Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Во второй половине XIX века»



2016-09-15 523 Обсуждений (0)
Во второй половине XIX века» 0.00 из 5.00 0 оценок




План

1. Объективная необходимость реформ в России. Основные направления реформаторской деятельности в эпоху Александра II.

2. Консерватизм Александра III. Вступление на престол Николая II.

3. Экономическое развитие России во второй половине XIX века.

4. Общественно-политическая мысль во второй половине XIX в.

5. Внешняя политика во второй половине XIX века.

6. Русская культура второй половины XIX века.

Основная литература:

1. Кириллов В.В. История России: учебное пособие для бакалавров. 5-е изд., испр. и допол. М., 2013.

2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М., 2015.

3. Семин В.П. История: Россия и мир: учебное пособие. М., 2012.

4. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Для бакалавров. СПб., 2013.

Дополнительная литература:

1. Богатырева О.М. Губернская администрация и земское самоуправление. Вторая половина XIX – нач. XX вв. // Вопросы истории. 2004. №8.

2. Великие реформы в России 1856 – 1874. М., 1992.

3. Захарова Л.Н. Россия на переломе (самодержавие и реформы 1861 – 1874 гг.) // История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991.

4. Пирумова Н. Два Александра // Родина. 1993. №11.

5. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Спб., 2001.

 

* * * * *

 

К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политических сферах. Крымская война показала ее значительное ослабление и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствии с потребностями времени при сохранении самодержавия и господствующего положения дворян. Во внутренней политике второй половины XIX в. следует выделить три этапа: подготовка и осуществление отмены крепостного права (19 февраля 1861 г.), проведение либеральных реформ 60–70-х гг., изменение в 80–90-х гг. правительственного курса и усиление в нем консервативных тенденций.

При изучении причин, сущности, значения отмены крепостного права, земской и судебной реформ 1864 г., городской реформы 1870 г., военной реформы 1874 г., а также реформ в сфере образования 1863–1864 гг. и печати 1865 г. следует иметь ввиду, что император Александр II был хорошо подготовлен к тому, чтобы стать инициатором освобождения крестьян и либеральных реформ, которые заложили основу для модернизации страны. Логическим продолжением реформ Александра II могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в конце 1870-х гг. министром внутренних дел М.Т. Лорис-Меликовым.

Однако убийство народовольцами Александра II 1 марта 1881 г. изменило общее направление правительственного курса Александра III (1881–1894), который был убежденным сторонником неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства. В этом ключе стоит рассматривать разработку и проведение политики контрреформ (Университетский устав 1884 г., закон о земских участковых начальниках 1889 г., «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» 1890 г., «Городовое положение» 1892 г., судебные преобразования, «Временные правила о печати» 1882 г.). В 80-е – начале 90-х гг. был принят ряд важных мер, способствовавших укреплению финансов, экономическому развитию страны. Правительство было вынуждено сделать новые шаги в решении крестьянского вопроса, в регламентации взаимоотношений между предпринимателями и рабочими. Тем не менее своей главной задачей правительство считало укрепление позиций дворянства. В условиях нарастания социальной напряженности перед правительством встала задача или сохранения существующего строя репрессивными методами, или его модернизация. Суть внутренней политики правительства Николая II (1894–1917) состояла в том, чтобы не поступиться основными принципами самодержавия и в то же время снять социальную напряженность в стране.

Рассматривая экономическое развитие России во второй половине XIX века необходимо подчеркнуть, что оно определялось условиями и ходом реализации крестьянской реформы. В связи с этим следует определить особенности экономики и социальной структуры России второй половины XIX века.

Реализация крестьянской реформы и ее итоги вызвали обострение идейно-политической борьбы. В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении – консерваторы, либералы и радикалы. При рассмотрении этого вопроса следует указать политические цели и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции разных идейных направлений. Также следует обратить внимание на коренные изменения в радикальном движении в 80–90-е гг. – появление марксистских кружков и стихийного рабочего движения.

При изучении внешней политики России во второй половине XIX века необходимо рассмотреть ее основные направления – западное, среднеазиатское, дальневосточное, восточное, причины, ход, итоги русско-турецкой войны 1877–1878 гг., показать углубление противоречий между великими державами в конце XIX века.

Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. При изучении данного вопроса необходимо рассмотреть политику правительства в области культуры и особенности этого своеобразного историко-художественного периода, который его современники назвали «серебряным веком» русской культуры.

Занятие № 9

Тема:

«Российская империя в конце XIX – начале XX века»

План

1. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Нарастание общественно-политического кризиса в стране.

2. Причины и начало революции 1905 – 1907 гг. в России. Этапы революции и ее итоги.

3. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

4. Реформаторская деятельность П.А. Столыпина.

5. Внешняя политика России в начале XX века. Россия в Первой мировой войне.

Основная литература:

1. Кириллов В.В. История России: учебное пособие для бакалавров. 5-е изд., испр. и допол. М., 2013.

2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М., 2015.

3. Семин В.П. История: Россия и мир: учебное пособие. М., 2012.

4. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Для бакалавров. СПб., 2013.

Дополнительная литература:

1. Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. 1999. № 4.

2. Булдаков В.П. Кризис империи и революционный национализм начала XX века в России // Вопросы истории. 2000. № 1.

3. Гиндин Н.Ф. Государство и экономика в годы управления С.Ю. Витте // Вопросы истории. 2007. № 3.

4. Данилов А.А. Политические партии России. Конец XIX – первая треть ХХ века в России. М., 1996.

5. Динеева О.В. Безработица в дореволюционной России // Отечественная история. 2003. №5.

6. Зырянов П.Н. Петр Аркадьевич Столыпин // Вопросы истории. 1990. № 6.

7. Политические партии в российских революциях в начале XX века / Под ред. Г.Н. Севостьянова. М., 2005.

8. Сахаров А.Н. Размышления о русско-японской войне 1904–1905 гг. // Вопросы истории. 2007. № 4.

9. Тютюкин С.В. Первая революция в России: взгляд через столетие // Отечественная история. 2004. № 6.

 

* * * * *

 

К началу XX века окончательно сложилась система российского капитализма. При изучении индустриальной модернизации России необходимо показать ее влияние на нарастание общественно-политического кризиса в стране. Проведение ряда экономических мер, направленных на ускорение индустриализации страны было связано с именами выдающихся государственных деятелей С.Ю. Витте (1849 – 1916) и П.А. Столыпиным (1862 – 1911).

Социальные противоречия и неспособность правительства решить важнейшие политические проблемы привели в начале XX века к глубокому социально-политическому кризису, который выражался в борьбе различных слоев общества против самодержавного строя, в создании леворадикальных политических партий и либеральных оппозиционных союзов, в спорах внутри правящей верхушки и колебаниях правительственного курса. Начало XX века было отмечено ростом рабочего движения, выступлениями крестьян, созданием политических партий – эсеров, большевиков, меньшевиков, оформлением либеральной оппозиции, а в ходе революции была образована партия кадетов, октябристов, черносотенцев. Сравнение партийных программ и тактики позволяет провести их классификацию. Изучая первую русскую революцию 1905 – 1907 гг. необходимо рассмотреть ее причины, этапы, итоги, в результате которой было ограничено самодержавие, развивался российский парламентаризм, изменилось социально-политическое положение граждан России, установилась временная внутриполитическая стабилизация России.

Центральное место во внутренней политике занимал аграрный вопрос. П.А. Столыпин настоял на проведении реформы и поэтому ее назвали Столыпинской. Рассмотрение целей, сущности, итогов и значения реформы позволяет сделать вывод о том, что реформа способствовала устойчивому росту товарности сельскохозяйственного производства и подъему экономики страны.

На рубеже XIX – XX вв. международная обстановка изменилась из-за борьбы великих держав за передел мира. Россия обладала весомым международным авторитетом. Среди правящей верхушки были сторонники разрешения противоречий мирными средствами (С.Ю. Витте, П.А. Столыпин) и сторонники дальнейших территориальных приобретений (А.М. Безобразов, А.П. Извольский, С.Д. Сазонов). В условиях русско-германских противоречий Россия укрепляла союз с Францией и была вынуждена пойти на сближение с Англией. Также Россия активизировала дальневосточное направление своей внешней политики. В связи с этим необходимо рассмотреть причины, ход и итоги русско-японской войны 1904 – 1905 гг. В этой войне Россия понесла огромные людские потери и финансовые затраты.

Первую мировую войну вызвали противоречия между странами Тройственного союза и Антанты. Россия стремилась сохранить свои политические позиции на Балканах, захватить проливы и Константинополь. Однако военные поражения на Восточном фронте обострили внутриполитические противоречия в российском обществе. Патриотический подъем начала войны сменился антивоенными настроениями в 1915 г. Внешним проявлением кризиса власти была «министерская чехарда» и «распутинщина».

 

Занятие № 10

Тема:

«Россия в 1917 – 1922 гг.»

План

1. Февральская революция.

2. Кризисы Временного правительства.

3. Октябрьский переворот 1917 г. Первые мероприятия Советской власти.

4. Политика «военного коммунизма» (1918 – 1921 гг.).

5. Гражданская война и иностранная интервенция.

Основная литература:

1. Кириллов В.В. История России: учебное пособие для бакалавров. 5-е изд., испр. и допол. М., 2013.

2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М., 2015.

3. Семин В.П. История: Россия и мир: учебное пособие. М., 2012.

4. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Для бакалавров. СПб., 2013.

Дополнительная литература:

3. Боханов А.Н. Николай II. М., 1997.

4. Гребенкин И.Н. Генерал Л.Г. Корнилов: штрихи к портрету // Отечественная история. 2005. № 4.

5. Гришанин П.И. Современные подходы к изучению Гражданской войны и Белого движения // Вопросы истории. 2009. № 6.

6. Гуль Р. Красные маршалы. Ростов-н/Д., 1998.

7. Зимин И.В. Последняя российская императрица Александра Федоровна // Вопросы истории. 2004. № 6.

8. Искандеров А.А. Ленин, Троцкий, Сталин. Русская революция в фокусе взаимоотншений ее вождей // Вопросы истории. 2009. № 7.

9. Мельгунов С.П. Красный террор в России (1918 – 1923). М., 1990.

10. Русский исход / Отв. ред. Е.М. Миронова. СПб., 2004.

11. Политические деятели России. 1917 г. Биографический словарь. М., 1993.

 

* * * * *

 

К февралю 1917 г. резко обострилась обстановка в Петрограде, где сложилось критическое положение с продовольствием. Всеобщее недовольство царской властью привело к революционному взрыву в Петрограде, который был полной неожиданностью как для правящих верхов, так и для оппозиционных партий. Календарь событий Февраля 1917 г. позволяет установить переломный момент революции и стихийное рождение двоевластия – Временного правительства и Петроградского Совета. Для объяснения сущности политики Временного правительства необходимо обратиться к причинам революции и последовательно проанализировать его деятельность в решении важнейших проблем российского общества того времени. Следует отметить важнейшие факторы, влияющие на события Февраля и Октября 1917 гг. – массовые настроения, политическая культура народа, позиции политических партий.

Кризисы Временного правительства логично связаны с нерешенностью аграрных проблем, рабочего вопроса, национальных проблем, вопроса выхода России из войны. Важно подчеркнуть, что к прежним социально-политическим проблемам добавились новые – вопрос о власти, будущем государственном устройстве, путях выхода из кризиса, а победа революции не только не предотвратила кризис российской экономики, но и углубила его.

Для понимая своеобразия расстановки общественных сил в 1917 г. необходимо рассмотреть события от Февраля к Октябрю, показать, что провал корниловского мятежа привел к падению престижа А.Ф. Керенского и кадетов, усилению влияния РСДРП (б) во главе с ее лидером В.И. Лениным, «большевизации» советов, что в свою очередь способствовало захвату власти большевиками. Рассмотрение этих событий – октябрьского переворота 1917 г., первых мероприятий Советской власти, политики «военного коммунизма» (1918 – 1921 гг.) – позволяет сделать вывод о формировании принципиально новой политической системы, которая вызвала сопротивление буржуазии, помещиков, чиновников, офицеров, духовенства и привела к Гражданской войне. Разгон Учредительного собрания большевиками обострил ситуацию в стране. Внешняя политика большевиков, как и внутренняя, была крайне идеологизирована и привела к полной международной изоляции. 3 марта 1918 г. большевики подписали сепаратный мир с Германией, который имел тяжелейшие последствия.

Гражданская война явилась страшной трагедией в истории нашей страны. Она привела к полной хозяйственной разрухе. В боях, от голода и болезней, белого и красного террора погибло 8 млн. человек. При изучении истории Гражданской войны и иностранной интервенции необходимо указать причины, этапы боевых действий, выделяя хронологические рамки и особенности каждого этапа, политику Белых правительств, действия иностранных интервентов, причины победы большевиков, итоги и последствия войны.

 

Занятие № 11

Тема:

«СССР в 20-е годы»

План

1. Новая экономическая политика (1921 – 1929 гг.).

2. Образование СССР.

3. Внутрипартийная борьба в годы нэпа.

4. Внешняя политика СССР в 1920-е гг.

Основная литература:

1. Кириллов В.В. История России: учебное пособие для бакалавров. 5-е изд., испр. и допол. М., 2013.

2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М., 2015.

3. Семин В.П. История: Россия и мир: учебное пособие. М., 2012.

4. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Для бакалавров. СПб., 2013.

Дополнительная литература:

1. Лютов Л.Н. Система привилегий членов правящей партии в 1921 – 1923 годах // Вопросы истории. 2006. № 10.

2. Морозов К.Н. Особенности, парадоксы и итоги судебного процесса социалистов-революционеров 1922 г. // Отечественная история. 2006. № 4.

3. Надеждина В.А. Нэповская Россия в зеркале социальной истории // Отечественная история. 2007. № 4.

4. Новиков А.П. Эсеровские лидеры и кронштадтский мятеж 1921 г. // Отечественная истории. 2007. № 4.

5. Нэп: приобретения и потери. М., 1994.

6. Соколов А.С. Русские экономисты-эмигранты о денежной политике большевиков в 1920-х годах // Вопросы истории. 2006. № 3.

 

* * * * *

 

В первой половине 20-х гг. главная задача большевиков состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, создании основ для построения социализма. Политика «военного коммунизма» привела экономику к полному развалу. Для изучения мероприятий новой экономической политики (март 1921 – ноябрь 1929 гг.) необходимо показать не только экономическую, но и политическую, социальную цель нэпа, стремление преодолеть международную изоляцию. Реализация нэпа привела к противоречивым итогам. Однако в 1926 г. по основным видам промышленной продукции был достигнут довоенный уровень. Возрождение частного сектора экономики, введение свободы внутренней торговли и удовлетворение некоторых требований крестьянства не изменили методов политического руководства страной. Перекачка средств из деревни в город, «ножницы цен», классово ориентированная аграрная политика порождали кризисы нэпа, что и привело к слому нэпа.

При изучении истории создания СССР необходимо показать принципы национальной политики большевиков, значение образования СССР.

Трудности восстановительного периода вызвали появление дискуссий в партии, что могло привести к ее расколу. Можно считать, что с одной стороны, внутрипартийные дискуссии были направлены на поиск путей выхода из кризиса и дальнейших перспектив построения социализма, однако, с другой стороны, появление оппозиций в партии означало борьбу за власть внутри ВКП (б), особенно после смерти В.И. Ленина в 1924 г. В связи с этим необходимо изучить этапы и итоги внутрипартийной борьбы за власть в 20-х гг., указать причины победы И.В. Сталина и последствия этой победы для утверждения в партии и стране режима личной власти И.В. Сталина.

Рассматривая международное положение и внешнюю политику советского государства 20-х гг., необходимо изучить цели СССР на международной арене, основные события (Генуэзская конференция 1922 г., полоса дипломатического признания СССР, конференция в Локарно 1925 г., двусторонние договоры СССР с другими странами, пакт Бриана – Келлога 1928 г.), также политику Коминтерна 20-х гг.

Занятие 12

Тема:

«СССР в 30-е годы»

План

1. Советская индустриализация: сущность, методы, темпы, источники и итоги.

2. Насильственная коллективизация и ликвидация «кулачества»: сущность, методы, последствия.

3. Тоталитарная система в СССР.

4. Внешняя политика СССР в 1930-е гг.

Основная литература:

1. Кириллов В.В. История России: учебное пособие для бакалавров. 5-е изд., испр. И допол. М., 2013.

2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М., 2015.

3. Семин В.П. История: Россия и мир: учебное пособие. М., 2012.

7. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Для бакалавров. СПб., 2013.

Дополнительная литература:

1. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия. И. Сталин. Политический портрет. В 2 кн. М., 1989.

2. Гинцберг Л.И. Советско-германский пакт: замысел и его реализация // Отечественная история. 1996. № 3.

3. Голубев А.В. «Россия может полагаться лишь на саму себя»: представления о будущей войне в советском обществе 1930-х гг. // Отечественная история. 2008. № 5.

4. Данилов В.П. Сталинизм и советское общество // Вопросы истории. 2004. № 2.

5. Жуков Ю.Н. Репрессии и Конституция СССР 1936 г. // Вопросы истории. 2002. № 1.

6. Жуков Ю.Н. Сталин: тайны власти. М., 2007.

7. Земсков В.Н. Судьба «кулацкой ссылки» (1930–1954 гг.) // Отечественная история. 1994. № 1.

8. Зеленин И.Е. «Революция сверху»: завершение и трагические последствия // Вопросы истории. 1994. № 10.

9. Зима В.Ф. Голод 1932 – 1933 гг. в письмах трудящихся России // Отечественная история. 2006. № 2.

10. Кирьянова Е.А. Коллективизация Центра России (1929 – 1937 гг.) //

Отечественная история. 2006. № 5.

11. Куликова Г.Б. Из истории формирования культа личности Сталина // Отечественная история. 2006. № 1.

12. Майер Р. О чудесах и чудовищах. Стахановское движение и сталинизм // Отечественная история. 1993. № 3.

13. Минц М. М. Представления военно-политического руководства страны о будущей войне с Германией // Вопросы истории. 2007. № 7.

14. Сахаров А.Н. 1930: год «коренного перелома» и Большого террора // Вопросы истории. 2008. № 9.

 

* * * * *

Во второй половине 20-х гг. важнейшей задачей экономического развития стало превращение страны из аграрной в индустриальную (модернизация), обеспечение ее экономической независимости и укрепления обороноспособности страны. Курс на индустриализацию был провозглашен на XV съезде ВКП (б) в 1925 г. В политике индустриализации следует выделить два периода: 1926 – 1928 гг. – начальный этап индустриализации и 1929 – 1937 гг. – форсированное строительство новых предприятий преимущественно тяжелой промышленности. Рассмотрение вопроса о сущности, методах, темпах, источниках и итогах сталинской индустриализации требует сравнения с проведением первой индустриализации в России, начавшейся в конце XIX – начале XX века. Так, в советском варианте индустриализации акцент делался не на постепенном замещении импорта все более сложных промышленных изделий, а на концентрации всех имеющихся ресурсов в самых передовых в ту эпоху отраслях – энергетике, металлургии, химической промышленности, машиностроении. Эти отрасли являлись материальной основой военно-промышленного комплекса. При изучении итогов индустриализации необходимо показать важнейшие достижения СССР в годы первых пятилеток. Вместе с тем следует остановиться на цене индустриализации и ее влиянии на общество и государство в целом – усилении командно-административных методов управления страной, свертывании рыночных отношений, ухудшению положения народа, переходу к сплошной коллективизации, формированию тоталитарного режима.

Основные черты индустриализации проецировались на коллективизацию. Бешеные темпы промышленного роста, урбанизации требовали резкого увеличения в сжатые сроки поставок продовольствия в город, на экспорт: отсюда – темпы коллективизации и ее методы. Причины коллективизации были связаны с кризисами нэпа и трудностями хлебозаготовок в 1927 – 1929 гг. Для увеличения поставок хлеба государство прибегло к чрезвычайным мерам, что привело к обострению отношений между государством и крестьянством. В ноябре 1929 г. на Пленуме ЦК ВКП (б) было принято решение о переходе к сплошной коллективизации крестьянских хозяйств. Проведение практического курса на коллективизацию выразилось в повсеместном создании колхозов. В январе 1930 г. ЦК ВКП (б) принял постановление «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», в котором намечались жесткие сроки коллективизации. Изучение «великого перелома» в деревне позволяет показать сущность, методы, последствия коллективизации и раскулачивания в деревне. Последствия разгрома векового хозяйственного уклада в деревне были крайне тяжелыми: были подорваны производительные силы сельского хозяйства, погибли сотни тысяч раскулаченных, голод 1932 – 1933 гг. унес жизни свыше 5 млн. человек.

При изучении тоталитарной системы в СССР необходимо показать причины появления, источники и сущность сталинизма, идеологию сталинизма, основные черты командно-административной системы, ответить на вопрос: Какой «социализм» строил Сталин? Выяснение этих проблем связано с рассмотрением общественно-политической и культурной жизни конца 20-х – начала 30-х гг., новым этапом внутрипартийной борьбы за власть, массовыми репрессиями 30-х гг., принятием новой Конституции СССР в 1936 г. Сущность политической системы в СССР определял режим личной власти И.В. Сталина.

На международной арене глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. С учетом установления фашистских режимов в ряде стран и возрастании их агрессии советское правительство определило новые задачи своей внешней политики: осторожные, взвешенные действия по отношению к Германии и Японии, участие в создании системы коллективной безопасности через заключение серии специальных межгосударственных договоров. С учетом такого изменения курса советской внешней политики 30-х гг. следует рассматривать важнейшие события того периода: вступление СССР в Лигу Наций в 1934 г., подписание договоров с Францией и Чехословакией в 1935 г. и других действий советского руководства. Также необходимо показать стремление СССР обезопасить себя в условиях политики «умиротворения агрессии» со стороны западных демократий и оформления блока агрессивных государств Германии, Италии и Японии, направленного против СССР. Именно эти факторы обусловили выбор Сталина – заключить с Германией пакт о ненападении 23 августа 1939 г. и секретный дополнительный протокол о разделе «сфер влияния» в Восточной Европе.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. В новых международных условиях руководство СССР приступило к реализации советско-германских договоренностей августа 1939 г. 17 сентября Красная Армия вступила в Западную Украину и в Западную Белоруссию. 28 сентября был заключен советско-германский договор «О дружбе и границе», закрепивший эти земли в составе СССР. В 1940 г. Эстония, Латвия и Литва вошли в состав СССР. В результате советско-финляндской войны (ноябрь 1939 – март 1940) Финляндия уступила СССР часть территории: на Карельском перешейке, северо-западнее Ладожского озера, на северных полуостровах Средний и Рыбачий. Летом 1940 г. в результате политического нажима Румыния уступила Советскому Союзу Бессарабию и Северную Буковину. В итоге в состав СССР были включены значительные территории с населением 14 млн. человек. Границы были отодвинуты на запад на расстояние от 300 до 600 км.

Внешнеполитические соглашения 1939 г. почти на два года помогли отсрочить нападение Германии на СССР. С другой стороны, в преддверии фашистской агрессии руководство СССР оказалось без союзников. Оно ошибочно считало, что пакт о ненападении и договор о дружбе с Германией надежно гарантирует страну от втягивания в огонь мировой войны.

 

Занятие № 13

Тема:

«Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.)»

 

План

1. Нарастание военно-политической напряженности в мире во второй половине 1930-х годов. Советско-германские договоры 1939 года. Начало Второй мировой войны.

2. Нападение Германии на СССР. Причины поражения Красной Армии в начальный период войны.

3. Перестройка работы страны в условиях военного времени.

4. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром фашистской Германии и ее союзников.

5. Цена победы советского народа в Великой Отечественной войне.

 

Основная литература:

1. Кириллов В.В. История России: учебное пособие для бакалавров. 5-е изд., испр. и допол. М., 2013.

2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М., 2015.

3. Семин В.П. История: Россия и мир: учебное пособие. М., 2012.

4. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Для бакалавров. СПб., 2013

 

Дополнительная литература:

1. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. В 12 т. – М., 2012–2016 (ЭБС «Академия).

2. Великая Отечественная война. 1941–1945. Энциклопедия. – М., 1985.

3. Гареев М.А. Величайшая битва второй мировой войны (к 70-летию Великой Победы под Сталинградом) // Новая и новейшая история. – 2012. – №5.

4. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941–1945. В 6 т. – М., 1963–1964.

5. История Второй мировой войны. 1939–1945: В 12 т. – М., 1973–1982.

6. Мировые войны XX века: В 4 кн. – Кн. 3. Вторая мировая война. Исторический очерк / Отв. ред. Е. Н. Кульков. – М., 2002.

7. Семиряга М.И. Коллаборационизм: Природа, типология и проявления в годы Второй мировой войны. – М., 2000.

8. Сульянов А.К. Маршал Жуков: Слава, забвение, бессмертие. – Минск, 2004.

9. Уткин А.И. Вторая мировая война. – М., 2002.

 

* * * * *

 

Во второй половине 1930-х годов происходит нарастание военно-политической напряженности в мире. Советское правительство не сумело обеспечить сближение с Англией и Францией. Геополитические интересы СССР предопределили подписание советско-германский пакт о ненападении (23 августа 1939 г.), а также договора «О дружбе и границах» (28 сентября 1939 г.). Начавшаяся Вторая мировая война (1 сентября 1939 г.) повлияла на вектор внешней политики Советского Союза: были присоединены территории Западной Украины, Западной Белоруссии, Бессарабии, Прибалтики. В данном ключе следует рассматривать и советско-финскую войну 1939­–1940 гг.

На рубеже 1930-х — 1940-х годов происходит укрепление обороноспособности страны. Красная Армия переходит с милиционно-территориальной системы на кадровое положение. Большую роль сыграл «Закон о всеобщей воинской повинности» (1 сентября 1939 г.). Экономика все более перестраивается на выпуск новейших видов вооружения. Правительство принимает серию постановлений об особом порядке работы промышленности. (Указы от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»; от 10 июля 1940 г. «О наказании за выпуск недоброкачественной и некомплектной продукции»).

Изучая вопрос начала Великой Отечественной войны, следует проанализировать суть германской стратегии «молниеносной войны» (план «Барбаросса»), показать состояние Красной Армии к 22 июня 1941 г., ее численность, вооружение и структуру. В сражениях летом – осенью 1941 г. советские войска несли большие потери, отступали. Решающее значение имела битва за Москву. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой означал крах стратегии «блицкрига». Однако в 1942 г. советское командование не сумело развить успех. Общее наступление советских войск в начале 1942 г. оказалось неудачным. Летом 1942 г. начинается крупное наступление немецко-фашистских войск на Кавказ и Сталинград. Приказ № 227 от 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад!» сыграл важную роль в организации боевых действий советских войск.

С начала войны ведется перестройка жизни страны под лозунгом «Все для фронта, все для победы!». Трудовой подвиг совершался в тылу. Уже к осени 1942 г. промышленность была перестроена на военный лад. Развернулась партизанская борьба в тылу врага.

Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны положило контрнаступление советских войск и разгром фашистов под Сталинградом (19 ноября 1942 г. — 2 февраля 1943 г.). Курская битва и Битва за Днепр завершили коренного перелом в войне (конец 1943 г.). Это означает окончательный переход стратегической инициативы к советскому командованию. 1944 год стал годом полного освобождения советской земли от немецко-фашистских захватчиков. Начинается освободительная миссия советских войск в Европе. В 1945 г. произошло завершение разгрома фашистской Германии.

При подведении итогов изучения истории Великой Отечественной войны важно определить источники победы СССР, цену победы, значение поставок союзников военных материалов и грузов.

Вторая мировая война завершилась разгромом милитаристской Японии. Следует выявить причины участия СССР в войне против Японии, важнейшие операции Красной Армии на Дальнем Востоке.

 

 

Занятие № 14

Тема:

«СССР в 1945 – 1953 гг.»

 

План

1. Переход страны к мирной жизни. Социально-экономическое развитие СССР.

2. Стабилизация тоталитарного режима власти. Новая волна репрессий.

3. Внешняя политика СССР в 1945 – 1953 гг.

 

Основная литература:

1. Кириллов В.В. История России: учебное пособие для бакалавров. 5-е изд., испр. и допол. М., 2013.

2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М., 2015.

3. Семин В.П. История: Россия и мир: учебное пособие. М., 2012.

4. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Для бакалавров. СПб., 2013

 

Дополнительная литература:

1. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия. Политический портрет И.В. Сталина. – В 2 кн. – М., 1990.

2. Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы. 1945–1953 годы. – М., 2002.

3. Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти. 1945–1991. – Новосибирск, 2000.

4. Реабилитация: политические процессы 30-х — 50-х годов / Под ред. А.Н. Яковлева. – М., 1991.

5. Томилин В.Н. Наша крепость. Машинно-тракторные станции Черноземного Центра России в послевоенный период: 1946–1958 гг. – М., 2009.

