Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет и задачи теории организации



2016-09-16 2840 Обсуждений (0)
Предмет и задачи теории организации 4.67 из 5.00 3 оценки




 

Предметом теории организации являются организационные отноше­ния между организационными объектами, как по горизонтали, так и по верти­кали. К организационным объектам относятся люди и образования, в которых они функционируют, в том числе: страны мирового содружества; организа­ции России (концерны, банки, фирмы и т.д.); структурные подразделения ор­ганизаций (управления, отделы); первичные образования (группы).

Рассматриваются структурные и процессорные организационные отно­шения при создании, функционировании, реорганизации и прекращении дея­тельности организационных объектов.

Структурные отношения включают: воздействия, взаимодействия и противодействия. Процессорные отношения включают: массовые, групповые и единичные, равенства и подчинения, зависимые, частично зависимые и не­зависимые, постоянные и случайные, последовательные и параллельные, не­прерывные и дискретные, межорганизационные и внутриорганизационные, по поводу управления, экономики, политики, права и другие.

Воздействие — это однонаправленное действие по передаче приказа, распоряжения, совета, просьбы одного объекта (субъекта) организационных отношений другому. Например, заказчик выдает работу исполнителю — это воздействие, направленное от субъекта к объекту; бригадир просит началь­ника цеха выделить ему дополнительные ресурсы — это воздействие, направ­ленное от объекта к субъекту; студент приглашает своих однокурсников прийти к нему на свадьбу — это воздействие, направленное от объекта к объ­екту.

Взаимодействие — это долговременная положительная реакция со сто­роны объекта управления (подчиненного) на воздействие субъекта управле­ния. Противодействие — это долговременная отрицательная реакция объекта управления на воздействие субъекта управления.

Организационные отношения подлежат регламентации, в основе кото­рой лежит принятый или установленный порядок нахождения объекта во времени и в пространстве.

Исходя из сказанного, можно уточнить, что теория организации – это научная организация организаций, а ее предметом изучения является фор­мальная организация.

Задачи дисциплины можно сформулировать следующим образом:

1) определение природы и сущности организации как экономической структурной единицы, ее основных признаков и характеристик;

2) изучение принципов и закономерностей развития функционирования и развития формальной организации;

3) ознакомление с основами классификации организаций и с особенно­стями основных типов организаций;

4) изучение основ организационного проектирования, т.е. построения организационных систем;

5) анализ внешних факторов и внутренних составляющих формальной организации;

6) изучение тенденций развития современных организационных форм и их взаимодействия.

Аспекты изучения организации:

1) строение организации – изучение целей, иерархии, состава, струк­туры;

2) функционирование организации – типы организационных отношений, поведение индивидов, процесс принятия решений;

3) управление в организации – взаимодействие подчиненных и руково­дителей, стили руководства;

4) развитие организации – проектирование и создание новых организа­ций, тенденции развития, инновации (нововведения).

Таким образом, при изучении дисциплины «Теория организации» можно использовать подход, предполагающий рассмотрение триединства понятия «организация»:

- организация как объект (явление) – это искусственное объединение людей, являющееся элементом или частью общественной структуры и выполняющее определенные функции (в таком понимании слово «организация» относится к сложным формациям, таким как предприятия, фирмы, банки, органы власти, учреждения, добровольные союзы и т.д.);

- организация как процесс (управления) – это совокупность мероприятий, обеспечивающих взаимосвязь между элементами системы в процессе ее существования (в этом смысле организация представляет собой процесс управления деятельностью людей, т.е. «организовывание»);

- организация как воздействие (действие, налаживание чего-либо) – это упорядочивание или налаживание действий какого-либо объекта (применительно к предприятию речь может идти о разработках схемы организационной структуры или организационном проектировании).

В курсе «Теория организации» используются все три смысла термина «организация», поскольку речь идет и об организациях как управляемых объектах, и об организационной деятельности, связанной с управлением коллективом, и о проектировании организаций с разработкой их организационных структур. Поэтому «теорию организации» можно считать самостоятельной концепцией современного менеджмента.

 

Контрольные вопросы:

1. Почему процесс формирования научной теории всегда является циклическим?

2. Что изучает теория организации?

3. Каким образом теория организации сформировалась в качестве самостоятельной дисциплины?

4. Какое место занимает теория организации в системе научных знаний?

5. Какие смежные научные дисциплины используются при изучении теории организации?

