Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 3. Философская антропология



2016-09-16 1094 Обсуждений (0)
Раздел 3. Философская антропология 0.00 из 5.00 0 оценок




Практическая работа по философии №8

О сущности человека

Задание 1.

В центре философских размышлений всегда стоял вопрос о сущности человека, его месте в мире и его предназначении.

Познакомьтесь с нижеприведенными позициями и напишите небольшое эссе на тему «Что есть человек?», содержащее комментарии ко всем трем, либо аргументированную защиту одной из них.

1. Человек – это звучит гордо!

А.М. Горький.

2. Родила червяшка червяшку. Червяшка поползала-поползала немного и умерла. Вот человек и человеческая жизнь.

В.В. Розанов.

3. Человек – самая ничтожная былинка в природе, но былинка мыслящая. Не нужно вооружаться всей вселенной, чтобы раздавить ее. Для ее умерщвления достаточно небольшого испарения, одной капли воды. Но пусть вселенная раздавит его, человек станет еще выше и благороднее своего убийцы, потому что он сознает свою смерть, вселенная же не ведает своего превосходства над человеком.

… Что же такое человек в природе? Ничто в сравнении с бесконечным, все в сравнении с ничтожеством, середина между ничем и всем.

Б. Паскаль.

Задание 2.

Немецкий философ М.Хайдеггер приводит два подхода к пониманию, что есть подлинный человек:

«Из чего и как определяется сущность человека? Маркс требует познать и признать «человечного человека», der menschliche Mensch. Он обнаруживает его в обществе. Общественный человек есть для него «естественный человек». «Обществом» соответственно обеспечивается «природа» человека, то есть совокупность его «природных потребностей» (пища, одежда, воспроизведение, экономическое благополучие). Христианин усматривает человечность человека, его humanitas в его отношении к божеству».

Прокомментируйте эти подходы. В чем, на Ваш взгляд, состоит «человечность» человека?

Задание 3.

Английский философ Т.Гоббс в своем труде «Левиафан» писал:

«Стоимость или ценность человека, подобно всем другим вещам есть его цена, то есть столько, сколько можно дать за пользование его силой, и поэтому является вещью не абсолютной, а зависящей от нужды в нем и оценки другого».

Прокомментируйте высказывание. Согласны ли Вы, что ценность человека можно рассматривать с позиций утилитаризма?

Задание 4.

Размышляя о собственной сущности и предназначении, человек в действительности задумывается и о сущности человека вообще. Но вместе с тем, человека не покидает убеждение в неповторимости и уникальности собственной личности и собственного пути.

Прокомментируйте в связи с этим следующее утверждение русского философа Л. Шестова:

«Есть Платон, Аристотель, Сократ, Александр Македонский, конюх Александра Македонского, но каждый из них отличается от другого в гораздо большей степени, чем от носорога, павиана, кипариса или кочана капусты».

Задание 5.

Требование «Познай себя», начертанное у входа в храм Аполлона в Дельфах, с древности признавалось наиболее трудной задачей человека. Именно об этом знаменитые строчки из «Баллады примет» французского поэта Позднего Возрождения Франсуа Вийона

«Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя».

В другом своем произведении под малоговорящим названием «Баллада поэтического состязания в Блуа» Вийон говорит о противоречивости человеческой природы, которая, вероятно, и является причиной невозможности познать себя. Прочтите это произведение и попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Возможно ли самопознание?

2. Что препятствует самопознанию?

3. Возможно ли преодоление внутреннего раскола, о котором пишет Вийон, и достижение хотя бы относительной гармонии с собой?

4. Является ли этот внутренний раскол следствием влияния эпохи, особенностей конкретной личности, либо это проявление универсальной ситуации человека?

От жажды умираю над ручьем.

Смеюсь сквозь слезы и тружусь, играя.

Куда бы ни пошел, везде мой дом,

Чужбина мне – страна моя родная.

Я знаю все, я ничего не знаю.

Мне из людей всего понятней тот,

Кто лебедицу вороном зовет.

Я сомневаюсь в явном, верю чуду.

Нагой, как червь, пышней я всех господ.

Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Я скуп и расточителен во всем.

Я жду и ничего не ожидаю.

Я нищ, и я кичусь своим добром.

Трещит мороз – я вижу розы мая.

Долина слез мне радостнее рая.

Зажгут костер – и дрожь меня берет,

Мне сердце отогреет только лед.

Запомню шутку я и вдруг забуду,

Кому презренье, а кому почет.

Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Не вижу я, кто бродит под окном,

Но звезды в небе ясно различаю.

Я ночью бодр, а сплю я только днем.

Я по земле с опаскою ступаю,

Не вехам, а туману доверяю.

Глухой меня услышит и поймет.

Я знаю, что полыни горше мед.

Но как понять, где правда, где причуда?

А сколько истин? Потерял им счет.


Практическая работа по философии № 9.

Феномены человеческого бытия

Задание 1.

Одиночество обыденное сознание традиционно трактует как несчастье, «проклятье». Однако известная французская писательница Ф. Саган пишет об одиночестве следующее: «…именно в одиночестве мне довелось познать моменты необыкновенного, почти сверхъестественного счастья, когда вокруг, в каком-то ослепительном, концентрированом озарении постигаешь, что жизнь великолепна, что она полностью и безоговорочно оправдана в эту секунду простым фактом твоего существования»[13].

Согласны ли Вы с позицией Ф.Саган? Аргументируйте свое мнение.

Задание 2.

Прочтите приведенный ниже текст и ответьте на вопросы.

Известный поэт Р.М. Рильке писал накануне Рождества молодому поэту такое письмо: «Мой дорогой господин Каппус, Вы не должны остаться без моего привета в дни, когда начинается Рождество, и Вам в часы праздника будет труднее, чем обычно, сносить Ваше одиночество. Но когда Вы сами заметите, какое большое это одиночество, порадуйтесь этому: зачем (спросите себя сами) одиночество, если в нем нет ничего большого? Одиночество бывает только одно, и оно большое, и его нести нелегко. И почти у всех случаются такие часы, когда хочешь поменять его с радостью на самое банальное и дешевое общение, даже на видимость согласия с самым недостойным из людей, с первым встречным... Но, может быть, как раз в такие часы и растет одиночество… Но это не должно Вас смущать. Есть только одно, что необходимо нам: это одиночество, великое одиночество духа. Уйти в себя, часами не видеться ни с кем – вот чего нам надо добиться. Быть одиноким, как это с каждым из нас бывает в детстве, когда взрослые ходят мимо, и их окружают вещи, которые кажутся нам большими и важными, и взрослые кажутся такими занятыми, потому что тебе непонятны их дела. И когда ты, наконец, увидишь, что все их дела ничтожны, их занятия окостенели и ничем уже не связаны с жизнью, почему бы и впредь не смотреть на них, как смотрит ребенок, смотреть как на что-то чужое, из самой глубины своего мира, из беспредельности своего одиночества, которое само по себе есть труд, и отличие, и призвание?

<…>И Вас не должно смущать в Вашем одиночестве, что есть в Вас что-то, что не соглашается и желает выхода. Именно это желание, если Вы распорядитесь спокойно и неспешно, если увидите в нем Ваш рабочий инструмент, Вам поможет отвоевать обширные и новые владения для Вашего одиночества. Люди научились с помощью условностей решать все сложные вопросы легким и наилегчайшим образом; но ясно, что мы должны помнить о трудном. Все живое помнит о трудном, все в природе растет и, обороняясь, как может, хочет стать чем-то неповторимым и особым, любой ценой одолевая все преграды…

<…> хорошо быть одиноким. Потому что одиночество – трудно. И чем труднее то, чего мы хотим, тем больше для нас причин добиваться именно этого…»

<…> И хорошо любить, потому что любовь – трудна. Любовь человека к человеку, быть может самое трудное из того, что нам предназначено, это последняя правда, последняя проба и испытание, это труд, без которого все остальные наши труды ничего не значат. Поэтому молодые люди, которые только начинают свою дорогу, еще не умеют любить, они только должны научиться этому. Учится всем своим существом, всеми силами и всем своим одиноким, нелюдимым, ищущим добра сердцем. Но учение требует времени и сосредоточенности, вот почему любовь – уже надолго вперед, на долгие годы жизни – есть одиночество, глубокое, ни с чем несравнимое одиночество любящего».[14]

1. Как Вы думаете, что Рильке называет «великим», «большим» одиночеством?

2. Является ли одиночество столь же универсальным феноменом существования, как любовь и смерть?

3. Любовь считают наилучшим средством от одиночества. Какова позиция Рильке по поводу их отношений? Разделяете ли Вы ее?

Задание 3.

Известному немецкому поэту Г.Гейне принадлежит следующее высказывание: «Если человек хочет застрелиться, он всегда имеет на то достаточные причины. Но знает ли он сам эти причины – это другой вопрос. До последней минуты мы разыгрываем с собою комедию. Умирая от зубной боли в сердце, мы жалуемся на зубную боль». В 1887 г. Максим Горький в записке, оставленной при покушении на самоубийство вспомнил об этом, указав: «В смерти моей прошу винить немецкого поэта Гейне, выдумавшего зубную боль в сердце».

Прокомментируйте эти высказывания.

Согласны ли вы с тем, что человек не бывает искренним даже с самим собой?

Задание 4.

Карл Поппер в работе «Какой мне видится философия» писал:

«Все люди философы в силу того, что занимают ту или иную позицию по отношению к жизни и смерти. Есть люди, которые дешево ценят свою жизнь, потому что она конечна. Они не догадываются использовать противоположный аргумент: став бесконечной, жизнь утратит свою ценность. Именно страх ее потерять помогает острее ощутить ее ценность жизни».[15]

Нет ли противоречия в рассуждениях Поппера? Только ли страх потерять заставляет ценить жизнь?

Задание5.

Прочтите нижеприведенные высказывания.

Чья позиция по отношению к смерти и бессмертию Вам наиболее близка и почему?

Смерть страшна, но еще страшнее было бы сознание, что будешь жить вечно и никогда не умрешь. А. Чехов.

Все можно пережить, кроме смерти. О. Уайльд

Смерть – это покой. Но мысль о смерти не дает нам покоя. Ч. Павезе

Смерть – начало бессмертия. М. Робеспьер

Умрешь не потому, что хвораешь, а потому, что живешь. Сенека

Средний человек, не знающий, что делать со своей жизнью, мечтает еще об одной, которая длилась бы вечно. А.Франс.

Фридрих Великий (1712-1786) кричал солдатам, бегущим с поля битвы под Колином в 1757 г.: «Канальи, вы что, хотите жить вечно?»

Я научился смотреть на смерть как на старый долг, который рано или поздно придется заплатить. А.Эйнштейн.

Ничего нет страшного в жизни тому, кто по-настоящему понял, что нет ничего страшного в не-жизни. Эпикур.

Самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых. Эпикур.

Каждый уходит из жизни так, словно только что вошел. Эпикур.


Темы для эссе

Бог есть, но я в него не верю.

Осип Брик.

Мир, вероятно, спасти не удастся, но отдельного человека всегда можно.

Иосиф Бродский.

Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.

Лев Толстой

Всякое творчество по сути своей молитва.

Иосиф Бродский.

Каждый человек – это мир, который с ним рождается, и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история.

Генрих Гейне.

Если я здесь – все здесь, а если я не здесь – кто здесь?

Если я не сам за себя, то кто за меня? Но если я только за себя, то зачем я?

И если не теперь, то когда же?

Гиллель Старший

Человек всю жизнь не живет, а сочиняет себя, самосочиняется.

Федор Михайлович Достоевский

Я никогда не бываю менее одиноким, чем тогда, когда, когда я один.

Катон Старший

Что у меня общего с евреями? У меня едва ли есть что-нибудь общее с самим собой.

Франц Кафка

Единственный способ определить границы возможного – выйти за эти границы.

Артур Кларк

Чтобы быть собой – надо превзойти себя.

Антоний Сурожский

Люди не хотят жить вечно. Люди просто не хотят умирать.

Станислав Лем.

Жизнь коротка, это понятно. Но по сравнению с чем?

Андре Моруа.

Время потому и исцеляет скорби и обиды, что человек меняется: он уже не тот, кем был.

