Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Американская цивилизация в XIX веке



2016-09-16 606 Обсуждений (0)
Тема 4. Американская цивилизация в XIX веке 0.00 из 5.00 0 оценок




Война за независимость в Латинской Америке (1810–1826).
Образование независимых государств

Цель – всесторонне рассмотреть войну за независимость в Латинской Америке, показать губительное влияние иностранного засилья на судьбу латиноамериканских стран.

 

1. Предпосылки Войны за независимость в испанских колониях. Деятельность Франсиско Миранды.

2. Начало войны за независимость.

3. Восстание в Каракасе.

4. Освобождение Колумбии.

5. Война за независимость на Ла-Плате. Освобождение Чили и Перу.

6. Война за независимость в Мексике. Освободительная борьба под руководством Хосе Морелоса.

7. Окончание войны за независимость. Итоги освободительной борьбы.

8. Освободительное движение в Бразилии.

9. Социально-экономическое развитие стран Латинской Америки в 1820–1840 гг.

10. Страны Латинской Америки в 50–60-е гг. XIX века.

Темы рефератов и сообщений

1. Мигель Идальго и Хосе Морелос – вожди восстаний в Мексике.

2. Симон Боливар – освободитель американских колоний.

3. Хосе Сан-Мартин – генерал революционной армии.

Контрольные вопросы

1. Каковы итоги национально-освободительных войн в Латинской Америке?

2. Как Англия и США использовали в своих интересах освобождение стран Латинской Америки от колониальной зависимости?

3. Какие противоречия существовали между участниками освободительного движения? Как они повлияли на ход борьбы с испанскими колонизаторами?

 

Основные понятия и термины: антиколониальная революция; колониальная политика; каудильо; экспансия; латифундия; фазендейро; хунта; гаучо.

 

Работа с основными понятиями

Антиколониальная революция борьба колоний за независимость с целью освобождения и создания самостоятельных государств
Колониальная политика Политика порабощения и эксплуатации с помощью военного, политического и экономического принуждения народов, стран и территорий, преимущественно с населением другой национальности, как правило, менее развитым в экономическом отношении
Каудильо В ряде стран Латинской Америке глава государства, осуществляющий личную диктатуру
Экспансия Расширение сферы господства какой-либо страны над определенными территориями; влияние одного государства на другое, которое может осуществляться военным (захват территорий), дипломатическим (принуждение к невыгодному союзу) или экономическим (захват рынков сбыта и т.д.) путем
Интервенция Военное вмешательство извне в дела независимого государства с целью насильственного изменения его политического строя
Латифундия Крупное земельное владение
Авторитарный режим Режим, основанный на самовластии, на диктаторской власти
Гаучо Свободное крестьянство в Южной Бразилии и на Рио-де-ла-Плате
Хунта Название объединений, союзов, комиссий, государственных органов, военных правительств в испаноязычных странах

Гражданская война в США

Цель – всесторонне рассмотреть гражданскую войну в США, ее итоги и значение.

 

1. Региональные особенности социально-экономического развития США в середине XIX в. Причины конфликта между Севером и Югом.

2. Президентские выборы 1860 г. и начало гражданской войны. Создание Южной конфедерации.

3. Военные действия в первый период гражданской войны (1861 – 1862). У. Грант. Р. Ли.

4. Внутренняя и внешняя политика президента А. Линкольна в период войны. Закон о гомстедах.

5. Второй период гражданской войны (1862–1865) и поражение Южной конфедерации.

6. «Реконструкция» Юга 1865–1877 гг. Решение аграрного и негритянского вопросов. Президент У. Грант.

 

Темы рефератов и сообщений

1. А.Линкольн – жизнь и деятельность

2. .Проблема рабства в США.

Контрольные вопросы

1. Раскройте позицию буржуазии Севера во время и непосредственно после гражданской войны.

2. Каковы были результаты войны для черных, индейцев, белых фермеров и рабочих, буржуазии и плантаторов?

