Предмет и задачи теории организации
Предметом теории организации являются организационные отношения между организационными объектами, как по горизонтали, так и по вертикали. К организационным объектам относятся люди и образования, в которых они функционируют, в том числе: страны мирового содружества; организации России (концерны, банки, фирмы и т.д.); структурные подразделения организаций (управления, отделы); первичные образования (группы). Рассматриваются структурные и процессорные организационные отношения при создании, функционировании, реорганизации и прекращении деятельности организационных объектов. Структурные отношения включают: воздействия, взаимодействия и противодействия. Процессорные отношения включают: массовые, групповые и единичные, равенства и подчинения, зависимые, частично зависимые и независимые, постоянные и случайные, последовательные и параллельные, непрерывные и дискретные, межорганизационные и внутриорганизационные, по поводу управления, экономики, политики, права и другие. Воздействие — это однонаправленное действие по передаче приказа, распоряжения, совета, просьбы одного объекта (субъекта) организационных отношений другому. Например, заказчик выдает работу исполнителю — это воздействие, направленное от субъекта к объекту; бригадир просит начальника цеха выделить ему дополнительные ресурсы — это воздействие, направленное от объекта к субъекту; студент приглашает своих однокурсников прийти к нему на свадьбу — это воздействие, направленное от объекта к объекту. Взаимодействие — это долговременная положительная реакция со стороны объекта управления (подчиненного) на воздействие субъекта управления. Противодействие — это долговременная отрицательная реакция объекта управления на воздействие субъекта управления. Организационные отношения подлежат регламентации, в основе которой лежит принятый или установленный порядок нахождения объекта во времени и в пространстве. Исходя из сказанного, можно уточнить, что теория организации – это научная организация организаций, а ее предметом изучения является формальная организация. Задачи дисциплины можно сформулировать следующим образом: 1) определение природы и сущности организации как экономической структурной единицы, ее основных признаков и характеристик; 2) изучение принципов и закономерностей развития функционирования и развития формальной организации; 3) ознакомление с основами классификации организаций и с особенностями основных типов организаций; 4) изучение основ организационного проектирования, т.е. построения организационных систем; 5) анализ внешних факторов и внутренних составляющих формальной организации; 6) изучение тенденций развития современных организационных форм и их взаимодействия. Аспекты изучения организации: 1) строение организации – изучение целей, иерархии, состава, структуры; 2) функционирование организации – типы организационных отношений, поведение индивидов, процесс принятия решений; 3) управление в организации – взаимодействие подчиненных и руководителей, стили руководства; 4) развитие организации – проектирование и создание новых организаций, тенденции развития, инновации (нововведения). Таким образом, при изучении дисциплины «Теория организации» можно использовать подход, предполагающий рассмотрение триединства понятия «организация»: - организация как объект (явление) – это искусственное объединение людей, являющееся элементом или частью общественной структуры и выполняющее определенные функции (в таком понимании слово «организация» относится к сложным формациям, таким как предприятия, фирмы, банки, органы власти, учреждения, добровольные союзы и т.д.); - организация как процесс (управления) – это совокупность мероприятий, обеспечивающих взаимосвязь между элементами системы в процессе ее существования (в этом смысле организация представляет собой процесс управления деятельностью людей, т.е. «организовывание»); - организация как воздействие (действие, налаживание чего-либо) – это упорядочивание или налаживание действий какого-либо объекта (применительно к предприятию речь может идти о разработках схемы организационной структуры или организационном проектировании). В курсе «Теория организации» используются все три смысла термина «организация», поскольку речь идет и об организациях как управляемых объектах, и об организационной деятельности, связанной с управлением коллективом, и о проектировании организаций с разработкой их организационных структур. Поэтому «теорию организации» можно считать самостоятельной концепцией современного менеджмента.
Контрольные вопросы: 1. Почему процесс формирования научной теории всегда является циклическим? 2. Что изучает теория организации? 3. Каким образом теория организации сформировалась в качестве самостоятельной дисциплины? 4. Какое место занимает теория организации в системе научных знаний? 5. Какие смежные научные дисциплины используются при изучении теории организации? 6. Какая связь между организацией и обществом? 7. В чем проявляется уникальность свойств организации по сравнению с другими объектами окружающего мира? 8. Может ли существовать организация без общества и общество без организаций? 9. Каковы особенности работы организаций в условиях формирования новых рыночных отношений в России? 10. Охарактеризуйте основные признаки организации? 11. Что такое социальная организация? 12. Что заставляет людей объединяться в организации? 13. Охарактеризуйте мотивы, служащие исходным моментом для создания организации? 14. Что является предметом «Теории организации», и каковы ее основные задачи? 15. Почему теорию организации можно считать концепцией современного менеджмента?
Тесты для самоконтроля: 1. Выберите правильное утверждение с позиции теории организации:
2. Какое определение лучше подходит под характеристику дисциплины «Теория организации»?
3. Этот метод исследования эффективно применяется в теории организации, предусматривающий исследования путем перехода от общего к частному. Сначала создается теория или методология, а затем объясняются или предсказываются единичные или групповые события. О чем идет речь?
4. Что понимается под термином «организация» в узком смысле слова с позиции дисциплины «Теория организации»?
5. Какой тип мотивации характерен для организаций делового типа?
6. Здесь характерен рациональный или целевой подход к анализу природы организации. Эта точка зрения высказана в традиционной литературе по методам управления, где организацию рассматривают как рациональное средство достижения определенных целей. О чем идет речь?
7. Данный подход заостряет внимание на таких свойствах, процессах и механизмах адаптации организации, которые делают ее динамической, деятельной единицей. Эта точка зрения, в основном, ориентирована на модель, которая подразумевает, что организация встречается с неопределенностью различной степени и должна развивать средства приспособления к изменяющейся среде.
8. Это однонаправленное действие по передаче приказа, распоряжения, совета, просьбы одного объекта (субъекта) организационных отношений другому. О каком типе организационных отношений идет речь?
9. Это искусственное объединение людей, являющееся элементом или частью общественной структуры и выполняющее определенные функции. О каком аспекте триединства понятия «организация» идет речь?
10. Главным признаком организации является:
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2840)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |