Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Великие географические открытия



2016-09-16 496 Обсуждений (0)
Великие географические открытия 0.00 из 5.00 0 оценок




План

 

1. Предпосылки Великих географических открытий:

2. Открытие Америки Христофором Колумбом и его путешествия.

3. Путешествие вдоль Западной Африки, открытия Бартоломеу Диаша;

4. Открытие морского пути в Индию. (Экспедиция Васко да Гамы)

5. Первое кругосветное путешествие Фернандо Магеллана.

6. Последствия Великих географических открытий.

Источники: 23. 34, 37.

Литература: 94, 113, 143, 144, 157, 158, 159, 172, 177, 178.

Начать изучение темы необходимо с вопроса о причинах приведших к открытию новых стран. Студент должен выяснить, в силу каких причин первыми вступили на путь географических открытий Португалия и Испания. Тщательный анализ официальных документов (Капитуляции в Санта-Фе, Тордесильясский договор, папские буллы) позволяет судить о целях испанской короны и католической церкви в вопросе морской экспансии.

Особое внимание представляют дневники путешествия Колумба, свидетельства его современников, характеризующие не только ход самих путешествий, но и реакцию на них жителей Европы. В рамках освещения этого вопроса следует обратить особое внимание на социальный состав конкистадоров и характер их взаимоотношений с индейцами.

В ходе этого семинара студенты впервые соприкасаются с цивилизациями ацтеков, инков и майя, поэтому необходимо хотя бы краткую характеристику этих величайших цивилизаций древности. Особое внимание необходимо уделить изучению причин поражения столь масштабных государственных образований перед относительно немногочисленными испанскими отрядами.

Третий и четвертый вопрос посвящен поискам Индии в восточном направлении. Студенты должны выяснить трудности экспедиций Барталомео Диаша и Васко да Гамы. В ходе семинара необходимо также осветить первое кругосветное путешествие Фернандо Магеллана.

Итогом семинарского занятия должна стать подробная характеристика последствий Великих географических открытий и их исторического значения.

 

Тема 8

Культура и идеология стран Западной Европы эпохи возрождения

Занятие 1:

Гуманизм и раннее Возрождение Италии.

План.

1. Гуманизм: сущность и причины возникновения.

2. Франческо Петрарка - первый гуманист Италии.

3. Социально-этические идеи итальянского гуманизма XV в. (К. Салютати, П. Браччолини, Б. Да Монтеманьо, Л.Б. Альберти и др.).

4. Политические и исторические взгляды гуманистов ХVI в. (Л. Бруни, Ф. Бьондо, Л. Валла).

Источники: 3, 16, 17, 31, 32, 33, 36, 42.

Литература: 1. 6, 8, 9, 12, 13, 14, 25, 29, 30, 31, 39, 174, 175.

 

Занятие 2.

Европейский гуманизм.

План.

1. Особенности формирования немецкого гуманизма XV -нач. XVI вв.

2. Воззрения немецких гуманистов (С. Брант, И. Рейхлин, У. Фон Гуттен и др.).

3. Христианский гуманизм Эразма Роттердамского.

4. Английский гуманизм. Творчество Томаса Мора.

Источники: 2, 8, 28, 29, 48, 54.

Литература: 22, 23, 38, 105, 114, 116, 119, 121, 124, 149.

Занятие 3:

Реформационное учение Мартина Лютера.

План.

1. Биография Мартина Лютера

2. Начало немецкой реформации

а) критика основ католической религии

б) основные догматы раннего лютеранства

3. Характеристика основных положений учения М.Лютера.

а) отношение Лютера к светской и духовной власти;

б) отношение Лютера к рыцарству;

в) отношение Лютера к бюргерству;

г) представление Лютера о реформе церкви;

4. М. Лютер и Т. Мюнцер.

Источники: 11, 24, 25.

Литература: 24, 28, 148, 180.

Возрождение было одной из наиболее блестящих эпох в истории духовного и социального развития Европы. Значение этой эпохи, ставшей уникальным историческим феноменом, состоит в том, что она открыла качественно новый путь развития человеческого общества, отмеченный становлением новой общественной мысли, философии, искусства, и экспериментальной науки.

Культура Возрождения зародилась в Италии и здесь же получила наиболее полное развитие и обрела наиболее законченные свои черты. Поэтому мы обращаемся в первую очередь именно к итальянскому гуманизму. При изучении темы «Гуманизм и раннее Возрождение в Италии» необходимо определить различия в содержании терминов «возрождение» и «гуманизм». В отношении гуманизма это означает в первую очередь выявление тех новых черт, которые он привнёс в отношение к человеку, культуре, религии и науке.

Важнейшей стороной гуманистической идеологии были её социально-этические идеи, противостоящие христианской морали и опирающиеся на светскую этику античных мыслителей. Особо ценными для гуманизма, утверждающего деятельную активность человеческой личности, были понятия свободы, доблести, полезности, наслаждения, благородства. Хотя некоторые из них и были присущи старой христианско-рыцарской морали, в учении гуманистов они приобрели новое содержание и звучание. Определение истинного содержания и роли этих понятий в реальной жизни является одной из важнейших задач.

Для политической мысли сторонников гражданского гуманизма характерна ориентация на республиканское устройство пополанской Флоренции. Следует, однако, иметь в виду, что республиканство плохо согласовывалось с идеей объединения Италии, и поэтому, когда набирала силу эта идея (у Петрарки, гуманистов XV в.), естественно, мысли гуманистов обращались к сильному и просвещённому государю, способному объединить страну и поддерживать её единство.

Второе занятие посвящено гуманизму стран Северной Европы. Северный гуманизм имеет очень много общих черт с итальянским, но в то же время и существенных отличий, выявление которых входит в число задач, стоящих перед студентами.

Культура Ренессанса и гуманизм, возникшие как своего рода антитезис средневековой, религиозной по преимуществу культуры, неизбежно должны были войти в конфликт с традиционным религиозным мировосприятием и католической доктриной. Гуманизм почти никогда не выступал против христианства и религии вообще - наоборот, для многих гуманистов, например Эразма Роттердамского и Мора, были характерны интерес к библейской традиции и стремление создать новую теологию - но лишь против современного их состояния в рамках католицизма. Гуманизм идейно подготовил Реформацию, но отношения с ней, когда она разразилась и превратилась в мощное социальное движение, у него сложились кране сложные и зачастую враждебные.

Нетерпимость реформаторов к инакомыслию, отражение ими многих гуманистических ценностей, как например, свободы человеческой воли, привели к расколу гуманистического движения. Одна часть гуманистов (Ф. Меланхтон) примкнула к реформаторам, а другая (Эразм и Мор) оказалась в лагере их противников.

Осмыслению сущности этих противоречий поможет анализ учения Мартина Лютера, а также его полемики с гуманистами, в частности с Эразмом Роттердамским. Ценный материал также содержат антилютеровские сочинения Мора, подробный разбор которых дан в работе И.Н. Осиновского «Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, реформация». Не входя во все подробности полемики, в ней нужно выделить наиболее важные и принципиальные моменты, относящиеся к понятиям о боге, человеческой природе и человеческих способностях. Важно также отметить, что для гуманистов Реформация была смертельным ударом по их идеалу единого христианского мира и культуры, с чем они связывали свои надежды на усовершенствования общества.

Третье занятие посвящено реформационному движению М.Лютора. Начать изучение идей Лютера, необходимо с его идейных истоков, которые в определенной степени связаны с условиями жизни будущего великого реформатора: семьей, образованием и т.д.

Центральной проблемой доктрины Лютера, как и многих других христианских учений, была проблема спасения души. Следует хорошо усвоить, что именно по вопросу о средствах спасения души реформатор решительно расходился с католиками и это расхождение предопределяло все прочие. Из лютеровского догмата «оправдания верой», выдвинутого в противовес католической доктрине «добрых дел», исходило отрицание всех католических церковных институтов. Важно подчеркнуть, что, по Лютеру, вера - дар божий, отсюда убеждение в божественном предопределении и тезис «о рабстве воли». Это представление нужно иметь в виду, анализируя этические и социально-политические взгляды Лютера.

Социально-политические взгляды Лютера также, как и догматические особенности его учения, должны стать объектом изучения на данном занятии. Необходимо обратить внимание на процесс эволюции взглядов великого реформатора, связанный с ходом общественного движения в Германии. Лютер доказывал необходимость покорности властям и обосновывал право только светских властей на Реформацию.

Интересно проследить разногласия между взглядами М.Лютера и Т.Мюнцера по социально-политическим вопросам.

 

Тема 10



2016-09-16 496 Обсуждений (0)
Великие географические открытия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Великие географические открытия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (496)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)