Блез Паскаль.

Мы никогда не живем, а лишь предполагаем жить.

Блез Паскаль.

И среди людей больше копий, чем оригиналов.

Пабло Пикассо

Настоящий рай – потерянный рай.

Марсель Пруст

Свободен лишь тот, кто утратил все, ради чего стоит жить.

Эрих Мария Ремарк.

Хорошо быть свободным, когда ты не один.

Эрих Мария Ремарк.

Жизнь коротка, но что делает ее короткой? То, что мы знаем, что она коротка.

Эрих Мария Ремарк.

Люди чаще капитулируют, чем терпят крушение.

Генри Форд

Если быть, то быть первым.

Валерий Чкалов, летчик-испытатель

Жизнь – большой сюрприз. Возможно, смерть окажется еще большим сюрпризом.

Владимир Набоков.


Библиография

 

1. Августин Блаженный. Исповедь / Августин Блаженный // Августин Блаженный. Творения в 4 тт. – Т.1. – СПб.: Алетейя, 1998. – С.469-741.

2. Берталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем / Л. фон Бертланфи // Системные исследования. Ежегодник. М., 1973 - С. 20—36.

3. Виллер Э.А. Учение о Едином в античности и средневековье. Антология текстов / Э.А. Виллер. – СПб.: Алетейя, 2002. – 668 с.

4. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое / В.Гейзенберг/ Пер. с нем. И.А. Акчурина, Э.П. Андреева. – М.: Наука, 1989. –214 с.

5. Покровский Н.Е. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки // Н.Е. Покровский, Г.В. Иванченко. – М.: Университетская книга, Логос, 2008. – 424 с.

6. Померанц Г. Две модели познания / Г. Померанц // Померанц Г. Выход из транса. – М.: Юрист, 1995. – С. 41-53.

7. Путь в философию. Антология / Сост. С.Я. Левит. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. – 445 с.

8. Саган Ф. Потерянный профиль / Ф. Саган // Саган Ф. Избранные произведения: в 4-х тт. Т.3. – М., 1992. –435 с.

9. Языки как образ мира / Сост. К.Королев. – М.: АСТ, 2003. – 568 с.


[1] Гераклит. Фрагменты из сочинений // Виллер Э.А. Учение о Едином в античности и средневековье. Антология текстов. – СПб.: Алетейя, 2002. – С. 33-37.

[2] Плотин. О диалектике// Виллер Э.А. Учение о Едином в античности и средневековье. Антология текстов. – СПб.: Алетейя, 2002. – С.163.

[3] Берталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем // Системные исследования. Ежегодник. М., 1973 С. 20—36.

 

[4] Августин Блаженный. Исповедь // Августин Блаженный. Творения в 4 тт. – Т.1. – СПб.: Алетейя, 1998. – С.469-741.

[5] Путь в философию. Антология. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. – С. 18, 19.

[6] Померанц Г. Две модели познания // Померанц Г. Выход из транса. – М.: Юрист, 1995. – С. 41-53.

[7] Путь в философию. Антология. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. – С. 15-16.

[8] Путь в философию. Антология. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. – С. 22.

[9] Путь в философию. Антология. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. – С. 17, 19.

[10] Путь в философию. Антология. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. – С. 25.

[11] Сепир Э. Грамматист и его язык // Языки как образ мира. – М.: АСТ, 2003. - С.139-156.Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку// Языки как образ мира. – М.: АСТ, 2003. - С. 157-201.

[12] Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое: Пер. с нем. И.А. Акчурина, Э.П. Андреева. – М.: Наука, 1989. –С.128.

[13] Саган Ф. Потерянный профиль // Саган Ф. Избранные произведения: в 4-х тт. Т.3. – М., 1992. – С.191- 341.

[14] Цит. по Покровский Н.Е. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки // Н.Е. Покровский, Г.В. Иванченко. – М.: Университетская книга, Логос, 2008. – 413-414.

[15] Путь в философию. Антология. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. –С.137.



2016-09-16 1094 Обсуждений (0)
Раздел 3. Философская антропология 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 3. Философская антропология

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1094)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)