Уровень субъектов Российской Федерации
В каждом регионе формируется своя система нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственного и муниципального управления. Во главе этой системы находятся конституции (в республиках) и уставы (в других субъектах федерации) – нормативные правовые акты, обладающие высшей юридической силой среди нормативных актов регионального уровня. Как правило, конституции и уставы субъектов Российской Федерации регулируют следующие вопросы: - конституционно-правовой статус региона в составе Российской Федерации; - механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина на территории субъекта Российской Федерации; - основы проведения выборов и референдумов регионального уровня; - административно-территориальное деление региона; - система органов государственной власти и местного самоуправления в субъекте Российской Федерации; - нормативные правовые акты субъекта федерации; - налоги, бюджет и государственная собственность субъекта Российской Федерации. Как показывает практика, значительная часть положений конституций и уставов субъектов Российской Федерации представляет собой воспроизведение с некоторыми дополнениями и уточнениями положений федеральной Конституции и федеральных законов. Наибольший интерес в конституциях и уставах регионов представляют нормы, закрепляющие правовой статус органов государственной власти. Помимо конституций и уставов, в субъектах Российской Федерации формируется система законов, регламентирующих вопросы государственного и муниципального управления. К таким законам обычно относятся: - о статусе высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации (высшего должностного лица, законодательного органа, исполнительных органов государственной власти); - об особенностях организации местного самоуправления и муниципальной службы; - о государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации; - об управлении и распоряжении государственной собственностью; - об уполномоченном по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей; - о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Особенность законодательства субъектов Российской Федерации в области государственного и муниципального управления состоит в том, что многие законы на этом уровне не предполагают комплексного и полного правового регулирования того или иного вопроса. Зачастую региональные законы лишь восполняют те пробелы, которые оставлены федеральным законодателем, что видно даже по названиям таких законов[30]. Несмотря на то, что в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации многие вопросы государственного и муниципального управления отнесены к совместному ведению РФ и субъектов, тенденция последних лет заключается в доминировании федеральных законов. Федеральное законодательство становится все более детальным, а законы субъектов Российской Федерации – все более фрагментарными. Дать однозначную оценку этой ситуации трудно, в ней есть и положительные, и отрицательные моменты. Помимо законов, в каждом субъекте Российской Федерации принимаются различные подзаконные нормативные правовые акты: - акты высшего должностного лица (главы, губернатора); - акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (правительства, администрации); - акты иных органов государственной власти региона. Таким образом, правовое регулирование государственного и муниципального управления образует сложную иерархическую систему нормативных правовых актов. В науке обсуждается вопрос о необходимости кодификации нормативных актов в данной сфере, например путем принятия Кодекса о государственном управлении или Федерального закона об общих принципах государственного управления[31]. Сторонники этой идеи считают необходимым урегулировать в этом нормативном акте следующие вопросы: - понятие, цели и задачи государственного управления; - объекты и субъекты государственного управления; - основные принципы государственного управления и требования к их реализации; - критерии определения качества государственного управления, определение результатов, показателей результативности и эффективности государственного управления; - типы государственных функций и требования к организации их исполнения и ее правовому регулированию; - требования к финансированию государственного управления и его оптимизации; - базовые требования к деятельности должностных лиц и иного персонала государственного управления; - общие требования к внутренней организационной структуре органов государственного управления; - требования к защите прав и законных интересов частных лиц, в том числе обжалованию решений и действий (бездействия) органов государственной власти. - механизмы обеспечения открытости деятельности органов государственного управления и участия граждан и их организаций в принятии и реализации их решений; - требования по снижению коррупционных рисков и противодействию коррупции. Идея кодификации нормативных правовых актов в сфере государственного и муниципального управления в целом достаточно интересна. Кодификация представляет собой высший уровень систематизации права и позволяет решить ряд концептуальных вопросов. С другой стороны, нормативный правовой акт должен быть ориентирован на решение практических проблем, а не на закрепление каких-либо теоретических идей, дефиниций и принципов. Таким образом, вопрос о перспективах развития законодательства в сфере государственного и муниципального управления остается открытым.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (620)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |