Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. При подготовкепервого вопросанеобходимо уяснить, что логика происходит от греч



2016-09-16 332 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. При подготовкепервого вопросанеобходимо уяснить, что логика происходит от греч 0.00 из 5.00 0 оценок




При подготовкепервого вопросанеобходимо уяснить, что логика происходит от греч. logos, что одновременно означает речь, слово, высказывание, понятие. Основатель логики Аристотель чаще всего употреблял термин «логос» в смысле «определения» или «разумности вообще».

Следовательно, предмет логики составляют:

– Законы, которым подчиняется мышление в процессе познания объективного мира.

– Формы мыслительного процесса – понятия, суждения и умозаключения.

– Методы получения нового выводного знания – сходства, различия сопутствующих изменений, остатков и другие.

– Способы доказательства истинности полученных знаний: прямое и косвенное доказательство, опровержение и т.д.

Итак, в современном понимании, логика – это наука о законах и формах правильного мышления.

Что касается логики, то ее задача состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее позна­вать окружающий мир.

Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отноше­ние к своим и чужим мыслям. Поэтому мнение, будто изучение логики не имеет практического значения, несостоятельно.

Мыслить логично – это значит мыслить точно и последователь­но, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскры­вать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе и в работе юриста, требующей точности мышления, обо­снованности выводов.

При подготовкевторого вопросанеобходимо уяснить, чтозако́н то́ждества – закон логики, согласно которому в процессе рассуждения каждое осмысленное выражение должно употребляться в одном и том же смысле. Предпосылкой его выполнимости является возможность различения и отождествления тех объектов, о которых идёт речь в данном рассуждении. Мысль о предмете должна иметь определённое, устойчивое содержание, сколько бы раз она ни повторялась. Важнейшее свойство мышления – его определённость – выражается данным логическим законом.

Впервые закон тождества сформулирован Аристотелем в трактате «Метафизика» следующим образом:

«…иметь не одно значение – значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет (определенных) значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности – и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить (каждый раз) что-нибудь одно».

При подготовкетретьего вопросаважно понять, чтозакон противоречия–логический закон, согласно которому высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными. Закон противоречия говорит о противоречащих друг другу высказываниях, т.е. о высказываниях, одно из которых является отрицанием другого. Отсюда иное название закона – закон непротиворечия, подчеркивающее, что закон отрицает противоречие, объявляет его ошибкой и тем самым требует непротиворечивости.
Противоречат друг другу, напр., высказывания: «Луна – спутник Земли» и «Луна не является спутником Земли», «Трава – зеленая» и «Трава не является зеленой» и т.п. В одном из противоречащих высказываний что-то утверждается, в другом – это же самое отрицается.

Закон противоречия был открыт Аристотелем, считавшим его наиболее важным принципом не только человеческого мышления, но и самого бытия. Иногда Закон противоречия формулируют так: из двух противоречащих друг другу высказываний одно является ложным. Эта формулировка подчеркивает опасность, связанную с противоречием. Тот, кто допускает противоречие, вводит в свои рассуждения или в свою теорию заведомо ложное положение, что, разумеется, недопустимо.

Один из законов классической логики говорит: из противоречия следует любое высказывание. Появление противоречия в какой-то теории ведет в силу этого закона к ее разрушению. В ней становится доказуемым все, что угодно. Ценность такой теории равна нулю. Противоречие недопустимо в строгом рассуждении, когда оно смешивает истину с ложью.

При подготовке четвертого вопросанеобходимо уяснить, чтозакон исключенного третьего действует только в отношении противоречащих суждений и формулируется следующим образом: два противоречивых суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно.

Объединив закон исключенного третьего с законом непротиворечия, получим следующее положение: два противоречащих суждения не могут быть вместе истинными и не могут быть вместе ложными; одно из них необходимо истинно, другое необходимо ложно. Рассуждение ведется по формуле: «или - или» («либо - либо»). Третьего не дано.

Закон исключенного третьего формулирует важное требование к нашим мыслям: нельзя уклоняться от признания истинным одного из двух противоречащих друг другу суждений и искать нечто третье между ними. Если одно из них признано истинным, то другое необходимо признать ложным, а не искать третье, несуществующее суждение, так как третьего не дано.

Конечно, закон исключенного третьего не может указать, какое именно из данных суждений истинно. Этот вопрос решается при помощи практики, устанавливающей соответствие или несоответствие суждения объективной действительности. Значение закона состоит в том, что он указывает направление в отыскании истины: возможно только два решения вопроса, причем одно из них (и только одно) необходимо является истинным. Всякое среднее, третье решение исключено.

При подготовкепятого вопросаследует понять, чтонаши мысли о каком-либо факте, явлении, событии могут быть истинными или ложными. Высказывая истинную мысль, мы должны обосновать ее истинность, то есть доказать ее соответствие действительности. Выдвигая какой-либо тезис, необходимо привести веское доказательство, чтобы обосновать истинность своего утверждения.

Требование доказанности, обоснованности мыслей выражает закон достаточного основания, который формулируется следующим образом: всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Рассмотренные выше законы мышления имеют в логике такое же значение, какое в математике имеют аксиомы или постулаты. Они так же очевидны, как и то, что «целое больше части» или то, что «между двумя точками можно провести только одну прямую».

Законы логики можно нарушать и их часто нарушают. Однако здесь есть одно важное условие: если мы стремимся к правильности рассуждений, то законы логики мы обязаны соблюдать. Соблюдение законов логики еще не гарантирует нам истинности наших мыслей и, следовательно, не является достаточным основанием для истинности суждений, поскольку истинность требует соответствия того, что утверждается или отрицается в суждении положению в мире вне суждения. Однако без соблюдения законов логики не может быть и речи об истинности рассматриваемых мыслей.

Вопросы для закрепления материала

1. Что такое логика?

2. О чем говорит закон тождества?

3. Проиллюстрируйте его действие с помощью примера.

4. Каким образом используется нарушение закона тождества при построении софизмом, комических афоризмов и анекдотов?

5. Что такое контактные и дистантные противоречия?

6. На какие группы можно разделить все противоречия?

7. Что представляет собой юридический принцип презумпции невиновности? Каким образом он связан с законом достаточного основания?

Используемая литература: [3, 4, 5, 6, 9, 13, 16].



2016-09-16 332 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. При подготовкепервого вопросанеобходимо уяснить, что логика происходит от греч 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. При подготовкепервого вопросанеобходимо уяснить, что логика происходит от греч

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (332)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)