Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные мировые проблемы



2016-09-16 347 Обсуждений (0)
Основные мировые проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок




Глобальные проблемы современности представляют собой единую, динамичную, постоянно изменяющую свое состояние во времени систему, которая является открытой, незамкнутой, так как в нее могут входить вновь возникающие проблемы об­щечеловеческой значимости, а прежние — по мере их решения исчезать. Обращая внимание на это обстоятельство, основа­тель и первый президент Римского клуба А.Печчеи писал, что многие проблемы, вставшие перед человечеством, «сцепились друг с другом, подобно щупальцам гигантского спрута, опу­тали всю планету... число нерешенных проблем растет, они становятся все сложнее, сплетение их все запутаннее, а их «щупальца» с возрастающей силой сжимают в своих тисках планету». (Печчеи А. Человеческие качества. С. 7). Но как бы ни был запутан клубок глобальных противоречий, его необходимо распутать с помощью науки и философии, т.е. теоретически осмыслить, чтобы отличать причины от след­ствий, существенное от несущественного, то, что требует бе­зотлагательного решения, от того, что менее актуально.

ДемографическаяСреди наиболее важных забот современ-проблеманого человечества, помимо проблем взаи­модействия природы и общества, которые подробно рассматривались в главе «Природа», неизменно называется неконтролируемый рост населения, создающий во многих государствах и регионах избыточную перенасе­ленность. Основания для беспокойства на этот счет впол­не реальные и достаточно легко просчитываются. По оцен­кам некоторых специалистов, имеющиеся на планете энергетические, сырьевые, продовольственные и другие ресурсы могут обеспечить достойную жизнь на Земле толь­ко 1 млрд. («золотому миллиарду») человек. Остальные ока­зываются лишними. В то же время за последнее тысячеле­тие население нашей планеты увеличилось в 15 раз и сегодня составляет уже более 6 млрд. человек. Причем пер­вое удвоение произошло за 700 лет, второе — за 150 лет,

третье — за 100 лет и последнее — менее чем за 40 лет (в 1956 г. на Земле было еще только 2,8 млрд. человек).

Беспрецедентный рост населения Земного шара в XX сто­летии, именуемый «демографическим взрывом», стал резуль­татом действия не только и даже не столько биологических законов, сколько следствием стихийного, неравномерного общественного развития и глубоких социальных противоре­чий, которые человечество с трудом пытается преодолеть. В первую очередь это касается развивающихся стран, на кото­рые приходится более девяти десятых прироста мирового на­селения. Там одновременно сосуществуют низкая смерт­ность, которая была присуща развитым странам уже в начале XX в., и высокая рождаемость, типичная для XVIII в. Вместе с тем по уровню производительности труда и доходу на душу населения, по урожайности сельскохозяйственных культур и эффективности сельского хозяйства, по грамотности населе­ния и общему культурному уровню подавляющее большин­ство народов этих стран живет еще где-то в XIX в.

Демографические проблемы очень сложны и обладают ог­ромной инерцией, так что быстро преодолеть их невозможно. В то же время чем дальше откладывается их решение, тем слож­нее и запутаннее они становятся. Поэтому все правительства в развивающихся странах стремятся осуществлять демографичес­кую политику таким образом, чтобы снизить рождаемость.

Данная проблема также остро стоит и перед развитыми странами, но уже как бы с обратным знаком. Там, на фоне ро­ста численности людей преклонного возраста зачастую имеет место снижение рождаемости, не обеспечивающее даже про­стое воспроизводство населения. Это также сопряжено с до­полнительными трудностями, касающимися национальных интересов, осуществления социальных программ, пенсионно­го обеспечения и т.п.

ПроблемаПричины демографического взрыва тесно образованиясвязаны с проблемой образования. Если в процентном отношении число неграмот­ных в мире за последнее время уменьшилось, то в абсолют-

ном выражении оно продолжает расти. Немалую роль в этом играет то, что реальная жизнь необразованных людей под­чинена архаичным семейным традициям, которые нередко оправдывают многодетность преданиями, проистекающими из ряда предрассудков. В итоге разрыв между развитыми и развивающимися странами и в этом отношении продолжа­ет увеличиваться, создавая парадоксальную ситуацию: в то время как грамотность в абсолютных цифрах растет, растет и количество неграмотных, т.е. тех, кто не умеет читать, пи­сать, совершать простейшие арифметические действия.

Наряду с этим растет и функциональная неграмотность, обусловленная тем, что уровень образования все большего числа людей не соответствует тому, чтобы полноценно жить и работать в современном обществе, широко использующем новейшие технологии и компьютерную технику.

Другой аспект данной проблемы заключается в том, что в большинстве государств мира отсутствует равный доступ к образованию, что является дополнительным источником социальной напряженности.

ЗдравоохранениеЧисленность населения и условия его проживания, а также состояние окружаю­щей среды тесно связаны с еще одной глобальной проблемой современности. Существует как пря­мая, так и косвенная связь между многими болезнями и ан­тропогенными изменениями в окружающей среде. Поколе­нию современных людей приходится испытывать на себе множество еще не изученных или малоизученных физичес­ких (прежде всего электромагнитных), химических, биоло­гических факторов загрязнения окружающей среды, в кото­рой доля искусственного мира, созданного руками человека, непрерывно увеличивается. Этим объясняются изменения, происшедшие в структуре и характере болезней населения, прежде всего экономически развитых стран.

Инфекционные болезни там отступили и не являются больше основными причинами смертности. Зато резко возрос­ли сердечно-сосудистые, психические заболевания, появились

совершенно новые, так называемые «болезни цивилизации»: рак, СПИД и др. Установлено, что причинами роста таких за­болеваний, в частности сердечно-сосудистых, являются мало­подвижный образ жизни, переедание, курение, нервные пере­напряжения, стрессовые ситуации. Эти явления — результат развития цивилизации XX в., позволившей человеку овладеть мощными силами природы и во многом освободить себя от физического труда, перепоручив такую работу машинам, тех­ническим средствам, оставив за собой в основном интеллек­туальный труд, регулирующие и контролирующие функции.

Несколько иначе обстоит дело в развивающихся странах, где страдающих от болезней значительно больше, а шансов предупредить заболевание или вылечиться значительно мень­ше, чем у жителей развитых стран. По причинам слабой меди­цины, нищеты и антисанитарии в развивающихся странах не­измеримо выше детская смертность, заболеваемость малярией, туберкулезом, трахомой, столбняком, высокая вероятность возникновения эпидемических, инфекционных заболеваний. Специфика современных интернациональных связей такова, что мощные грузопотоки между государствами, активная миг­рация людей и расширившиеся экономические отношения приобрели планетарный характер, резко увеличив скорость распространения многих инфекционных заболеваний.

ПродовольственнаяОдной из причин массовых заболеваний проблемаи резкого сокращения продолжительно­сти жизни является продовольственная проблема. Так, хроническое недоедание и несбалансирован­ное питание ведут к постоянному белковому голоду и вита­минной недостаточности, в массовом масштабе проявляю­щимся у жителей слаборазвитых стран. В результате в мире ежегодно погибают от голода несколько десятков милли­онов человек, причем больше детей, чем взрослых.

Страны, испытывающие недостаток продовольствия, вынуждены импортировать его, но это дает незначительный и кратковременный эффект в борьбе с голодом и, кроме того, ставит эти страны в зависимость от экспортеров. Зер-

но, таким образом, превращается в эффективный инстру­мент социально-экономического, политического давления и становится по сути «продовольственным оружием», преж­де всего против наиболее бедных стран.

В 60-е годы решение продовольственной проблемы свя­зывалось с осуществлением «зеленой революции» для разви­вающихся стран, суть которой состояла в том, чтобы, исполь­зуя новые высокопродуктивные сорта пшеницы и риса, резко увеличить продуктивность сельского хозяйства. Для этого предполагалось модернизировать сельскохозяйственное про­изводство на основе современных технологий. «Зеленая ре­волюция» была принята многими развивающимися страна­ми, но имела как позитивные, так и негативные последствия. В тех государствах, где были соответствующие социальные предпосылки для реорганизации деревни и необходимые для этого средства, она дала положительные результаты. Но та­ких стран оказалось немного, например, Индия, Пакистан. Для других же, наиболее отсталых, у которых не оказалось средств для покупки техники и удобрений, в которых был чрезвычайно низкий уровень образования, где консерватив­ные традиции и религиозные предрассудки препятствовали внедрению прогрессивных форм ведения хозяйства, «зеле­ная революция» не принесла успеха. Более того, она стала разрушать традиционные мелкие хозяйства, усилила отток в город деревенских жителей, которые пополнили армию безработных. Она не смогла поставить на место архаичного новое, современное сельское хозяйство, т.е., разрушив ста­рое, не смогла заменить его новым, что еще больше усугуби­ло продовольственную проблему.

Неравномерность экономического развития. Преодоление отсталости развивающихся стран и установление нового международ-ного экономического порядка занимают особое место в системе глобальных проблем современнос­ти, так как здесь кроются мощные факторы дестабилизации всей системы сложившихся международных отношений. В последнее время при общемировом росте валового продукта значительно увеличился и без того огромный разрыв в уровне социально-экономического развития между богаты­ми и бедными, развитыми и развивающимися странами. Эта проблема нередко характеризуется еще как противостояние между «богатым Севером» и «бедным Югом».

Бурный процесс освобождения многих стран в 60-е годы от прямой колониальной зависимости привел к установле­нию новой зависимости, но уже иного рода. Послевоенный период был отмечен ростом мировой торговли и межгосудар­ственных связей. В это же время происходило усиление про­цесса монополизации в экономике западных государств и возникновение транснациональных корпораций, которые в поисках более дешевой рабочей силы и во избежание допол­нительных расходов на охрану окружающей среды стали эк­спортировать в развивающиеся страны наиболее трудоемкие и грязные в экологическом отношении производства. В зна­чительной мере это объяснялось, с одной стороны, активи­зацией в развитых капиталистических странах массового движения в защиту окружающей среды и более строгим эко­логическим законодательством, а с другой — тем, что разви­вающиеся страны по причине своей бедности не всегда мог­ли позволить себе ввести жесткие экологические нормативы и связанные с этим ограничительные меры.

В последние десятилетия ситуация стала меняться и опять-таки не в пользу развивающихся стран. В развитых странах во все сферы общественной жизни и экономику бурными темпами стали внедряться компьютеры и микро­электроника. Значительно увеличилась также роль техно­логических новаций и новых (высоких) технологий, а это | потребовало привлечения к производству достаточно обра­зованной, квалифицированной рабочей силы. Поэтому экономические взаимосвязи и мировая торговля все в боль­шей степени стали осуществляться главным образом за счет обмена между экономически развитыми государствами, тогда как развивающиеся страны, если они не обладают значительными сырьевыми ресурсами, неуклонно вытесня­ются с мирового рынка.

Энергетические Еще одна проблема — обеспечение чело-и сырьевые вечества энергетическими и сырьевыми ресурсы ресурсами — стала сегодня глобальной. Эти ресурсы составляют основу материального производ­ства и по мере развития производительных сил играют все более значительную роль в жизни человека. Они делятся на возобновимые, которые постоянно воспроизводятся, т.е. подлежат восстановлению естественным или искусствен­ным путем (гидроэнергия, древесина, энергия Солнца и т.п.) и невозобновимые, количество которых ограничено их ес­тественными запасами (нефть, уголь, природный газ, все­возможные руды и минералы).

Подсчитано, что при современных темпах потребления большинства невозобновимых ресурсов человечеству хватит лишь на обозримую перспективу, исчисляемую от нескольких десятков до нескольких сотен лет. По историческим масшта­бам это совсем немного. При этом следует иметь в виду, что значительная часть имеющихся запасов сосредоточена в мес­торождениях, залегающих в сложных условиях, или представ­лена относительно бедными рудами. Если еще недавно люди добывали многие полезные ископаемые открытым способом или на глубине, не превышающей 600 м, то уже сегодня ситу­ация существенно изменилась. Места добычи полезных иско­паемых оказались истощенными, и теперь нередко стоит зада­ча разрабатывать месторождения, залегающие на глубине 8—10 км или на дне океана. А это требует не только крупных капи­таловложений, но и разработки новой техники и технологий для их добычи и переработки. Поэтому становится необходи­мым наряду с развитием безотходных технологий разумно ис­пользовать все те ресурсы, которыми человечество уже пользу­ется (причем в значительной степени нерационально).

Проблема Одной из самых расточительных сфер об-войны и мира щественной жизни является военная сфе­ра. Устранение войны из жизни общества и обеспечение прочного мира на Земле по общему призна­нию является самой актуальной из всех существующих гло-

бальных проблем. И хотя во все времена острота ее никогда не ослабевала, в XX в. она обрела особый, драматический смысл и актуальность, поставив уже не только отдельных людей, целые народы, но и все человечество перед роковым вопросом «быть или не быть?».

Причина этому — создание ядерного оружия, открывше­го реальную, никогда не существовавшую до этого возмож­ность уничтожения жизни на Земле, по крайней мере, в ее разумных формах. С момента первого применения ядерно­го оружия в августе 1945 г. началась принципиально новая эра — ядерная, повлекшая кардинальные изменения во всех сферах человеческой жизни: политике, экономике, мышле­нии, в расстановке сил на мировой арене. Но самое главное заключается в том, что с этого момента уже не только отдель­ный человек, но и все человечество стало смертным, обретя свою «ахиллесову пяту». «Когда исчезает один индивид, пусть даже преждевременно, на смену ему всегда приходит другой индивид, — оценивая новую ситуацию, говорил Т. де Шар-ден. — Потеря индивида для продолжения жизни не невос­полнима. А если речь идет о всем человечестве?..» (П.Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987. С. 216). Этот воп­рос, сформулированный в конце 40-х годов, со временем еще больше обнаружил свою актуальность. Фактически, Вторая мировая война оказалась последней возможностью человечества выяснять свои отношения военными средства­ми, не ставя себя на грань самоуничтожения.

С появлением атомной бомбы «конец света» стал впол­не реальным, а не фантастикой. В то время, когда многие еще не понимали всей опасности нового изобретения, от­дельные философы и ученые предупреждали, что в услови­ях угрозы ядерного конфликта люди должны осознать свое изменившееся положение и использовать все возможности, чтобы предотвратить гибель человечества. -

Конечно, реальная возможность самоуничтожения у людей появилась не вдруг и не сразу. Для создания ядерного оружия, как и для накопления его в достаточном количестве, чтобы уничтожить все живое, потребовалось и время, и неимоверные материальные, финансовые и другие затраты, а также колос­сальные усилия многомиллионной армии ученых, инжене­ров, рабочих в различных странах мира. Но и для осознания широкими кругами мирового сообщества серьезности сло­жившегося положения после первых ядерных взрывов пона­добилось почти 30 лет. .

Лишь к началу 80-х годов, когда появилась концепция «ядерной зимы», ставшая шокирующим результатом исследо­ваний двух независимо работавших в США и нашей стране коллективов ученых, человечество окончательно утратило веру в свое бессмертие. Основной смысл упомянутой концепции, с большой точностью просчитанной на компьютерных моде­лях, состоит в том, что в мире накопилось уже столько ядер­ных зарядов, что их вполне достаточно для полного уничтоже­ния жизни на Земле. Будучи взорваны, они, помимо прямого поражающего воздействия, поднимут в воздух несметное ко­личество пыли, дыма и пепла, которые на многие месяцы плот­ной пеленой окутают нашу планету, закрыв ее от солнечных лучей. Это вызовет резкое снижение температуры атмосферы и поверхности Земли и приведет к ее оледенению. Концепция «ядерной зимы» окончательно лишила людей альтернативы в ответе на вопрос: сумеют ли они осознать всю степень новой опасности и отойти от края пропасти, отказавшись от военного насилия во имя спасения цивилизации?

Другая особенность обсуждаемой проблемы — ее тесная связь с экологией, сущность и современное состояние кото­рой были рассмотрены в главе 3. Мы отмечали, что уровень развития научно-технического прогресса определяет возмож­ности в преодолении экологического кризиса, но от этого же уровня зависят и разрушительные возможности вооружений, многообразие их форм, методов и способов применения. Иначе говоря, наряду с возросшими возможностями постро­ить свою жизнь в гармонии с природой, человек многократ­но увеличил и способность уничтожить все живое. Отрица­тельные последствия милитаризации общества, гонки вооружений и военных конфликтов значительно ускоряют процессы деградации окружающей среды. А наряду с ядерным оружием особую опасность с трудно предсказуемыми последствиями представляют и «географические» средства ведения войны, которые могут быть вызваны целенаправлен­ным воздействием человека на природные процессы с целью добиться искусственным путем стихийных бедствий, разру­шений и т.п. Причем такие методы военных действий могут иметь последствия, сопоставимые с применением ядерного оружия, например, целенаправленное разрушение озоново­го слоя над заданной территорией и т.п.

