Методы педагогического исследования
Понятие методологии педагогики. Методы педагогического исследования. Методологические подходы и принципы в развитии системы образования. Структура педагогического исследования. Методические рекомендации написания дипломной работы. Методические рекомендации к написанию магистерского диплома Рекомендации по подготовке презентации и доклада к защите. Практическая работа. Подготовка к (зачету или экзамену). Технологической карты будущего дипломного исследования. Источники:
1. Педагогика: учебник по дисциплине "Педагогика" для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина: Москва: Академия, 2008 2. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М..1999. 3. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб.и доп. – М., 2004. 4. Педагогика: учебник/ Л.П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2012. 5. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. 6. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. Заведений/ В.В. Краевский, Е.Б. Бережнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. 7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010 – 280 с.
Лекция № 1 Понятие методологии педагогики Методология(от греч. methodos -путь исследования или познания, теория, учение и logos - слово, понятие): 1. система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2. учение о научном методе познания; 3. совокупность методов, применяемых в какой-либо науке. Методология педагогической науки -это учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности. Методология науки дает характеристику компонентов исследования: объекта и предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских методов и средств, формирует представление об этапах, последовательности движения в процессе решения исследовательских задач. Рассматривая вопрос о связи педагогики с другими науками, мы установили, что педагогика связана с философией, психологией, естественными и другими науками, т.е. эти науки, прежде всего философия, обеспечивают методологическую основу. В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: · философский, · общенаучный · конкретно-научный · технологический. Философский уровень составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. в настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения, выступающие в качестве методологии разных наук, в том числе педагогики: · Экзистенциализм (философия существования): основное понятие - существование (экзистенция) - индивидуальное бытие человека, погруженного в свое Я. В современном мире происходит деформация личности, теряется ее своеобразие. Выход из этого положения возможен в том случае, если индивид научится творить себя сам. Поэтому цель обучения состоит в том, чтобы научить обучающихся творить себя как личность. Экзистенциализм является философским основание индивидуализации обучения. · Неотомизм - учение, согласно которому мир двойственен, состоит из духовного и материального мира. Духовный мир имеет более высокую ценность, это мир Бога, сотворенный для вечной жизни. Материальный мир - низшего ранга, он мертв, не имеет цели и сущности, его изучением занимается наука, которая не способна раскрыть сущность мира. Поэтому ведущая роль в воспитании принадлежит религии, как источник счастья и смысла жизни. · Позитивизм - признает верным только то, что получено с помощью естественных наук и количественных методов. Объявляют псевдонаучными проблемы, связанные с развитием общества, социальными противоречиями. Обществознание - мифология, признают лишь математику и естествознанию · Неопозитивизм - главное не знания, а методы их приобретения. · Прагматизм - познание действительности сводят к индивидуальному опыту человека. Нет объективно научного знания. Всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека и полезно для него. Возбуждение интереса детей к учению, развитию их активности. · Диалектический материализм - законы движения и развития природы, общества, мышления. Ведущая роль в развитии личности принадлежит воспитанию. Личность формируется в деятельности. Общенаучный уровень:в основе лежат концепции и научный подходы, применяемые во многих науках. Подходы: системный, личностный, деятельностный, диалогический, культурологический, антропологический. Конкретно-научный: совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной дисциплине. Технологический: методика, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. Методы педагогического исследования При проведении педагогического исследования используются определенные научные методы. Методы педагогического исследования- это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. 1. Теоретические: позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснять и предсказывать явления, перейти от абстрактного к конкретному. Анализ - мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явлений. Синтез - мысленное соединение признаков, свойств явления и смысловое (абстрактное) целое. Сравнение - установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями. При сравнении, прежде всего, необходимо определить основу сравнения - критерий. Абстрагирование - мысленное отвлечение от какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей. Конкретизация - мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (противоположен абстрагированию). Обобщение - выделение в процессах и явлениях общих черт, т.е. обобщение исследуемого. Моделирование - исследование процессов и явлений при помощи их реальных и идеальных моделей. Индукция и дедукция - логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных.( индукция: от частного к общему; дедукция: от общего к частному). 2. Эмпирические (практические): Наблюдение - целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления. · по временной организации: непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени) · по объему: сплошное и выборочное (направлено на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов) · по способу получения сведений: непосредственным (прямым) - регистрируются непосредственно увиденные факты во время наблюдения; косвенным (опосредованным) - наблюдается результат. · по типу связи наблюдателя и наблюдаемого: включенное (наблюдатель является членом исследуемой группы); не включенное (со стороны). · по условиям проведения: полевые и лабораторные. · по плановости: неформализованное (свободное) и формализованное (по программе). · по частоте применения: постоянные, повторные, однократные, многократные. · по способу получения информации: прямое (проводит сам) и косвенное (описание другими людьми). Беседа - позволяет выяснять мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений. Требования: · предварительная подготовка · умение вызвать собеседника на откровенность · нецелесообразность постановки вопросов "в лоб" · четкость вопросов, тактичность, доверительность. Разновидность беседы - интервьюирование (заранее намеченные вопросы). Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет). Типы анкет: · открытые – требующие самостоятельного конструирования ответа · закрытые – выбрать один ответ · полузакрытые – есть возможность добавить свои ответы к готовым · именные · анонимные · полные · урезанные · пропедевтические · контрольные Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Тест – стандартизированная процедура измерения (надежность – устойчивость результатов тестирования, валидность – соответствие целям диагностики, дифференцирующей силой заданий). Педагогический эксперимент – преднамеренное внесение изменений в педагогический процесс, глубокий качественный анализ и количественное измерение результатов изменения процесса. · Лабораторный и естественный · Констатирующий и формирующий · Длительный и кратковременный Изучение документов. Документ – специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. · Письменные документы · Статистические данные · Иконографическая документация · Фонетические · Технические Изучение и обобщение педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики. Изучается массовый опыт (ведущие тенденции), отрицательный опыт (ошибки, недостатки), передовой опыт (новое, эффективное). Шкалирование – позволяет превратить качественные факторы в количественные ряды. Шкалирование, при котором, оцениваются качества личности с помощью компетентных людей (экспертов), называется рейтингом. Метод обобщения независимых характеристик – предполагает выявление и анализ мнений, полученных от различных людей (опрос о личности школьника учителей, классного руководителя, родителей, сверстников). Метод педагогического консилиума предполагает коллективное обсуждение и оценивание результатов изучения воспитанников, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, коллективную выработку способов преодаления обнаруженных недостатков. Социометрия – оценивать структуру малой группы и статус отдельной личности в группе. Математические методы и методы статистической обработки исследовательского материала:применяют для обработки данных, помогают оценивать результаты эксперимента и др.
Лекция № 3
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (364)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |