Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия Древней Индии



2016-09-16 265 Обсуждений (0)
Философия Древней Индии 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМА №2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1. Понятие «осевого» времени.

2. Философия Древней Индии.

3. Философия Древнего Китая.

 

Понятие «осевого» времени

 

Философская мысль человечества зародилась много столетий назад (около 2500 лет) в наиболее развитых очагах цивилизации то­го времени - в Древней Индии и Китае, Древней Греции и Риме. Немецкий философ XX века Карл Ясперс назвал период около 500 лет до нашей эры «осевым» временем. Именно тогда в основном сформировался человек современного типа. Здесь наступает конец господству мифологической картины мира, и на смену ей приходят рациональные (осмысленные) представления о мироздании. Человек в этот период становится подлинным человеком, существом разум­ным, одухотворенным. Ясперс утверждал, что в «осевое» время «...человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Пе­ред ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобож­дения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания...».

Появлению философии способствовал ряд социальных предпосы­лок: ранняя наука, отделение умственного труда от физического, формирование демократии и слоя свободных граждан. Она шла на смену мифологической картине мира и стремилась к рациональному (понятийному) осмыслению мира и человека в нем. В древней фило­софии основной была тема первоначала (основы) мира и важнейших характеристик мироздания.

На развитие философии на Древнем Востоке (Китай и Индия) значительное влияние оказал так называемый «азиатский» способ производства. Характерным для него было наличие земледельче­ской общины, верховная собственность деспотичного государства на землю и принудительный характер многих видов хозяйственной деятельности. Здесь философия носила патриархальный и консерва­тивный характер. Она была явно недостаточно ориентирована на связь с научным знанием, в ней был слабо выражен личностный компонент (позиция мыслителя). На первом плане в философии Ки­тая и Индии находились социально-политическая и морально-этическая проблематика.

 

Философия Древней Индии

 

В первых священных книгах Индии - Ведах - наряду с религиозными идеями, излагались пред­ставления о едином и многосоставном мировом по­рядке (Рита, Легенда о Пуруши), целостности духов­ной субстанции (Брахмана), индивидуальной душе (Атмана), перерождении душ (их бессмертие, соглас­но закону воздаяния (Карма). Веды создавались пле­менами арийцев, которые пришли в Индию в 16 в. до н.э. из Средней Азии, Ирана и Поволжья. До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджуведа, Атхарведа. Они содержали священное писание, описание ритуалов, философские коммен­тарии. Ведический период длился с 15 по 6 вв. до н.э. Многие фил. проблемы эпохи затрагивались в из­вестных поэмах Древней Индии - эпосах "Махабхарата" и "Рамаяна". Они ознаменовали эпический период древнеиндийской философии 6-2 вв. до н.э. Со 2 в. до н.э. по 7 в. н.э. наступает эра сутр (краткие философские трактаты, в которых рассматрива­лись отдельные проблемы).

Учение о бытии и небытии древнеиндийской фило­софии определяется законами Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанно­сти. Бытие и небытие зависит от Брахмы-Космоса (Бога-творца), он живет 100 космических лет и уми­рает, после чего наступает полное небытие, которое длится также 100 космических лет - до нового рожде­ния Брахмы. Весь ход истории - это чередование жизни Бога и Абсолютного Небытия. При каждом но­вом рождении Бога Брахмы, вновь появляется жизнь, но в новой, более совершенной форме.

Характерной особенностью древнеиндийского уче­ния о познании является его стремление к изучению процессов, происходящих в сознании при соприкос­новении с миром предметов и явлений. В отличие от европейской философии, признающей только мате­риальное сознание, индийская фил. подразделила его на три вида: «практити» - материальное сознание, «пуруша» - чистое сознание ( Первичная Энергия, из которой возникла Вселенная и люди), "майя" -сознание миражей и сновидений. Характерными учениями для инд. философии являются :

- учение о душе - атман и манас;

- сансара - философское учение о вечности души и ее земном пути;

- карма - предопределенность человеческой жиз­ни и судьбы. Ее цель в совершенствовании и нравст­венном развитии души - мокши;

- мокша - высшая ступень нравственного совер­шенства души, которого необходимо добиваться в земной жизни;

- ахимса - единство всех форм жизни на земле, неубиение и непричинение зла всему окружающему.

После 5 в. до н.э. в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии распространяется религиозно-философское учение Буддизм. Основатель - Гаутама Будда (560-483 гг. до н.э.).

Основу учения составляют «четыре великие истины», которые согласно традиции открылись Сиддхартхе Гаутаме в момент его «просветления». Истины провозглашают, что 1) жизнь есть страдание, 2) причина всех страданий – желания, 3) страдания можно прекратить путем избавления от желаний, «погашением» последних, а для этого необходимо 4) вести добродетельную жизнь по законам «правильного поведения» и «правильного знания».

Согласно его учению, все в мире «преходящее», не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно скорби (неудовлетворенности). Каждое от­дельное существо представляет собой комбинацию действующих жизненных сил, которые согласно веч­ным законам, возникают и снова исчезают в функ­циональной зависимости друг от друга (драхма).

Поскольку ни одно злое или доброе дело не про­ходит бесследно, то каждый поток индивидуальной жизни, как этого требует карма, после смерти находит свое продолжение в потустороннем существовании. Моральные поступки ведут к очищению, совершаю­щемуся путем прохождения через отдельные ступе­ни: познание и стремление к жизни ведет к освобож­дению.

Буддийская философия каждому верующему предлагает план личного совершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение. К основным заповедям философии буддизма отно­сятся: не убий, не укради, не лги, будь целомудрен­ным, не употребляй алкоголь.

Высшим идеалом для буддиста является не стремление достигнуть личного спасения и блага, а бескорыстная любовь ко всем существам вместе.

 



2016-09-16 265 Обсуждений (0)
Философия Древней Индии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия Древней Индии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)