ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ЖИВОТНЫМИ
Кафедра патофизиологии
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ лечебного ФАКУЛЬТЕТов
Курск – 2008
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов (УМО-883 от 29.11.07). Северьянова Л.А., Бобынцев И.И., Ляшев Ю.Д., Антопольская Е.В., Заугольникова Н.С., Крюков А.А., Умеренкова Н.С., Долгинцев М.Е.Задания для самоподготовки и самостоятельной работы студентов лечебного и медико-профилактического факультетов по патофизиологии. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2008. – 152 с.
Пособие содержит основополагающую информацию для студентов лечебного и медико-профилактического факультетов по организации теоретической подготовки к занятиям по патофизиологии и ориентировочные указания (ООД) к выполнению учебных экспериментальных работ. Развёрнутые планы каждой темы и вопросы для самоконтроля помогут студентам конкретизировать и систематизировать изучаемый материал. Рецензенты: профессор, д.м.н. П.В. Калуцкий доцент, к.м.н. В.Т. Дудка
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ. Патологическая физиология является ведущей теоретической дисциплиной в сфере медицинского образования. Она учит будущего врача применять научные знания у постели больного, формирует навыки научного исследования, развивает у врачей диалектико-материалистическое мышление и помогает познать конкретные механизмы развития болезни. II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. В результате самоподготовки студент должен знать: - задачи и методы патологической физиологии, - основные методологические этапы в развитии медицины и роль патофизиологии в познании сущности болезни, - историю создания основных школ патофизиологии и особенности развития отечественной экспериментальной медицины, - основные направления и особенности развития современной патофизиологии и ее вклад в общее развитие медицины. III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ. Для усвоения темы "Патофизиология как научная дисциплина" необходимо знать сущность и общее содержание таких учебных дисциплин, как биология, нормальная физиология, биохимия. IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ. 1. Патологическая физиология и ее роль в формировании диалектико-материалистического мировоззрения и клинического мышления. Задачи патофизиологии (научные, учебные, философские). Методы воспроизведения патологии в эксперименте (методы раздражения, выключения, включения, парабиоза, изолированных или переживающих органов, тканевых культур и сравнительной патологии). Методы изучения проявлений экспериментальной патологии (метод наблюдения, функциональные, морфологические, биохимические, иммунологические и физические методы). Методологические этапы познания сущности заболевания: клиническое наблюдение, экспериментальное изучение этиологии и патогенеза, экспериментальная терапия и использование данных эксперимента в клинике. Роль патофизиологии в изучении сущности заболеваний. Знание биологических законов - основа научного понимания сущности патологического процесса. Связи патофизиологии с клиникой и другими медицинскими науками. 2. Становление патофизиологии и этапы ее развития. Основоположники экспериментальной патологии в России (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.В. Пашутин, А.Б. Фохт, Б.И. Подвысоцкий). Особенности развития отечественной патологии (эволюционный принцип, невризм и целостность организма - основа научного понимания патологических процессов). Современный период развития патофизиологии: а) выделение патофизиологии в самостоятельную науку, б) ведущие отечественные патофизиологи их вклад в развитие медицинской науки, в) вклад патофизиологов в разработку методов лечения раненых в годы Великой Отечественной войны, г) основные направления и особенности развития современной патофизиологии. V. ЛИТЕРАТУРА: а) основная: 1. Конспект лекций. 2. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо, М.А. Адо, В.И. Пыцкого и др. - М.: Триада-X, 2001. - С. 18-34. 3. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 1994. - С. 4-12. 4. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко, - 1994. - С. 7-19 или то же. - 1985. - С. 7-19. б) дополнительная: 1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология. В 2-х томах. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. - Т. 1. - С. 9-24. 2. Тестовые задания по патофизиологии: Учебное пособие для студентов медуниверситета. – Курск: КГМУ, 1998. - С. 4-5. VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. 1. Определение патологической физиологии как науки. 2. Основные аспекты задач и их сущность. 3. Сущность основных методов воспроизведения патологии в эксперименте. Основные требования к создаваемым в эксперименте моделям болезненных процессов. 4. Методы изучения проявлений экспериментальной патологии. 5. Сущность основных требований к проведению патофизиологического эксперимента и его составные элементы. 6. Отличительные особенности хронического эксперимента. 7. Основные методологические этапы познания сущности заболеваний. 8. Роль патофизиологии в изучении сущности заболеваний. 9. Содержание связей патофизиологии с биологией, клиникой и другими медицинскими науками. 10. История формирования экспериментального направления в патологии. 11. Особенности развития патологической физиологии в России. 12. Роль И.М. Сеченова, В.В. Пашутина, А.Б. Фохта, В.В. Подвысоцкого и И.П. Павлова в развитии патофизиологии. 13. Особенности развития патофизиологии в современный период. 14. Значение трудов отечественных патофизиологов для развития медицинской науки. 15. Вклад российских физиологов в разработку методов лечения раненых в годы Великой Отечественной войны. 16. Основные направления и особенности развития современной патофизиологической науки. VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Написать в тетради определение патофизиологии как науки, содержание основных задач патофизиологии и методов воспроизведения патологии в эксперименте. VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ. Занятие установочно-практическое. 1. Контроль самоподготовки (проводится после чтения вводной лекции) и проверка правильности ответов по тестовой методике. 2. 3накомство с правилами работы на кафедре - инструкция по технике безопасности и по поддержанию чистоты в учебных учреждениях. 3. Изучение основных правил работы с животными по инструкции Министерства здравоохранения РФ. 4. Знакомство со способами фиксации животных. 5. 3накомство с методиками проведения различных видов наркоза у животных. 6. 3накомство с некоторыми методами функционального исследования в патофизиологии. 7. 3накомство с основными хирургическими инструментами и самостоятельное выполнение некоторых манипуляций (наложение шва на рану, выполнение подкожных и внутривенных инъекций) после объяснения и показа преподавателем. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ЖИВОТНЫМИ ФИКСАЦИЯ ЖИВОТНОГО имеет большое значение для успешного проведения эксперимента. Для каждого вида животных используются различные методы фиксации. Фиксация собак. В зависимости от характера исследования, собак можно фиксировать стоя в специальном станке (частичная фиксация) или лежа путем привязывания к операционному столику. Иногда при частичной фиксации собаки требуется дополнительно фиксировать одну из частей тела (голову, конечности, хвост). В таких случаях используют фиксацию руками или дополнительное привязывание к станку. В некоторых исследованиях для полного обездвиживания собак без наркотизации используют миорелаксанты (кураре 1 мл 1% взвеси на 1 кг веса или его заменители: дитиллин, диплацин и др.). Фиксация кроликов. Кроликов фиксируют руками, пеленанием полотенцем, привязыванием к операционному столику или помещением в специальные ящики. Для фиксации головы кролика используются ящики с отверстиями для шеи. Морские свинки, белые крысы и мыши фиксируются руками (для инъекций), обездвиживаются забинтовыванием или зашиванием в марлевый мешок (особенно мыши) и привязыванием к столику. Фиксация лягушек. Лягушек, в зависимости от стоящей перед экспериментатором задачи, фиксируют прикалыванием к специальном столику (дощечке), руками, обертыванием салфеткой или обездвиживают разрушением спинного мозга с декапитацией или без декапитации. НАРКОЗ. Для обезболивания при операциях и полного обездвиживания животных применяются все виды наркоза: ингаляционный, инъекционный (в/в, в/м, п/к, внутрибрюшинный) или комбинированный и смешанный. Кроликам эфирный наркоз дается путем вдыхания эфира через маску. Гексеналовый наркоз достигается путем введения в вену 5% раствора в дозе Морские свинки, крысы, мыши, кошки. Для получения у них эфирного наркоза животных сажают под стеклянный колпак (банку, стакан) и кладут кусочек ваты, смоченный в эфире. После засыпания животные привязываются к столику и наркоз продолжается путем вдыхания эфира через специальную маску. Уретановый наркоз достигается путем подкожного введения 10% раствора из расчета: морской свинке 1,5 г/кг веса, крысе 1,0 г/кг, мышке - 15 мг на 10 г веса. Лягушки. Для наркотизации эфиром достаточно приложить к брюшку лягушки на несколько минут смоченную эфиром вату. Уретан 10% вводится в п/к лимфатический мешок 1,5 - 2 мл (0,2 г на лягушку). Для получения алкогольного наркоза лягушка помещается на 10-15 мин в 10% этиловый спирт - наркоз длится около 20 мин. Наркотический эффект достигается введением дозы этанола 4,5 г/кг в виде 25% раствора внутрибрюшинно. Индивидуальный подбор дозы (в мл) в зависимости от веса животного представлен в таблице.
УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ. I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ. Учение о болезни является введением в изучение патологии человека. Знакомство с развитием общих представлений о болезни позволит правильно понять сущность основных понятий и терминов, употребляемых при изучении человеческой патологии, что является совершенно необходимым при изучении всех последующих тем патофизиологии и всех клинических дисциплин. Современное развитие медицинской науки и практики позволяет врачу активно вмешиваться в течение болезни на всех, в том числе на конечных этапах ее, т.е. останавливать процесс умирания и даже восстанавливать жизнедеятельность организма после наступления смерти. Эти успехи медицины обусловили выделение самостоятельной медицинской специальности - реаниматологии. Знание механизмов умирания и условий восстановления жизнедеятельности организма способствует формированию у врача патофизиологически обоснованного подхода к проведению реанимации и интенсивной терапии.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (705)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |