Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика навчання стрибкам у висоту способом «перешарування»



2016-09-16 399 Обсуждений (0)
Методика навчання стрибкам у висоту способом «перешарування» 0.00 из 5.00 0 оценок




Основы техники прыжков в висоту. Цель легкоатлетических прыжков – прыгнуть как можно дальше или выше. Прыжок однократное упражнение, в котором нет повторяющихся частей и фаз движения. Характерной его особенностью является полет. Дальность и высота полета тела зависит от начальной скорости ОЦМ прыгуна и угла вылета. Оптимальными углами вылета в прыжках в длину являются 18-24°, в прыжках в высоту – 47-65°

Как целостное действие прыжок можно разделить на составные части:

- разбег и подготовка к отталкиванию - от начала движения до момента постановки толчковой ноги на место отталкивания;

- отталкивание - с момента постановки толчковой ноги до момента отрыва ее от места отталкивания;

- полет - с момента отрыва толчковой ноги от места отталкивания до соприкосновения с местом приземления;

- приземление - с момента соприкосновения с местом приземления до полной остановки движения тела.

Разбег и подготовка к отталкиванию.Основные задачи разбега - придать телу прыгуна оптимальную скорость разбега, соответствующую прыжку, и создать оптимальные условия для фазы отталкивания. Начало разбега должно быть привычным, всегда одинаковым. Задача прыгуна в разбеге - не только набрать оптимальную скорость, но и точно попасть на место отталкивания толчковой ногой, поэтому разбег, его ритм и все движения должны быть постоянными.

Можно выделить два варианта разбега: 1) равноускоренный разбег и 2) разбег с поддержанием скорости. Применение того или иного варианта разбега зависит от индивидуальных особенностей прыгуна.

Отличительные особенности последней части разбега (подготовка к отталкиванию). В прыжках в высоту с разбега этот этап зависит от стиля прыжка. Во всех стилях прыжка, имеющих прямолинейный разбег («перешагивание», «волна», «перекат», «перекидной»), подготовка к отталкиванию происходит на последних двух шагах, когда маховая нога делает более длинный шаг, тем самым снижая ОЦМ, а толчковая нога делает более короткий быстрый шаг, при этом плечи прыгуна отводятся назад за проекцию ОЦМ. Очень важно наиболее эффективно выполнить технику подготовки к отталкиванию последней части разбега. Скорость разбега и скорость отталкивания взаимосвязаны между собой. Необходимо, чтобы между последними шагами и отталкиванием не было никакой остановки или замедления движений, никакой потери скорости.

Отталкивание- основная фаза любого прыжка. Задача отталкивания сводится к изменению направления движения ОЦМ прыгуна. Начальная скорость ОЦМ прыгунаопределяется в момент отрыва толчковой ноги от места отталкивания. И зависит от: горизонтальной скорости разбега; величины мышечных усилий в момент перевода горизонтальной скорости в вертикальную; времени действия этих усилий; угла постановки толчковой ноги. Во всех прыжках на место отталкивания нога ставится быстро, энергично и жестко, в момент соприкосновения стопы с опорой она должна быть выпрямлена в коленном суставе.

Чем больше надо перевести горизонтальную скорость в вертикальную, тем угол постановки ноги меньше (острее), нога ставится дальше от проекции ОЦМ. Жесткая и быстрая постановка выпрямленной толчковой ноги связана еще и с тем, что прямая нога легче переносит большую нагрузку, тем более что давление на опору в первой части отталкивания превышает в несколько раз вес тела прыгуна. В момент постановки мышцы ноги напряжены, что способствует упругой амортизации и более эффективному растягиванию упругих компонентов мышц с последующей отдачей (во второй части) энергии упругой деформации телу прыгуна.

Полет.После отталкивания прыгун отделяется от земли, и его ОЦМ описывает определенную траекторию полета.

Траектория ОЦМ спортсмена в полете определяется формулами:

V02 · sin 2α V02 · sin2 α

S = ------------------ , H = --------------- + h,

g 2 g

где S – длина и H – высота траектории ОЦМ (без учета его высоты в момент вылета и приземления), V0 – начальная скорость в момент вылета, α – угол вектора скорости к горизонтали в момент вылета, g – ускорение свободно падающего тела, h – высота ОЦМ в конце отталкивания.

