Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Технология разрешения проблем



2016-09-16 415 Обсуждений (0)
Технология разрешения проблем 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

 

 

 

 

 

Системное осознание проблемы Элементы и связи рассматриваемой системы
Элементы процесса осознания Связи в процессе осознания  
Осознание потребностей, целей, самоопределение Самоопределение            
Проблематизация (сопоставление самоопределения с критериями)            
Осознание норм, содержания, критериев            
Депроблематизация (сопоставление критериев со способами действий)            
Осознание способностей, методов, способов деятельности            
Рефлексия (осознание новой проблемы)            
Осознание результата            
Цикл повторяется            

 

Данная таблица может служить алгоритмом решения как индивидуальных, так и коллективных проблем. Именно по такой схеме должен готовиться доклад, процедура собрания, если оно имеет своей целью разрешить проблему. Собрание может иметь и другую цель — не целостное решение проблемы, а ее отдельный этап, например: изучение ситуации, ее анализ; или сообщение коллективу содержания важного документа, включающего новую информацию, новую норму деятельности, которую надо принять как критерий собственной деятельности; или обсуждение новых способов деятельности, нового механизма в связи с изменившимися условиями. Это отдельные этапы разрешения растянутых во времени проблем. Иногда ситуация требует решить проблему немедленно, и тогда все этапы должны быть использованы одновременно.

Роль общения в педагогическом процессе. В педагогическом процессе необходимо взаимопонимание между преподавателем и обучающимся, которое достигается в процессе обмена информацией. У обучающихся в педагогическом взаимодействии складывается отношение к информации, ее восприятие — сначала для понимания, затем для усвоения. Информация накапливается, систематизируется для хранения, затем воспроизводится в виде представлений, определений, понятий. Психолого-познавательные процессы либо стимулируются, если понимаются и учитываются преподавателем, либо работают протиЁ эффективности образовательного процесса, если не учитываются, не понимаются субъектами взаимодействия. Преподаватель в педагогическом процессе наряду с другими имеет функцию психодиагностики — постоянного понимания психического состояния обучающихся, динамики его изменения, обеспечения пррблематизации и депроблематизации. Это возможно, если преподаватель «прочитывает» информацию, поступающую через невербальные средства (мимика, поза, жесты и т.п.).

При выявлении потребностей подачи информации и контроле за ее усвоением происходит непосредственное общение, обеспечивающее понимание. Закрытость как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающихся, — это барьер в коммуникации, который надо почувствовать, понять, преодолеть.

Эффективность педагогического процесса напрямую связана с эффективностью общения, установления понимания.

В педагогическом процессе важно определиться с понятием субъекта образования. Именно этот «материал» преобразуется в данном процессе.

В педагогике давно изучена составляющая субъекта образования «био» — индивид. Он как особый вид в природе является ее частью: рождается, растет, взрослеет, стареет, умирает. Природа наделила его особенностями как физическими, так и психическими, они проявляются в способах действий, поведения, деятельности как его индивидуальность.

Еще более глубоко изучила современная педагогика составляющую субъекта образования «социо» — личность. Она проявляется в социальной жизни как значимость личности в различных социокультурах. Чья-то личностность распространяется только на семью, чья-то — на коллектив, на город, на общность (территориальную, региональную, национальную), на общество, на мировое сообщество.

Социум, организуя свою жизнедеятельность, создает систему производства и распределения средств духовной и материальной жизни людей. Качество жизни общества в значительной степени зависит от качества продуктов труда, от квалификации людей их производящих, а значит от подготовки к профессиональной деятельности, от их образования. Процесс образования (как осознания собственных действий, как осознания окружающего мира и себя в нем) — непрерывный и глубоко индивидуальный.

В процессе образования происходит приобщение к культуре, человек природный становится человеком культурным, который в свою очередь способствует развитию культуры, пополнению ее духовных и материальных ценностей.

Культура духовная результат накопления и оформления идей, которые принято в настоящее время делить на формы общественного сознания, своеобразные отрасли знания. Мысль, оформленная в слово, это идея, оформленная в знание.

Сложнее всего разобраться современному педагогу с духовной составляющей, т.е. с процессом гуманизации, демократизации, разумности, самостоятельности, адаптации к условиям перемен и другими задачами современного воспитания.

Как понять Дух, духовную составляющую как реальность, которую необходимо учесть в педагогическом взаимодействии?

Сегодня эти попытки не прекращаются. Психологи и педагоги, теоретики и практики все ближе к этой разгадке. Уже всеобщее признание получили определения духа как «стержня сознания» (Л.Н. Толстой), как «самосознания» (Гегель). Дух представляется как постоянно работающая система, направление ее активности — подняться над обыденным позитивными или негативными способами. Работой духа объясняется стремление к власти, стремление возвыситься над другими. Дух, работая непрерывно, проявляется в действии, поведении. Так называемое плохое поведение учащихся можно объяснить особенностями работы духа, если вспомнить всем известные характеристики духа: «злой дух», «воинствующий дух», «сильный духом», «дух противоречия». Наиболее типичные модели плохого поведения:

- «стремление к власти» — стремление подняться над обыденным, над теми, с кем общаешься. В основе его мотивов стремление к свободе — «чем выше над другими, тем свободнее», причина в накопившемся подавлении духа, самостоятельности, внутренней свободы в раннем детстве в семье, в дошкольных учебных заведениях. С самого раннего детства дух проявляет себя в проявлении самости. Вспомните, как только ребенок в состоянии держать в руках ложку, он заявляет «Я сам». Как часто любящие мамы и бабушки заглушают эту самость, стараясь оградить ребенка от трудностей, они берут на себя то, что ребенок делать в состоянии сам. Ребенок, подчиняясь, сильнее не становится, его дух слабеет, он лишается упражнения в закаливании духа, а зачастую становится малоразумным, малоактивным;

- «реванш» — часто делая замечания обучающемуся, преподаватель принижает его в глазах окружающих, тогда у духа появляется мотив — взять реванш, одержать победу, и он выжидает, ждет особого момента, особой ситуации, чтоб подняться над обидчиком, опустив его;

- «я — личность» — дух обслуживает стремление быть личностью, быть значимым для того социума, в котором он находится. Это желание выражается в стремлении быть замеченным тем или иным, положительно или отрицательно оцениваемым окружающими способом. Кто-то тянет руку, показывая, что он может ответить на вопрос, кто-то гримасничает, привлекая к себе внимание любым способом. Он внес свой вклад в жизнедеятельность социума, он замечен, он что-то значит;

- «я — индивид» — все живое в природе стремится к самосохранению, старается оградить себя от саморазрушения; как принято говорить «оградить себя от ошибок» — это сдерживающий фактор. Неправильный ответ вызывает целую серию разрушающих реакций — «стрел, вонзающихся в ауру», в виде оценок неодобрения, насмешек, доставляющих боль.

 



2016-09-16 415 Обсуждений (0)
Технология разрешения проблем 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Технология разрешения проблем

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (415)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)