Сегодня, несмотря на некоторое ослабление военного противостояния, во многих странах все еще сохраняется ги­гантская диспропорция в расходах на оборону и охрану ок­ружающей среды.

Эта разница в пользу обороны нередко достигает пятиде­сятикратной величины и более. Причем наиболее уязвимы­ми в этом отношении являются страны третьего мира. Туда, с одной стороны, все больше и больше поставляется оружия, а с другой — устаревшее оборудование и неэкологичные тех­нологии, усугубляющие и без того сложную экологическую ситуацию. В результате темпы загрязнения и деградации при­роды там значительно выше, чем в развитых странах.

Гонка вооружений растрачивает не только огромные ма­териальные, но и трудовые, интеллектуальные ресурсы. Около четверти ученых во всем мире втянуто в работу по подготовке к войне, направляя свои знания и умения на со­здание средств разрушения, и это, как правило, наиболее квалифицированные кадры. Однако сами же ученые (луч­шие из них) первые осознали меру опасности, нависшей над человечеством. Так, в 1955 г., когда все больше стала раскру­чиваться и набирать темпы гонка вооружений, виднейший английский философ Б.Расселвыступил инициатором ак­тивной борьбы за мир и ядерное разоружение. Совместно с А.Эйнштейномони опубликовали знаменитый Манифест, поддержанный крупнейшими учеными: Ф.Жолио-Кюри, М.Борном, С.Пауэллом, Л.Инфельдоми многими другими. В этом Манифесте звучало серьезное предупреждение челове­честву о грозящей ему опасности, а также говорилось о необходимости «научиться мыслить по-новому» в ядерный век, чтобы сохранить цивилизацию. Б.Рассел не только пре­дупреждал об опасностях, но и предлагал пути их решения. Так, ему принадлежит идея создания всемирного правитель­ства, которое должно было бы положить конец всем войнам. Основой такого правительства, по его мнению, могла бы стать ООН. Он также настаивал на созыве всемирной кон­ференции для поиска мирных путей решения спорных воп­росов между государствами.

Выступив за мир, разоружение и международную безо­пасность, мировое научное сообщество пришло к необходи­мости объединить свои усилия и в 1957 г. провело первую конференцию своих сторонников в Пагуоше (Канада). Это движение, получившее название Пагуошское, стало одной из самых влиятельных международных организаций, выступа­ющих за мир. Теперь к нему добавилось множество других организаций и движений (Гринпис, Римский клуб и др.), оза­боченных необходимостью преодолеть глобальные пробле­мы. Их появление — результат все большего осознания людьми того, что в тесной взаимосвязи переплелись отно­шения не только отдельных государств, наций или промыш­ленных групп, но и все это многоаспектное человечество оказалось, как никогда раньше, в неразрывной связи с ок­ружающей его средой, с вечной природой, с космосом.

Сегодня ко всем аргументам гуманитарного толка, выдви­гавшимся практически во все времена в защиту мира между людьми и установления справедливого порядка, добавились абсолютно новые императивы: ядерный, экологический, де­мографический и др., которые с жесткой необходимостью объективных законов требуют своего решения, не оставляя при этом много времени на раздумья. Несколько раньше те­оретически, теперь и практически «человек впервые реаль­но понял, что он житель планеты и может — должен — мыс­лить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их со­юзов, но в планетарном аспекте, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно связан и уйти из кото-

рой он не может». (Вернадский В. И. Размышления натурали­ста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1977. С.24). Этот обобщенный, планетарный взгляд на человека и его ме­сто в мире стал важным шагом на пути осознания людьми своего единства и новой ситуации, в которой они оказались, так как открывает новые возможности для преодоления воз­никших перед человечеством трудностей.



2016-09-16 347 Обсуждений (0)
Основные мировые проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные мировые проблемы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (347)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)