 

* * * * *

 

Великая Отечественная война нанесла колоссальный материальный урон стране, имела негативные последствия для структуры народного хозяйства, половозрастного состава населения. Приоритеты в экономической политике правительства были определены в заданиях IV пятилетнего плана. Это — восстановление разрушенных и строительство новых промышленных предприятий, индустриализация республик и областей, вошедших в состав СССР в предвоенные годы, конверсия. Первостепенное внимание уделялось ускоренному развитию военно-промышленного комплекса. Свидетельством чего стало создание прорывных технологий по создание атомного оружия, ракетной техники, реактивной авиации и т.д. К началу 1950-х годов отечественная промышленность не только восстановила довоенный уровень, но намного его превзошла.

Послевоенная деревня рассматривалась руководством страны с точки зрения донорских возможностей. Производственная и социальная сфера деревни пострадали также как и городская и промышленная. Засуха и голод 1946–1947 гг. предельно обострили ситуацию в сельском хозяйстве. В феврале 1947 г. состоялся специальный пленум ЦК ВКП(б) по сельскому хозяйству. Его решению были направлены на развитие государственных предприятий — машинно-тракторных станций, посредством которых организовывалась производственная деятельность колхозов. При этом следует обратить внимание на усиление административного нажима на колхозы и личные подсобные хозяйства населения. Все это предопределило аграрный кризис начала 1950-х годов.

После войны произошла радикализация общественных настроений. С войны пришел другой человек. И.В. Сталин предпринимает меры по укреплению личной власти и усилению борьбы с вольномыслием в обществе. Во второй половине 1940-х — начале 1950-х годов власть организует репрессивную кампанию, которая по своим масштабам превосходит кампанию 1937–1938 гг. Наибольший общественный резонанс вызвало «Ленинградское дело». В послевоенное время в СССР окончательно сложился режим личной власти И.В. Сталина.

После Второй мировой войны произошло укрепление позиций СССР на международной арене. Под его эгидой складывается мировая социалистическая система. Создается экономическая организация соцстран — Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Ведущие державы Запада, прежде всего США, очень болезненно переживали новую конфигурацию сил в международных отношениях. Начинается противостояние великих держав, получившее название «холодной войны». Мир раскалывается на противоборствующие военно-политические блоки — Североатлантический (НАТО) и Организация Варшавского Договора. Растет конфронтации между СССР и странами Запада, которая наиболее рельефно проявилась в Берлинском кризисе 1948–1949 гг. и Корейской войне 1950–1953 гг.

 

Занятие № 15

Тема:

«СССР в 1945 – 1964 гг.»

 

План

1. Поиски путей демократизации советского общества после смерти И.В. Сталина.

2. Социально-экономические преобразования Н.С. Хрущева.

3. Общественно-политическая жизнь. XX съезд КПСС.

4. Культура в годы «оттепели».

5. Внешняя политика СССР в 1953 – 1964 гг.

 

Основная литература:

5. Кириллов В.В. История России: учебное пособие для бакалавров. 5-е изд., испр. и допол. М., 2013.

6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М., 2015.

7. Семин В.П. История: Россия и мир: учебное пособие. М., 2012.

8. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Для бакалавров. СПб., 2013

 

Дополнительная литература:

 

1. Зезина М.Р. Советская художественная интеллигенция и власть в 1950-е — 60-е годы. – М., 1999.

2. Корниенко Г.М. «Холодная война»: свидетельство её участника. – М., 2001.

3. Молева Н. Когда отшумела оттепель… – М., 1991.

4. Норинский М.М. История международных отношений. 1945–1975 гг. – М., 2004.

5. Пихоя Р.Г. Советский Союз. 1945–1991. – Новосибирск, 2000.

6. Путилин Б.Г., Шепотова Н.А. На краю пропасти (Карибский кризис 1962 г.). – М., 1994.

7. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Сысоева Е.К., Зезина М.Р. История русской культуры IX — XX вв. – М., 2002.

 

* * * * *

 

После смерти И.В. Сталина изменилась расстановка сил в партийно-государственном руководстве страны. Устранение Л.П. Берия («Дело Берия») следует расс



2016-09-15 523 Обсуждений (0)
Во второй половине XIX века» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Во второй половине XIX века»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (523)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)