Траектория зависит от угла вылета, начальной скорости и сопротивления воздуха.

Угол вылета образуется вектором начальной скорости полетной фазы и линией горизонта. Он образуется в момент отрыва толчковой ноги от места отталкивания. В результате отталкивания прыгун приобретает вертикальную скорость составляющую скорости полета, которая может быть определена по формуле: _____

Vверт. = √ 2g ·H ,

 

где g – ускорение силы тяжести, H – высота подъема ОЦМ в полете.

Сопротивление воздуха в полетной фазе прыжков, если нет сильного встречного ветра, незначительно, поэтому его можно не учитывать.

Фаза полета в прыжка является безопорной. В фазе полета прыгун не может изменить траекторию движения ОЦМ, которая задается в фазе отталкивания, но может изменять положения звеньев тела относительно ОЦМ.

Для чего прыгун выполняет различные движения руками, ногами, изменяет положение тела в воздухе. Например, в прыжках в высоту спортсмен своими движениями создает оптимальные условия для преодоления планки. Во второй безопорной части - создание оптимальных условий для преодоления планки

Приземление.Каждый прыжок завершается фазой приземления. Задачи любого приземления это создание безопасных условий спортсмену. Тело прыгуна в момент приземления испытывает сильное ударное воздействие, которое приходится не только на звенья тела, непосредственно соприкасающиеся с местом приземления, но и на дистальные, наиболее удаленные от него звенья. Такому же ударному воздействию подвергаются и внутренние органы, что может привести к различного рода нарушениям их жизнедеятельности и заболеваниям.

Необходимо снизить вредное воздействие этого фактора. Здесь два пути: первый - улучшение места приземления; второй - овладение оптимальной техникой приземления.

Первый путь получил свое отражение в прыжках в высоту и с шестом. С применением поролоновых подушек и место приземления стало значительно мягче, возросли результаты, появился новый вид в прыжках в высоту («фосбюри-флоп»), появились фиберглассовые шесты.

Прыжок в высоту – это координационно-сложный вид, предъявляющий высокие требования к физическим возможностям спортсменов. Условно этот прыжок можно разделить на четыре основные структурные фазы: разбег, отталкивание, переход через планку и приземление.

 

Процесс обучения прыжков в высоту состоит из следующих задач:

Задача 1. Ознакомить с техникой прыжка.

Средства: Показ наглядных пособий. Объяснение основных фаз прыжка. Демонстрация техники прыжка.

Длина разбега обычно колеблется от 7 до 9 шагов. Нельзя делать разбег слишком длинным, это вызовет излишнюю трату сил, а короткий разбег не позволит набрать достаточной скорости, чтобы произвести мощное отталкивание. Разбег следует выполнять свободно, с постепенным ускорением. Разбег в прыжке производится под углом к планке. Место отталкивания находится на расстоянии 60-70 см от переднего края ямы с матами. Толчок осуществляется сильнейшей, дальней по отношению к планке ногой. Если прыгун отталкивается правой ногой, то он разбегается слева, если левой ногой, то – справа.

После отталкивания прыгун совершает как бы большой шаг, оставляя толчковую ногу “висеть” внизу. Следует фаза взлета, которая заканчивается в высшей точке траектории, т.е. выше планки. С целью экономичного расположения тела для перехода через планку прыгун наклоняет туловище вперед и в сторону толчковой ноги, опуская руки вниз. Маховая нога опускается за планку носком, повернутым внутрь.

Перешагивание получается при опускании маховой ноги вниз за планку и ускоренном поднимании и переносе толчковой ноги.

Задача 2. Научить технике отталкивания.

