Грамотность. Письменность. Образование. Развитие научных знаний
Начинается использование бумаги вместо дорогого пергамента. Рост потребности в записях, появление бумаги повлекли за собой ускорение письма. На смену "уставу", когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью, приходит полуустав - более свободное и беглое письмо. Основной силой, которая способствовала образованию, была православная церковь. Высокий уровень грамотности среди городского населения. Общественно-политическая мысль. Развитие литературы. В средневековой Руси сознание носило религиозный характер. Поэтому общественно-политическая мысль и связанные с ней явления существовали в религиозной форме. Попытки осмысления действительности и поиски альтернатив существовавшему порядку вещей (на страже устоев которого стояла официальная церковь) принимали форму ЕРЕСЕЙ - религиозных учений, противоречащих церковным догматам. Литература: С 1325 г. летописные записи стали вестись и в Москве. В период формирования единого государства роль Москвы возросла. Общерусский летописный свод. Обращение русской литературы к теме борьбы русского народа за свержение монголо-татарского ига. Появляются произведения литературы так называемого "куликовского цикла", посвященные победе Донского над Мамаем. Это "Задонщина" (автор - Софоний Рязанец). Продолжалось развитие "житийного" жанра. Создаются "Жития" подвижников русской церкви: Сергия Радонежского, митрополита Петра (авторы: Похомий Логофет и Епифаний Премудрый). Развитие зодчества. В градостроительстве преобладало использование дерева, начинается использование камня. В светской архитектуре он использовался при сооружении крепостей: в Изборске, Орешке, Копорье. Из памятников церковного каменного зодчества: церкви Федора Стратилата (1360 г.), Спаса на Ильине улице (1374 г.) - обе в Новгороде. В 1367 г. в Москве был возведен белокаменный Кремль Живопись. В Новгороде и в Москве работал замечательный византийский художник Феофан Грек. Он создал фресковые росписи в Новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Для его стиля фресковых росписей и икон характерны экспрессивность и эмоциональность. Устное народное творчество. В условиях урона, нанесенного письменной литературе вследствие татаро-монгольского ига, большую роль в сохранении языка и литературных традиций играл фольклор. КУЛЬТУРА И БЫТ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА В XV ВВ. Исторические условия возникновения и формирования культуры. На развитие культуры повлияло создание единого государства (Судебник 1497 г.) Развитие языка, формирование общерусской народности. Быт и нравы русского народа. В XV в. продолжается процесс формирования общерусской народности. Постройки на Руси были деревянные. Бедные селяне и горожане строили избы-полуземлянки. Деревянная срубная изба, стоявшая на земле, имела подклеть, в очень богатом доме имелся и терем (третий ярус). В домах стояла деревянная мебель. Избы бедняков освещались деревянными лучинами, сальными свечами в подсвечниках. Простолюдины носили короткие рубашки из домотканого сукна и беленного холста. Для зимы - меховая одежда. Деревенские жители носили лапти из лыка, городские - кожаную обувь. Посуду делали из дерева и глины. Еду варили в железных и медных котлах, металлическая посуда имелась в домах богатых людей. Еду составляли блюда из ржи, пшеницы, ячменя. Ржаной хлеб ели простые люди, а пшеничный - богатые. Из овощей: капуста, морковь, свекла, огурцы, лук, тыква. Ели рыбу, масло, молоко, творог. Устраивали народные праздники, которые носили языческий характер. В христианской вере мирян присутствовали остатки языческих верований. В семье и общественных делах женщины пользовались уважением. Религия. В середине XV века решалась задача установить независимость русской церкви от константинопольского патриарха в связи с угрозой проникновения католичества. В 1453 г. после падения Константинополя право выбирать русского митрополита перешло к русскому епископату. В 1458 г. Русская православная церковь распалась на две самостоятельные митрополии - Московскую и Киевскую. Грамотность, письменность, образование, развитие научных знаний. С XV века появляется скоропись, близкая к современному письму. Основной силой, которая способствовала развитию просвещения, была православная церковь. Высокий уровень грамотности среди городского населения. Общественно-политическая мысль, развитие литературы. Ереси XV в. - иосифляне и нестяжатели. Продолжалось развитие житийного жанра: жития Сергия Радонежского, митрополита Петра. В XV в. сохранялись и умножались летописные традиции. Создан "Хронограф" (1442 г.) – описание всемирной истории. Во второй половине XV в. возрождается жанр "хождений" - описание путешествий (Афанасия Никитина в Индию). Зодчество. XV в. - храмы в Звенигороде - Успенский собор (1400 г.), Троицкий собор, собор Андронникова монастыря построены в лучших традициях белокаменного зодчества. Живопись. Произошло слияние местных художественных школ в общерусскую художественную школу. На рубеже XIV - XV вв. жил Андрей Рублев. Для его стиля характерно гармоничное сочетание нежных тонов, создающих впечатление умиротворенности. Основные черты и принципы живописной манеры Рублева воплощены в его творении "Троица". Также он создал фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского собора.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (460)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |