Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Запрет оказания посреднических услуг при заключении договоров



2016-09-16 1025 Обсуждений (0)
Запрет оказания посреднических услуг при заключении договоров 0.00 из 5.00 0 оценок




Запрет заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности.

Данный запрет изложен в редакции уточняющих изменений, внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ в комментируемую статью. В прежней редакции статьи указывалось, что нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской.

То, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли, закреплено в ч. 6 ст. 1 комментируемых Основ. Как говорилось в комментарии к указанной статье, понятие предпринимательской деятельности определено в п. 1 ст. 2 части первой ГК РФ: гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. При этом следует учитывать правовую позицию, изложенную в письме ВС РФ "Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам" в отношении оценки деятельности в качестве предпринимательской: так как извлечение прибыли - цель предпринимательской деятельности, а не ее обязательный реальный результат, то само по себе отсутствие прибыли от этой деятельности не служит основанием для вывода о том, что такая деятельность не предпринимательская.

Следует также отметить, что в п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) <1> дано определение понятия предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой некоммерческой организацией, которое отличается от определения понятия предпринимательской деятельности, содержащегося в п. 1 ст. 2 ГК РФ: такой деятельностью приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145; 2010. N 19. Ст. 2291.

 

Руководствуясь данной нормой Федерального закона "О некоммерческих организациях", ФНП в подготовленных ею Рекомендациях по применению отдельных положений Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" <1> отметила, что запрет осуществления предпринимательской деятельности должен быть отнесен и к деятельности, связанной с реализацией прав владельца доли общества с ограниченной ответственностью. Соответственно, там же указано, что в случае, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности нотариуса окажется доля общества (например, в результате получения наследства), то она должна быть отчуждена нотариусом в порядке ст. 238 части первой ГК РФ (прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать), либо им должны быть сложены полномочия нотариуса; рассматриваемая проблема не может быть разрешена посредством передачи доли общества в доверительное управление, поскольку право собственности на долю общества не переходит к доверительному управляющему (ст. 1012 ГК РФ).

--------------------------------

<1> НВ. 2009. N 12.

 

Запрет на занятие нотариусом иной деятельностью в полной мере распространяется и на лиц, замещающих временно отсутствующего нотариуса. Это отмечалось в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 14 февраля 2000 г. по делу N 34-Вп99-8 <1>, а позднее закреплено в п. 3 Положения о порядке замещения временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой (о названном документе см. комментарий к ст. 20 Основ).

--------------------------------

<1> СПС.

 

Как отмечено в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 12 октября 2012 г. N 32-КГ12-3 <1>, комментируемые Основы, устанавливая для нотариусов прямой запрет на занятие какими-либо видами деятельности, кроме предусмотренных в комментируемой статье, вместе с тем не содержат положений, ограничивающих конституционное право нотариуса избираться и быть избранным в органы местного самоуправления, равно как и занимать выборные должности при осуществлении депутатской деятельности. В данном Определении признан соответствующим нормам действующего законодательства вывод нижестоящего суда о том, что деятельность нотариуса как руководителя районного муниципального собрания, осуществляющего свои полномочия на непостоянной и безвозмездной основе, является реализацией последней избирательного права и при установленных обстоятельствах не может быть расценена в качестве деятельности, запрет на осуществление которой содержится в комментируемой статье.

--------------------------------

<1> СПС.

 

Запрет оказания посреднических услуг при заключении договоров.

В части второй ГК РФ предусмотрено три вида договоров, связанных с деятельностью в чужом интересе на основе поручения, - это договор поручения (гл. 49 "Поручение"), договор комиссии (гл. 51 "Комиссия") и агентский договор (гл. 52 "Агентирование"). При этом определено следующее:

по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя (п. 1 ст. 971);

по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 990);

по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала (п. 1 ст. 1005).

 

Статья 6.1. Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации

 

Комментарий к статье 6.1

 

1. Комментируемой статьей предусмотрено существование такого нормативного правового акта, как Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации. Данная статья введена Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ с 1 января 2015 г. В условиях же действия прежней редакции комментируемых Основ соответственно положениям их ст. ст. 12 и 30, а также положениям ст. 10 Устава Федеральной нотариальной палаты и Европейского кодекса нотариальной этики Собранием представителей нотариальных палат субъектов РФ 18 апреля 2001 г. принят Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации <1>. Соответственно, следует ожидать издания документа на замену названного Кодекса.

