Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура педагогического исследования



2016-09-16 323 Обсуждений (0)
Структура педагогического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Этапы:

1. Знакомство с проблемой исследования (актуальность, степень разработанности, определение объекта, предмета, темы, цель, задачи).

2. Выбор методологии (концепция, подходы, принципы – см. выше)

3. Построение гипотезы: предположение, нуждающееся в экспериментальной проверке.

4. Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента.

5. Организация и проведение преобразующего эксперимента.

6. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования.

7. Выработка практических результатов.

 

1. Знакомство с проблемой исследования: Педагогическое исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения: содержит противоречие между поставленной в науке проблемой и недостаточностью имеющихся для ее решения научных средств; формулируется о конкретных, реальных объектах или предметных областях.

Проблема должна найти отражение в теме исследования. Тема – это лаконичная формулировка проблемы исследования.

Актуальность: обоснование актуальности направления (значимость проблемы и необходимость ее разрешения: например направления: гуманизация образования, личностно-ориентированное обучение и др.); обоснование практической актуальности темы исследования:

1. Актуальность исследования проблемы;

2. Оценка результатов педагогического процесса (показать недостатки обученности и воспитанности, которые следует устранить),

3. Оценка качества педагогического процесса (показать недостатки в педагогическом процессе, которые ведут к недостаткам обученности и воспитанности учащихся);

3. Обоснование научной актуальности темы (показать степень разработанности выделенной проблемы в науке, как формулируется проблема на данном этапе, показать на недостаточно изученные аспекты, кто изучал, исследовал данную проблему («поминальник»);

4. Противоречия сложившиеся в процессе анализа проблемы.

Общая формулировка проблемы на основании которой формулируется цель исследования.

Цель исследования: ориентирована на результат, например: выявление… разработка…реализация или выявить…определить порядок реализации.

Объект исследования:: что рассматривается? Например, педагогический процесс, область педагогической действительности, педагогическое отношение.

Предмет исследования:: как рассматривается объект в данном исследовании? (обычно процесс).

Гипотеза исследования: предположение для получения положительного, эффективного результата, предположение, нуждающееся в экспериментальной проверке. если будет:

Задачи исследования: промежуточные цели, выполнение которых необходимо для реализации общей цели.

2. Выбор методологии: (концепция, подходы, идеи, которые стали основой исследования (теоретическая часть) – см. выше).

3. Выбор методов исследования: теоретические (сравнения, анология, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, педагогическое моделирование), праксиметрические (изучение регламентирующей документации, контекстный анализ, объективная регистрация деятельности), эмперические (включенное и опосредованное наблюдение ), педагогический эксперимент – научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью выявления взаимозависимости между исследуемыми явлениями, беседа, опрос и анкетирование, тестирование, экспертная оценка, измерение, методы математической статистики и интерпритации полученных данных, ретроспективное обобщение собственного опыта.

Опытно-экспериментальная база: где, сколько субьектов задействовано в эксперименте (детей , взрослых), контрольная и экспериментальная группа. Эксперимент проводят на больших выборках. Важным является обязательное соблюдение общих, одинаковых условий его проведения (формулировка инструкции, внешний вид и размещение стимульного материала, время на выполнение заданий и т.п.).

Выделяют традиционные и факторные виды планов эксперимента. В традиционном предполагается изменение лишь одной независимой переменной, а в факторном – нескольких, т.е. появляется возможность оценки взаимодействия факторов. (См. анализ темы, где формулируется чаще всего 2 проблемы)

Констатирующий эксперимент – направлен на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей педагогического процесса, его явлений и участников на момент проведения исследования.

4. Организация и проведение преобразующего (формирующего) эксперимента. Собственно эксперимент – создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление и коррекция экспериментального воздействия

Формирующий экспериментнаправлен на изучение явлений, качеств, характеристик непосредственно в процессе их активного формирования, реализации системы мер, выполнения специально разработанных заданий в специально созданной обстановке деятельности и общения, реализация концепций, моделей, программ, системы проектов.

При планировании и проведении эксперимента необходимо учитывать социально-психологические эффекты, которые влияют на его ход и результаты. К числу наиболее заметных эффектов относят:

· Эффект аудитории. Определяется тем, что присутствие публики, даже пассивной, само по себе влияет на скорость обучения испытуемого или на выполнение им предложенной задачи. Скорее присутствие зрителей на начальных стадиях обучения скорее смущает испытуемого, а на этапе осуществления уже освоенного действия – наоборот, облегчает его выполнение.

· Эффект бумеранга. Состоит в том, что при некоторых воздействиях источника информации на отдельных людей или группу получается результат, обратный ожидаемому. Это наблюдается если: подорвано доверие к источнику информации; передаваемая информация долгое время имеет однообразный характер, не соответствующий изменившимся условиям; субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь у воспринимающих ее.

· Эффект первого впечатления. Выражается в том, что часто при восприятии человека, его внешности, характера наибольшее значение придается первому впечатлению и последующая информация об этом человеке, если она противоречит ему, может игнорироваться, а наблюдаемы проявления, не укладывающиеся в созданный образ, рассматриваются как случайные и нехарактерные.

· Эффект ореола. Выступает как распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств. Он наблюдается в условиях дефицита информации о человеке. Иначе говоря, первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие и оценку, пропуская в сознание воспринимающего лишь то, что соответствует первому впечатлению, и отсеивая противоречащее.

ü «Ореол Положительный» - первое впечатление о человеке в целом благоприятно, далее все его поведение переоценивается в положительную сторону, позитивные моменты преувеличиваются, а отрицательные – недооцениваются или игнорируются.

ü «Ореол отрицательный» - положительные качества и поступки не замечаются или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

· Эффект Хоторна. Если испытуемым известна принятая экспериментатором гипотеза, то вполне вероятно, что они непроизвольно или намеренно будут вести себя соответственно ожиданиям экспериментатора.

· Эффект Пигмалиона. Связан с ожиданиями экспериментатора. Когда он глубоко убежден, что реакции испытуемых изменятся, то, даже при его стремлении сохранить объективность, велика вероятность трансляции этих ожиданий испытуемым, а это может повлиять на их поведение.

В ходе формирующего эксперимента изменения вносятся в содержание и ход педагогического процесса, проверяется состоятельность приведенных в гипотезе положений.

5. Контрольный этап исследования. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Математические и статистические методы обработки результатов. Наиболее распространенными в педагогике являются группировка, ранжирование, шкалирование.

Группировка – объединение по существенным признакам единиц исследуемого объекта в однородные совокупности.

Ранжирование – изучаемые единицы группируются в зависимости от возрастания или убывания изучаемого признака.

Шкалирование – группировка на основе логически выделенных признаков при помощи заранее разработанной шкалы. Шкалирование дает возможность упорядочить, количественно оценить, определить низшую и наивысшую ступени исследуемого явления.

Табулирование – построение статистических таблиц.

Результаты статистической обработки изображаются графически с помощью таблиц, диаграмм, фигур и т.д.

6. Выработка практических результатов. (Методические рекомендации).

7. Формулировка заключения. Строго по задачамв утвердительной форме.

Практические занятия.



2016-09-16 323 Обсуждений (0)
Структура педагогического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура педагогического исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)