Средства: а) и.п. – стоя боком к гимнастической стенке на толчковой ноге, одноименной рукой взяться за перекладину на уровне груди Махи свободной ногой назад-вперед-вверх; б) то же, но при махе назад стопу опорной ноги “взять на себя” с последующим перекатом на носок при махе вперед; в) то же, но одноименной ноге рука выполняет маховые движения, параллельные движениям маховой ноги; г) то же, но с отталкиванием вверх и приземлением на толчковую ногу; д) и.п. – стоя на толчковой ноге, маховая сзади на носке, руки отведены в замах. Одновременный мах ногой и руками с последующим подскоком вверх на толчковой ноге; е) и.п. – полуприсед на маховой, толчковая, согнутая в колене, впереди в безопорном положении, руки слегка согнутые в локтях, выведены вперед. Имитация постановки толчковой ноги с отведением рук в замах; ж) то же, но из и.п. – полуприсед на двух ногах; з) и.п. – полуприсед на маховой, толчковая сзади. Отталкивание вперед-вверх с приземлением на толчковую ногу; и) то же, но в ходьбе, отталкиваясь на каждый второй шаг.

Методические указания.На место отталкивания нога ставится с пятки. Мах выполняется прямой ногой, носок стопы “на себя”. Во время прыжка туловище должно быть прямое, взгляд направлен вперед-вверх.

Задача 3. Научить ритму разбега.

Средства: а) и.п. – толчковая впереди, маховая сзади. Отталкивание с двух шагов вперед-вверх с согласованным махом ноги и руками; б) в ходьбе отталкивание на каждый второй шаг с приземлением на толчковую ногу; в) то же, но в легком беге; г) и.п. – маховая впереди, толчковая сзади. Отталкивание с трех шагов; д) отталкивание на каждый четвертый шаг в ходьбе, беге; е) выполнение трех последних шагов разбега по отметкам;

ж) прыжок вверх с трех-пяти шагов разбега с касанием предмета, подвешенного на уровне плеч, маховой ногой; з) прыжок через планку с пяти-семи шагов разбега способом “на взлет”.

Методические указания. Особое внимание следует обратить на ритм последних шагов. Отклонение туловища назад перед отталкиванием должно быть не следствием специального действия, а результатом более быстрого выведения таза и толчковой ноги для постановки на место отталкивания.

Задача 4. Научить переходу через планку.

Способ “перешагивание”

Средства: а) и.п.- стоя боком к планке со стороны маховой ноги, толчковая впереди, маховая сзади. Последовательный перенос маховой, затем толчковой ноги; б) то же, но в прыжке; в) и.п. – маховая нога впереди, толчковая сзади. Прыжок через планку с одного шага; г) прыжок через планку с трех-пяти шагов разбега упрощенным перешагиванием; д) прыжок в высоту способом “перешагивание” с трех-пяти шагов разбега.

Методические указания. В момент наивысшей точки взлета маховая нога и плечи посылаются в сторону планки, руки опускаются вниз. Приземление происходит на маховую ногу.

Задача 5. Совершенствование элементов техники в целостном прыжке.

Средства: а) прыжки в высоту на небольшой высоте с короткого разбега; б) прыжки в высоту на средней высоте со среднего разбега; в) прыжки в высоту с полного разбега на высоте, близкой к максимальной.

Методические указания. При совершенствовании техники движений подъем высоты, и увеличение скорости разбега происходит постепенно. Особое внимание нужно уделить совершенствованию ритмо-темповой структуры последних шагов разбега.

При самостоятельном изучении техники и методики обучения прыжка в высоту способом «перешагивание» рекомендуется использовать следующие средства обучения: 1).Имитация махового движения ногой на месте без отталкивания. 2). Имитация махового движения ногой с синхронным движением руками. 3). То же с отталкиванием. 4). Отталкивание в сочетании с махом с 2, 3 и 5 шагов. 5). Стоя сбоку от планки, выполнить имитацию перехода через планку (без отталкивания). 6). Имитация перехода через планку с 2-3 шагов (без отталкивания). 7). То же упражнение, но с отталкиванием. 8). Прыжки через планку с 3-5 беговых шагов. 9). Прыжки с полного (II Раздел. Техника л/а упражнений и методика обучения.

 



2016-09-16 399 Обсуждений (0)
Методика навчання стрибкам у висоту способом «перешарування» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика навчання стрибкам у висоту способом «перешарування»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (399)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)