--------------------------------

<1> СПС.

 

В части 1 комментируемой статьи определено основное содержание Кодекса профессиональной этики нотариусов в России: данным Кодексом должны устанавливаться требования к профессиональной этике нотариуса и лица, его замещающего, а также основания возникновения дисциплинарной ответственности нотариуса, порядок привлечения его к дисциплинарной ответственности и меры дисциплинарной ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой, и лица, его замещающего.

Названный выше Профессиональный кодекс нотариусов РФ согласно его преамбуле - это своеобразный Кодекс чести нотариуса, который регулирует этические нормы поведения нотариусов, занимающихся частной практикой (членов нотариальных палат), при исполнении должностных обязанностей и в быту, предусматривает санкции за нарушение профессиональной этики. Общими положениями названного Кодекса предусмотрено следующее:

данный Кодекс выражает солидарное понимание нотариальным сообществом России публично-правового назначения и ответственного характера нотариальной деятельности и предъявляемых высоких требований к выполнению профессионального долга нотариуса (п. 1);

данный Кодекс формулирует профессиональные и морально-этические стандарты нотариальной деятельности и личного поведения нотариуса, характеристику нарушений профессиональной дисциплины и этики, принципы и виды ответственности, порядок наложения и снятия взысканий, а также меры поощрения нотариуса (п. 2);

участие нотариуса в оформлении правовых отношений путем объективного и беспристрастного консультирования их участников, составления и удостоверения документов, приобретающих в результате этого официальный характер, обеспечивает участникам гражданско-правовых отношений квалифицированную юридическую помощь, правовую стабильность, защиту прав и законных интересов, гарантированных Конституцией РФ. Юридически безупречное, основанное на высоких морально-этических принципах исполнение нотариусом своих обязанностей делает его деятельность неотъемлемым элементом справедливой и эффективной правовой системы, демократического правового государства (п. 3);

положения данного Кодекса обязательны для нотариусов, лиц, временно исполняющих обязанности нотариуса, помощников нотариусов (п. 4).

Как упоминалось выше, комментируемая статья введена Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ с 1 января 2015 г. Вместе с тем, заключительными положениями ч. ч. 19 и 20 ст. 11 данного Закона предусмотрено следующее: до 1 июля 2015 г. собранием представителей нотариальных палат должен быть принят Кодекс профессиональной этики нотариусов в России; Кодекс профессиональной этики нотариусов в России должен быть размещен на сайте ФНП в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на следующий день после даты его принятия собранием представителей нотариальных палат (ч. 19); положения Кодекса профессиональной этики нотариусов России подлежат исполнению нотариусами в России и лицами, замещающими временно отсутствующих нотариусов, с 1 января 2016 г. (ч. 20).

2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи дисциплинарная ответственность нотариуса устанавливается только за виновные действия, приведшие к нарушению требований, установленных Кодексом профессиональной этики нотариусов в России. То, что нотариус несет дисциплинарную ответственность за нарушения, предусмотренные данным Кодексом, предусмотрено также в ч. 8 ст. 17 комментируемых Основ.

В разделе VIII "Дисциплинарные проступки" названного выше Профессионального кодекса нотариусов РФ определено, что дисциплинарным проступком признается виновное ненадлежащее выполнение или невыполнение нотариусом своих профессиональных обязанностей, а также нарушение этических норм поведения нотариуса и иных требований, установленных законодательством РФ и субъектов РФ и данным Кодексом.

Там же установлено, что к дисциплинарным проступкам в рамках данного Кодекса относятся, в частности:

1) совершение нотариальных действий, противоречащих требованиям законодательства;

2) занятие предпринимательской и иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской;

3) оказание посреднических услуг при совершении нотариальных действий;

4) осуществление нотариальной деятельности без страхования риска профессиональной ответственности;

5) нарушение нотариусом тайны совершения нотариального действия;

6) совершение нотариусом нотариального действия на свое имя и от своего имени, на имя или от имени своего супруга или супруги, их и своих родственников (родителей, детей, внуков);

7) незаконный отказ в совершении нотариального действия;

8) совершение нотариальных действий вне установленных границ нотариального округа, кроме определенных законом случаев;

9) свидетельствование подлинности подписей и совершение иных нотариальных действий в отсутствие соответствующих физических лиц или представителей юридических лиц;

10) произвольное изменение размера нотариального тарифа в сторону его завышения или занижения в сравнении с размером тарифов, установленным законом или рекомендациями (решениями) нотариальной палаты;

11) задержка на срок более одного месяца уплаты членских взносов в нотариальную палату без уважительных причин, а также занижение размеров уплачиваемых взносов или иных обязательных платежей;

12) непредставление или несвоевременное представление достоверной статистической отчетности, необходимой информации или данных по запросам нотариальной палаты, налоговых, судебных, следственных и иных органов, действующих в пределах их компетенции;

13) отсутствие без уважительных причин постоянного места совершения нотариальных действий более двух месяцев подряд или более шести месяцев в течение календарного года;

14) отсутствие на рабочем месте без уважительных причин;

15) виновная утрата либо незаконная передача другим лицам личной гербовой печати нотариуса, реестров совершения нотариальных действий, архива нотариуса, бланков и других служебных документов и материалов;

16) непосещение без уважительных причин общих собраний нотариальной палаты или проводимых ею мероприятий по повышению профессиональной квалификации и другим вопросам, неявка по приглашению на заседания органов управления нотариальной палаты;

17) грубое или неоднократное (два и более раз) нарушение правил ведения нотариального делопроизводства, установленного режима работы нотариальной конторы, необеспечение надлежащих условий для приема обратившихся за совершением нотариального действия лиц и для хранения документации;

18) нарушение морально-этических норм, предусмотренных данным Кодексом;

19) нарушение решений органов управления нотариальных палат субъектов РФ;

20) несоблюдение налогового и иного законодательства РФ;

21) исполнение нотариусом полномочий нотариуса в период исполнения их лицом, временно его замещающим.

О мерах профессионального воздействия, в том числе мерах дисциплинарного воздействия см. комментарий к ст. 17 Основ.

3. Часть 3 комментируемой статьи регламентирует процедуру издания Кодекса профессиональной этики нотариусов в России: данный Кодекс подлежит принятию собранием представителей нотариальных палат и по принятии подлежит утверждению федеральным органом юстиции, т.е. Минюстом России (см. комментарий к ст. 1 Основ). Как говорилось выше, соответственно положениям ст. ст. 12 и 30 комментируемых Основ в прежней редакции, а также положениям ст. 10 Устава Федеральной нотариальной палаты и Европейского кодекса нотариальной этики Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации принят Собранием представителей нотариальных палат субъектов РФ 18 апреля 2001 г.

4. В части 4 комментируемой статьи установлено, что решение о привлечении нотариуса, занимающегося частной практикой, и лица, его замещающего, к дисциплинарной ответственности принимается нотариальной палатой субъекта РФ, а также предусмотрено, что данное решение может быть обжаловано в суд.

Раздел X "Порядок наложения дисциплинарных взысканий" названного выше Профессионального кодекса нотариусов РФ содержит более детальную регламентацию:

основанием для рассмотрения вопроса о дисциплинарном проступке являются подтвержденные факты, изложенные в обращениях граждан, юридических лиц, нотариусов, в средствах массовой информации, в материалах проверок и представлениях судебных, прокурорских, следственных органов, уполномоченных должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 1);

дисциплинарное взыскание налагается уполномоченным органом управления нотариальной палаты (п. 2);

рассмотрение вопроса о дисциплинарном проступке может быть возбуждено общим собранием, правлением, президентом нотариальной палаты (п. 3);

дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после совершения дисциплинарного проступка, но не позднее двух месяцев со дня его обнаружения, не считая времени болезни, пребывания нотариуса в отпуске или его отсутствия по другой уважительной причине (п. 4);

дело о дисциплинарной ответственности рассматривается в присутствии нотариуса, который извещается о дне и времени рассмотрения дела не позднее чем за пять дней до начала заседания уполномоченного органа. Повторная неявка нотариуса без уважительных причин на заседание не является препятствием для рассмотрения вопроса на основании имеющихся материалов. При рассмотрении дела о дисциплинарном проступке от нотариуса истребуются письменные объяснения. Непредставление, отказ в предоставлении либо уклонение от предоставления нотариусом письменных объяснений не является препятствием для рассмотрения вопроса о дисциплинарном проступке. Уполномоченный орган с учетом объяснений нотариуса всесторонне, объективно и беспристрастно исследует все факты и устанавливает наличие либо отсутствие оснований для привлечения нотариуса к дисциплинарной ответственности (п. 5);

меры дисциплинарного воздействия определяются уполномоченным органом, исходя из особенностей, характера тяжести допущенного нарушения и его последствий, причин и условий его совершения, с учетом эффективности выбранной меры воздействия для исправления ситуации и предупреждения нарушений (п. 6);

решение уполномоченного органа о наложении дисциплинарного взыскания либо об отсутствии достаточных оснований для наложения дисциплинарного взыскания принимается при условии присутствия на заседании органа не менее половины его членов. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины участвующих на заседании. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании является решающим (п. 7);

рассмотрение вопросов о дисциплинарной ответственности оформляется протоколами и (или) постановлениями уполномоченного органа. Выписки из протокола (постановления) доводятся до сведения всех членов нотариальной палаты. Копия протокола (постановления) направляется нотариусу, дело которого рассматривалось. Все письменные материалы по факту совершения дисциплинарного проступка хранятся в нотариальной палате в личном деле нотариуса (п. 8);

за совершение нотариусом дисциплинарного проступка может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание (п. 9);

в случае, если в течение одного года со дня наложения дисциплинарного взыскания нотариус не совершит нового дисциплинарного проступка, наложенное взыскание считается снятым. При добросовестном исполнении нотариусом профессиональных обязанностей, активном участии в деятельности профессионального сообщества, отсутствии повторного совершения нарушений, а также при безупречном поведении общее собрание или правление палаты по истечении шести месяцев с даты наложения взыскания могут досрочно снять наложенное взыскание (п. 10);

в случае несогласия нотариуса с вынесенным ему дисциплинарным взысканием он вправе обжаловать его в высший орган управления нотариальной палаты или в суд. Высший орган управления нотариальной палаты вправе отменить наложенное взыскание (п. 11);

вопрос о применении к нотариусу денежного взыскания рассматривается применительно к порядку, определенному п. п. 1 - 8, 11 данного Кодекса (п. 12).

 

Статья 7. Государственные нотариальные конторы

 

Комментарий к статье 7

 

В комментируемой статье установлено, что государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, т.е. Минюстом России (см. комментарий к ст. 1 Основ) или по его поручению его территориальным органом, т.е. главным управлением или управлением Минюста России по субъекту (субъектам) РФ.

В прежней редакции данной статьи указывалось, что в республиках в составе России, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Минюстом России или по его поручению министерствами юстиции республик в составе России, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ.

Полномочия Минюста России по открытию и упразднению государственных нотариальных контор в субъектах РФ указаны в подп. 30.17 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 (в ред. Указа Президента РФ от 14 июля 2008 г. N 1079). Полномочия главного управления и управления Минюста России по субъекту (субъектам) РФ по открытию и упразднению в установленном порядке государственных нотариальных контор в субъекте (субъектах) РФ указаны соответственно в подп. 48 п. 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утв. Приказом Минюста России от 3 марта 2014 г. N 25, и подп. 45 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утв. Приказом Минюста России от 3 марта 2014 г. N 26.

В соответствии с подп. 28 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ) <1> решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения государственных нотариальных контор, определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе, пределов нотариальных округов в границах территории субъекта РФ относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005; 2006. N 1. Ст. 10.

 

Статья 8. Нотариус, занимающийся частной практикой

 

Комментарий к статье 8

 

1. Комментируемая статья посвящена нотариусу, занимающемуся частной практикой. В части 1 данной статьи перечислены права такого нотариуса. С учетом того, что в ст. 15 комментируемых Основ закреплен перечень прав нотариуса (как нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, так и нотариуса, занимающегося частной практикой), представляется, что в ч. 1 комментируемой статьи предусмотрены правомочия, формирующие правовой статус нотариуса, занимающегося частной практикой.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи нотариус имеет следующие права:

иметь контору. Как представляется, указанное право сформулировано в качестве обязанности нотариуса в ч. 2 ст. 13 комментируемых Основ, устанавливающей, что нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность. Следует также отметить, что ст. 8 Закона г. Москвы о нотариате содержит ряд норм, касающихся нотариальной конторы (см. комментарий к ст. 13 Основ);

открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный. Данное положение воспроизведено и детализировано в ч. 3 ст. 23 комментируемых Основ, предусматривающей, что нотариус, занимающийся частной практикой, вправе открыть расчетный и другие счета, в том числе валютный, в любом банке (см. комментарий к указанной статье);

иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности. Возможность иметь имущественные и личные неимущественные права является одной из составляющей содержания правоспособности граждан, определенной в ст. 18 части первой ГК РФ, а также одним из признаков юридического лица, определенных в п. 1 ст. 48 данного Кодекса;

нанимать и увольнять работников. Это положение воспроизведено и детализировано в ст. 19.2 комментируемых Основ, согласно ч. 1 которой нотариус для обеспечения своей деятельности имеет право нанимать работников, в отношении которых он осуществляет права и несет обязанности работодателя (см. указанную статью и комментарий к ней);

распоряжаться поступившим доходом. Данное положение детализировано в ч. ч. 1 и 2 ст. 23 комментируемых Основ. Так, в ч. 1 указанной статьи установлено, что источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству РФ. Согласно ч. 2 указанной статьи денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса (см. комментарий к указанной статье);

выступать в суде, арбитражном суде от своего имени. Возможность быть истцом и ответчиком в суде является одним из признаков юридического лица, определенных в п. 1 ст. 48 части первой ГК РФ. Наряду с участием нотариуса в судебном процессе как участника гражданско-правовых отношений в ч. 1 комментируемой статьи подразумевается также участие нотариуса в суде в качестве ответчика при обжаловании нотариальных действий или отказа в их совершении, т.е. как субъекта, осуществляющего публичные полномочия (см. комментарий к ст. ст. 33 и 49 Основ);

совершать другие действия в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ (в прежней редакции рассматриваемой нормы говорилось не о законодательстве субъектов РФ, а о законодательстве республик в составе России; соответствующее терминологическое изменение внесено Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ, чем норма приведена в согласованность с Конституцией РФ). Правило о том, что такие "другие" действия могут быть предусмотрены законодательством субъектов РФ, основано на положении п. "л" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, согласно которому вопросы нотариата находятся в совместном ведении России и ее субъектов.

2. В части 2 комментируемой статьи указано, что нотариус, занимающийся частной практикой, пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования. При этом в отношении порядка пользования такими услугами данная норма отсылает к законодательству РФ.

Речь идет об обязательном пенсионном страховании (Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <1>), обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (наименование в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) <2>), обязательном медицинском страховании (Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" <3>), а также об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" <4>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832.

<2> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 18; 2009. N 30. Ст. 3739.

<3> СЗ РФ. 2010. N 49. Ст. 6422.

<4> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803.

 

Участие нотариуса в указанных системах социального страхования связано с обязанностью нотариуса по уплате соответствующих страховых взносов. Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) таких страховых взносов, урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (наименование в ред. Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ) <1>, а также названным выше Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3738; 2010. N 49. Ст. 6409.

 

Статья 9. Нотариальное делопроизводство

 

Комментарий к статье 9

 

1. В комментируемой статье в рамках регламентации нотариального делопроизводства в ч. 1 установлено, что данное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми федеральным органом юстиции, т.е. Минюстом России (см. комментарий к ст. 1 Основ, до внесения Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ изменения непосредственно указывалось на Минюст России) совместно с ФНП.

Соответствующим актом являются Правила нотариального делопроизводства, утв. Приказом Минюста России от 16 апреля 2014 г. N 78 "Об утверждении Правил нотариального делопроизводства" и решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 17 декабря 2012 г. (в настоящем комментарии обозначаются как Правила нотариального делопроизводства (2014 г.)).

Как указано в п. 1 Правил нотариального делопроизводства (2014 г.), данные Правила, разработанные во исполнение ст. ст. 9, 12 комментируемых Основ, устанавливают единый порядок работы с документами нотариусов в России, осуществления контроля за исполнением правил нотариального делопроизводства, а также передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу; данные Правила регулируют документирование и документооборот с момента создания или получения документов до передачи их в архив или уничтожения, включая порядок работы с документами, контроль, ведение и заполнение документов, связанных с совершением нотариальных действий, составление номенклатуры дел, подготовку документов к хранению или уничтожению; данные Правила не устанавливают порядок совершения нотариальных действий, формы реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей нотариуса на сделках и свидетельствуемых документах.

Общими положениями Правил нотариального делопроизводства (2014 г.) наряду с прочим предусмотрено следующее:

оформление всех видов документов (документирование) в нотариальном делопроизводстве осуществляется на бумажных носителях, а также в электронном виде в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ и данными Правилами (п. 2);

организацию и правильное ведение делопроизводства, хранения, учета и использования нотариальных архивных документов, а также сдачу нотариальных архивных документов в соответствующий архив на постоянное хранение обеспечивают: нотариус, занимающийся частной практикой; в государственной нотариальной конторе - один из нотариусов, определенный приказом территориального органа Минюста России (п. 3);

нотариус, занимающийся частной практикой, вправе приказом возложить ведение делопроизводства или поручить выполнение отдельных видов работ, предусмотренных данными Правилами, одному или нескольким работникам нотариальной конторы в рамках их трудовых функций. В государственной нотариальной конторе ведение делопроизводства также может быть возложено приказом территориального органа на одного из работников, не являющихся нотариусом. При возложении ведения нотариального делопроизводства на лицо, не являющееся нотариусом, правильность организации и ведения нотариального делопроизводства обеспечивают нотариусы, указанные в п. 3 данных Правил (п. 4).

Существует также Примерная номенклатура дел государственной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегося частной практикой, утв. Приказом Минюста России от 19 декабря 2013 г. N 229 "Об утверждении Примерной номенклатуры дел государственной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегося частной практикой" <1> и решением Правления ФНП от 12 ноября 2012 г.

--------------------------------

<1> РГ. 2014. 15 января. N 6.

 

В соответствии с п. 1 этого документа данная Примерная номенклатура дел представляет собой систематизированный перечень заголовков дел, образующихся в процессе деятельности государственной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегося частной практикой; данная Примерная номенклатура дел определяет порядок формирования документов в дела, систематизации, идентификации, индексации и сроки хранения дел и является методическим документом для составления индивидуальной номенклатуры дел государственной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегося частной практикой. В пункте 2 этого документа предусмотрено, что разделы данной Примерной номенклатуры дел объединяют наименования дел по функциональному признаку в соответствии с деятельностью государственных нотариальных контор и нотариусов, занимающихся частной практикой.

2. Часть 2 комментируемой статьи регламентирует осуществление контроля за исполнением нотариусами Правил нотариального делопроизводства:

в отношении нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, контроль осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата (до внесения Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ изменения указывалось на органы юстиции республик в составе России, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга), т.е. территориальными органами Минюста России (см. комментарий к ст. 1 Основ);

в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, контроль осуществляется в порядке, определяемом Минюстом России совместно с ФНП (до внесения Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ изменения указывалось, что контроль осуществляется органами юстиции совместно с нотариальными палатами).

Соответствующим актом являются упомянутые выше Правила нотариального делопроизводства (2014 г.), в п. 5 которых предусмотрено следующее: контроль за исполнением данных Правил нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют территориальные органы Минюста России; контроль за исполнением данных Правил нотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляют территориальные органы Минюста России совместно с нотариальными палатами субъектов РФ в порядке, установленном главой XIII "Порядок контроля за исполнением Правил нотариусами, занимающимися частной практикой" данных Правил; плановая проверка исполнения данных Правил проводится один раз в четыре года; проверка исполнения данных Правил нотариусом, впервые приступившим к осуществлению нотариальной деятельности, проводится через год после наделения его полномочиями нотариуса; проверка исполнения данных Правил может проводиться в иные сроки, если законодательством субъекта РФ для проведения проверок организации работы нотариуса установлены специальные сроки.

Как видно, при этом в том числе учтены положения ч. 2 ст. 34 комментируемых Основ, согласно которым проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года, первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, должна быть проведена чере



2016-09-16 1025 Обсуждений (0)
Запрет оказания посреднических услуг при заключении договоров 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Запрет оказания посреднических услуг при заключении договоров

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1025)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)