Занятие 4. РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Занятие 1. РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ЕВРОПЫ СЕРЕДИНЫ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 1. Культ науки и победа позитивистского мировоззрения; становление и стилевые особенности критического реализма. 2. Социальная проблематика во французской живописи и графике (Ф. Милле, Г. Курбе, О. Домье). 3. Правда жизни, художественный анализ проблемы взаимосвязи личности и среды в социальных романах О. Бальзака, творчестве Ч. Диккенса и У. Теккерея. 4. Синтез романтического и реалистического начал в оперном творчестве Ж. Бизе и Дж. Пуччини. Проблемное задание: В чем взаимопритяжение и взаимоотталкивание романтизма и реализма в искусстве Х1Х века? Темы докладов и сообщений (рефератов) Бальзак – основоположник реализма в европейской литературе Оноре Домье – мастер сатиры и гротеска, обличения пороков общества средствами графики. Литература Дмитриева Н.А. Творчество Стендаля и психологическая школа. Ростов-на-Дону, 1975. Калитина Н.Н. Эпоха реализма во французской живописи. Л., 1972. Реализм и художественные искания ХХ века. М., 1989. Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. Вып. 4. М., 1989. Бальзак. Гобсек (Любое издание) Теория литературных стилей. Типология стилевого развития XIX века. М., 1977.
Занятие 2. ИМПРЕССИОНИЗМ: ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ МИРА И ЧЕЛОВЕКА 1. Понятие и сущность импрессионизма, предпосылки его возникновения. 2. Работа на пленэре – новый творческий метод в живописи; использование цвета и света в воссоздании реального мира в его постоянной изменчивости. 3. Воплощение проблемы света и воздуха в живописи Клода Моне. 4. Музыкальный импрессионизм в творчестве Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Темы докладов и сообщений (рефератов) Огюст Ренуар – «живописец счастья». Воплощение особенностей импрессионизма в творчестве Константина Коровина. Проблемное задание: Что общего и особенного в живописных произведениях импрессионистов и постимпрессионистов? Литература Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.: ГАЛАРТ, 2000. Дмитриева Н.А. Передвижники и импрессионисты. М., 1978. Ильина Т.В. История искусств. Западно-европейское искусство. М., 1993. Импрессионисты, их современники, их соратники.- М., 1976. Парсонс Т., Гейл А. Постимпрессионизм. Становление современного искусства.- М., 2000. Прокофьев В.Н. Постимпрессионизм.- М., 1973. Ревалд Д. История импрессионизма.- М.; Л., 1959. Ревалд Д. Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена. -М.; Л., 1062.
Занятие 3. РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 1. Социально-исторический контекст развития искусства в предреформенной России, разнообразие его стилей. 2. Ведущее место литературы в общественной жизни. Утверждение реализма в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова. 3. Деятельность Малого (в Москве) и Александринского (в Петербурге) театров; творчество П.С. Мочалова и М.С. Щепкина. 4. Стиль ампир в русской архитектуре. Творчество выдающихся архитекторов А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Ж. Тома де Томона, К. Росси. Темы докладов и сообщений (рефератов) И.А. Ильин о пророческом призвании А.С. Пушкина. Адмиралтейство А.Д. Захарова – уникальный памятник отечественной архитектуры. Проблемное задание: Почему, по утверждению Ф.М. Достоевского, Александр Сергеевич Пушкин – «наше пророчество и указание»? Литература
Верещагина А. Художник. Время. История. Очерки истории русской исторической живописи 17 – нач.20 века. Л.: Искусство, 1973. 132 с. Золотусский И. Гоголь. М.: Молодая гвардия, 1979. 510 с. Ильин И. Пророческое призвание Пушкина. / Одинокий художник. Статьи, речи, лекции. М..: Искусство,1993. 348 с. Ильин И. Гении России. Собр. соч. в 10 т. Т.6, кн.3. М.: Русская книга, 1997. 577 с. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник 3-е изд., перераб и доп. М.: Высшая школа, 2006. 407 с. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988 Мочульский К. Гоголь, Соловьев, Достоевский. М.: Республика, 1995. 607 с. Непомнящий В. Поэзия и судьба: над страницами духовной биографии Пушкина. М.: Советский писатель, 1986. 448 с. Русская художественная культура второй половины Х1Х века / В.Г. Кисунько, М.Н.Бойко, Л.З.Корабельникова и др.. М.: Наука,1988. 388 с. Селезнев Ю. И. Глазами народа: Размышления о народности русской литературы. – М.: Современник, 1986. – 349 с. Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (первая половина). 5-е изд., испр. - М., 1985.
Турков А. Чехов и его время. М.: Художественная литература, 1980. 406 с.
Занятие 4. РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 1. Общественно-политическая мысль 60-х годов: либералы, почвенники, консерваторы. 2. Панорама русской жизни в пореформенной России в творчестве И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, М.Е Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, А.П. Чехова, А.Н. Островского. 3. Жанровое разнообразие русской живописи. Творчество художников-передвижников. 4. Развитие традиций М.И. Глинки в творчестве П.И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки». Темы докладов и сообщений (рефератов) Модест Петрович Мусоргский – новатор и продолжатель традиций национальной русской музыки. Подвижническая деятельность выдающегося русского мецената П.М. Третьякова. Проблемное задание: В чем выразился вклад деятелей отечественного искусства в развитие «спасительной» пушкинской традиции в художественном творчестве? Литература
Верещагина А. Художник. Время. История. Очерки истории русской исторической живописи 17 – нач.20 века. Л.: Искусство, 1973. 132 с. Золотусский И. Гоголь. М.: Молодая гвардия, 1979. 510 с. Ильин И. Пророческое призвание Пушкина. / Одинокий художник. Статьи, речи, лекции. М..: Искусство,1993. 348 с. Ильин И. Гении России. Собр. соч. в 10 т. Т.6, кн.3. М.: Русская книга, 1997. 577 с. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник 3-е изд., перераб и доп. М.: Высшая школа, 2006. 407 с. Мочульский К. Гоголь, Соловьев, Достоевский. М.: Республика, 1995. 607 с. Непомнящий В. Поэзия и судьба: над страницами духовной биографии Пушкина. М.: Советский писатель, 1986. 448 с. Русская художественная культура второй половины Х1Х века / В.Г. Кисунько, М.Н.Бойко, Л.З.Корабельникова и др.. М.: Наука,1988. 388 с. Селезнев Ю. И. Глазами народа: Размышления о народности русской литературы. – М.: Современник, 1986. – 349 с. Скатов Н. Некрасов. М.: Молодая гвардия, 2004. 426 с. Турков А. Чехов и его время. М.: Художественная литература, 1980. 406 с.
Занятие №5. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА ХХ ВЕКА, ЕГО СТИЛЕВОЕ МНОГООБРАЗИЕ 1. Искусство модернизма: основные направления: - абстракционизм: бегство личности в мир абстракций от банальной действительности; - сюрреализм: утрата четких границ личности и мира, «смятенный человек в таинственном и непознаваемом мире»; - экзистенциализм: бессмысленность человеческой жизни, одиночество человека в мире абсурда; - экспрессионизм: выражение индивидуалистического протеста против всеобщего отчуждения; - поп-арт: манипулируемая, деидеологизированная личность в обществе «массового потребления». 2. Утверждение идеалов социальной справедливости, человечности, ответственности личности в искусстве Запада и России Х1Х века (литература, живопись, кино, музыка). Темы докладов и сообщений (рефератов) Василий Кандинский – теоретик и практик авангарда в живописи Развитие традиций реалистической живописи в творчестве Рокуэла Кента. Творчество В. М. Шукшина
Проблемное задание: Выявите общие черты в художественных концепциях различных направлений авангарда. Литература Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь. М.: Эллис-Лак, 1997. Баженова Л.М., Некрасова Л.М., Курчан Н.Н., Рубинштейн И.Б. Мировая художественная культура. ХХ век. Кино, театр, музыка. – СПб.: Питер, 2008, с. 29-31, 46-48, 54-58. Борев Ю.Б. Художественная культура ХХ века (теоретическая история): учебник для студентов вузов. М.: Юнити-Дана, 2007, с.174-178, 196-209, 222-242. Дали С. Дневник одгого гения. – М.:1991. Деготь Е. Русское искусство ХХ века. М.: Трилистник, 2002. 224 с. Дмитриева Н.А. Живое прошлое: Судьбы искусства: век ХХ, век XXI //Иностранная литература. 1988. № 1. В. Кандинский. О духовном в искусстве. Крылов В. Современный авангард и определение искусства //Наш современник. – 2002. – № 7. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2003, с.421-431, 474-479. Любомудров М.Н. Противостояние. Театр ХХ века: традиции – авангард. М.: Молодая гвардия, 1991. 317 с. Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство ХХ века. – М.: 1991 Свиридов Г.В. Музыка как судьба. М.: Молодая гвардия, 2002. 798 с. Семенов Ю. Искусство ли искусство ХХ столетия //Новый мир. – 1993. – №8. Русский авангард и его национальные истоки. / Сост. З.Ю.Таюрова, О.А.Горнунг. – Екатеринбург: Артефакт, 2009. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве (любое издание). Шаляпин Ф.И. Маска и душа. – М. 1997. В.М. Шукшин. До третьих петухов (любое издание). .
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |