Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


V. Жизнь как созидание. Техника и желания



2016-09-16 847 Обсуждений (0)
V. Жизнь как созидание. Техника и желания 0.00 из 5.00 0 оценок




В предложенной формулировке человеческая жизнь, су­ществование и формально, и по смыслу – нелегкая задача. Для всего остального мира собственное бытие не составляет проблемы, означая действительность, реализацию сущно­сти. К примеру, «бытие быка» очевидно и проверяемо. Бык существует только как бык. Наоборот, существование человека далеко не подразумевает его безусловного суще­ствования как того, кто он есть, а означает лишь некую возможность, рвение, необходимое для достижения постав­ленной задачи. Скажите, кто из вас действительно есть тот, кем он, по его мнению, должен, желал бы, стремился бы быть? В отличие от всего остального человек, сущест­вуя, обречен сам создать собственное существование, решить практическую задачу – реализовать программу, которая изначально составляет его суть. Наша жизнь, та­ким образом, – подлинная проблема, неотложная забота. Жизнь каждого не есть нечто данное, уготованное раз и навсегда. Жизнь – то, что мы сами должны для себя со­здать. Жизнь доставляет много забот и дел, вернее, она и есть забота и неотложное дело, которое должен выполнить каждый; стало быть – подчеркну еще раз, – это не вещь, а нечто активное, причем в смысле, выходящем за рамки привычного словоупотребления. Когда речь идет о любых других существах, считается, что они существуют в дейст­вии. Здесь же имеется теснейшая зависимость самого бы­тия от действия. Человек обречен созидать, творить самого себя. И это не так уж странно, как может показаться на первый взгляд, ибо в слове «творение» со всей очевидностью подчеркивается, что человек – это прежде всего творец, техник. Жить – значит в первую очередь прилагать макси­мальные усилия, чтобы возникло то, чего еще нет, чтобы возник сам человек. И он же стремится к этой цели, используя все, что есть. Итак, человеческая жизнь есть производство. Этим я хочу сказать, что жизнь – это вовсе не то, чем она представлялась на протяжении многих веков, то есть она не созерцание, не мысль и не теория. Жить значит производить, творить, и лишь по­стольку, поскольку последние действия невыполнимы без тео­рии, созерцания; жизнь также есть мысль, теория и наука. Жить – значит изыскивать средства для осуществления себя как программы. Мир и обстоятельства даны человеку прежде всего как сырье и механизм. И так как человек, чтобы существо­вать, должен быть в мире, а последний сам по себе не вершит человеческое бытие и даже, наоборот, чинит тому всяческие препятствия, то человек-техник пытается обнаружить в мире скрытое устройство, потребное для его целей. История челове­ческой мысли – это цепь наблюдений, произведенных с целью выявить механизм, скрытый в материи мира. Вот почему техни­ческое изобретение – это открытие. И как мы еще убедимся, техника в собственном смысле слова, иначе говоря, полнота и зрелость техники, совершенно не случайно возникла в 1600-х годах, а именно когда в теоретическом осмыслении мира чело­век стал рассматривать его как механизм. Современная техника связана с именами Галилея, Декарта, Гюйгенса – словом, с соз­дателями механистической интерпретации Вселенной. До той поры считалось, что телесный мир был немеханическим, основ­ными слагаемыми бытия которого выступали силы духовные, неуправляемые и неукротимые. Наоборот, мир как чистый ме­ханизм – это всего-навсего машина машин.

Таким образом, глубоко ошибочно полагать, что человек – это простое животное, по случайности обладающее техническим даром; или же, по-другому, нельзя считать, что, если мы наде­лим животное волшебным техническим даром, в результате обя­зательно получим человека. Истинно как раз обратное: именно потому, что человек решает полностью противоположную жи­вотным задачу, именно потому, что человеческая задача имеет сверхъестественные характеристики, он и не может, подобно животному, направить всю свою энергию на удовлетворение элементарных потребностей. Человек должен сберегать усилия, чтобы посвятить их избыток осуществлению невероятного предприятия – реализации своего бытия в мире.

Поэтому он сам начинается с развития техники. Те большие или меньшие бреши, которые человек пробивает в природе, – не что иное, как ячейки, куда он вмеща­ет собственное эксцентрическое бытие. Вот почему я на­стаивал и настаиваю: и смысл, и причина техники ле­жат за ее пределами, а именно в использовании человеком его избыточных, высвобожденных благодаря самой техни­ке сил. Такова миссия техники – освобождение челове­ка, дарующее ему возможность всецело быть самим со­бой.

Древние делили человеческую жизнь на две сферы. Одну из них они называли otium (досугом), который вовсе не предполагал отрицание дела, а, напротив, заботу о че­ловеческом; этому служили власть, организация, общество, науки, искусства. Другая же область жизни была исполне­на усилий, направленных на удовлетворение элементарных потребностей; она-то и создавала возможности для otium и поэтому называлась словом nec-otium, очень хорошо под­черкивавшим тот отрицательный смысл, который она име­ла для самого человека.

Чем жить во власти случая и тратить впустую силы, лучше подчинять последние плану, который только один и позволяет достичь успеха в борьбе с природой, извлечь максимальную пользу из господства над ней. Таково тех­ническое назначение человека по контрасту с беспечной деятельностью животного, например какой-нибудь птички Божьей,

Все виды человеческой деятельности, которые уже характеризовались как технические или еще только заслу­живают быть отнесенными к ним, являются всего-навсего спецификациями, конкретизациями общего условия само­сотворения, присущего жизни в целом.

И если бы наше существование изначально не пред­ставляло неизбежной потребности созидать из естествен­ного материала то сверхъестественное усилие, которое и есть человек, то никогда и в помине не было бы ни одного из видов техники. Это нечто абсолютное, этот чи­стый феномен мироздания – техника – рождается исклю­чительно из драматической, удивительной, метафизической комбинации, когда два разнородных начала – человек и мир – обречены соединиться так, что одно из них (че­ловек) получает возможность вместить свое сверхмировое бытие в другое, то есть в сам мир. Эта задача, почти инженерного плана, и есть человеческий удел.

И все же именно поэтому техника не первична в стро­гом смысле слова. Она, безусловно, делает все возможное, решая задачу, которая и есть жизнь, и, разумеется, так или иначе способствует осуществлению человеческой про­граммы. Но сама по себе, конечно, данной программы не создает. Я хочу сказать, что цель, которую преследует техника, ей же самой предзадана. Жизненная программа имеет дотехнический характер. Человек-техник или техни­ческий гений обязан изобретать простейшие и надежные способы удовлетворения потребностей. Но ведь и сами они, как мы убедились, также представляют собой изобретения, иначе, то, чем желает стать человек в каждую эпоху, в каждом народе и даже в каждом типе личности. Итак, существует элементарное дотехническое изобретение, изо­бретение по преимуществу изначальное – оригинальное человеческое желание.

И не надо меня уверять, будто нет ничего проще жела­ний. Вам доводилось встречать нувориша с печатью неиз­бывной тоски на лице? Уж у него-то, безусловно, есть все возможности добиться исполнения желаний, но вся беда в том, что нувориш их не ведает. Где-то в глубине души он твердо уверен: ему ничего не нужно; мало того, он вообще не способен сосредоточить свои помыслы на чем-то одном, сделать окончательный выбор из бесчисленных возможно­стей, которые предоставляет окружающий мир. Вот почему нувориш ищет себе посредника, который помог бы ему ра­зобраться в собственных устремлениях, и обретает его в модных пристрастиях других. Именно поэтому первое, что нувориш себе покупает, – это автомобиль, пианола и фо­нограф. Право желать за него он предоставляет другим. Ибо подобно тому, как есть нечто общее применительно к мышлению, а именно идея, к которой человек не приходит самостоятельно, но которую он только слепо и машинально повторяет за другими, есть также и нечто общее в желани­ях, своего рода фикция, простой жест.