3. Разъясните характер и сущность гражданской войны в США в 1861–1865 гг. для обеих сторон. Чем она отличалась от войны за независимость?

 

Основные термины и понятия: аболиционизм, конфедерация, гомстед, реконструкция, иммигрант, резервация.

Работа с основными понятиями

 

Аболиционизм Общественное движение, добивающееся отмены какого-либо закона. Движение в США за отмену рабства негров
Конфедерация Форма государственного устройства, при которой центральная власть отвечает лишь за дипломатию и оборону, а все вопросы внутренней политики решаются на местах
Гомстед Участки земли, которые предоставлялись в США (а также, например, в Австрии, Новой Зеландии) поселенцам бесплатно или на льготных условиях, прежде всего в колонизаторских целях
Реконструкция Программа восстановления Юга США после гражданской войны. Реконструкция Юга должна была обеспечить хозяйственное и политическое единство страны
Иммигрант От лат. – вселяющий иностранец, поселившийся в какой-либо стране на постоянное жительство
Резервация в США Территория, отведенная для проживания индейцев, за пределами которой они не имели права находиться
Ку-клус-клан Организация американских расистов, созданная как тайный монашеский орден в разгар реконструкции Юга в 1866 г.

Методические рекомендации

Война за независимость в Латинской Америке (1810–1826).
Образование независимых государств

Студенты должны дать общую характеристику положения стран Латинской Америки в начале XIX века. Внимание студентов необходимо обратить на экономическую отсталость стран Латинской Америки, которая была обусловлена сохранившейся от феодализма системой гигантских землевладений – латифундий и безземельем крестьян. Экономика большинства стран Латинской Америки имела ярко выраженный аграрный и, как правило, монокультурный характер. Лишь в Боливии, Мексике, Перу и Чили определенную роль играла горнодобывающая промышленность.

В политической жизни всех латиноамериканских государств господствовали крупные светские и церковные землевладельцы. Как правило, формой власти была личная диктатура представителей боровшихся между собой групп латифундистов. Часто случались государственные перевороты.

В конце XVII – начале XIX вв. сложились условия для подъема освободительного движения в Латинской Америке. Кризис испанской системы, зародившийся в последней четверти XVIII в., еще более обострился к началу XIX в. и перерос в Войну за независимость. Студент должен отметить основные предпосылки Войны за независимость в испанских колониях. Следует особо выделить деятельность Франсиско Миранды – одного из руководителей освободительного движения в Венесуэле.

На этом семинарском занятии студенты должны оперировать такими понятиями, как колониализм, колониальный гнет как тормоз развития капитализма, буржуазная революция.

Выполняя задания, нацеленные на выяснение причин национально-освободительных революций в Латинской Америке, студенты убеждаются, что во всех колониях Испания сохраняла и укрепляла феодальные порядки и тормозила развитие капиталистических отношений.

Группа заданий требует анализа проведенных в ходе освободительных войн мероприятий, выявления роли различных классов и хода борьбы.

Перейдя к изучению войны за независимость, надо выделить ее основные этапы и особенности.

Уместно уделить внимание итогам освободительной борьбы. На месте прежних испанских владений на континенте были созданы независимые республики: Мексика, Соединенные Штаты Центральной Америки, Великая Колумбия, Боливия, Аргентина, Парагвай, Перу, Чили. В ходе Войны за независимость были ликвидированы многие препятствия на пути капиталистического развития. Студент должен показать отмену сословного и расового неравенства, запрещение деятельности инквизиции, установление республиканского строя.

В выводах следует указать, что война за независимость не привела к решению аграрного вопроса. Во всех независимых государствах сохранились крупные латифундии. В заключение необходимо остановиться на незавершенности Войны за независимость в Латинской Америке. В политическом плане она закончилась компромиссом между еще слабой буржуазией и аграрной олигархией, что крайне затруднило проведение буржуазно-демократических преобразований.

Гражданская война в США

При рассмотрении вопроса о причинах Гражданской войны необходимо четко определить основные этапы в вызревании конфликта между рабовладельческим Югом и капиталистическим Севером. Важно на конкретных примерах показать, что хотя в общественно-политической жизни США и господствовал блок буржуазии Севера и рабовладельцев Юга, тем не менее интересы рабовладельцев были определяющими как во внешней, так и во внутренней политике США.

Особое внимание следует уделить политическому кризису 50-х годов XIX в., в результате которого распались прежние политические партии и образовалась республиканская партия, возглавившая сопротивление рабовладельцев. Студенты должны отчетливо уяснить, что республиканская партия объединила в своих рядах достаточно разноречивые политические течения – не только радикального, но и умеренного и даже консервативного характера. Противоречия между ними можно проследить как при разборе хода политической борьбы в канун выборов 1860 года, так и в период гражданской войны.

При анализе событий первого периода войны необходимо привлечь материал, показывающий, что стоявшие у власти представители умеренной и консервативной буржуазии провозгласили единственной ее целью восстановление Союза на основе конституции, что и определило характер развития событий.

Значительным фактором, влиявшим на соотношение сил в конфликте между Севером и Югом, являлась позиция европейских держав. При раскрытии этого сюжета важно обозреть всю совокупность причин, способствующих предотвращению открытой военной интервенции европейских держав на стороне рабовладельческой конфедерации.

Рост демократического движения, активизация радикального крыла республиканской партии вынудили правительство Линкольна принять ряд мер, способствовавших перелому в характере гражданской войны. Здесь студент должен ознакомиться с законом о гомстедах и прокламацией об освобождении рабов и раскрыть значения этих документов, уяснить, в чем же проявился переход от войны по-конституционному к войне по-революционному, показать основные итоги войны.

Источники и литература

1. Аграрная эволюция России и США в XIX – начале ХХ в. – М.: Наука, 1991.

2. Альперович М.С. Завершение испанской колонизации Америки в XVIII в. // Новая и Новейшая история – 1993. – №5.

3. Альперович М.С. Испанская Америка в борьбе за независимость. – М.: Высшая школа, 1971.

4. Альперович М.С., Слезкин Л.Ю. История Латинской Америки (с древнейших времен до начала XX в.): Учеб. для вузов – М.: Высшая школа, 1991.

5. Альперович М.С., Слезкин Л.Ю. Новая история стран Латинской Америки: Учеб. пособие для студентов исторических институтов и пед. вузов – М.: Высшая школа, 1970.

6. Американские президенты: 41 исторический портрет от Джорджа Вашингтона до Билла Клинтона. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

7. Байбакова л.в. Негритянский вопрос в политике республиканской партии США (конец 70-х – начало 80-х гг. XIX в.) // Новая и Новейшая история. – 1982. – № 6.

8. Бойко П.Н. Латинская Америка: экспансия империализма и кризис капиталистического пути развития – М: Наука, 1973.

9. Борисовский Б. Что утаил военный трибунал после убийства Авраама Линкольна. Покушение или убийство по политическим мотивам. – Мн., 1993.

10. Бурин С.Н. Марш Шермана к морю // Вопросы истории. 1987. – № 5. – С. 100. (Гражданская война в США 1861–1865).

11. Иванов Р.Ф. Борьба негров за землю на юге США после окончания Гражданской войны (1865-1870) // Вопросы истории. – 1958. – № 6. – С. 68-85.

12. История Латинской Америки до Колумба: эпоха – 70-е годы XIX в. / Под ред. Н.М. Лаврова, М.С. Альперовича и др. – М:. Наука, 1991.

13. История США: В 4 т. – М.: Наука, 1983. – Т. 1. 1607–1877.

14. Качанов В.Е. Тайна Джона Бута // Вопросы истории, 1966. – № 2.

15. Кормилец А.А. Демократическая партия на Севере США в первый период гражданской войны (1865–1862) // Вестник МГУ. – Сер. История. – 1982. – № 6.

16. Краткая всемирная история: В 2 т. / Под ред. А.З.Манфреда. – М.: Наука, 1967. –Кн. 1.

17. Куропятник Г.П. «Час пик» в истории США: выборы 1864 г., решившие судьбу союзов Штатов // Новая и Новейшая история. – 1997. – № 6.

18. Мцаро А. Соединенные штаты 1848–1870 г. // История XIX в. / Под ред. Лависса и Рамбо – М., 1938. – Т. 6.

19. Нитобург Э.Л. США – цветной барьер в прошлом и настоящем // Новая и Новейшая история.– 1997.– № 2.

20. Новая история стран Европы и Америки: Учеб. для вузов / И.М. Кривогуз, В.Н. Виноградов, Н.М. Гусева и др.; Под ред. И.М. Кривогуза. – М.: Дрофа, 2004.

21. Новейшая история стран Европы и Америки: Первый период: Учеб. Для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» / Арш Г.Л., Бондарчук В.С., Гольман Л.И. и др.; Под. Ред. А.В. Адо. – М.: Высшая школа, 1986.

22. Сборник документов по истории Нового времени стран Европы и Америки: 1640–1870 гг.: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. школа, 1990.

23. Словарь американской истории с колониальных времен до Первой мировой войны / Под ред. д.д. Фурсенко. – СПб., 1997.

24. Словарь американской истории с колониальных времён до Первой мировой войны / Под ред. А.А. Фурсенко. – СПб., 1997.

25. Согрин В. В. Буржуазные революции в США: Общее и особенное // Вопросы истории. – 1983. – № 3.

26. Согрин В.В. Была ли гражданская война в США социальной революцией? // Вопросы истории. – 1982. – № 1.

27. Уразов Ф.Х., Чернецов Ю.А. Генералиссимусы мира XVI – XX веков. Исторические портреты. – Уфа: Китап, 1993.

28. Ушаков В.А. Обострение политической борьбы в США и компромисс 1790 года // Вопросы истории. – 1987. – № 3.

29. Фонер Э. Рабство, гражданская война и реконструкция // Новая и Новейшая история. – 1991. – № 6.

30. Фостер У.З. Очерк политической истории Америки / Пер. с ан гл. – М., Изд-во иностр. литературы, 1953.

31. Черняк Е.Б. Убийство в президентской ложе // Черняк Е.Б. Судебная петля. – М., 1991.

32. Шпотов Б.Б. Авраам Линкольн: человек и политик // Препод. истор. в школе. – 1994. – № 3.

 

МОДУЛЬ 2.

Тема 5. Великобритания в конце XIX – начале XX веков

 

1. Стабилизация двухпартийной системы Великобритании в 70-80-х гг. XIX в. (Реанимация консервативной партии, позиции либеральной партии).

2. Развитие парламентской системы. Парламентские реформы конца XIX в.

3. Политические партии и рабочий вопрос. Социалистическое движение в Англии. Образование лейбористской партии.

4. Ллойд-Джорджизм: тактика социального маневрирования.

 

Темы рефератов и сообщений

1. Дизраэли и тактика молодых тори.

2. Фабианское общество. Фабианский социализм: теория и политика.

3. Независимая рабочая партия.

4. Концепция гомруля для Ирландии в политической борьбе.

 

Методические указания

Цель изучения данной темы состоит в выяснении причин возрождения и упрочения политических позиций консерваторов, восстановления двухпартийной системы политического господства.

Структура государственного управления в Англии не была определена единым государственным актом (конституцией), она складывалась на основе традиций XVII-XVIII веков. В середине XIX века политическое устройство Великобритании считалось классическим воплощением в жизнь принципов парламентаризма: строгое разделение властей, регулярные выборы парламента и формирование исполнительной власти на основе двухпартийной системы. Благодаря сложившейся таким образом политической системе Англия считалась страной самых либеральных порядков. Однако в последней трети XIX века по мере утраты Англией промышленного первенства политическая ситуация резко изменилась, что выразилось в кризисе либерализма. Если в 50-60-е годы почти постоянно у власти находилась либеральная партия, то в начале 70-х гг. вновь возрождается и партия и ее политическая роль – консерваторов, что отчасти было связано с деятельностью Б.Дизраэли (1874-1880).

