Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Грамотность, письменность, образование, развитие научных знаний



2016-09-16 395 Обсуждений (0)
Грамотность, письменность, образование, развитие научных знаний 0.00 из 5.00 0 оценок




В России окончательно оформляется замкнутая сословная система образования и просвещения. Школьное образование не было предусмотрено для крепостных крестьян. Для государственных крестьян были созданы (П.Д.Киселев) приходские училища. В городе дети недворянского происхождения учились в уездных училищах, дети дворян - в гимназиях. Широко распространена система домашнего образования. Не было системы женского образования.

1803 г. - реформа "Положение об устройстве учебных заведений" (6 учебных округов во главе поставлен попечитель).

Широкая система народного начального образования отсутствовала. Открылись новые университеты в Дерпте, Петербурге, Казани, Астрахани.

Вклад русских ученых в развитие науки:

- геометрия - русский ученый XIX века Н.И.Лобачевский стал автором неевклидовой геометрии;

- медицина – Н.И.Пирогов (хирург);

- география - исследования в Тихом океане (1803-1806 гг. - экспедиция И.Ф.Крузенштерна, Ю.Ф.Лисянского), 1848-1849 гг. - исследования и открытие Антарктиды Ф.Ф. Белинсгаузеном и М.П.Лазаревым. Русские землепроходцы образовали первый заполярный город Мангазею.

Пролив между Азией и Америкой первым из российских исследователей открыл С.И. Дежнев.

Двухтомный труд «Описание земли Камчатской» написал участник двух камчатских экспедиций С. Крашенинников.

В 1811 году команда русских моряков обследовала Курильские острова под руководством В.М.Головнина и попала в плен к японцам.

Общественно-политическая мысль. Развитие литературы.

Оживилось газетное и журнальное дело: "Северная пчела", "Литературная газета", "Вестник Европы" (Н.М.Карамзин). Литература становилась важным средством формирования общественного сознания. Направление - сентиментализм (связанный с чувствами): Г.Р. Державин, Н.М.Карамзин "Бедная Лиза".

События 1812 г. способствовали появлению романтизма: В.А.Жуковский.

Во второй четверти века начал утверждаться реализм. Основоположник – А.С.Пушкин, а также М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь.

Архитектура. Скульптура.

В архитектуре установился стиль позднего классицизма - ампир.

В городской постройке проявляется утилитарный подход - строительство доходных домов.

В Петербурге возводятся Казанский собор (А.И.Воронихин), здание Адмиралтейства (А,Д.Захаров), здание Главного штаба (К.И.Росси). В Москве - Голицинская больница, Большой театр (В.О.Бове). Памятники Суворову (М.И.Козловский), Минину и Пожарскому (И.П,Мартос).

Живопись.

В живописи господствовала академическая школа - историческая и религиозно-мифологическая тематика: "Последний день Помпеи" К.П.Брюлова. В портретной живописи преобладал романтизм: портреты Пушкина работы О.А.Кипренского и В.А,Тропинина. Особое место занимали картины А.Г.Венецианова (крестьянский быт).

Театр. Музыка.

- Московский малый театр,

- Петербургский драматический театр (Александринский),

Ставили "Горе от ума" А.С,Грибоедова, "Ревизора" Н.В.Гоголя, пьесы А.Н.Островского.

Музыка:

- Глинка. Оперы "Руслан и Людмила", "Жизнь за царя", романс "Я помню чудное мгновенье".

А.С. Даргомыжский (оперы "Русалка", "Каменный гость"). В Петербурге центром оперного и балетного искусства оставался Большой театр.

Тема 13. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.

План:

1. Внутренняя политика Александра II. Отмена крепостного права. Реформы 60-70-х годов XIX века.

2. Россия в 80-90-е годы XIX века. Александр III.

3. Общественные движения 80-90-е гг. XIX века (рубеж XX века).

4. Социально-экономическое развитие.

5. Внешняя политика.

6. Культура России второй половины XIX века.

 

Литература:

Антонов В.Ф. Революционное народничество. - М., 1965.

Великие реформы в России, 1856-1874 гг./ Под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. - М., 1992.

Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М., 1968.

Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856-1861 гг. - М., 1984.

Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России. - М., 1986.

Пирумова Н.М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе до начала XX в. - М., 1986.

Пирумова Н.М. Социальная доктрина М.А. Бакунина. - М., 1990.

Российские самодержцы. - М., 1992.

Соловьева А.М. Промышленная революция в России в XIX в. - М., 1990.

 

Александр II

(1855-1881 гг.)

Старший сын Николая I вступил на престол 19 февраля 1855 г. в возрасте 37 лет. В историю вошел как царь «освободитель».

Крестьянская реформа

Разработка основных положений реформы осуществлялась в Министерстве внутренних дел.

1. В январе 1857 г. Александр II учредил Секретный комитет по крестьянскому делу, состоявший из консервативно настроенных чиновников.

2. В конце 1857 г. в каждой губернии, на которую распространялось крепостное право, из числа местных помещиков образовывались губернские комитеты «Об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян».

3. В феврале 1858 г. Секретный комитет был реорганизован в Главный комитет по крестьянскому делу.

4. Проекты поступали в редакционный комитет, образованный при Главном комитете в 1859 г. Они должны были подготовить проект крестьянской реформы для всей России.

Значительную роль в комиссиях играли Я.И.Ростовцев (председатель комиссии), Д.А.Милютин и представители дворянства Ю.Ф.Самарин, В.А.Черкасский.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и «Манифест» об освобождении крестьян. Манифест об освобождении крестьян был обнародован в варианте митрополита Филарета.

Основные положения крестьянской реформы, распространяющейся на частновладельческих крестьян:

1. Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и установленный земельный надел (за выкуп). Около четверти суммы (20%) крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течение 49 лет.

2. До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» (лично свободный, несущий повинности в пользу помещика) по отношению к помещику, отрабатывал барщину, платил оброк.

3. Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов. Если дореформенный земельный надел крестьян превышал послереформенный, то остаток отходил помещику (т.н. «отрезки»).

4. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами». В них определялись размеры наделов и повинности. Помещик подписывал грамоту не с каждым в отдельности крестьянином, а с общиной.

5. Крестьяне получили право заниматься предпринимательством, вступать в любые правовые отношения, переходить в другие сословия. Но основную массу крестьянства составляли бедняки и середняки.

Феодальные пережитки реформы:

1. Сохранение крестьянской общины.

2. Сохранение помещичьего землевладения.

Буржуазные черты:

1. Личное освобождение крестьян, права.

2. Возможность оставлять общину и уходить в город на заработки, на заводы.

Крестьянская община – это поземельная соседская организация мелких непосредственных производителей.

Экономическая сторона общины: мероприятия по распределению и использованию земельного надела.

Община – административная единица, должна была исполнять налоговые и полицейские обязанности.

Орган управления – сельский сход и сельский староста.



2016-09-16 395 Обсуждений (0)
Грамотность, письменность, образование, развитие научных знаний 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Грамотность, письменность, образование, развитие научных знаний

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (395)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)