Подобный феномен встречается на том уровне жела­ний, который относится к уже данному, наличному, ко всему, что мы обнаруживаем в своем окружении до любых желаний. Однако насколько трудно дается человеку стрем­ление истинно творческое, такое, которое постулирует несуществующее, предвосхищает еще нереальное. В конеч­ном счете, любые желания всегда соотносятся с тем типом человека, которым мы хотели бы стать. Он и есть наше исходное желание. И если кто-то не способен захотеть са­мого себя, поскольку у него нет ясного представления о том «себе», которого он хотел бы осуществить, то у такого индивида есть только псевдожелания, бледные отголоски каких-то поползновений, лишенные силы и подлинности.

Вполне возможно, главная болезнь нашего време­ни – кризис желаний; вот почему вся фантастическая мощь техники нам не впрок. Сегодня мы видим это отчет­ливо, но еще в 1922 году я предупреждал, например, о таком угрожающем факте: «Европа страдает истощением способности желать»[16]. Подобное изнурение, ослабление жизненной программы повлечет за собой технический за­стой, поскольку сама техника уже не будет знать, кому или чему ей служить. Именно такова нынешняя реаль­ность, к которой мы пришли, и она только подтверждает предложенное здесь объяснение. Заметьте: наше богатство, то есть набор средств для жизни, которыми сейчас распола­гает человек, намного превышает что-либо имевшееся в его распоряжении до сих пор (созданные техникой силы экви­валентны 2500 миллионам рабов, иначе говоря, на каждого цивилизованного человека приходится двое слуг), в резуль­тате чего у всех нас даже сложилось вполне отчетливое представление об их великом преизбытке; и тем не менее нынешнее общее разочарование столь беспредельно, что современный человек не знает, кем быть; ему уже не хва­тает воображения сочинить сюжет своей жизни.

Но все-таки почему? К сожалению, к теме нашего ис­следования это не относится. Ограничимся только одним вопросом: каков тот человек или каков вообще тип людей, которого можно считать специалистом в жизненной про­грамме? Может быть, это поэт, философ, основатель новой религии, политик, открыватель новых ценностей? Не будем спешить с ответом. Достаточно, что все они предшествуют человеку-технику, и это недвусмысленно указывает на по­рядковые различия между техником и указанными профес­сиями, которые всегда были и оспаривать которые лишний труд.

Вероятно, именно этим и объясняется удивительный факт анонимности техники – или по крайней мере того, что имена ее творцов никогда не пользовались столь гром­кой славой, как имена людей, подвизавшихся в вышеуказанных областях. Одно из величайших открытий последних шестидесяти лет – двигатель внутреннего сгорания. А те­перь скажите: кто из нас, не будучи по профессии техни­ком, сейчас помнит список славных имен его творцов?

Отсюда же и крайне низкая вероятность «технократии». Человек-техник, по определению, не может управлять, быть высшей инстанцией. Роль техника замечательна, до­стойна глубокого уважения, но, увы, неизбежно второсте­пенна.

Подведем некоторые итоги.

Преобразование» природы, или техника, как и любое изменение, мутация, – это движение между двумя преде­лами: a quo и ad quern. Пределом a quo является природа, такая, как она есть в наличии. А пределом ad quern высту­пает жизненная программа человека. Но что означает пол­ное выполнение данной программы? Вне всяких сомнений, «благосостояние», «счастье». Итог наших предыдущих рассуждений.

 

Вопросы к тексту 8

1. Проанализируйте вывод Х. Ортеги-и-Гассета: «нет человека без техники».

2. Что такое технические действия?

3. Каковы основные признаки всякой техники?

4. Выскажите аргументы в пользу того, что техника – «усилие ради сбережения усилий».

5. Почему человек «тратит силы, чтобы их сберечь»?

6. На что должно быть направлено сэкономленное усилие? Куда в реальности уходит огромное количество времени, сэкономленное человеком с помощью производственной и бытовой техники?

7. В чем особенность бытия человека в мире техники?

8. Какова миссия техники?

9. Как связано развитие техники с реализацией человеком своего бытия в мире? Почему невозможно техническое решение проблемы «кризиса желаний»?

 

САМОКОНТРОЛЬ

 

Тесты

 

1. Наука в современном мире – это:

а) компонент духовной культуры

б) отрасль народного хозяйства

в) сфера социальных отношений

г) интеллектуальная игра учёных

д) институт производства знаний

 

2. Неправильная характеристика науки указана в пункте:

а) наука – это теория бытия, выраженная в формах логического мышления

б) наука – это деятельность по получению нового знания

в) наука – это творческое конструирование желаемого мира

г) наука – это система знания, подтвержденного опытом

д) наука – это теоретическое отражение действительности

3. Характерная особенность науки – это:

а) независимость от личности исследователя

б) следование дисциплинарной методологии

в) регулирование со стороны академического руководства

г) подчинение законам природы

 

4. Научное познание опирается на способ постижения мира:

а) художественно-образный

б) рационально-опытный

в) религиозно-догматический

г) наивно-мечтательный

д) интуитивно-мистический

 

5. Научное знание формируется, в первую очередь, на основе:

а) знания-интуиции

б) знания-информации

в) знания-умения

г) знания-оценки

д) знания-предположения

 

6. Знание впервые приобретает черты научной теории:

а) в Древнем Египте

б) в Древнем Риме

в) на Ближнем Востоке

г) в Вавилонии

д) в Древней Греции

 

7. Первым европейским учёным и философом считают:

а) Пифагора

б) Фалеса Милетского

в) Аристотеля Стагирита

г) Демокрита из Абдер

д) Гераклита Эфесского

 

8. «Не существует ничего, кроме атомов и пустоты», писал:

а) Платон

б) Аристотель

в) Демокрит

г) Анаксагор

д) Пифагор

 

9. По Аристотелю, скорость тела изменяется прямо пропорционально действующей силе. Ошибочность этого положения механики Аристотеля впервые доказал:

а) Галилей, открыв закон инерции

б) Эвклид, сформулировав аксиоматический метод

в) Птолемей, описав движение планет на небесном своде

г) Архимед, впервые предложивший систему блоков

 

10. Идею «первотолчка», благодаря которому Бог «запустил» движение Вселенной, впервые выдвинул:

а) Аристотель

б) И. Ньютон

в) И. Кант

г) Архимед

д) Демокрит

 

11. Первой научной картиной мира, сформировавшейся в XVII веке, является:

а) современная картина мира

б) механистическая картина мира

в) электромагнитная картина мира

г) эволюционная картина мира

д) революционная картина мира

 

12. Первой фундаментальной естественнонаучной теорией явилась:

а) классическая механика

б) теория относительности

в) теория эволюции

г) квантовая механика

д) волновая теория света

 

13. К основоположникам методологии естествознания XVII века относится:

а) Р. Бэкон

б) И. Кант

в) Ф. Бэкон

г) О. Кромвель

д) У. Шекспир

 

14. Первое строгое физико-теоретическое обоснование бесконечности мира предложил:

а) А. Эйнштейн

б) Д. Бруно

в) И. Кант

г) И. Ньютон

д) Н. Кузанский

 

15. В 1666 г. было сделано открытие – белый свет состоит из света различных цветов:

а) Р. Декартом

б) И. Ньютоном

в) В. Снеллиусом

г) Х. Гюйгенсом

 

16. Скорость света в пустом пространстве, равную 300000 км/с, впервые определил:

а) Дж. Брэдли

б) И. Ньютон

в) О. Ремер

г) Г. Лейбниц

 

17. Корпускулярно-волновую гипотезу света впервые выдвинул:

а) Р. Декарт

б) Г. Лейбниц

в) Х. Гюйгенс

г) И. Ньютон

 

18. Волновую теорию света разработал:

а) Р. Декарт

б) И. Ньютон

в) Х. Гюйгенс

г) Г. Лейбниц

 

19. Основы дифференциального и интегрального исчислений, наряду с методом Г. Лейбница, были заложены:

а) работами по геометрии Г. Гаусса

б) гипотезой неевклидовой геометрии Б.Римана

в) в «началах геометрии» Н.И. Лобачевского

г) «методом флюксий» И.Ньютона

 

20. Важным шагом в изучении электрических явлений в XVIII в. стало открытие:

