Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Процесс формирования научной теории



2016-09-16 598 Обсуждений (0)
Процесс формирования научной теории 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

 

Организация – это сложный организм, объединяющий деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей в организациях через процесс социализации создает условия и предпосылки для совершенствования общественных и производственных отношений.

Каждая организация по-своему уникальна, поскольку она имеет свой потенциал, свой облик, свою культуру, свои традиции и репутацию. В тоже время каждая организация имеет типовые характеристики, подчеркивающие ее принадлежность к какой-то группе, классу. Поэтому, не познав сущности организаций и не поняв закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни использовать их во благо каждого человека и в интересах общества.

Для понимания сущности организационной деятельности необходимы знания прикладного характера, обобщающие наиболее эффективные приемы и способы частных видов деятельности, а также общая фундаментальная теория, раскрывающая законы, принципы, методы и функции организационных систем. Ее созданию способствует ретроспективный подход, поскольку человечество накопило богатый опыт организационного строительства в различных областях своей жизнедеятельности. С этой целью в ряду организационных наук выделилась самостоятельная дисциплина – теория организации.

Предметом изучения теории организации являются процессы, протекающие в организационных системах, включая закономерности и проблемы функционирования и развития организаций.

Как научная область знаний теория организации постоянно развивается, накапливает и систематизирует знания с учет изменений внешней среды и внутренних организационных процессов. Поскольку теория организации предполагает изучение различных аспектов организации и организационной деятельности, ее можно считать самостоятельной концепцией современного менеджмента.

В учебном пособии рассматриваются вопросы, характеризующие отдельные аспекты теории организации, изложенные с той или иной степенью детализации. Основное внимание уделено проблемам использования теоретических основ и различных методологических подходов для изучения процессов функционирования и развития организаций, системы управления, проектирования организационных систем.

Материал изложен в соответствии с требованиями образовательного стандарта к дисциплине «Теория организации», содержит контрольные вопросы и задания по каждой теме курса, что позволит оценить уровень знаний по данному предмету.

Тема 1. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ

НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

Процесс формирования научной теории

 

Трудно переоценить роль организаций в жизни общества, поскольку вся жизнь человека протекает в рамках различных организаций. Организации яв­ляются элементом общественных систем, в которых живут люди, и представ­ляют собой самую распространенную форму их взаимодействия.

Организация не может существовать без общества, но и общество не может существовать без организаций. Чем отчетливее организация осознает себя элементом общества, тем лучше цели организации согласуются с гло­бальными целями общественного развития, тем перспективнее и жизнеспо­собнее данная организация. Между организациями должна существовать от­лаженная система взаимодействия. Таким образом, общество можно рассмат­ривать как сложную систему взаимодействующих между собой организаций.

Вместе с тем каждая организация сама по себе является сложной систе­мой, состоящей из отдельных элементов, звеньев и подсистем. Она осуществ­ляет самостоятельную деятельность, планирует ее, вырабатывает стратегию и тактику своего поведения, имеет свои цели и интересы. Внутри организации существуют функциональные подразделения с налаженным взаимодействием. В ней создается определенный социальный микроклимат, регулируемый сис­темой управления организацией.

Деятельность организаций сложна и многообразна. Любая организация имеет свое собственное лицо и свой неповторимый стиль поведения. Уни­кальность организации – важнейший фактор ее выживания.

Организации – явление живое и подвижное, в них люди вступают в раз­личные отношения: личные, производственные, официальные, неофициаль­ные, поэтому мы относим к организации к динамически развивающимся, управляемым системам с целенаправленным действием. Деятельность орга­низаций регламентируется законами, которые отражают специфику социаль­ных организационных структур и их обособленность от естественных образо­ваний окружающего нас мира.

Социальная организация как общественный институт характеризуется различными способами упорядочивания и регулирования деятельности людей и групп, которые должны быть всесторонне изучены и систематизированы. С этой целью в ряду организационных наук выделилась самостоятельная дис­циплина – теория организации.

Теория организации – наука об основных закономерностях, регламен­тирующих жизнедеятельность организаций, как реально существующих объ­ектов окружающей нас действительности.

Развитие любой науки проходит опробованные в мировой практике этапы, которые включают:

1) наблюдение за процессами и попытка их анализа с помощью методов, разработанных другими науками;

2) систематизация и формализация наблюдаемых процессов,

составление их типологии;

3) формирование простых методик объяснения происходящих

процессов и их оценки (крестьянский подход);

4) разработка прикладных научных основ для анализа и синтеза наблю­даемых процессов (объяснения и прогнозирования);

5) накопление и обобщение знаний, создание теоретических основ науки (принципы, зависимости, законы и закономерности, тенденции);

6) создание методологии исследования процессов заданной типологии, разработка технологий;

7) практическое применение разработанных методик;

8) накопление статистических данных об эффективности предложенной методологии и разработанных на ее базе практических методик. Постоянная корректировка этих методик.

Развитие каждой науки характеризуется двумя процессами: дифферен­циацией и интеграцией знаний. Дифференциация — это поиск своей ниши (своего объекта исследования) для проведения углубленных исследований. Интеграция основана на стремлении исследовать проблему с разных сторон, формировать приоритеты влияния той или иной процедуры на ситуацию в целом.

Ученые, занимающиеся теорией организации, выделяют три ступени ее развития:

1. Создание локальной области исследования и доведения теории орга­низации до уровня развития экономики, психологии и других сопутствующих наук.

2. Объединение усилий сопутствующих наук по системному развитию теории организации.

3. Выделение из сопутствующих наук и развитие своего собственного предмета исследования.

Определенной трудностью для развития теории организации является проблема количественного измерения организационных параметров. В на­стоящее время, в основном, оперируют качественными измерениями: хоро­ший, плохой, высокий, средний, низкий, большой, маленький; эффективный, неэффективный. Например, организация обладает высоким научным потен­циалом.

Из числа эффективных методов исследования в теории организации мо­гут использоваться дедукция и индукция. Дедукция предусматривает иссле­дования путем перехода от общего к частному. Сначала создается теория или методология, а затем объясняются или предсказываются единичные или групповые события. Индукция предусматривает исследования путем пере­хода от частного к общему. Вначале собирается обширный материал, на базе которого создается теория, могущая объяснить любые происходящие события из данной типологии данных. Например, по результатам большого количества собранных материалов о зависимости характера отношений между работни­ками и эффективностью их труда была создана весьма эффективная теория коммуникаций, включающая пять уровней отношений: полная поддержка, различие, поляризация, столкновение и антагонизм. Каждый метод опирается на комплекс эмпирических гипотез (предположений).



2016-09-16 598 Обсуждений (0)
Процесс формирования научной теории 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Процесс формирования научной теории

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (598)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)