с другими людьми. Чтобы воспользоваться вещами, розданными дру­гими людьми, человек должен проникнуть в их замысел, на­значение, иными словами, раскрыть их духовное содержание. Этот процесс называется в философии распредмечиванием, т.е. мысленным освобождением духовного содержания про­изведенного трудом человека продукта от его вещной, мате­риальной оболочки. В итоге человеческая деятельность пред­ставляет собой единство опредмечивания его духовных и физических сил и способностей и распредмечивания заложен­ного в продуктах труда духовного мира их создателей.

Сознательность и целесообразность. Деятельность человека разумна, осмысленна и, как правило, целесообразна. «Рацио­нальность — черта, действительно внутренне присущая всем видам человеческой деятельности», — отмечает Э. Кассирер. (Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию челове­ческой культуры // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 28). Рациональность означает способность человека разумно определять цели своей деятельности и свободно и со­знательно управлять ими. И. Г. Фихте отмечал, что человек дей­ствует не по необходимости, как природа, но по осознанному намерению. Поэтому моральная задача человечества — преоб­разование природы и общества. Он подчеркивал, что человек будет вносить порядок и план в общее разрушение, через него само тление будет строить, и смерть будет призывать к новой прекрасной жизни. «Там, где ступает человек, пробуждается природа, под его взглядом готовится она получить от него новое, прекрасное создание. ...В его атмосфере воздух становит­ся легче, климат мягче и природа проясняется в надежде пре­вратиться через него в жилище и хранительницу живых су­ществ». (Фихте И.Г. Избр. соч. Т. 1. М., 1916. С. 402).

Сознательность и целесообразность— свойства, указыва­ющие на видовые отличия человеческой деятельности от ак­тивности животных. Однако они не существуют «в чистом виде», и было бы упрощением исключать из понимания чело­веческой деятельности свойства, противоположные назван­ным. В частности, задумаемся над вопросом, вся ли человечес­кая деятельность сознательна? Фактически деятельность предполагает выработку некоторых навыков (а профессиона­лизм доводит многие навыки до автоматизма); в деятельнос­ти дают о себе знать неосознаваемые влечения, установки, опыт, следы прошлых впечатлений, иногда это впечатления, полученные в младенческом возрасте (прочитайте удивитель­ное произведение Михаила Зощенко «Повесть о разуме»). Есть основание утверждать, что деятельность представляет собой единство полярностей «сознательный — бессознательный». Крайние ситуации — абсолютно бессознательная и абсолют­но подчиненная сознанию деятельность — можно представить лишь как некую абстракцию, чрезвычайно редко встречающу­юся в жизни. Больше того, буквальное, полностью подконт­рольное сознанию действие чаще всего неэффективно.

Сознательность обусловливает целесообразный характер деятельности, поскольку постановка цели предполагает осоз­нание своих потребностей и наличной ситуации как условия их удовлетворения. Целесообразная деятельность ориентиро­вана на некий заранее запланированный результат. Но дея­тельность, как мы убедимся при последующем изложении, может быть и бесцельной, самоценной, т.е. деятельностью ради удовлетворении потребности в самом процессе. Конеч­но, бессознательная деятельность бессмысленна, так как не преследует никакой цели, но результат ее может быть впол­не целесообразным (не умеющий плавать, барахтающийся в воде человек не тонет). Но не всякая бесцельная деятельность бессознательна (например, игра).

Продуктивность деятельности. Деятельность человека продуктивна, во многих случаях утилитарна, но может быть и непродуктивной и внеутилитарной. Например, непродук­тивным является исполнение ритуалов (хотя подчас риту­альные действия, будучи подчинены решению конкретных практических задач, могут быть вполне утилитарными).

Материальная и духовная деятельность. Различают материаль­ную и духовную деятельность. Упрощенно можно представить себе материальную деятельность как оперирование предметами, а духовную — как оперирование образами этих предметов. Абст­рактно рассуждая, можно представить себе материальную и ду­ховную деятельность «в чистом виде», как некую абсолютную противоположность. Но будучи неодухотворенной, материальная деятельность бесцельна. А существует ли духовная деятельность «в чистом виде»? В системе объективного идеализма так или ина­че признается существование некоей абсолютной и саморазви­вающейся идеи вне ее материального носителя. Но в реальной жизнедеятельности человека не существует духовной деятельно­сти вне материальной, реально есть лишь континуум (от лат. сопйгшит — непрерывное множество) разнообразных форм де­ятельности с различной представленностью первого и второго.

Знаковый аспект человеческой деятельности. Единство ма­териальной и духовной деятельности означает, что и процесс деятельности, и ее результат представляют собой некий синтез материально-вещественного субстрата и духовного содержа­ния, что объективно, независимо от человека, делает ее резуль­таты системой знаков, т.е. носителей информации о духовном мире человека. В силу своей специфики деятельность проду­цирует идеальное, поскольку в предметной форме она произ­водит предмет, а в знаковой — духовное содержание — знания, способности, нравственные установки личности, ее мастерство и отношение к своей профессии, а также отношение к самому себе и другим людям. Поэтому свойства, полученные природ­ным объектом в результате преобразующей деятельности чело­века, выступают в знаковой форме. Э. Кассирер с полным пра­вом утверждал, что человек живет не только в физическом, но и в символическом универсуме.

Общение как деятельность. Необходимой предпосылкой человеческой деятельности является ориентация в своеоб­разном «языке», посредством которого передается инфор­мация о способах использования орудий, их назначении. Необходима также и подготовка человека к их применению: выработка соответствующих навыков и, главное, передача опыта и способов деятельности, которая осуществляется либо прямо, через показ, пример или соучастие в деятель­ности, либо с помощью языка. Поэтому общение выступа­ет как фундаментальная сторона человеческих отношений, общественной жизни в целом. Это не какой-то особый вид деятельности, которой люди занимаются как бы между про­чим, это не периферия человеческой жизни, а ее эпицентр, вне которого невозможны никакие социальные отношения.

Перечисленные свойства человеческой деятельности ука­зывают на ее обусловленность культурой. Э. Кассирер под­черкивает: «Несомненно, что человеческую культуру образу­ют различные виды деятельности, которые развиваются различными путями, преследуя различные цели. Благодаря философскому синтезу мы можем отчетливо увидеть не един­ство следствий человеческой деятельности, а единство дей­ствий, не единство продуктов, а единство творческого про­цесса». (Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. Ч. II «Человек и культура. Лондон, 1945. С. 155). Неслучайно, человеческая деятельность опре­деляется как социальная по своей природе активность, про­граммируемая и реализуемая механизмами культуры. Куль­тура, включающая в себя многогранную и сложную систему внебиологически выработанных механизмов деятельности, придает ей специфически человеческий характер.

О роли деятельности формировании и развитии человека.Обращаясь к изучению человеческой вдеятельности, студент должен пред-ставлять себе значимость данной про­блемы в личной жизни: ведь именно в деятельности только и возможно формирование человека как разумного существа и индивида как личности, самореализация человека. Знание особенностей человеческой деятельности в значительной мере позволит оптимизировать и организацию своего труда и досуга, и воспитание своих детей, и речевое взаимодействие с другими людьми, и стилистику общения, и осуществление ритуальных и иных моментов, и отношение к культуре и т.д.

Понятие инериоризации. В психологии советского перио­да сложилось особое направление, которое в рамках так на­зываемого деятельностного подхода вскрывало механизмы формирования сознания, исходя из принципа единства созна­ния и деятельности: «Строение сознания человека закономер­но связано со строением его деятельности», — подчеркивал известный советский психолог А.Н. Леонтьев. (А.Н. Леонтьев. Проблемы развития психики. М. 1972., С. 68). Наиболее яв­ственно идея связи сознания и деятельности была артикули­рована немецким классическим идеализмом. Не только Фих­те, высказывания которого неоднократно цитировались, но и Шеллинг, и Гегель искали объяснение духовных феноменов в практике, деятельности людей. В частности, Шеллинг рас­сматривал практику, деятельность человека как объективацию, т.е. воплощение человеком самого себя в природе. Он указы­вал, что в результате человеческой деятельности существуют два мира: мир природы и мир человека, т.е. мир преобразован­ной, очеловеченной природы. В действии относительно мира Шеллинг усматривал начало сознания вообще. Второй источ­ник сознания он видел в воздействии человека на человека: «непрекращающееся взаимодействие разумных существ явля­ется необходимым условием сознания».

В XX столетии психологи экспериментально и на огром­ном этнографическом и историческом материале показали, что именно деятельность является механизмом наследования социального опыта и формирования способностей, волевых качеств и сознания личности. То, что в процессе индивидуаль­ного и общечеловеческого развития являлось самостоятельной областью деятельности, постепенно превращалось в формы сознания, включаясь в более сложные культурные образова­ния. Будучи первично внешней, деятельность может приобре­сти чисто внутренний (интериоризованный) характер.

Понятие интериоризации служит для обозначения перехо­да, в результате которого внешние по своей форме процессы деятельности преобразуются в процессы, протекающие во внутреннем плане, прежде всего в плане сознания. Э. Фромм характеризует это понятие в емкой формуле: «Если человек творит зло, то он и сам становится более дурным». (Э. Фромм. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу / Че­ловек и его ценности. М., 1988. С. 56). Понятие интериориза­ции, объясняющее механизм превращения внешнего действия во внутреннее достояние личности, дополняется идеей исто­рической интериоризации, предполагающей, что древние культурные институты (ритуалы, церковь, игра), в рамках ко­торых формировался определенный строй психики наших да­леких предков, как бы автоматически функционируют в пси­хике современного человека.

Механизм интериоризации. Обратимся к раскрытию пси­хологического механизма интериоризации. Как уже было сказано, деятельность — универсальный, всеобщий способ отношения человека к миру и самому себе. Но как бы ни дей­ствовал человек, какие задачи ни решал бы он в своей дея­тельности, все ее элементы: предмет, на который распрост­раняется деятельность, средства и процесс деятельности всегда имеют знаковую природу. Наиболее универсальным является знак языка, т.е. слово. Русский философ конца XIX столетия П. Л. Лавров называл язык первым результатом твор­чества. Существует вербальный (словесный), а есть и невер­бальный язык (язык мимики и жеста, одежды и украшений, искусства и этикета и так далее). Оба эти языка мы усваива­ем с детства и благодаря языку свободно и естественно ори­ентируемся в мире преобразованной человеком природы, в мире социальных отношений, в мире культуры.

В языке различают три элемента: звук, значение и образ. Звук или графическое изображение, являющиеся материаль­ными носителями значения, специфичны для слова (хотя и не только для слова). Другие знаки могут иметь принципиально иных материальных носителей (трудовая операция, жест, ри­туальное действие, элементы картины художника и т.п.). Тем не менее все остальные компоненты любых знаков общие: материальный носитель, значение и образ. Материальным но­сителем может быть любой чувственно воспринимаемый элемент деятельности. Например, в слове это звук или гра­фическое изображение, но это может быть и жест, и мими­ка, и трудовая операция, и любой аналогичный сигнал.

В значении зафиксирован прошлый опыт человечества, значение любого знака имеет надличностный характер, яв­ляется условным, конвенционально закрепленным обозна­чением некоторого класса предметов, связей, отношений или действий с присущими им свойствами. Овладевая в про­цессе деятельности значениями культурных знаков, человек уже иначе воспринимает окружающий мир, поскольку у него возникает потребность и способность связывать любое явление с его словесным обозначением. Значения преломля­ют мир в сознании человека.

