Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Занятие 4. РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА



2016-09-16 270 Обсуждений (0)
Занятие 4. РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок




Занятие 1. РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ЕВРОПЫ СЕРЕДИНЫ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

1. Культ науки и победа позитивистского мировоззрения; становление и стилевые особенности критического реализма.

2. Социальная проблематика во французской живописи и графике (Ф. Милле, Г. Курбе, О. Домье).

3. Правда жизни, художественный анализ проблемы взаимосвязи личности и среды в социальных романах О. Бальзака, творчестве Ч. Диккенса и У. Теккерея.

4. Синтез романтического и реалистического начал в оперном творчестве Ж. Бизе и Дж. Пуччини.

Проблемное задание:

В чем взаимопритяжение и взаимоотталкивание романтизма и реализма в искусстве Х1Х века?

Темы докладов и сообщений (рефератов)

Бальзак – основоположник реализма в европейской литературе

Оноре Домье – мастер сатиры и гротеска, обличения пороков общества средствами графики.

Литература

Дмитриева Н.А. Творчество Стендаля и психологическая школа. Ростов-на-Дону, 1975.

Калитина Н.Н. Эпоха реализма во французской живописи. Л., 1972.

Реализм и художественные искания ХХ века. М., 1989.

Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. Вып. 4. М., 1989.

Бальзак. Гобсек (Любое издание)

Теория литературных стилей. Типология стилевого развития XIX века. М., 1977.

 

Занятие 2. ИМПРЕССИОНИЗМ: ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

КОНЦЕПЦИИ МИРА И ЧЕЛОВЕКА

1. Понятие и сущность импрессионизма, предпосылки его возникновения.

2. Работа на пленэре – новый творческий метод в живописи; использование цвета и света в воссоздании реального мира в его постоянной изменчивости.

3. Воплощение проблемы света и воздуха в живописи Клода Моне.

4. Музыкальный импрессионизм в творчестве Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

Темы докладов и сообщений (рефератов)

Огюст Ренуар – «живописец счастья».

Воплощение особенностей импрессионизма в творчестве Константина Коровина.

Проблемное задание:

Что общего и особенного в живописных произведениях импрессионистов и постимпрессионистов?

Литература

Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.: ГАЛАРТ, 2000.

Дмитриева Н.А. Передвижники и импрессионисты. М., 1978.

Ильина Т.В. История искусств. Западно-европейское искусство. М., 1993.

Импрессионисты, их современники, их соратники.- М., 1976.

Парсонс Т., Гейл А. Постимпрессионизм. Становление современного искусства.- М., 2000.

Прокофьев В.Н. Постимпрессионизм.- М., 1973.

Ревалд Д. История импрессионизма.- М.; Л., 1959.

Ревалд Д. Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена. -М.; Л., 1062.

 

Занятие 3. РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

1. Социально-исторический контекст развития искусства в предреформенной России, разнообразие его стилей.

2. Ведущее место литературы в общественной жизни. Утверждение реализма в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова.

3. Деятельность Малого (в Москве) и Александринского (в Петербурге) театров; творчество П.С. Мочалова и М.С. Щепкина.

4. Стиль ампир в русской архитектуре. Творчество выдающихся архитекторов А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Ж. Тома де Томона, К. Росси.

Темы докладов и сообщений (рефератов)

И.А. Ильин о пророческом призвании А.С. Пушкина.

Адмиралтейство А.Д. Захарова – уникальный памятник отечественной архитектуры.

Проблемное задание:

Почему, по утверждению Ф.М. Достоевского, Александр Сергеевич Пушкин – «наше пророчество и указание»?

Литература

 

Верещагина А. Художник. Время. История. Очерки истории русской исторической живописи 17 – нач.20 века. Л.: Искусство, 1973. 132 с.

Золотусский И. Гоголь. М.: Молодая гвардия, 1979. 510 с.

Ильин И. Пророческое призвание Пушкина. / Одинокий художник. Статьи, речи, лекции. М..: Искусство,1993. 348 с.

Ильин И. Гении России. Собр. соч. в 10 т. Т.6, кн.3. М.: Русская книга, 1997. 577 с.

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник 3-е изд., перераб и доп. М.: Высшая школа, 2006. 407 с.

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988

Мочульский К. Гоголь, Соловьев, Достоевский. М.: Республика, 1995. 607 с.

Непомнящий В. Поэзия и судьба: над страницами духовной биографии Пушкина. М.: Советский писатель, 1986. 448 с.

Русская художественная культура второй половины Х1Х века / В.Г. Кисунько, М.Н.Бойко, Л.З.Корабельникова и др.. М.: Наука,1988. 388 с.

Селезнев Ю. И. Глазами народа: Размышления о народности русской литературы. – М.: Современник, 1986. – 349 с.

Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (первая половина). 5-е изд., испр. - М., 1985.

 

Турков А. Чехов и его время. М.: Художественная литература, 1980. 406 с.

 

 

Занятие 4. РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

1. Общественно-политическая мысль 60-х годов: либералы, почвенники, консерваторы.

2. Панорама русской жизни в пореформенной России в творчестве И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, М.Е Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, А.П. Чехова, А.Н. Островского.

3. Жанровое разнообразие русской живописи. Творчество художников-передвижников.

4. Развитие традиций М.И. Глинки в творчестве П.И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки».

Темы докладов и сообщений (рефератов)

Модест Петрович Мусоргский – новатор и продолжатель традиций национальной русской музыки.

Подвижническая деятельность выдающегося русского мецената П.М. Третьякова.

Проблемное задание:

В чем выразился вклад деятелей отечественного искусства в развитие «спасительной» пушкинской традиции в художественном творчестве?

Литература

 

Верещагина А. Художник. Время. История. Очерки истории русской исторической живописи 17 – нач.20 века. Л.: Искусство, 1973. 132 с.

Золотусский И. Гоголь. М.: Молодая гвардия, 1979. 510 с.

Ильин И. Пророческое призвание Пушкина. / Одинокий художник. Статьи, речи, лекции. М..: Искусство,1993. 348 с.

Ильин И. Гении России. Собр. соч. в 10 т. Т.6, кн.3. М.: Русская книга, 1997. 577 с.

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник 3-е изд., перераб и доп. М.: Высшая школа, 2006. 407 с.

Мочульский К. Гоголь, Соловьев, Достоевский. М.: Республика, 1995. 607 с.

Непомнящий В. Поэзия и судьба: над страницами духовной биографии Пушкина. М.: Советский писатель, 1986. 448 с.

Русская художественная культура второй половины Х1Х века / В.Г. Кисунько, М.Н.Бойко, Л.З.Корабельникова и др.. М.: Наука,1988. 388 с.

Селезнев Ю. И. Глазами народа: Размышления о народности русской литературы. – М.: Современник, 1986. – 349 с.

Скатов Н. Некрасов. М.: Молодая гвардия, 2004. 426 с.

Турков А. Чехов и его время. М.: Художественная литература, 1980. 406 с.

 

Занятие №5. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА ХХ ВЕКА, ЕГО СТИЛЕВОЕ МНОГООБРАЗИЕ

1. Искусство модернизма: основные направления:

- абстракционизм: бегство личности в мир абстракций от банальной действительности;

- сюрреализм: утрата четких границ личности и мира, «смятенный человек в таинственном и непознаваемом мире»;

- экзистенциализм: бессмысленность человеческой жизни, одиночество человека в мире абсурда;

- экспрессионизм: выражение индивидуалистического протеста против всеобщего отчуждения;

- поп-арт: манипулируемая, деидеологизированная личность в обществе «массового потребления».

2. Утверждение идеалов социальной справедливости, человечности, ответственности личности в искусстве Запада и России Х1Х века (литература, живопись, кино, музыка).

Темы докладов и сообщений (рефератов)

Василий Кандинский – теоретик и практик авангарда в живописи

Развитие традиций реалистической живописи в творчестве Рокуэла Кента.

Творчество В. М. Шукшина

 

 

Проблемное задание: Выявите общие черты в художественных концепциях различных направлений авангарда.

Литература

Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь. М.: Эллис-Лак, 1997.

Баженова Л.М., Некрасова Л.М., Курчан Н.Н., Рубинштейн И.Б. Мировая художественная культура. ХХ век. Кино, театр, музыка. – СПб.: Питер, 2008, с. 29-31, 46-48, 54-58.

Борев Ю.Б. Художественная культура ХХ века (теоретическая история): учебник для студентов вузов. М.: Юнити-Дана, 2007, с.174-178, 196-209, 222-242.

Дали С. Дневник одгого гения. – М.:1991.

Деготь Е. Русское искусство ХХ века. М.: Трилистник, 2002. 224 с.

Дмитриева Н.А. Живое прошлое: Судьбы искусства: век ХХ, век XXI //Иностранная литература. 1988. № 1.

В. Кандинский. О духовном в искусстве.

Крылов В. Современный авангард и определение искусства //Наш современник. – 2002. – № 7.

Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2003, с.421-431, 474-479.

Любомудров М.Н. Противостояние. Театр ХХ века: традиции – авангард. М.: Молодая гвардия, 1991. 317 с.

Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство ХХ века. – М.: 1991

Свиридов Г.В. Музыка как судьба. М.: Молодая гвардия, 2002. 798 с.

Семенов Ю. Искусство ли искусство ХХ столетия //Новый мир. – 1993. – №8.

Русский авангард и его национальные истоки. / Сост. З.Ю.Таюрова, О.А.Горнунг. – Екатеринбург: Артефакт, 2009.

Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве (любое издание).

Шаляпин Ф.И. Маска и душа. – М. 1997.

В.М. Шукшин. До третьих петухов (любое издание).

.

 



2016-09-16 270 Обсуждений (0)
Занятие 4. РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Занятие 4. РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)