Процесс формирования научной теории
ВВЕДЕНИЕ
Организация – это сложный организм, объединяющий деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей в организациях через процесс социализации создает условия и предпосылки для совершенствования общественных и производственных отношений. Каждая организация по-своему уникальна, поскольку она имеет свой потенциал, свой облик, свою культуру, свои традиции и репутацию. В тоже время каждая организация имеет типовые характеристики, подчеркивающие ее принадлежность к какой-то группе, классу. Поэтому, не познав сущности организаций и не поняв закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни использовать их во благо каждого человека и в интересах общества. Для понимания сущности организационной деятельности необходимы знания прикладного характера, обобщающие наиболее эффективные приемы и способы частных видов деятельности, а также общая фундаментальная теория, раскрывающая законы, принципы, методы и функции организационных систем. Ее созданию способствует ретроспективный подход, поскольку человечество накопило богатый опыт организационного строительства в различных областях своей жизнедеятельности. С этой целью в ряду организационных наук выделилась самостоятельная дисциплина – теория организации. Предметом изучения теории организации являются процессы, протекающие в организационных системах, включая закономерности и проблемы функционирования и развития организаций. Как научная область знаний теория организации постоянно развивается, накапливает и систематизирует знания с учет изменений внешней среды и внутренних организационных процессов. Поскольку теория организации предполагает изучение различных аспектов организации и организационной деятельности, ее можно считать самостоятельной концепцией современного менеджмента. В учебном пособии рассматриваются вопросы, характеризующие отдельные аспекты теории организации, изложенные с той или иной степенью детализации. Основное внимание уделено проблемам использования теоретических основ и различных методологических подходов для изучения процессов функционирования и развития организаций, системы управления, проектирования организационных систем. Материал изложен в соответствии с требованиями образовательного стандарта к дисциплине «Теория организации», содержит контрольные вопросы и задания по каждой теме курса, что позволит оценить уровень знаний по данному предмету. Тема 1. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ Процесс формирования научной теории
Трудно переоценить роль организаций в жизни общества, поскольку вся жизнь человека протекает в рамках различных организаций. Организации являются элементом общественных систем, в которых живут люди, и представляют собой самую распространенную форму их взаимодействия. Организация не может существовать без общества, но и общество не может существовать без организаций. Чем отчетливее организация осознает себя элементом общества, тем лучше цели организации согласуются с глобальными целями общественного развития, тем перспективнее и жизнеспособнее данная организация. Между организациями должна существовать отлаженная система взаимодействия. Таким образом, общество можно рассматривать как сложную систему взаимодействующих между собой организаций. Вместе с тем каждая организация сама по себе является сложной системой, состоящей из отдельных элементов, звеньев и подсистем. Она осуществляет самостоятельную деятельность, планирует ее, вырабатывает стратегию и тактику своего поведения, имеет свои цели и интересы. Внутри организации существуют функциональные подразделения с налаженным взаимодействием. В ней создается определенный социальный микроклимат, регулируемый системой управления организацией. Деятельность организаций сложна и многообразна. Любая организация имеет свое собственное лицо и свой неповторимый стиль поведения. Уникальность организации – важнейший фактор ее выживания. Организации – явление живое и подвижное, в них люди вступают в различные отношения: личные, производственные, официальные, неофициальные, поэтому мы относим к организации к динамически развивающимся, управляемым системам с целенаправленным действием. Деятельность организаций регламентируется законами, которые отражают специфику социальных организационных структур и их обособленность от естественных образований окружающего нас мира. Социальная организация как общественный институт характеризуется различными способами упорядочивания и регулирования деятельности людей и групп, которые должны быть всесторонне изучены и систематизированы. С этой целью в ряду организационных наук выделилась самостоятельная дисциплина – теория организации. Теория организации – наука об основных закономерностях, регламентирующих жизнедеятельность организаций, как реально существующих объектов окружающей нас действительности. Развитие любой науки проходит опробованные в мировой практике этапы, которые включают: 1) наблюдение за процессами и попытка их анализа с помощью методов, разработанных другими науками; 2) систематизация и формализация наблюдаемых процессов, составление их типологии; 3) формирование простых методик объяснения происходящих процессов и их оценки (крестьянский подход); 4) разработка прикладных научных основ для анализа и синтеза наблюдаемых процессов (объяснения и прогнозирования); 5) накопление и обобщение знаний, создание теоретических основ науки (принципы, зависимости, законы и закономерности, тенденции); 6) создание методологии исследования процессов заданной типологии, разработка технологий; 7) практическое применение разработанных методик; 8) накопление статистических данных об эффективности предложенной методологии и разработанных на ее базе практических методик. Постоянная корректировка этих методик. Развитие каждой науки характеризуется двумя процессами: дифференциацией и интеграцией знаний. Дифференциация — это поиск своей ниши (своего объекта исследования) для проведения углубленных исследований. Интеграция основана на стремлении исследовать проблему с разных сторон, формировать приоритеты влияния той или иной процедуры на ситуацию в целом. Ученые, занимающиеся теорией организации, выделяют три ступени ее развития: 1. Создание локальной области исследования и доведения теории организации до уровня развития экономики, психологии и других сопутствующих наук. 2. Объединение усилий сопутствующих наук по системному развитию теории организации. 3. Выделение из сопутствующих наук и развитие своего собственного предмета исследования. Определенной трудностью для развития теории организации является проблема количественного измерения организационных параметров. В настоящее время, в основном, оперируют качественными измерениями: хороший, плохой, высокий, средний, низкий, большой, маленький; эффективный, неэффективный. Например, организация обладает высоким научным потенциалом. Из числа эффективных методов исследования в теории организации могут использоваться дедукция и индукция. Дедукция предусматривает исследования путем перехода от общего к частному. Сначала создается теория или методология, а затем объясняются или предсказываются единичные или групповые события. Индукция предусматривает исследования путем перехода от частного к общему. Вначале собирается обширный материал, на базе которого создается теория, могущая объяснить любые происходящие события из данной типологии данных. Например, по результатам большого количества собранных материалов о зависимости характера отношений между работниками и эффективностью их труда была создана весьма эффективная теория коммуникаций, включающая пять уровней отношений: полная поддержка, различие, поляризация, столкновение и антагонизм. Каждый метод опирается на комплекс эмпирических гипотез (предположений).
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (598)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |