Раздел 1. Что такое философия?
Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа ____________________ ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Кафедра философии
Т.Ю. Денисова Практикум по Философии Часть I Что такое философия История философских учений Учебно-методическое пособие
Сургут Издательство СурГУ УДК 1 (076.6) ББК 87 я 73 Д 332
Печатается по решению редакционно-издательского совета СурГУ
Рецензент доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии СурГУ В.В. Мархинин
Денисова Т.Ю. Практикум по философии. Ч. I. Что такое философия. История философских учений: учеб.-метод. пособие / Т.Ю. Денисова; Сургут. гос. ун-т ХМАО-Югры. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2011. – 87 с.
Учебно-методическое пособие представляет собой комплекс тематически сгруппированных философских текстов и практических заданий к ним по курсу «Философия», включающих сопоставление позиций разных мыслителей по важнейшим философским вопросам, обсуждение философско-мировоззренческих ситуаций, написание эссе по предлагаемым темам. Выполнение заданий практикума на семинарских и практических занятиях, в рамках домашних и контрольных работ призвано активизировать самостоятельную работу в процессе изучения дисциплины и тем самым обеспечить более продуктивное освоение курса философии. Пособие предназначено для студентов естественнонаучных и инженерно-технических специальностей дневного и заочного отделений.
ÓДенисова Т.Ю., 2011 Ó Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, 2011 Содержание
Предисловие История мировой философской мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Однако и задолго до этого людей волновали вечные вопросы, которые мы называем философскими. Поиском ответов на них, конечно, в первую очередь занимаются те, кто посвятил себя философии, сделал ее своей профессиональной деятельностью. Однако они важны и для тех, кто посвятил себя иному делу. Высшая цель философских исканий, как считал выдающийся мыслитель И. Кант, – помочь человеку занять подобающее ему место в мире, «научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком». Курс философии в рамках университетского образования является базовым в решении задач общегуманитарной, общекультурной подготовки специалиста. Цель университетского курса философии и состоит в том, чтобы в процессе его изучения Вы могли познакомиться с культурно-философской традицией понимания оснований бесконечного многообразия окружающего человека мира, как природного, так и социального, с философскими взглядами на сущность самого человека. Философию, как и искусство, невозможно освоить только по учебникам. Философское знание должно быть не заучено, а осмыслено, даже выстрадано. Без знакомства с оригинальными текстами это невозможно. Настоящее пособие представляет комплекс практических заданий по философии, состоящий из фрагментов текстов философов и вопросов к ним. Задания предполагают Ваше знакомство с предлагаемыми текстами, сопоставление различных позиций и изложение результатов Ваших собственных размышлений по обозначенным проблемам. Пособие включает 3 части, состоящие из тематически сгруппированных текстов мыслителей разных эпох. В первой части пособия представлены задания по двум разделам: «Что такое философия» и «История философских учений». Выполняя их, Вы поразмышляете над спецификой философского знания, задачами философии в обществе, образцовой моделью философа. История философских учений познакомит Вас с идеями и концепциями наиболее значительных и оригинальных мыслителей разных эпох, логикой их рассуждений. Изучая этот раздел, Вы рассмотрите философское знание в социокультурном аспекте, увидите широкую панораму процесса его развития. Задача этого раздела – не загрузить в Вашу память определенную совокупность фактов и мнений, а помочь формированию собственной целостной и логической системы философских взглядов. Для этого от Вас требуется не столько запоминание, кто из философов что сказал, сколько понимание сущности философских проблем и идей. Выдающийся отечественный философ М.К. Мамардашвили говорил, что текст может читаться только текстом. Идеи великих философов станут по-настоящему понятны и близки, когда Вы в самих себе обнаружите собственные глубины мысли Вторая часть пособия предлагает для обсуждения задания по разделам «Онтология» и «Гносеология», связанные с представлениями о бытии и сущем, материи и ее формах существования, сознании и мышлении, знании и истине, а также с разнообразными методами получения знания. Третья часть включает разделы «Философская антропология» и «Социальная философия» и освещает проблемы феноменов человеческого существования, оснований общественной жизни, знакомит с важнейшими моделями социальной динамики, вводит в сложнейшую проблематику природы и назначения человека. Автор пособия надеется, что знакомство с философского текстами выдающихся мыслителей станет для Вас основой для плодотворного диалога и позволит не заучивать, а творчески осваивать академический курс философии. Раздел 1. Что такое философия? Вопрос «Что такое философия?» не принадлежит к числу простых. Мыслители разных эпох размышляли над проблемой смысла и назначения философии и предлагали свои варианты ответа. С некоторыми из них Вы познакомитесь в предлагаемых далее текстах. Как Вы убедитесь, многовариантность ответов на вопрос «Что такое философия?» обусловлена не только различными позициями мыслителей, но и многоаспектностью, многослойностью самой проблемы. Предметом размышлений в контексте данной проблемы становятся вопросы, подобные следующим: Что такое философская проблема? Какова миссия философа? Что дано знать философу? В чем едины и в чем противостоят друг другу философия и наука? Какую роль играет философия в духовной жизни человека? Как соотносятся философия и повседневная жизнь? Как связаны между собой философское наследие и живое философское творчество? Какие существуют способы философствования? Знакомство с текстами выдающихся мыслителей призвано не столько дать Вам готовые ответы на эти вопросы, сколько – пробудить Вашу собственную мысль, помочь сформулировать собственные соображения по этому поводу. Так, Людвиг Витгенштейн писал в своем предисловии к «Философским исследованиям»: «Своим сочинением я не стремился избавить других от усилий мысли. Мне хотелось иного: побудить кого-нибудь, если это возможно, к самостоятельному мышлению»[1].
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (478)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |