Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 2. История философских учений



2016-09-16 762 Обсуждений (0)
Раздел 2. История философских учений 0.00 из 5.00 0 оценок




Предметом изучения философии является мир и человек в нем. Однако встреча этих двух бесконечностей – человека и мира – не может быть схвачена и осмыслена во всех своих проявлениях, однажды и окончательно. Поэтому философия предстает перед нами как множество философских систем, каждая из которых по-своему открывает мир, всякий раз концентрируя внимание на тех сторонах действительности, которые могут выглядеть незначительными с других точек зрения. Философские системы как бы «дополняют друг друга, но невозможно создать универсальную философию, как невозможно посмотреть на какую-либо вещь с одновременно со всех сторон, тем более что предмет философии не похож на предметы нашего повседневного опыта (как писал Г.В.Ф. Гегель, «философия – это мир навыворот») или даже на предметы естественных наук.

История философских учений – повествование не о росте и прогрессе философии от эпохи к эпохе, а о каждый раз новом взгляде на вечные, «проклятые» вопросы, которые всегда волновали людей.

Выдающийся отечественный философ Мераб Константинович Мамардашвили говорил: «Философии невозможно научиться, нужно беседовать с философом», но при этом настаивал, что философское знание – всегда внутренний акт, что мысль – всегда нечто глубоко личное, ее нельзя разделить, «подумать вместе с кем-то». Как же разрешить это противоречие? Возможно, никакого противоречия и нет. Знакомство с философскими текстами помогает задеть душу, запустить процесс мысли, дать пространству мышления содержательный стимул. То есть с диалога с «дальним собеседником», по выражению М.К. Мамардашвили, начинается доверие к собственной мысли.


Тема 2.1. Философские позиции

Практическая работа № 8.

Основные типы философских взглядов

Задание 1.

Почему вопрос об отношении материи и духа классики марксистской философии считали «основным вопросом философии»?

Как Вы думаете, оправданно ли называть какой бы то ни было вопрос «основным вопросом философии»?

Задание 2.

Проанализируйте следующий аргумент в пользу объективного идеализма. Представляется ли он Вам убедительным?

Идея стола предшествует реально существующему столу. Сначала у мастера-творца возникает идея, замысел, и затем только столяр его изготовляет. Поэтому столы и похожи друг на друга, что им предшествует одна и та же идея. Деревьям, звездам, зайцам, камням предшествовала одна и та же идея дерева, звезды, зайца, камня. А затем мастер (Бог, абсолютная идея, мировой дух) сотворил их в соответствии с замыслом.

Задание 3.

В каких суждениях нашла отражение точка зрения агностицизма?

1. Некоторые предметы никогда не будут познаны.

2. Пути Господни неисповедимы.

3. Существуют принципиально непознаваемые предметы.

4. Все наши знания – лишь гипотезы.

5. Познание мира не может закончиться достижением абсолютной истины.

6. Я знаю, что ничего не знаю.

Задание 4.

К какой разновидности идеализма можно отнести следующие суждения?

1. «…есть вездесущий дух, который познает и обнимает все вещи и который показывает их нашему взор таким образом и сообразно таким правилам, какие он сам установил и какие определяются нами как законы природы». (Дж. Беркли).

2. «Мир не существует отдельно от нас. Его реальность зависит от нашего сознания» (Р. Тагор).

3. «Универсальные законы природы и Божественные откровения выражают доступную нам часть Творца и его мыслей» (Д.М. Панин).

Задание 5.

Современная медицина признает, что причиной болезней и причиной выздоровления может иногда выступать самовнушение. Убежденность пациента в том, что он болен, вызывает симптомы болезни, страх непременно заболеть приводит в конечном итоге к болезни, и, напротив, оптимистичный настрой на выздоровление, а также позиция «некогда болеть» приводит к облегчению состояния и даже выздоровлению. Таким образом, идея болезни или здоровья оказывается первичной по отношению к реальному состоянию человека.

Можно ли объяснить этот феномен материалистически?

 


Тема 2.2. Философские учения

От античности до Нового времени

Практическая работа №9.

Античные философы о первоосновах мира

Задание 1.

Познакомьтесь с вариантами интерпретации учения Фалеса в изложении античных и средневекового христианского философов, выделите общие моменты и расхождения.

В чем Августин видит отличие взглядов Фалеса от воззрений других шести мудрецов?

Говорят, что Фалес из Милета, один из семи мудрецов, впервые взялся за физическую философию. Он говорил, что вода есть начало и конец всего, ибо из нее путем сгущения и испарения составляется все и все поддерживается, вследствие чего происходят колебания земли и вихри, и движения светил, и все увлекается и течет сообразно природе первого родоначальника всего существующего. Бог есть то, что не имеет ни начала, ни конца.

Ипполит.

Фалес из Милета, впервые поднявший подобные вопросы, признает, что вода есть начало всего, а бог – тот разум, который все сотворил из воды. Но разве могут боги быть без чувств, и почему он прибавил разум к воде, если разум может существовать без тела?

Цицерон. О природе богов, I, 10.

Родоначальником Ионийской школы был Фалес Милетский, один из тех семи, которые были названы мудрецами. Но остальные шесть отличались образом жизни и некоторыми предписаниями, относящимися к благой жизни. Фалес же настолько выделился, что даже приобрел учеников, изучая природу вещей и передавая письму свои размышления. Прославился же он в особенности тем, что. Постигнув астрономические вычисления, мог даже предсказывать затмения Солнца и Луны. Он считал, однако, что вода есть начало вещей и что из нее возникают все элементы мира. Сам мир и то, что в нем рождается. Однако он не предположил участия божественного разума в создании мира, созерцание которого нас приводит в столь великий восторг.

Августин. О Граде Божьем, VIII, 2.



2016-09-16 762 Обсуждений (0)
Раздел 2. История философских учений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 2. История философских учений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (762)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)