Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 1. Что такое философия?



2016-09-16 478 Обсуждений (0)
Раздел 1. Что такое философия? 0.00 из 5.00 0 оценок




Департамент образования и науки

Ханты-Мансийского автономного округа

____________________

ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Кафедра философии

 

 

Т.Ю. Денисова

Практикум по Философии

Часть I

Что такое философия

История философских учений

Учебно-методическое пособие

 

 

Сургут

Издательство СурГУ


УДК 1 (076.6)

ББК 87 я 73

Д 332

 

Печатается по решению

редакционно-издательского совета СурГУ

 

Рецензент

доктор философских наук, профессор,

заведующий кафедрой философии СурГУ В.В. Мархинин

 

 

Денисова Т.Ю.

Практикум по философии. Ч. I. Что такое философия. История философских учений: учеб.-метод. пособие / Т.Ю. Денисова; Сургут. гос. ун-т ХМАО-Югры. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2011. – 87 с.

 

Учебно-методическое пособие представляет собой комплекс тематически сгруппированных философских текстов и практических заданий к ним по курсу «Философия», включающих сопоставление позиций разных мыслителей по важнейшим философским вопросам, обсуждение философско-мировоззренческих ситуаций, написание эссе по предлагаемым темам.

Выполнение заданий практикума на семинарских и практических занятиях, в рамках домашних и контрольных работ призвано активизировать самостоятельную работу в процессе изучения дисциплины и тем самым обеспечить более продуктивное освоение курса философии.

Пособие предназначено для студентов естественнонаучных и инженерно-технических специальностей дневного и заочного отделений.

 

 

ÓДенисова Т.Ю., 2011

Ó Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, 2011


Содержание

Предисловие
Раздел 1. Что такое философия? Тема 1.1. Специфика философского знания. Практическая работа №1. О значении термина «философия». Практическая работа №2. Философия как знание и деятельность. Тема 1.2. Философия и философствование Практическая работа №3. Поступок как способ философствования Практическая работа №4. Ироническое философствование Практическая работа №5. Притча как способ философствования Практическая работа №6. Искусство как способ философствования Практическая работа №7. Афористическое философствование Темы для эссе Раздел 2. История философских учений Тема 2.1. Философские позиции Практическая работа № 8. Основные типы философских взглядов Тема 2.2.Философские учения от античности до Нового времени. Практическая работа №9. Античные философы о первоосновах мира Практическая работа №10. Система ценностей греческого полиса Практическая работа №11. Духовная революция Сократа Практическая работа №12. Эллинистическая философия Практическая работа №13. Средневековая европейская философия Практическая работа №14. Мыслители о сущности и назначении человека Практическая работа №15. Мыслители об источниках и возможностях человеческого познания Темы для эссе Персоналии Приложения                                  

Предисловие

История мировой философской мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Однако и задолго до этого людей волновали вечные вопросы, которые мы называем философскими. Поиском ответов на них, конечно, в первую очередь занимаются те, кто посвятил себя философии, сделал ее своей профессиональной деятельностью. Однако они важны и для тех, кто посвятил себя иному делу. Высшая цель философских исканий, как считал выдающийся мыслитель И. Кант, – помочь человеку занять подобающее ему место в мире, «научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком».

Курс философии в рамках университетского образования является базовым в решении задач общегуманитарной, общекультурной подготовки специалиста. Цель университетского курса философии и состоит в том, чтобы в процессе его изучения Вы могли познакомиться с культурно-философской традицией понимания оснований бесконечного многообразия окружающего человека мира, как природного, так и социального, с философскими взглядами на сущность самого человека.

Философию, как и искусство, невозможно освоить только по учебникам. Философское знание должно быть не заучено, а осмыслено, даже выстрадано. Без знакомства с оригинальными текстами это невозможно. Настоящее пособие представляет комплекс практических заданий по философии, состоящий из фрагментов текстов философов и вопросов к ним. Задания предполагают Ваше знакомство с предлагаемыми текстами, сопоставление различных позиций и изложение результатов Ваших собственных размышлений по обозначенным проблемам.

Пособие включает 3 части, состоящие из тематически сгруппированных текстов мыслителей разных эпох.

В первой части пособия представлены задания по двум разделам: «Что такое философия» и «История философских учений». Выполняя их, Вы поразмышляете над спецификой философского знания, задачами философии в обществе, образцовой моделью философа. История философских учений познакомит Вас с идеями и концепциями наиболее значительных и оригинальных мыслителей разных эпох, логикой их рассуждений. Изучая этот раздел, Вы рассмотрите философское знание в социокультурном аспекте, увидите широкую панораму процесса его развития. Задача этого раздела – не загрузить в Вашу память определенную совокупность фактов и мнений, а помочь формированию собственной целостной и логической системы философских взглядов. Для этого от Вас требуется не столько запоминание, кто из философов что сказал, сколько понимание сущности философских проблем и идей. Выдающийся отечественный философ М.К. Мамардашвили говорил, что текст может читаться только текстом. Идеи великих философов станут по-настоящему понятны и близки, когда Вы в самих себе обнаружите собственные глубины мысли

Вторая часть пособия предлагает для обсуждения задания по разделам «Онтология» и «Гносеология», связанные с представлениями о бытии и сущем, материи и ее формах существования, сознании и мышлении, знании и истине, а также с разнообразными методами получения знания.

Третья часть включает разделы «Философская антропология» и «Социальная философия» и освещает проблемы феноменов человеческого существования, оснований общественной жизни, знакомит с важнейшими моделями социальной динамики, вводит в сложнейшую проблематику природы и назначения человека.

Автор пособия надеется, что знакомство с философского текстами выдающихся мыслителей станет для Вас основой для плодотворного диалога и позволит не заучивать, а творчески осваивать академический курс философии.


Раздел 1. Что такое философия?

Вопрос «Что такое философия?» не принадлежит к числу простых. Мыслители разных эпох размышляли над проблемой смысла и назначения философии и предлагали свои варианты ответа. С некоторыми из них Вы познакомитесь в предлагаемых далее текстах. Как Вы убедитесь, многовариантность ответов на вопрос «Что такое философия?» обусловлена не только различными позициями мыслителей, но и многоаспектностью, многослойностью самой проблемы. Предметом размышлений в контексте данной проблемы становятся вопросы, подобные следующим:

Что такое философская проблема?

Какова миссия философа?

Что дано знать философу?

В чем едины и в чем противостоят друг другу философия и наука?

Какую роль играет философия в духовной жизни человека?

Как соотносятся философия и повседневная жизнь?

Как связаны между собой философское наследие и живое философское творчество?

Какие существуют способы философствования?

Знакомство с текстами выдающихся мыслителей призвано не столько дать Вам готовые ответы на эти вопросы, сколько – пробудить Вашу собственную мысль, помочь сформулировать собственные соображения по этому поводу. Так, Людвиг Витгенштейн писал в своем предисловии к «Философским исследованиям»: «Своим сочинением я не стремился избавить других от усилий мысли. Мне хотелось иного: побудить кого-нибудь, если это возможно, к самостоятельному мышлению»[1].




2016-09-16 478 Обсуждений (0)
Раздел 1. Что такое философия? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 1. Что такое философия?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (478)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)