Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика обучения бега на середник дистанції



2016-09-16 344 Обсуждений (0)
Методика обучения бега на середник дистанції 0.00 из 5.00 0 оценок




Основы техники бега. Бег – циклический вид, его цикл состоит из двух шагов и делится на 4 периода: опоры, полета, опоры и полета. Период опоры для опорной ноги делится на фазы задней и передней опоры. Период полета для маховой ноги делится на фазы заднего и переднего шага. Границами между фазами являются моменты постановки, вертикали и отрыва ноги от опоры.

Скорость в беге может приближаться к 12 м/сек. В конечном счете, скорость в беге определяется длиной и частотой шагов. Источником продвижения в беге служит работа мышц.

Бег условно подразделяют на 4 фазы: старт, стартовый разбег, бег по дистанции и финиширование. В беге используются два вида старта: высокий и низкий. В беге на средние и длинные – высокий.

По команде “На старт!” бегун принимает стартовое положение высокого старта, по команде “Марш!” стартует. В стартовом ускорении туловище имеет значительный наклон вперед, а в беге по дистанции наклон туловища незначительный.

В беге со старта максимальная скорость набирается к 5-6 секунде. В беге на выносливость основной задачей является сохранение средней скорости на всей дистанции.

 

Способ передвижения Длина шаг (см) Частота шага Скорость (м/с)
Обычная ходьба 70-85 120-150 1,7-1,8
Спортивная ходьба 115-120 200-220 4-5
Спортивный бег 220-250 270-300 41-11,5

 

Чем длинней шаг и выше частота шагов, тем больше скорость. Для достижения лучших результатов в беге необходимо концентрировать мышечные усилия в фазе отталкивания, а в фазе маха создавать условия для отдыха ведущим мышечным группам. Во время бега сохранение постоянного темпа и длины шага более эффективно для достижения максимального результата. Но не всегда это выгодно. В соревнованиях бегуну приходится для решения тактических задач менять скорость бега, особенно темп шагов.

Бег происходит в результате взаимодействия внутренних и внешних сил. К внутренним силам относятся силы, которые возникают в двигательном аппарате при сокращении мышц, к внешним – силы тяжести, сопротивление среды и реакция опоры.

Силы тяжести (P) – действует постоянно и всегда направленно вертикально вниз, независимо от того, находится человек в покое или в движении, опирается на землю или летит в воздухе.

Реакция опоры(R) – величина переменная, появляется при касании грунта и зависит от веса и от сопротивления спортсмена, она действует в период постановки ноги на грунт, при этом направление непрерывно изменяется в зависимости от моментов и фаз опорного периода.

Это можно представить в следующем виде:

Момент вертикали

 


Задний толчок Передний толчок

 

В фазе переднего толчка - тормозящее, к моменту вертикали постоянно уменьшающееся, а в фазе заднего толка - движущая.

Появление фазы полета можно объяснить следующим образом. Любая сила, действующая на грунт, вызывает противодействие.

Проекция ОЦМ при беге.

В беге наблюдается вертикальное и боковое колебание ОЦМ. В момент вертикали ОЦМ находится непосредственно над площадью опоры. Пройдя момент вертикали перемещается вперед. ОЦМ имеет вертикальные колебания при беге 8-12 см, а при ходьбе 4-6 см. Боковые колебания ОЦМ происходят при его переноси с одной ноги на другую.

Наивысшая точка траектории движения ОЦМ в период полета, а наименьшая в момент вертикали опорного периода. Колебания ОЦМ в основном зависит также от постановки стопы на грунт.

Положение тела. Наклон тела не должен превышать - 85°. Большой наклон вперед сокращает длину шага. Голова держится прямо, подбородок опущен, взгляд направлен вперед.

Движения ног. Главная и важная фаза при беге – это отталкивание. Начинается с момента прохода через положение вертикали, сопровождается махом свободной ноги в направлении вперед-вверх. Эффективность отталкивания тем больше, чем согласованней движения толчковой и маховой ноги. Интенсивная работа рук в некоторой степени способствует отталкиванию и выносу маховой ноги.

Приземление совершается на согнутую в коленном суставе ногу, на переднюю часть стопы. Согнутая нога смягчает удар о грунт и уменьшает его тормозящее действие в момент приземления. Степень сгибания ноги и место постановки ее зависит от скорости бега.

Движение рук. Движение рук при беге происходит в строгом соответствии с движениями ног и туловища. Основное назначение этих движений – поддержать устойчивое положение тела. Руки при беге держат согнутыми в локтевых суставах примерно под прямым углом. Руки двигаются плавно, мягко, маятникообразно.

Спортивный бег можно разделить на два вида бега - бег на быстроту (бег на короткие дистанции - спринт) и бег на выносливость (бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции).

Основная задача бегуна на любую дистанцию это пробежать ее за наименьшее время. Однако при беге на короткие дистанции техника бега должна обеспечивать наивысшую амплитуду и быстроту движения, а при беге на выносливость техника должна способствовать экономичному, но эффективному выполнению движений.

В технике спортивного бега выделяют отдельные фазы: положение бегуна на старте, старт и стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование и бег после финиша.

Бег на любую дистанцию начинается со старта. На старте бегун занимает выгодное для себя положение у стартовой линии. Первые шаги со старта выполняются на передней части стопы. Нога ставится в близи проекции ОЦМ. Постепенно спортсмен усиливает силу отталкивания и набирает скорость за счет быстрой постановки стопы и увеличения длины шага. Стопа на грунт ставится быстро и упруго с последующим активным отталкиванием. Энергичное движение руками активизирует движение ног (частоту шагов), а также увеличивает силу отталкивания.

При переходе к бегу на дистанции бегун постепенно уменьшает наклон туловища вперед и переходит к технике обычного махового бегового шага.

Особенности техники во всех фазах бега зависят от длины дистанции и подготовленности бегуна. Техника бега на средние и длинные дистанции отличается от техники бега на короткие дистанции меньшим наклоном туловища вперед, и меньшей амплитудой движения рук и ног.

При беге на 800 м и более, применяется высокий старт.

Каждая дистанция заканчивается финишированием. При финише спортсмен стремиться по возможности ускорить набегание или поддержать набранную высокую скорость, или делает заключительные усилия на последних шагах, чтобы первым коснуться финишной ленточки бросковым движением.

Разновидности бега на выносливость – кроссовый бег, в котором спортсмену приходится бежать по пересеченной местности. На дистанции встречаются различные препятствия, поэтому техника бега имеет свои особенности. При беге на крутых склонах нога ставится с пятки, туловище несколько отклонено назад, а во время бега на подъем, нога ставится с передней части стопы, туловище больше наклонено вперед. Встречающиеся препятствия преодолеваются различными способами (перепрыгивая, перелазивая, наступая на препятствие и пр.).

В процессе обучения технике бега на средние и длинные дистанции: необходимо решать задачи в следующей последовательности:

 

Рис. 2 техника бега на средние дистанции

 

Задача 1 в методике обучения бега на средние и длинные дистанции. Создать представление о беге на средние и длинные дистанции.

Средства обучения бега: Рассказ о дистанциях для мужчин и женщин, о высших достижениях в беге, местах проведения бега, об основных правилах соревнований по бегу. Показ фильмов, обучающих видео-курсов; 3) демонстрация техники бега.

Задача 2 в методике обучения бега на средние и длинные дистанции. Обучение технике бега маховым шагом на прямой дистанции и на повороте.

Средства обучения бега:

1. Демонстрация техники бега маховым шагом на прямом отрезке 80—100м.

2. Краткий разбор основных моментов бега (постановка стоп на грунт, толчок, подъем бедра, наклон туловища и движение рук).

3. Бег по прямой на 80 и 100 м маховым шагом в среднем темпе.

4. Движение руками стоя на месте и в беге.

5. Разбор основных положений при беге на повороте (постановка стоп, наклон туловища, работа рук).

6. Демонстрация техники бега по повороту на отрезке 80—100 м.

7. Бег на 50—60 м при входе в поворот.

8. Бег на 80—100 м при входе в поворот и по повороту.

9. Бег на 50—60 м при выходе с поворота.

10. Бег на 100—120 м на повороте.

Методические указания по методике обучения бега. При изучении техники бега маховым шагом по прямой дистанции или на повороте демонстрация бега может быть выполнена тренером или же бегуном. Обучение осуществляется путем многократного бега на отрезках по прямой в 80—100 м. При этом тренер контролирует: а) постановку ноги на грунт с передней части стопы; б) прямолинейность бега, используя меловые линии; в) полное разгибание ноги в момент заднего толчка; г) вынос бедра вперед-вверх. Бег в упоре , бег на месте с высоким подниманием бедра и работоц рук.

После разбора и демонстрации бега на повороте обучающийся пробегает по 50-60 м при входе в поворот, на повороте и при выходе с поворота, обращая внимание на плавный вход и выход с поворота, постепенный наклон туловища влево и вперед, на отведение локтя правой руки вправо и на постановку ног. Обычно при изучении техники бега на повороте новичок, вместо наклона всего тела от правой ноги в момент толчка ею влево и вперед наклоняется только влево, или же делает наклон влево только головы или боковой изгиб в пояснице. В таких случаи следует объяснить, что такой наклон зависит от скорости бега и от крутизны поворота и обеспечивается постановкой ног на грунт (особенно правой). А равновесие при этом поддерживается асимметричной работой рук. Начинать обучение движению рук при этом следует сначала стоя на месте, вообразив, что левая рука представляет гриф скрипки, а правая — смычок. Тогда движение левой будет вперед-назад, а правой как бы поперек, наподобие смычка при игре на скрипке, но кисть правой руки не должна пересекать плоскость симметрии, а потом уже пробегать отрезки по повороту.

Задача 3 в методике обучения бега на средние и длинные дистанции. Обучение технике высокого старта на прямой дистанции и на повороте.

Средства обучения бега:

1. Рассказ и демонстрация основных положений бегуна по команде «На старт!», «Внимание!» и «Марш!».

2. Выполнение этих команд на месте с уточнением положений в исправлением ошибок.

3. Выход с высокого старта с пробеганием 20—40 м на прямой дистанции и на повороте.

4. Построение стартовой линии при общем старте и входе в поворот.

Методические указания по методике обучения бега. При изучении техники высокого старта группа строится в одну или несколько шеренг. Каждой шеренге подается команда, после чего тренер проверяет правильность ее исполнения: расстановку и сгибание ног. Распределение веса тела, наклон туловища, расположение рук. Для освоения техники высокого старта используют упражнения – группа строится в одну шеренгу, исходное положение осовная стойка, по команде выполняют наклон туловища вперед (центр тяжести смещается вперед) после этого активным выносом бедра вперед и работой рук подхватывают движение (на месте и в движении начиная активный бег 6-7м.). При обучении выходу со старта и стартовому разгону лучше давать старт сначала каждому обучающемуся, проследить за его выталкиванием, работой рук, выходом в наклоне без раннего выпрямления, а затем перейти к работе с группой в 6—8 человек. Начало бега со старта на повороте существенно ничем не отличается от старта на прямой, за исключением того что вместо Прямой стартовая линия здесь строится в виде дуги радиусом в 20 м. центр которой находится на внутренней бровке в 20 м от линии финиша. При таком старте необходимо обращать внимание на то, чтобы бегуны подходили к бровке не по секущей, а по касательной к дуге поворота.

Задача 4 в методике обучения бега на средние и длинные дистанции.Обучить технике финиширования.

Средства обучения бега: объяснение и показ вариантов финиширования, выполнение на месте финиширования - «бросок грудью, плечем», выполнение упражнений в ходьбе и при беге.

Методические указания: при финишировании, выполняя быстрый наклон вперед (грудью, правым, левым плечем), если грудью то, необходимо одновренно отводить руки назад. Упражнения навчинают выполнять индивидуально. Затем в парах. После этого группами по несколько человек. Акцентирвать внимание занимающихся на необходимости заканчивать бег не в плоскости финишного створа, а в 2-3м за ним.

Задача 5в методике обучения бега на средние и длинные дистанции. Совершенствование техники бега.

Средства обучения бега: пробегание 100—200 м с различной скоростью.

Методические указания по методике обучения бега. Основным средством совершенствования техники бега является пробегание отрезков вначале по 100—200 м, а потом» по мере овладения техникой и развитием основных качеств бегуна (быстроты, выносливости, силы) 300—400 м с постепенным ускорением их пробегання. В процессе занятий преподаватель устанавливает наиболее типичные ошибки, присущие отдельным бегунам, и намечает пути их исправления.

Очень часто ошибки того или иного бегуна зависят не от незнания техники, а от других» не зависящих от него причин. Например, у бегуна слабо поднимается бедро, хотя он хорошо знает это. Ошибка эта может быть обусловлена слабостью мышц, поднимающих бедро, или же недостаточной эластичностью мышц задней поверхности бедра, что тормозит подъем, а зачастую — и то, и другое.

В таких случаях необходимо подобрать упражнения, укрепляющие мышцы передней части бедра и растягивающие мышцы задней поверхности.

Такими наиболее распространенными упражнениями являются бег с высоким подниманием бедра. Подскоки с высоким подниманием бедра. Имитация бега в висе на стенке или на перекладине и т. д. При слабом заднем толчке можно рекомендовать прыжки с ноги на ногу (бег толчками), бег в упоре и т. д.

Помимо этих упражнений, для развития подвижности и укрепления голеностопного сустава, а также для обучения свободному не напряженному бегу можно рекомендовать «семенящий бег» и бег с высоким подниманием бедра и забрасыванием голени.

Это является самым главным, что можно выделить в методике обучения бега на средних и длинных дистанциях. При самостоятельном изучении техники и методики обучения в беге на средние и длинные дистанции рекомендуется использовать следующие средства обучения: 1). Равномерный бег на отрезках 50-100 м. 2). Повторные пробегания отрезков 30-40 м с плавным увеличением скорости. 3). Бег на отрезках с заданием без напряжения удерживать набранную скорость. 4) Пробежки по повороту на дорожке стадиона. 5). Бег на участке входа в поворот с ускорением в 20-30 м. 6). Изучение стартовых положений, выполнение команд “На старт!”, “Марш!” и стартового ускорения. 7) Бег с высокого старта на отрезках 60-100 м. 8) ускоренный бег на финишной прямой с различными способами финиширования. 9). Бег со старта по прямой и на повороте на отрезках 300-800 м с финишным ускорением в конце дистанции.

 



2016-09-16 344 Обсуждений (0)
Методика обучения бега на середник дистанції 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика обучения бега на середник дистанції

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)