Образ — это личностный смысл, который может значи­тельно отклоняться от объективного значения любого зна­ка. Например, значение слова «соль» для всех одно и то же — это обозначение вещества, которое все мы употребляем в пищу. Но для химика, музыканта, писателя или повара сло­во «соль» может иметь принципиально различный смысл. Повар видит в соли вкусовую добавку в блюдо, химик пони­мает под солью класс химических соединений, для которых типична ионная структура, для музыканта «соль» — один из музыкальных звуков, в Испании «соль» — денежная едини­ца; «соль земли» — образное выражение, где «соль» означа­ет смысл, самое лучшее на земле и т.д. В «Толковом слова­ре живого великорусского языка» В. Даля приводится более 60 различных смысловых оттенков слова «соль». И это не предел, ибо любое слово имеет бесконечное множество смысловых оттенков. Образ — специфический синтез объек­тивного значения и личностного смысла, в котором воплоще­ны интересы и побуждения личности, ее чувства и желания.

Человеческая деятельность культурна по своей природе, а знаки языков составляют важнейшее достояние культуры. Овладевая в процессе деятельности внешним культурным знаком, человек научается не только пользоваться многооб­разными орудиями, но и осознавать их значение для других и смысл для самого себя. Знаки культуры являются психологи­ческими орудиями: оперируя орудиями труда в соответствии с их объективным значением, человек может изменять мир природы. Но поскольку орудия труда являются для челове­ка также знаками, имеющими смысловое значение, человек с их помощью управляет и своими психическими функция­ми — вниманием, волей, мышлением. Как было доказано психологами, слово как знак языка наряду с множеством функций выполняет важнейшую — оно является инструмен­том мысли. Вдумаемся в эту особенность слова как именно инструмента мысли. Представим себе, что мы рыхлим зем­лю, не имея никаких инструментов. Чем ее рыхлить — голы­ми руками? Вот так и наша мысль: без слова она бедна, ог­раниченна, смутна. Безусловно, знаковая регуляция при всей ее неоспоримой значимости возможна лишь как аспект живой человеческой деятельности. Поэтому именно в дея­тельности выявляются природные задатки человека, форми­руются его способности, удовлетворяются потребности.

Немного о воспитании. Понимание роли деятельности в формировании человека как личности предполагает ее ис­пользование в воспитании ребенка. В общении ребенок опе­рирует знаково-смысловыми орудиями, т.е. продуктами культуры (слово, игрушка, бытовые предметы и ситуации и т.п.). Тем самым его низшие психические функции (еда, сон, зрительные впечатления и т.п.) превращаются в выс­шие, и ребенок становится личностью. Значимость деятель­ности в формировании личности трудно переоценить. При­общение ребенка к многообразным видам деятельности способствует овладению культурой, позволяет выявить его природные задатки и на этой основе формировать способ­ности к определенным видам деятельности.

Критика теории интериоризации. Но как бы ни была велика роль деятельности в становлении личности, ее нельзя абсолю­тизировать. Гипертрофированное представление о возможно­стях воспитания строится на предпосылке, что ребенок форми-

руется лишь через внешние воздействия, которые влияют на ребенка прямо и непосредственно, не опосредуясь его специ­фическими внутренними особенностями. Данный подход не­дооценивает роль самого человека, потенциал его внутренней организации в его саморазвитии. Получается, что развитие личности подчинено демонической силе предметных форм, которые вызывают извне развитие человека, задают ему путь его развития, в то время как сам человек, поддаваясь этому воз­действию, ограничивается усвоением внеположных ему сил.

