Социально-экономическое развитие. Территория и население
Территория и население. В первой половине XIX в. территория выросла до 18 млн. км. Население увеличилось вдвое и составляло более 70 млн. человек. Количество губерний увеличилось в 1,5 раза. Особый статус имели Великое княжество Финляндское и Царство Польское. 95% проживало в деревне, но к 1856 г. городское население составило уже 8% (678 городов). Сословная и классовая структура общества: - дворянство (привилегированное сословие, право владеть крепостными). После отмены крепостного права дворянство пополнялось за счет разночинцев; - купечество (освобождено от некоторых податей и от рекрутчины); - духовенство; - мещанство (непривилегированное, податное население городов: ремесленники, мелкие торговцы, работники наемные). До реформ Александра 2 мещане платили подати, поставляли рекрутов и не освобождались от телесных наказаний; - крестьянство: государственные крестьяне (около 20 млн. человек) составляли самую большую группу в крестьянском сословии, крепостные крестьяне (около 22 млн. человек.) «Отходниками» называли крепостных, отпущенных помещиками на заработки; - казачество - особое сословие. Сельское хозяйство. Россия - аграрная страна. 9/10 населения занято в сельском хозяйстве. Главное явление - разложение натурального хозяйства и проникновение товарно-денежных отношений в деревню. Возрастало значение хлебного экспорта. Хотя указ от 12 декабря 1801 г. о разрешении покупать незанятые земли и расширил возможности предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве, здесь продолжал господствовать феодально-крепостнический уклад. Следствием этого являлся рутинный характер земледелия, низкая урожайность, нерациональное использование земель. Промышленность. - Сокращение числа приписных крестьян. - Ликвидация посессионных предприятий. - Возрастание доли вольнонаемных рабочих из числа оброчных крепостных, отпускаемых помещиком. Основу русской промышленности на рубеже XVIII - XIX веков составляли мануфактуры и мелкотоварное производство. В начале XIX века основной рабочей силой были крепостные крестьяне на промышленных предприятиях Урала. В 30-40-е годы XIX в России начался промышленный переворот: - переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, - превращение пролетариата и буржуазии в основные классы общества (социальная сторона промышленного переворота). Особенно бурно развивались отрасли с применением вольнонаемного труда - хлопчатобумажная (95% вольнонаемных рабочих), где раньше других завершился переход к машинному производству. Развитие горно-заводской промышленности на Урале тормозилось подневольным характером труда (70% рабочих - крепостные), рентабельность достигалась только благодаря государственной поддержке. Шло формирование промышленных регионов: Петербургского, Центрально-европейского. Развитие внутренней торговли. Регулярное проведение сезонных ярмарок в городах, превращение крупных ярмарок в товарные биржи, укрепление сети постоянных торговых точек - лавок и магазинов. Внешняя торговля. Характеризовалась количественным ростом при сокращении в российском экспорте доли промышленных изделий и полном прекращении вывоза черных металлов. 90% товаров отправлялось на Запад, 10% - на Восток (Китай). Импорт увеличивался, несмотря на протекционистские таможенные тарифы. Падение цен на хлеб на мировом рынке в конце XIX века заставляло правительство увеличивать экспорт зерна. «Недоедим, но вывезем», - говорил министр финансов И.А. Вышеградский. Транспорт. Основные виды - водный и гужевой. Внутренняя система путей сообщения оставалась в первой половине XIX века малоразвитой и архаичной. Развитие водного транспорта. 1808-1811 гг. - Тихвинская система каналов. Появились пароходы (ок. 100). Первый в России пароход, построенный в 1815 году, носил название «Елизавета». В пореформенный период крупным портовым городам на юге России стал Ростов-на-Дону. Шоссейных дорог было немного. В 1837 г. была построена железная дорога между Петербургом и Царским селом. 1839-1848 гг. - Варшавско-Венская железная дорога. 1843-1851 гг. – железная дорога между Петербургом и Москвой. Москва стала центром всей сети железных дорог. В железнодорожном строительстве ведущая роль принадлежала государству (государственный капитализм). В 90-е гг. XIX века усилилось железнодорожное строительство за счет, в основном, государства. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ 19 ВЕКА Внутренняя политика. Александр 1 (1801-1825 гг.)
Продолжение таблицы
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (540)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |