Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Автоматизированная система сенсорно-координаторного тренажа



2016-09-15 341 Обсуждений (0)
Автоматизированная система сенсорно-координаторного тренажа 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные характеристики данной методики, в принципе те же, что и в вышеописанном варианте.
Отличительным моментом ее является более активное побуждение зрительно-двигательной поисковой активности в пространстве, в том числе выполнение более интенсивных ритмических движений глазами, головой и туловищем. Последнее достигнуто за счет монтажа в каждом классе специальной технической системы, позволяющей создать поочередное вспыхивание комплекса сигнальных ламп (эффект "бегущего огонька"), при прослеживании которых дети вступают в увлекательную моторно-поисковую игру, сопровождающуюся интенсивными движениями корпусом, головой и глазами.
Настоящий вариант системы предполагает монтаж в 4-х углах потолка 4-х сигнальных ламп (рис. 1).

Рис. 1. Размещение сигнальных ламп в классной комнате в методике автоматизированных сенсорных тренажей

Эффект "бегущего огонька" создается за счет общего на школу (или отдельно на несколько классов) пульта управления, к которому с помощью электрической разводки подключается система каждого класса. Лампочки прикрываются плафонами закрытого типа и настенного крепления, которые окрашиваются в яркие цвета, например красный, желтый, зеленый (цвета светофора). Это самый простой вариант.
Более увлекательный зрительно-игровой характер методике придан за счет использования просвечивающихся рисунков. С этой целью на плафоны наносятся яркие цветные сюжеты (или они прикрываются специально изготовленными сменными пленками с нанесенными на них рисунками) с таким расчетом, чтобы в пределах одного класса они составляли единый зрительно-игровой сюжет, например: "водитель и дорога", "пешеход и улица" (рис. 2).

Рис. 2. Зрительно-игровой сюжет в методике автоматизированных сенсорных тренажей

Наиболее эффективными (в плане сенсорной "разгрузки") оказались сюжеты из естественной природной среды, например из жизни зверей, птиц и т.д.***
В последних вариантах система включает и музыкально-звуковой ритм, подаваемый синхронно со световым.
Методика осуществляется следующим образом. В середке каждого урока дежурный по школе включает пульт управления. В это время во всех классах школы зажигается одна из сигнальных лампочек. Все дети встают. Через 10—15 сек. гаснет первая и быстро поочередно зажигаются вторая, третья, четвертая лампочки и т.д. Педагог обращает внимание, чтобы дети внимательно следили за "бегущим огоньком", выполняли при этом интенсивные ритмичные движения головой, глазами и туловищем (движения в ритме "брейк").
Направление высвечивания сигнальных лампочек меняется автоматически (30—40 по ходу движения часовой стрелки и 30— 40 против). Средняя скорость движения — 1 полный цикл в секунду.
Продолжительность упражнений — 1,5—2 минуты. Отключение — автоматическое.

При кабинетной системе обучения представляется возможным в течение учебного дня 5—6 раз менять зрительно-игровые сюжеты. Все это позволяет поддерживать у детей интерес к данным упражнениям, который, как показала практика, постепенно переходит во внутреннюю потребность. Опыт показал, что упражнения, с точки зрения профилактики утомляемости, наиболее целесообразно выполнить в середине каждого урока. Эффективность разработанной методики автоматизированного сенсорно-координаторного тренажа проверена 3-летним экспериментом. С этой целью в 1-м и во 2-м классах была смонтирована данная система. Контролем служили параллельные классы. Возрастно-половой состав и исходные данные функционального состояния организма принципиально не отличались. За указанными группами детей было осуществлено тщательное динамическое наблюдение с применением методов комплексной оценки функционального состояния зрительного анализатора, центральной и вегетативной нервной систем.
Анализ полученных данных позволил установить, что уже к концу учебного года характеристика функционального состояния зрительной системы существенно различалась в экспериментальных и контрольных классах. Например, показатель устойчивости аккомодации на зрительную нагрузку вблизи среди сравниваемых групп школьников в начале учебного года был 0,65, к концу же.учебного года у учащихся контрольных классов он понизился до 0,41 (Р<0,01), в то время, как у детей экспериментальных классов он достоверно не изменился. Более того, в контрольных классах система сенсорно-координаторных тренажей способствовала поддержанию естественного процесса развития функций зрения (рис. 3). В этом отношении показателен факт возрастания устойчивости школьников из экспериментальных классов к воздействию различного рода экстремальных факторов внешней среды (на примере полярной ночи, табл. 2). Например, у школьников из контрольных классов показатель устойчивости аккомодации к зрительным нагрузкам за фотоэкстремальный период полярной ночи снизился с 0,87 до 0,69 отн. ед., в то время, как среди учащихся из экспериментальных классов он достоверно не изменился. Следует подчеркнуть, что разработанная методика благоприятно влияла не только на зрительный анализатор, но и на общие регуляторные системы, и, в частности, на ЦНС.

Рис. 3. Динамика зрения в экстремальных (1) и контрольных (2) классах.

Верхний график - показатели средней остроты зрения;

Нижний график - удельный вес пониженного зрения.

 

Поддержание на достаточно высоком уровне функционального состояния зрительной системы школьников благоприятно отразилось и на характеристике развитая рефракции глаз. Так, например, если накануне проведения эксперимента среди первоклассников частота встречаемости близорукости была в пределах 7%, то спустя 3 года среди учащихся контрольного класса этот показатель возрос на 10%, а экспериментального — всего на 4% (табл. 3).

Следовательно, периодическое внесение в процесс урока сенсорного разнообразия, переключение ближнего зрения на дальнее, а так же активизация общего, в том числе зрительно-координаторного чувства с помощью интенсивных движений способствовали не только предупреждению утомляемости школьников, но и поддержанию естественного хода развития структурных и функциональных характеристик зрительной системы.
Необходимо особо подчеркнуть тот факт, что методика сенсорно-координаторного тренажа оказала благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа неожиданных дорожно-транспортных ситуаций).
Все это дает основание рекомендовать систему автоматизированного сенсорно-координаторного тренажа для направленного формирования тех физиологических потенциалов, которые требуются в армии, на транспорте, в авиации, на флоте, в спорте, на различного рода монтажных работах и т.д.

 

Таблица 2. Показатели функционального состояния зрительной системы школьников, занимавшихся при различных режимах (до и после полярной ночи)

Классы Время обследования Острота зрения глаза БТК см БТА см ОА Дптр ОАА Дптр ед. ЗМР отн. ед. СПЗИ отн.
правого левого
Экспериментальные до поляр ночи 1,4 1,5 5,0 6,2 5,7 30,4 31,2 3,8 0,23
  после поляр ночи 1,5 1,5 5,3 5,9 5,9 30,0 31,5 3,3 0,23
Контрольные до поляр ночи 1,4 1,4 4,8 5,6 5,4 29,5 30,8 2,6 0,24
  после поляр ночи 1,3 1,3 5,0 6,0 29,2 2,4 0,30

 

Таблица 3. Частота встречаемости различных видов рефракции у школьников экспериментальных и контрольных классов, проценты

класс Начало эксперимента Конец эксперимента
Эмметропия и гиперметропия до 1,0 дптр Гиперметропия более 1,0 дптр миопия Эмметропия и гиперметропия до 1,0 дптр Гиперметропия более 1,0 дптр миопия
1 "а"
1 "б" -
2 "а" -
2 "б" - -

Для каждого из указанных направлений разработаны специализированные зрительно-игровые развивающие сюжеты.



2016-09-15 341 Обсуждений (0)
Автоматизированная система сенсорно-координаторного тренажа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Автоматизированная система сенсорно-координаторного тренажа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (341)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)