6. Какая связь между организацией и обществом?

7. В чем проявляется уникальность свойств организации по сравнению с другими объектами окружающего мира?

8. Может ли существовать организация без общества и общество без организаций?

9. Каковы особенности работы организаций в условиях формирования новых рыночных отношений в России?

10. Охарактеризуйте основные признаки организации?

11. Что такое социальная организация?

12. Что заставляет людей объединяться в организации?

13. Охарактеризуйте мотивы, служащие исходным моментом для создания организации?

14. Что является предметом «Теории организации», и каковы ее основные задачи?

15. Почему теорию организации можно считать концепцией современного менеджмента?

 

Тесты для самоконтроля:

1. Выберите правильное утверждение с позиции теории организации:

А) Общество можно рассмат­ривать как сложную систему взаимодействующих между собой организаций. В) Цели организации не обязательно согласуются с целями общественного развития.
Б) Организации не яв­ляются элементом общественных систем. Г) Каждая организация сама по себе уникальна, поэтому ей не свойственны системные признаки и принципы.

 

2. Какое определение лучше подходит под характеристику дисциплины «Теория организации»?

А) Наука, изучающая общественные структуры, их элементы, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах. В) Наука о законах формирования и функционирования психического отражения индивидуумом объективной реальности в деятель­ности человека.
Б) Наука об основных закономерностях, регламен­тирующих жизнедеятельность организаций как реально существующих объ­ектов окружающей нас действительности. Г) Наука о наибо­лее общих закономерностях развития природы и общества, ориентированных на выработку обобщенной системы взглядов на отношения человека с окру­жающим его миром.

 

3. Этот метод исследования эффективно применяется в теории организации, предусматривающий иссле­дования путем перехода от общего к частному. Сначала создается теория или методология, а затем объясняются или предсказываются единичные или групповые события. О чем идет речь?

А) Дедукция В) Дифференциация
Б) Индукция Г) Интеграция

 

4. Что понимается под термином «организация» в узком смысле слова с позиции дисциплины «Теория организации»?

А) Важное свойство системы, ее характеристика, означающая внутреннюю упорядоченность, согласованность час­тей системы, обусловленную ее строением. В) Относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой, заранее опреде­ленной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.
Б) Функция управления, представляющая собой процесс, суть которого заключается в координации действий отдельных элементов системы. Г) Способы упорядоче­ния и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.

 

5. Какой тип мотивации характерен для организаций делового типа?

А) Вознаграждение – это все, что человек считает ценным для себя. В) Достижение индивидуальных целей через достижение общих целей.
Б) Мотивация на основе принципа иерархического построения организации. Г) Достижение общих целей через достижение индивидуальных целей.

 

6. Здесь характерен рациональный или целе­вой подход к анализу природы организации. Эта точка зрения высказана в традиционной литературе по методам управления, где организацию рассмат­ривают как рациональное средство достижения определенных целей. О чем идет речь?

А) Организация как естественная система. В) Организация как механистическая система.
Б) Организация как открытая система. Г) Организация как комплексная система.

 

7. Данный подход заостряет внимание на таких свойствах, процессах и ме­ханизмах адаптации организации, которые делают ее динамической, деятель­ной единицей. Эта точка зрения, в основном, ориентирована на модель, которая подразумевает, что организация встречается с неопределенно­стью различной степени и должна развивать средства приспособления к из­меняющейся среде.

А) Организация как механистическая система. В) Организация как закрытая система.
Б) Организация как естественная система. Г) Организация как замкнутая система.

 

8. Это однонаправленное действие по передаче приказа, распоряжения, совета, просьбы одного объекта (субъекта) организационных отношений другому. О каком типе организационных отношений идет речь?

А) Воздействие В) Противодействие
Б) Взаимодействие Г) Процессорные отношения

 

9. Это искусственное объединение людей, являющееся элементом или частью общественной структуры и выполняющее определенные функции. О каком аспекте триединства понятия «организация» идет речь?

А) Организация как объект (явление). В) Организация как воздействие (действие).
Б) Организация как процесс (управления). Г) Организация как функция.

 

10. Главным признаком организации является:

А) Наличие цели В) Обособленность
Б) Отсутствие миссии Г) Способность делиться на подсистемы.

 

 



2016-09-16 2840 Обсуждений (0)
Предмет и задачи теории организации 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Предмет и задачи теории организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2840)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)