а) электрона

б) величины заряда электрона

в) электромагнитного поля

г) электрического разряда

 

21. Гипотезу об электрической природе молнии и идею громоотвода впервые предложил:

а) Б. Франклин

б) М. Ломоносов

в) Г. Рихман

г) А. Вольта

 

22. Изобретению фотографии в 50-х гг. XIX в. предшествовало изобретение в к. 30-х гг. метода:

а) Якоби

б) Люмьера

в) Дагера

г) Декарта

 

23. Естественнонаучные направления, которые определили наступление научной революции на рубеже XIX- XX вв. – это:

а) анатомия и физиология

б) антропология и гелиобиология

в) космология и космогония

г) физика и астрофизика

д) атомная физика и молекулярная биология

 

24. Революция в естествознании в начале XX века была связана с открытием:

а) закона всемирного тяготения

б) закона сохранения энергии

в) явления фотоэффекта

г) явления радиоактивности

д) системного подхода

25. К эмпирическим методам познания не относится:

а) описание

б) объяснение

в) анализ

г) измерение

д) наблюдение

 

26. Эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, данными эксперимента – это:

а) аргументация

б) верификация

в) оппозиция

г) индукция

д) дедукция

 

27. Соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое называется:

а) аналогия

б) типология

в) дедукция

г) индукция

д) синтез

 

28. Предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений обозначается понятием:

а) гипотеза

б) представление

в) умозаключение

г) теория

д) понятие

 

29. Процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях называется:

а) абстрагирование

б) синтез

в) дедукция

г) индукция

д) аналогия

 

30. Метод познания, предполагающий выделение одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков, - это:

а) абстрагирование

б) анализ

в) аналогия

г) дедукция

д) индукция

 

31. Метод познания, при котором общие выводы делаются на основе частных посылок, называется:

а) абстрагирование

б) синтез

в) аналогия

г) дедукция

д)индукция

 

32. Выявление общих признаков предметов рассматриваемой области и переход на более высокий уровень абстракции называется:

а) типология

б) обобщение

в) моделирование

г) интерпретация

д) идеализация

 

33. Научная революция – это:

а) бунт научных работников против условий оплаты труда

б) коренная перестройка наукоёмкого производства

в) глубинные преобразования способов научного познания

г) преобразование научно-академических структур

д) перестройка системы высшего образования

 

34. Концепцию научных революций выдвинул:

а) А. Эйнштейн

б) Н. Бердяев

в) К. Маркс

г) В. Гейзенберг

д) Т. Кун

35. Первая научная революция названа именем:

а) И. Ньютона

б) А. Эйнштейна

в) Аристотеля

г) Р. Декарта

д) Н. Коперника

36. Наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное представление о закономерных и существенных связях в определенной предметной области – это:

а) гипотеза

б) проблема

в) теория

г) теорема

д) опыт

37. В современной науке переплетаются два противоположных процесса:

а) ассимиляция и диссимиляция

б)дифференциация и интеграция

в) ассоциация и диссоциация

г) индукция и дедукция

д) инь и ян

 

38. Господствующая в течение определенного времени модель постановки и решения проблем научным сообществом называется:

а) дисциплина

б) догматика

в) детерминанта

г) синергетика

д) парадигма

 

39. Определяющее воздействие человеческой разумной деятельности на развитие природы осмысливается в концепции:

а) биосферы

б) биоценоза

в) этногенеза

г) ноосферы

д) техносферы

 

40. Автором теории ноосферы, посвященной взаимодействию природы, общества и человека является:

а) П.А. Флоренский

б) В.И. Вернадский

в) А.Л. Чижевский

г) Н.Н. Страхов

Вопросы для повторения

 

а) Вопросы по истории науки и техники

1. Каково историческое происхождение науки и техники?2. Охарактеризуйте уровень преднаучных знаний и техники первобытных людей.3. В чём заключается практический характер научных знаний в Древнем Египте?4. Укажите характерные особенности знаний и техники ранних месопотамских цивилизаций.5. Перечислите основные достижения науки и техники Древнего Китая и Древней Индии.6. Как была создана и утвердилась на века геоцентрическая система мира?7. Расскажите об атомистическом учении древнегреческих натурфилософов.8. Каковы основные идеи физики Аристотеля?9. Охарактеризуйте роль Аристотеля и Теофраста как основоположников биологии.10. Охарактеризуйте вклад Евклида в развитие математики.11. Почему имя Архимеда стало символом механики?12. Почему древних греков считают родоначальниками современной науки?13. Укажите характерные черты развития техники и знания в Римской империи.14. Расскажите о становлении медицинской науки и практики в античности (Гиппократ, Гален).15. Укажите характерные черты средневековой науки.16. Расскажите о научных опытах Р. Бэкона.17. Расскажите об изобретении И. Гуттенберга и его историческом значении.18. Расскажите о достижениях Леонардо да Винчи как ученого и изобретателя.19. Охарактеризуйте У. Гарвея как основоположника современной физиологии и эмбриологии.20. Дайте общую характеристику научной деятельности Г. Галилея.21. Расскажите о научной работе И. Кеплера.22. Расскажите о научной деятельности И. Ньютона.23. Раскройте вклад К. Линнея и Ж.Б. Ламарка в развитие биологии.24. Охарактеризуйте достижения М.В. Ломоносова в области естественных наук.25. Расскажите о научной деятельности А. Лавуазье и Дж. Дальтона.26. Расскажите о создании станков для текстильного производства в ходе промышленного переворота.27. Расскажите о создании парового двигателя и охарактеризуйте научные открытия Дж. Уатта.28. Перечислите и дайте краткую характеристику основных направлений технической революции конца XVII-XIX вв.29. Расскажите об изобретении автомобиля.30. Расскажите об истории воздухоплавания и о создании летательных аппаратов тяжелее воздуха.31. Расскажите об изобретении фотографии.32. Расскажите об истории кинематографа.33. Охарактеризуйте научные достижения и деятельность М. Фарадея и Дж. К. Максвелла.34. Охарактеризуйте научные открытия Д.И. Менделеева и русской химической школы.35. Расскажите о создании теории эволюции Ч. Дарвина.36. Охарактеризуйте вклад Г.И. Менделя в становление генетики.37. Расскажите о развитии космонавтики охарактеризуйте вклад К.Э. Циолковского в её развитие.38. Перечислите этапы становления инженерного образования в мире.39. Расскажите о вкладе А. Эйнштейна в современную физику.40. Охарактеризуйте научные достижения Э. Резерфорда.41. Расскажите о научно-технической революции XX века.42. Покажите основные характерные черты научно-технического прогресса на примере истории развития средств связи.43. Раскройте содержание понятия «генная инженерия».44. Охарактеризуйте современное состояние науки в России и в мире.

б) Вопросы по философии науки и техники

1. Что исследует философия науки? Каковы её основные проблемы?

2. В чем заключаются основания (возможность и необходимость) научного знания?

3. Каковы специфические особенности научного знания и познания?

4. Каков методологический статус истины в научном познании?

5. Каковы основные философские подходы к решению проблемы истинности научного знания?

6. Каковы общее строение и структура научного знания?

7. Охарактеризуйте основные уровни и методы научного познания.

8. Какова общая логика и динамика (основные этапы) научного исследования?

9. Какими особенностями характеризуется язык науки?

10. Какова роль традиций и новаций в науке?

11. Раскройте содержание понятия «научная революция»

12. Какие научные революции Вам известны, в чем их специфика?

13. В чем заключается единство и цельность научного знания?

14. Что представляют собой процессы дифференциации и интеграции наук?

15. В чем суть концепции методологии научно-исследовательских программ И. Лакатоса?

16. В чем суть парадигмальной концепции Т. Куна?

17. Охарактеризуйте концепцию развития научного знания К. Поппера.

18. Каковы основные социо-культурные факторы развития науки?

19. Что такое сциентизм и антисциентизм? Каковы основные аргументы обеих позиций?

20. Каковы предмет и задачи философии техники?

21. Каково соотношение философии науки и философии техники?

22. В чем заключается проблема смысла и сущности техники?

23. Каковы основные идеи концепции техники как проекции органов человека Э. Каппа?

24. Охарактеризуйте основные современные концепции философии техники с точки зрения их основных понятий и проблем.

25. В чем Вы видите оригинальность взглядов на технику Х. Ортеги-и-Гассета?

26. Каковы особенности современного этапа развития технического знания?

27. Раскройте понятие технического прогресса. В чём философы видят его проблемность и проблематичность?

28. Поясните смысл понятия «техногенная цивилизация» и охарактеризуйте его содержание.

29. Каковы особенности инженерной деятельности в свете этической и социальной ответственности?

 


6. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ и понятий

Абстракция(от лат. отвлечение) — процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого предмета с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств (абстрагирование); в узком смысле – результат абстрагирования, абстрактные понятия и категории («белизна», «развитие», «мышление») и их системы (наиболее развитые из них – математика, логика, философия).

Агностицизм(от греч.непознаваемый, неизвестный) — философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективной истины.

Аксиома— исходное, начальное положение какой-либо теории, лежащее в основе доказательств других положений этой теории, в пределах которой оно принимается без доказательств. Бесспорная, не требующая доказательств истина.

Анализ(от греч. разложение, расчленение) — метод научного исследования, подразумевающий мысленное или физическое разложение целого на части, составные элементы, отдельные стороны, свойства.

Аналогия(от греч. соответствие, сходство) — познание путём сравнения. Установление сходства в некоторых сторонах, свойствах, отношениях между нетождественными объектами; на основании установленного сходства делается вывод о возможном сходстве сравниваемых объектов и в другом (других) признаке (признаках). Аналогия даёт не достоверное, но вероятное знание, вероятность которого тем выше, чем большее число признаков сходства будет установлено и чем эти признаки будут более существенными, необходимыми для предметов.

Антисциентизм(от лат. против и знание, наука) — характерная для духовной культуры ХХ века философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их убеждению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшить жизнь людей. Исходя из негативных последствий НТР, экологического кризиса, военной опасности и т.п., в своих крайних формах антисциентизм вообще отвергает науку и технику, считая их силами, враждебными подлинной природе и сущности человека.

Антропный принцип— фундаментальное положение современной науки и философии, требующее рассматривать Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, важнейшим элементом которой является человек. Тем самым устанавливается связь человека как наблюдателя с физическими параметрами Вселенной на разных уровнях, формируя взгляд на Вселенную как на «человекоразмерный» объект. Стремится преодолеть разрыв между субъектом и объектом, между миром природы и миром человека.

Биосфера— область распространения жизни на Земле. Ее состав, структура и энергетика определяются прошлой и современной деятельностью живых организмов. Вклю­чает верхнюю часть литосферы, почвенный слой, все воды суши и нижнюю часть атмосферы (тропосферу).

Биоэтика— междисциплинарное научное направление, рассматривающее отношение к живой природе и правам человека в свете нравственных ценностей и анализирующее этические проблемы, встаю­щие на современном этапе развития естествознания и биотехнологий.

Вакуум— низшее энергетическое состояние поля, при котором число квантов равно нулю.

Верификация(от лат. истинный и делать) — процедура проверки истин­ности теоретических положений, установление досто­верности эмпирическим путем, т.е. с помощью наблюдения, измерения или эксперимента. Верифицируемость научных выводов – один из важных критериев научности.

Вероятность— понятие, которое выражает меру возможности, даёт количественную характеристику её осуществимости при данной совокупности конкретных условий (от 1 – что означает уже действительность, до 0 – невозможности).

Вселенная— в широком смысле – весь окружающий нас мир во всех его многообразных формах и проявлениях, совокупность всех реально существующих вещей. В более узком понимании под Вселенной понимается объект космологии – мир небесных тел с законами их движения и развития и их распределе­ние во времени и пространстве.

Гипотеза(от греч. основание, предположение) — научное пред­положение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретичес­кого обоснования для того, чтобы стать достоверной на­учной теорией.

Гносеология(от греч. познание и учение) — теория познания, раздел философии, изучаю­щий сущность, возможности и границы познания, его общий механизм и предпосылки, условия его истинности, всеобщие и социо-культурные основания способности человека позна­вать действительность.

Дедукция (от лат. выведение)— логическое умозаключение от общего к частно­му, от общих суждений к частным или другим общим выводам.

Детерминизм(от лат. определяю) — система философско-теоретических положений об объективной закономерной связи и всеобщей обусловленности всех явлений, процессов и событий в мире. Основной тип детерминации – причинная (порождающая) детерминация («всё имеет свою причину»). Непричинная обусловленность выражается в формах функциональных, структурных, системных и др. зависимостей.

Динамические закономерности— связи и зависимости, характеризующие поведение относительно изолированных объектов, при исследовании которых можно абстрагироваться от случайных факторов. Предсказания на основе динамических закономерностей имеют однозначный характер (напр., в классической механике).

Дифференциация— разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы и ступени. Диффе­ренциация филогенетическая — расчленение в процессе эволюции единой группы организмов на две или не­сколько групп.

Закон(научный) — связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является: объективной, существенной, конкретно-всеобщей, необходимой, внутренней, повторяющейся, устойчивой. Стабильность, неизменность (инвариантность) законов всегда соотносится с конкретными условиями их действия, изменение которых снимает эту инвариантность и порождает новую, что означает изменение законов, их модификацию, расширение или сужение сферы их действия и т.п.

Знак— материальный объект, выступающий как представитель другого объекта, свойства или отношения и несущий определённую информацию.

Идеализация— представление чего-либо совершенным, абсолютным, лучшим, чем оно есть в действительности. Мысленный акт на основе абстрагирования, образование понятий об объектах «в чистом», предельном выражении, принципиально не осуществимых в действительности, напр., «абсолютно чер­ное тело», «точка».

Индукция(с лат. наведение) — логическое умозаключение от частных, единич­ных случаев к общему выводу, от отдельных данных опыта, к их обобщениям.

Интеграция— объединение в целое каких-либо частей, элементов.

Интерпретация— истолкование, разъяснение смысла какой-либо знаковой системы (символа, высказывания, текста).

Интуиция(от лат. взгляд, вид) — процесс постижения истины в интеллектуальном, эмоциональном или мистическом смысле, характеризующийся её непосредственным «усмотрением», минуя рефлексию.

Информациясведения об окружающем мире и процессах внутри и вовне, получаемые и передаваемые по информационным каналам органами чувств или специальными естественными и техническими устройствами; в объективном смысле – мера организованнос­ти системы.

Иррациональное(от лат. неразумное) — то, что не может быть постигнуто разумом, выражено в логике, в понятиях, в системной упорядоченной форме. Иррациональными называют также явления, характеризующиеся парадоксальностью, абсурдностью, алогичностью.

Истина— соответствие знания своему предмету, действительности. В современной логике и методологии науки существует несколько концептуальных трактовок истины – корреспондентская, когерентная, прагматистская и др., а классическая трактовка истины как соответствия знания действи­тельности дополняется вероятностным критерием правдоподобности — степени истинности и соответственно ложности гипо­тез и теорий.

Катастрофизм(от греч. переворот) — общенаучное учение о скачкообразных внезапных изменениях в системе, возникающих в виде ответа на постепенные, плавные изменения внешних условий окружающей среды.

Концепция — система взглядов, то или иное понимание яв­лений, процессов. Ведущая мысль или замысел какого-либо произведения, научного труда.

Ламаркизм— концепция исторического развития органи­ческого мира, созданная Ж.-Б. Ламарком, согласно которой все ви­ды животных и растений постоянно изменяются под прямым воз­действием меняющихся условий жизни.

Материя(от лат. вещество) — философская и общенаучная категория, означающая объективную реальность, существующую вне и независимо от человеческого сознания. Понятие материи не отождествляется с каким-либо её конкретным видом или свойством.

Метод(от греч. путь, следование)— способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; совокупность определён



2016-09-16 847 Обсуждений (0)
V. Жизнь как созидание. Техника и желания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: V. Жизнь как созидание. Техника и желания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (847)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)