Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Контроль и ревизия операций с основными средствами и нематериальными активами



2016-09-16 525 Обсуждений (0)
Контроль и ревизия операций с основными средствами и нематериальными активами 0.00 из 5.00 0 оценок




Источниками информации для проверки операций с основными средствами являются: положение об учетной политике, бухгалтерский баланс (форма № 1), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5),главная книга, учетные регистры по счетам 01,02,03,07, 08, 20,25, 26, 91,96, 001, разработочная таблица 6 «Расчет амортизации основных средств», дефектные ведомости, акты выявленных дефектах оборудования, акты приемки-передачи оборудования монтаж, акты о приемке оборудования, акты приемки-передачи основных средств, акты приемки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов, акты на списание основных средств, акты ввода в эксплуатацию, инвентарные карточки учета основных средств, договоры купли-продажи основных средств, договоры аренды основных средств, накладные, счета-фактуры и др.

В первую очередь ревизоры должны изучить состав и структуру основных средств по данным регистров аналитического учета.Одновременно устанав­ливается правильность отнесения учитываемых объектов к основным сред­ствам, их классификации. Основными нормативными документами при этом являются ПБУ 6/01«Учет основных средств» и «Классификатор основных средств».

Проверяются также условия хранения и эксплуатации объектов основных средств, обеспечения их сохранности. Каждый объект должен быть закреплен за определенным лицом. Проводится осмотр производственных и складских помещений, проводится опрос сотрудников; обращается внимание на наличие инвентарных номеров, технической документации, оценивается техническое состояние.

На каждый инвентарный объект должна иметься оформленная первичная документация и заведена инвентарная карточка.

При проверке правильности отражения в учете операций с основными средствами ревизор выясняет виды таких операций, которые имели место в проверяемом периоде. Так, основные средства могут поступать на пред­приятие путем приобретения (сооружения) объектов за плату или в обмен на другое имущество, получения в счет вклада в уставный капитал, по договору дарения или путем взятия в аренду. Контрольные процедуры направлены на изучение документации, подтверждающей операции, и оценку правильности отражения этих операций на счетах бухгалтерского учета. Особое внимание уделяется проверке правильности формирования первоначальной стоимости объектов основных средств, так как от этого зависит правильность расчета амортизации.

Выясняется правомерность возмещения уплаченного поставщикам НДС по оприходованным основным средствам. НДС возмещается при условии его выделения отдельной строкой в расчетно-платежных документах. Если организация строит (сооружает)объект основных средств хозяйственным способом, то при вводе объекта в эксплуатацию на сумму фактических за­трат начисляется НДС, подлежащий перечислению в бюджет, который в дальнейшем при вводе объекта в эксплуатацию включается в налоговые вычеты по НДС.

Операции по выбытию основных средств (продажа, взнос в виде вклада в уставный капитал, передача по договору дарения, ликвидация, передача в аренду) проверяются сплошным способом по первичным документам, регистрам аналитического и синтетического учета. Ревизоры выясняют причины списания, законность, целесообразность этих операций. Подтверждается правильность корреспонденции счетов, правильность определения налога на добавленную стоимость, финансового результата.

Если у организации имеются объекты основных средств, взятые в арен­ду, то проверяется правильность начисления, перечисления и отражения в учете арендной платы за арендуемое имущество. Изучаются договоры аренды, данные учетных регистров по счетам 20, 26, 51, 76, 84 и др. Расходы, связанные с эксплуатацией арендуемых объектов основных средств, относятся на себестоимость только при условии их документального подтверждения в том случае, если объекты используются для нужд производства или управления. Если организация сдает в аренду объекты основных средств, то анализируются заключенные договоры, расчетно-платежные документы и выясняется целесообразность и законность таких операций, своевременность поступления арендных платежей, правильность налогообложения и отражения в учете.

При проверке устанавливается, все ли объекты основных средств приня­ты в расчет при начислении амортизации, начисляется ли она с учетом дви­жения основных средств, правильно ли применяются нормы амортизации. Ревизоры выполняют следующие контрольные процедуры: проверка пра­вильности начисления амортизации но отдельным объектам и в целом но предприятию за период; проверка правильности отражения сумм начис­ленной амортизации на счетах. Устанавливается также правильность при­менения выбранного учетной политикой способа начисления амортизации. ПБУ 6/01 «Учет основных средств»предусмотрена возможность начисле­ния амортизации линейным способом, способом уменьшаемого остатка, способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования или способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Для налогообложения главой 25 Налогового кодекса РФ разрешается начислять амортизацию линейным или нелинейным способом, раз­решается также применять повышающие и понижающие нормы амортизации. Объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу разрешается списывать на затраты по мере их отпуска в эксплуатацию.