Студенту необходимо уяснить «предпочтения» либералов и консерваторов во внутренней и внешней политике, имея в виду, что либералы имели более разработанную программу внутренних реформ, они склонялись к более широким уступкам в ирландском вопросе вплоть до представления Ирландии ограниченной автономии, выступали за свободу торговли. Консерваторы более активно действовали в колониальной политике, они склонялись к протекционизму во внешней политике.

Студенту необходимо дать анализ тактики либералов, рассмотрев при этом документы №1-5, а также раскрыть значение этих либеральных законов и в тоже время показать их ограниченный характер.

Кроме того, необходимо раскрыть причины развития консервативной традиции в Англии.

Студенту необходимо изучить документы №6-7, а также сопоставить эти программы с германскими и показать их соответствие историческим требованиям трудящихся в Англии. Внимательно изучите документ №8 – «Основы Фабианского общества», философские, исторические, социальные и политические принципы фабианства.

И, наконец, необходимо изучить документ №9, в котором заложены основные принципы деятельности лейбористской партии.

Важный вопрос темы – тактика социального маневрирования правящего класса в Англии в начале XX века. Для его изучения необходимо выяснить причины, которые заставили либеральную партию поднять социальный вопрос до уровня важнейших государственных. Необходимо отличать демагогические призывы от конкретных действий либеральных кабинетов. С этой целью необходимо изучить документы №10-13, в которых даны выдержки из законов социальной направленности, дать оценку этим законам и показать их значение.

 

Источники и литература

1. Ленин В.И. Либералы и земельный вопрос в Англии // Полн. собр. соч. – Т. 24.

2. Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки. 1870-1914. – М., 1989.

3. Сборник документов по истории рабочего и социалистического движения стран Европы и США. – М., 1985.

4. Виноградов К.Б. Королева Виктория, принц-супруг Альберт и Крымская война // Новая и новейшая история. – 2004. – №2.

5. Гелла Т.Н. Либерализм и «новый империализм» в Великобритании в 80-90-х XIX века // Новая и новейшая история. – 2001. – №2.

6. Науменков О.А. Из истории внутренней политики консервативной партии Великобритании. – Саратов, 1989.

7. Остапенко Г.С. Королева Виктория: личность и характер правления // Россия и Британия. – Вып. 3. – М., 2003.

8. Остапенко Г.С. Наследники королевы Виктории и первые британские монархи XX века: Эдуард VII и Георг V // Новая и новейшая история. – 1999. – №6.

9. Россия и Британия. – Вып. 3. – М., 2003.

10. Ротштейн Э. Тред-юнионы и лейбористская партия накануне всеобщих парламентских выборов в Англии // Вопросы истории. – 1964. – №2.

11. Сили Дж. Р., Крэмб Дж. А. Британская империя. – М., 2004.

12. Тарле Е.В. Англия в последние десятилетия XIX века // Тарле Е.В. Политика. – М., 2001.

13. Трухановский В.Г. Бенджамин Дизраэли // Вопросы истории. – 1990. – №2.

14. Трухановский В.Г. Бенджамин Дизраэли и королева Виктория //Новая и новейшая история. – 1990.– №4-5.

15. Фадеева Л.А. «Профессиональный класс» в английской социальной истории XIX века // Новая и новейшая история. – 1998. – №4.

16. Черняк Е.Б. Английское рабочее движение в конце XIX – начале XX // Вопросы истории. – 1964. – №2.

17. Юровская Е.Е. Практикум по новой истории. 1871-1917. – М., 1979.

 



2016-09-16 606 Обсуждений (0)
Тема 4. Американская цивилизация в XIX веке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Американская цивилизация в XIX веке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (606)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)