Известный русский психолог С.Л. Рубинштейн,возражая против абсолютизации роли деятельности в развитии челове­ка, подчеркивал: «...процесс развития способностей человека есть процесс развития человека, а не вещей, которые он по­рождает», поскольку, — полагал Рубинштейн, — способнос­ти не проецируются в человека из вещей». (Проблемы общей психологии М., 1973. С. 227). Человек свободен выбирать вне­шние влияния и принимать их согласно внутренней логике своей неповторимой, ни на кого не похожей индивидуально­сти. Теория интериоризации наносит ущерб творческому ас­пекту, игнорирует ценностный аспект человеческой жизне­деятельности (особенно в сфере искусства, религии и морали), упрощает внутренний мир человека. Поэтому зани­маясь воспитанием ребенка, необходимо учитывать его инди­видуальность, опираясь на его внутренние побудительные мотивы, вовлекать, но не принуждать его к деятельности, вы­являть его возможности и задатки и опираться на них.

Критика теории интериоризации не отрицает огромного влияния деятельности на формирование личности, а лишь показывает пределы ее возможностей. Зададимся вопросом, можно ли постоянными занятиями математикой заставить любого ребенка в равной мере с другими успешно овладевать этой наукой? Почему существует избирательность в отноше­нии к предметам школьной программы? Возможно ли вооб­ще эффективное обучение детей по стандартным программам школьного обучения? В практике всеобщего обязательного среднего образования в нашей стране преобладал подход, со­гласно которому деятельность является универсальной отмычкой к решению задачи одинакового для всех обязатель­ного образования. Это обернулось множеством трагедий, формированием комплекса неполноценности у детей, эмо­циональным надрывом. Следовательно, для понимания роли деятельности в формировании личности важно учитывать внутренние особенности человека, которые обусловливают его отношение к конкретным видам деятельности.

Под внутренними особенностями имеются в виду в пер­вую очередь природные задатки, которые лежат в основании способностей и волевых качеств личности, особенности выс­шей нервной деятельности (темперамент), общая чувстви­тельность (т.е. индивидуальная способность к ощущениям и восприятиям). Внутренние особенности личности охватыва­ют не только понятие наследственных (генетических) и врож­денных (обусловленных ходом эмбрионального развития) признаков, но и индивидуальных признаков, сформировав­шихся под влиянием уникальных обстоятельств жизни лич­ности, ее воспитания, образования жизненного опыта.

Мотивация. Важно учитывать не просто положительное значение деятельности как таковой, но в первую очередь мо­тивацию деятельности, осуществляется ли она по принужде­нию извне или стимулируется внутренними причинами. Вос­питательное значение деятельности реализуется благодаря наличию внутреннего побуждения, без которого деятельность превращается в ад. Мне, конечно, могут возразить— а как же такие интересные, богатые событиями виды творческой дея­тельности, как актерское исполнение, музыка, эстрада, писа­тельский труд, занятие политикой, телевидение и тому подоб­ные занятия — неужели и такой труд может быть адом? Может, отвечу я скептикам. У вас нет голоса, а вы должны петь, вы не актер, а должны нечто изобразить на сцене, вы су­губый рационалист, а от вас ждут ежедневно (!) лирических стихов, вы не юрист, а от вас в Государственной Думе ждут Дельных рекомендаций по закону о налогообложении. Разве это не ад — делать то, что вы не умеете, для чего у вас нет ни­каких данных, да еще тогда, когда вы тяготеете к другой, очень близкой вам по духу и возможностям работе?

О роли мотивов замечательно сказал С.Л. Рубинштейн: «Ребенок — развивающееся существо, и каждое явление, в нем наблюдаемое, находится в процессе становления... Мотив — будущая черта его характера в ее генезисе, так же как черта ха­рактера, — это осевший и закрепившийся в человеке сгусток его мотивов, получивший в силу условий жизненного пути и воспитания особенную действенность и устойчивость». (Про­блемы общей психологии. С. 191). Процесс мотивации чрез­вычайно сложен, он протекает многопланово, сразу на не­скольких уровнях, и при объяснении любого человеческого поступка надо учитывать побуждения разного уровня в их сложной взаимосвязи, подчеркивал психолог.

В типологии мотивов человеческой деятельности мож­но выделить те, которые вызваны потребностью в некотором заранее запрограммированном результате, и те, которые обусловлены потребностью в процессе самой деятельности. Соответственно и вся человеческая деятельность распадает­ся на два принципиально различных вида: труд и игру.

ТрудТрадиционно труд определялся как целе­сообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи ору­дий труда воздействует на внешний мир и получает заплани­рованный заранее результат. При подобном рассмотрении труда деятельность ученого, актера, педагога, скульптора, философа трудом не является. Сегодня очевидно, что не су­ществует видов труда, которые можно было бы назвать непро­изводительными. Ведь труд— процесс целостный, он пред­полагает затраты энергии человека, как физической, так и духовной. Произошедшее в процессе развития человека и об­щества разделение труда привело к расщеплению этого цело­стного процесса и выделению труда физического и умствен­ного. Однако такое разделение не означает, что физический труд связан с затратами собственно физических сил челове­ка, усилиями его мускулов. Физический труд предполагает отдачу как духовных сил человека, так и его психической и нервной энергии. Просто удельный вес физической и нерв-

ной энергии в физическом труде значительно больше. Ум­ственный труд, безусловно, предполагает преимущественно использование духовных сил человека, его интеллектуального потенциала, что не исключает затраты физической и особен­но нервной энергии. Но и физический, и умственный труд имеют общие черты. Во-первых, и физический, и умственный труд предполагают использование орудий. Во-вторых, труд предполагает получение заранее запланированного результа­та. В-третьих, труд мотивирован потребностями человека, жизнь которого невозможна без использования сил природы и общества (поскольку человек— существо биосоциальное). В-четвертых, у физического и умственного труда общие про­стейшие моменты труда — предметы труда, орудия труда и сам труд человека. Но самая главная отличительная особен­ность труда — его направленность на духовное и практичес­кое (материальное) овладение внеположными, противосто­ящими человеку силами внешнего мира.

Если рассматривать труд как некую абстракцию, т.е. как свойство деятельности, то можно выявить такие особеннос­ти труда, как утилитарность, направленность на достижение некоторого практически полезного результата. Это процесс, совершаемый между человеком и внешним миром и направ­ленный на овладение внеположными ему силами, которые оказывают сопротивление человеку. Поэтому труд неизбежно сопряжен с затратами физической и духовной энергии чело­века, который выжимает из себя все, чтобы отвоевать нужный ему результат. Труд требует работы и усердия, предполагает выработку соответствующих трудовых навыков и волевых ка­честв. Свои духовные силы человек тратит на то, чтобы встать над трудом, овладеть процессом труда, преодолеть сопротив­ление внешних сил. Поэтому трудовая деятельность выступа­ет как реальный опыт, в котором человек узнает внешний мир и самого себя.

Отчуждение. Свое завершение труд получает в продук­те (независимо от того, трактор это или книга, космический корабль или картина художника). Продукт труда имеет двой­ственный характер: он включает в себя предметы и отношения внешнего мира, которыми человек овладел в процессе труда, и опредмеченные, т.е. так или иначе запечатленные в продукте труда физические и духовные силы самого челове­ка. Названная особенность продукта труда объясняет причи­ны отчуждения, т.е. такого состояния человеческого бытия, при котором человек становится чужд своей собственной де­ятельности, ее результатам и самому себе. Труд необходимо связан с отчуждением, поскольку социальное бытие челове­ка порождает условия и ситуации, когда человек должен (или вынужден) передавать продукты своего труда другим людям и тем самым становиться чуждым своей собственной деятель­ности, ее результатам и самому себе. (Напомним, что в дея­тельности человек опредмечивает свои сущностные силы).

Отчуждение обусловле



2016-09-16 348 Обсуждений (0)
Темы докладов и рефератов. Праксиология 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Темы докладов и рефератов. Праксиология

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (348)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)