Проверяется также правильность учета затрат на ремонт основных средств. Устанавливается наличие планов я смет на ремонты, актов приемки-сдачи выполненных работ, договоров подряда, актов технического осмотра зданий и сооружений. Особое внимание обращается на правильность и своевремен­ность составления этих документов, правильность отнесения расходов на статьи затрат. Ревизоры могут провести контрольную инвентаризацию вы­полненных ремонтных работ по отдельным объектам. Правильность учета затрат по ремонту основных средств проверяется по данным соответствующих учетных регистров. Ревизоры проверяют соблюдение на практике способа учета затрат на ремонт, зафиксированного в учетной политике. Следует иметь в виду,что нередко наряду с ремонтом проводится модернизация ос­новных средств,результаты которой изменяют первоначальную стоимость объектов.

Ревизоры убеждаются в правильности проведения переоценки основных средств и отражения в учете ее результатов.

Переоценка проводится не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Результаты переоценки долж­ны подтверждаться соответствующими расчетами, документами о рыночных ценах.

Изучается также своевременность проведения инвентаризации основных средств, полнота и правильность отражения ее результатов в учете.

Типичными ошибками могут быть несвоевременное оприходование объек­тов основных средств; неправильное исчисление первоначальной стоимости поступивших объектов основных средств; начисление амортизации по пол­ностью амортизированным объектам; некорректная корреспонденция счетов при отражении операций по выбытию основных средств; неоприходование ма­териальных ресурсов, остающихся при ликвидации объектов основных средств; неправильное исчисление налогооблагаемой прибыли при реализации объектов основных средств.

При ревизии операций с нематериальными активами используются сле­дующие источники информации: положение об учетной политике, бухгал­терский баланс (форма № 1),приложение к бухгалтерскому балансу(форма № 5), главная книга, учетные регистры по счетам 04, 05, 08, 60, 76, 91, 97,договоры купли-продажи (создания)объектов нематериальных активов, ав­торские договоры, акты приемки-сдачи объектов нематериальных активов, акты списания нематериальных активов, свидетельства на право пользова­ния, протоколы собрания учредителей, протоколы о внесении объектов не­материальных активов в уставный капитал и согласовании стоимости, кар­точки учета нематериальных активов и др.

Ревизоры должны убедиться, что объекты, которые отражены в составе нематериальных активов, в действительности являются таковыми. В соответ­ствии с ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» нематериальные акти­вы должны обладать характерными особенностями: отсутствием материаль­но-вещественной формы, возможностью идентификации (выделения, отделения) от другого имущества, использованием в производстве продукции(работ, услуг) либо для управленческих нужд организации, использованием в тече­ние длительного времени, предприятием не предполагается последующая пе­репродажа данного имущества, способностью приносить организации эко­номические выгоды(доход) в будущем, наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключитель­ного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (па­тенты, свидетельства, другие охранные документы, договор приобретения патента, товарного знака и т. д.).

Затем изучается правильность оценки нематериальных активов, правильность оформления первичных документов, обосновывающих оценку активов, а также правильность корреспонденции счетов.

Проверяются операции по выбытию нематериальных активов(продажа, внесение в виде вклада в уставный капитал, передача по договору дарения, списа­ние в связи с полной амортизацией и потерей полезных свойств).

Проверяется правильность начисления амортизации по нематериальным активам, правильность применения установленного в учетной политике способа начисления амортизации, достоверность расчета сумм амортизационных отчис­лений и отражения их на счетах бухгалтерского учета. Амортизация нема­териальных активов может производиться одним из следующих способов: ли­нейным способом, способом уменьшаемого остатка, способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). По данным учетной политики следует установить применяемый способ отражения амортизацион­ных отчислений по нематериальным активам на счетах бухгалтерского учета: путем накопления соответствующих сумм на счете 05 либо уменьшения перво­начальной стоимости объекта.

Типичными ошибками по учету нематериальных активов могут быть:

— отсутствие первичных приходных документов или оформление их с наруше­нием установленных требований;

— неправильное отнесение отдельных видов расходов к нематериальным акти­вам;

— неправильное начисление амортизации но отдельным объектам нема­териальных активов.



2016-09-16 525 Обсуждений (0)
Контроль и ревизия операций с основными средствами и нематериальными активами 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Контроль и ревизия операций с основными средствами и нематериальными активами

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (525)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)