Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О проблеме периодизации истории государства и права



2016-09-16 1178 Обсуждений (0)
О проблеме периодизации истории государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок




(информация к размышлению)[1]

В историко-правовой науке существуют различные подходы к периодизации истории государства и права. Тем более, что последовательное систематизирование истории возможно в отношении развития какого-либо национального государства, приверженного единой правовой традиции. Но всеобщая история – это прежде всего совокупность отдельных цивилизаций со своим историческим пространством и временем. Поэтому какая-либо жесткая периодизация, непреложная схема или монистический взгляд на мировую историю являются попросту ограниченными и односторонними.

В нашей стране таковым долгое время был марксистский взгляд на историю, или материалистический подход, связанный с учением о социально-экономической формации. Согласно этому подходу в качестве критерия создания системы классификации исторических этапов были приняты формы собственности, связанные с развитием государства и противоборством классов. Появилась следующая формационная периодизация исторического процесса: 1) первобытнообщинный строй – господство общественного присвоения продукта труда; 2) рабовладение: до I-й пол. I тыс. н.э.; 3) феодализм – до ХVII – ХVIII вв.; 4) капитализм (буржуазное государство и право – до сер. XX в. и период общего кризиса буржуазного строя; 5) коммунизм (сначала социалистический строй, затем коммунизм как полный возврат к общественной, коллективной собственности и отсутствию государства и права). В развитие формационного подхода некоторые ученые предполагали, что этот процесс протекает не через пять фаз, а через восемь: первобытную, первобытнообщинную, раннюю древность, имперскую древность, средневековье, абсолютистскую постсредневековую, капиталистическую и посткапиталистическую[2].

Однако, данный подход полностью игнорировал личностные, субъективные и духовные связи, зацикливаясь на независимых от воли людей производственных отношениях и антагонизме классов. Поэтому уже к концу XX века это стройное здание марксистской периодизации стало давать трещины. Начался ренессанс частной собственности, личного присвоения, мелкого бизнеса, рыночной конкуренции, процесс деэтатизации (разгосударствления), освобождения общества от навязчивой опеки государства.

В связи с этим в основу периодизации истории были положены новые критерии – цивилизационный и историко-культурный. Только сам человек является творцом своей истории, и переменам в общественном бытии – в материальном производстве и формах собственности всегда предшествуют изменения в сознании. Цивилизационный подход исходит из первенства духовного начала в движении человечества от эпохи к эпохе, из примата осознанных человеком потребностей, которые побуждают его овладевать новыми знаниями и навыками, преобразовывать окружающий мир, менять способы присвоения средств и результатов производства, формы государственно-правовых отношений.

Еще Л. Морган, а вслед за ним Ф. Энгельс, выделил в истории три крупных этапа: дикость (стадию присвоения готовых продуктов природы), варварство (развитие скотоводства и земледелия), цивилизация (развитие промышленности); история последней подразделялась на рабовладельческий строй, феодализм и капитализм.

Кроме того, ультрасовременный цивилизационный подход предлагает членение истории по семи мировым цивилизациям, которые группируются в три суперцикла (три тысячелетних пути нескольких смежных цивилизаций). Первый цикл – это становление и расцвет древних цивилизаций (неолетической, раннеклассовой и античной). Второй цикл – это генезис, господство и закат индустриально-капиталистических обществ (средневековье, прединдустриальная и индустриальная цивилизации). Третий цикл – это начинающийся на рубеже третьего тысячелетия переход к новой исторической триаде, из которой более или менее различимы сейчас контуры лишь первой ступени – постиндустриального (информационного) общества.

Наконец, благодаря периодизации на основе историко-культурного критерия можно выделить следующие этапы истории государства и права: 1) Древневосточное государство и право (III – I тыс. до н.э.); 2) Античное государство и право (вторая половина I тыс. до н.э. – первая половина I тыс. н.э.); 3) Средневековое государство и право (сер. I тыс. н.э. – ХVI-ХVII вв.); 4) Государство и право Нового времени (XVII – нач. XX вв.); 5) Государство и право Новейшего времени (нач. ХХ в. – до сегодняшних дней). В сжатом виде этот культурологический подход к периодизации выглядит следующим образом: Древность – Средневековье – Современность.

Принимая во внимание тот или иной основной критерий периодизации, сегодня можно говорить о построении четырех основных хронологических схем, отражающих каждая свою парадигму истории: циклически-круговой (Полибий, Сыма Цянь, Дж. Вико, Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби)[3], линейно-восходящий (Ж.А. Кондорсе, О. Конт, Г. Спенсер, Ф. Фукуяма), диалектико-спиралевидный (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс) и, наконец, ковариантно-«осевой» (К. Ясперс[4]) исторический процесс.

В их рамках сложились различные типовые концепции истории социокультурного процесса (теологическая, рационалистическая, цивилизационная) с их многочисленными вариациями: формационно-экономическая теория, историко-культурологическая теория, природно-демографическая, этнопсихологическая, пассионарная теории, ассимиляционные (кросс-культурные, транс-цивилизационные, диалоговые) теории, теория цикличной динамики и теория суперциклов, технократическая теория и др.

Ультрасовременные концепции интересуются в большей степени общецивилизационными универсалиями, классифицируя цивилизации по принципу дихотомического деления, а по сути поляризуя человечество на два исторических региона (например, дихотомия «Восток – Запад» либо «Север – Юг», традиционная и либеральная цивилизации либо развитые (богатые) и развивающиеся (колониальные) государства).

Таким образом, в общеисторической периодизации доминируют две противоположные методологические установки: 1) методология «однолинейного прогрессизма», которая основана на философской универсалии – единой общечеловеческой культуре и на представлении о цивилизации как идеале прогрессивного стадиального развития, и 2) методология «круговорота локальных цивилизаций», основанная на теории циклического развития относительно автономных, самобытных и равноценных культурно-исторических типов.

 

Рекомендуемая дополнительная литература

1.Егоров С. А. Место дисциплин историко-правового цикла в системе юридического образования // Государство и право. 2011. № 10. С. 29-34.

2.Ивайловский Д.А. К вопросу о социально-исторических явлениях (аспектах) как содержательной части государственно-правовых явлений развития общества, государства // История государства и права. 2008. № 14. С. 33-35.

3.Косарев А. И. О преподавании исторических дисциплин в юридическом вузе // Российский юридический журнал. 2009. № 3. С. 33-39.

4.Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Учебное пособие. М., 2008.

5.Пристанский И. С. Цивилизационный и формационный походы в науке истории государства и права: достоинства и недостатки // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2007. № 6. С. 44-46.

6.Сигалов К.Е. Право и история: методологические функции исторической науки // История государства и права. 2011. № 7.

7.Шершнева-Цитульская И. А. К вопросу о методологии изучения истории государства и права // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2007. № 6. С. 46-51.

 

Тема № 2. Государство и право Древнего Египта

Семинарское занятие

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Периодизация истории Древнего Египта.

2. Организация государственной власти в Древнем Египте.

3. Древнеегипетское право.

Основные понятия: ирригационная теория происхождения государства, восточная деспотия, сословие, патриархальное рабство, ном, фараон, чати, неджес, казуальная норма, табу, состязательный процесс.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

Целью семинарского занятия является закрепление теоретических знаний об особенностях процесса становления первых государств на Древнем Востоке на примере Египта, анализ организации государственной власти в Древнем Египте, усвоение юридической терминологии, посредством которой характеризуется архаичное право, а также ознакомление с правилами работы на семинарских занятиях, формирование умений выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно – правовой проблематике, оперировать юридическими понятиями и категориями формирование навыков анализа нормативных текстов, (предполагается выполнение практических заданий с использованием практикума).

При подготовке ответа на первый вопрос, обучающийся должен проанализировать исторические условия возникновения древневосточных государств, особенности природно-климатических условий, выявить значение ирригационных систем, роль завоеваний. Следует уяснить, почему деспотия была наиболее распространенной формой древневосточных государств, причины и способы объединения государств-городов, значение политической централизации и власти верховного правителя.

Обратите внимание на особенности формирования государственности на территории Египта. Объясните причины формирования государства, используя положения ирригационной теории происхождения государства. Определите основные периоды в истории Древнеегипетского государства. Выявите основные направления в развитии государства в рамках каждого периода.

При подготовке ответа на второй вопрос выявите основные органы государственной власти, их иерархию. Определите статус фараона. Объясните, как отражалось влияние религии на деятельности государственных органов. Сформулируйте основные признаки восточной деспотии на примере организации египетского государства. Обоснуйте теократический характер государственной власти и ее религиозное обоснование. Необходимо рассмотреть систему органов государственного управления, в которую входили фараон, чати – великий управитель, чиновничество и др., а также правовой статус чиновничьего аппарата. При этом следует обратить внимание на изменение в положении правящих кругов в различные периоды развития древнеегипетского государства.

При подготовке ответа на третий вопрос проанализируйте общие признаки египетского права, характерные и для древневосточного права в целом. Назовите основные источники древнеегипетского права. Охарактеризуйте особенности правового регулирования брачно-семейных, имущественных отношений. Особое внимание уделите характеристике судебной системы и судебного процесса в Древнем Египте.

 

Рекомендуется при подготовке к семинарскому занятию составить следующие схемы:

– «Основные этапы эволюции государственности Древнего Египта»

– «Система органов власти в Древнем Египте».

Темы докладов, рефератов

1. Специфические черты становления и развития государства и права древневосточной цивилизации.

2. Особенности социальной структуры древнеегипетского общества.

3. Организационная структура и методы осуществления государственной власти в Древнем Египте.

4. Источники древнеегипетского права.

5. Брачно-семейные отношения и их регулирование в Древнем Египте.

Рекомендуемая дополнительная литература

1.БуткевичО.В. Международное право Древнего Египта //Государство и право. 2000. № 5.

2.Государство и социальные структуры на древнем Востоке. М., 1989.

3.Древние цивилизации / С.С.Аверинцев, В.П.Алексеев, В.Г. Ардзинбай. М., 1989.

4.Дрожжин В.А. Суд в Древнем Египте // История государства и права. 2000. № 3.

5.История Древнего Востока / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1999.

6.Крашенинникова Н.А. История права Востока. М., 1994.

7.Кучма В.В.Государство и право Древнего мира. Волгоград, 1998.

8.Томсинов В.А. Государство и право Древнего Египта. М.: Зерцало, 2011.

9.Тураев Б.А. Древний Египет. СПб, 2000.

 

Тема № 3. Государство и право Древнего Шумера и Вавилона

Практическое занятие

Вопросы для самоподготовки:

1. Государственность в древней Месопотамии (Шумер, Аккад).

2. Государство Древнего Вавилона.

3. Право Древнего Вавилона:

а) общая характеристика судебника царя Хаммурапи;

б) социальная структура и правовое положение основных групп населения в Древнем Вавилоне;

в) имущественные отношения и обязательства по Судебнику Хаммурапи;

г) брак и семья, наследственное право в Древнем Вавилоне;

д) преступления и наказания по законам Хаммурапи, судопроизводство.

 

Основные понятия: систематизация права, талион, объективное вменение, ордалий, авилум, мушкенум, вардум, тамкар, декум, лубуттум, редум.

Рекомендации по подготовке к практическому занятию

Целью практического занятияявляется формирование умения осуществлять сравнительный анализ нормативного источника, выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно – правовой проблематике, оперировать юридическими понятиями и категориями, решать юридические казусы, а также закрепление теоретических знаний об особенностях организации государств Древнего Востока, структуры общества и правового положения различных категорий населения, источниках, существенных особенностях и содержании права на примере Древнего Вавилона и «Законов Хаммурапи».

При изучении первого вопроса необходимо проанализировать специфику возникновения и развития государства в Междуречье. Следуют начать с характеристики ранней формы государственной организации – шумерские города-государства (конец IV – начало III тысячелетия до н.э.), затем исследовать вопрос о формировании царско-храмового хозяйства Шумера и Аккада (III тысячелетие до н.э.), далее следует охарактеризовать процесс возвышения города Ура и правление Шульги, определить причины возвышения Вавилона, кратко охарактеризовать Старовавилонское и Нововалинское царства.

В процессе исследования второго вопроса следует ознакомиться с текстом Законов Хаммурапи, используя хрестоматии по истории государства и права зарубежных стран. В общую характеристику правового памятника «Законов Хаммурапи»входят сведения о времени его создания, структуре, характеристике правовых норм. Анализируя данную информацию, постарайтесь выяснить основные представления о сущности и функциях государственной власти в Древнем Вавилоне, проанализируйте основной текст и эпилог, определите роль закона и понятия «справедливости» в общественной жизни тех лет. При анализе основного текста следует также обратить внимание на порядок в расположении правовых норм, на источник их возникновения – традицию, судебные решения или волю их автора. Выявите и объясните такие качества данного памятника права как формализм, казуистичность, символизм. Особое внимание обратите на анализ влияния на содержание Законов Хаммурапи предшествующего законодательства, к которому относятся Законы Ур-Намму («Законы Шульги»), Законы Липид-Иштара, Законы царя Эшнунны.

При анализе правового положения основных групп населения имейте в виду, что подлинное значение терминов, отражающих правовое положение различных групп населения и закрепленных в памятнике, не может быть установлено. Обратите внимание на термин «человек» («авилум»), который противопоставляется мушкенумам. При рассмотрении правового положения редумов, тамкаров (ст.40, 49, 51, 66, 88, 96, 100-107 и др.), мушкенумов, необходимо обратить внимание на их обязанности по отношению к государству. При рассмотрении категории рабов (ст.7,171, 175, 176, 199; 247, 205, 213, 214, 231, 251; 252, 278-282) обратите внимание на различный правовой статус их групп.

Анализируя регулирование брачно-семейных отношений, изучите нормы брачно-семейного права (ст. 128-193 и другие). Определите юридическую природу и цель брака, условия его действительности (ст.136, 144-147), понятие брачного договора и приданого (ст.155-158, 176-184), причины и условия развода (ст.136-144), права и обязанности супругов (ст.117, 129, 141). Проанализируйте имущественные права и обязанности супругов, закрепленные в ст.150, 159-164. Каковы ограничения власти родителей над детьми? Какое правовое положение приемных детей? Какой порядок наследования имущества родителей детьми устанавливают «Законы Хаммурапи» (ст.170-177)?

Исследуйте вопросы регулирования имущественных отношений, раскройте значение таких понятий как институт вещного права, институт права собственности, владения, служебного держания, пользования. Определите условия и формы права собственности на землю, на движимое имущество. Проанализируйте возможности охраны собственности различных категорий свободного населения. Опишите условия заключения и регулирования договоров купли-продажи, аренды, найма, займа, хранения и др. Каким образом государственная власть вмешивалась в договорные отношения частных лиц?

Изучите понятия преступления и наказания, определите, имеются ли разграничения между уголовным преступлением и гражданским правонарушением, выявите основные функции наказания. Рассмотрите основные формы преступлений и наказаний. При анализе видов преступлений имейте в виду, что применение современной классификации преступлений может быть только условной, так как наказание исходит не от преступности действий, а от посылки нанесения вреда имуществу. Необходимо определить соотношение назначения наказаний и фактора вины правонарушителя (ст.206, 207, 16, 109, 25 и др.).

Проанализируйте нормы, регулирующие суд и процесс в Древнем Вавилоне (ст.3-5, 9-13). Были ли различия между уголовным и гражданским судопроизводством? Определите, какие виды доказательств признавались в суде. Укажите порядок привода свидетелей в суд, различные способы доказывания тех или иных фактов. Выясните, в чем состоит смысл и цель «божьего суда» (ст.2)?

На практическом занятии предполагается решение юридических задач (казусов). Необходимо заранее ознакомиться с правилами решения юридических казусов, условиями задач (см. практикум). При решении задач используйте Законы Хаммурапи (хрестоматии по истории государства и права зарубежных стран).

 

Рекомендуется при подготовке к практическому занятию составить следующие схемы:

– «Основные этапы эволюции государственности Древней Месопотамии»

– «Основные категории населения по Законам Хаммурапи».

 

Темы докладов, рефератов

1. Древнейшее законодательство Месопотамии (законы Уринимгины, Законы Ур-Намму, Законы Липед-Иштара, Законы Эшнунны).

2. История открытия и изучения Законов Хаммурапи.

3. Сравнительная характеристика правового статуса рабов и мушкенумов.

4. Правовое положение воинов по Законам Хаммурапи.

5. Судебная система в Вавилоне.

6. Принцип талиона – аргументы «за» и «против».

7. Ордалий: понятие, цели и виды.

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Государство и социальные структуры на древнем Востоке. М., 1989.

2. Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия. 5000 лет истории. М., 2005.

3. История Древнего Востока / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1999.

4. Крашенинникова Н.А. История права Востока. М., 1994.

5.Кучма В.В.Государство и право Древнего мира. Волгоград, 1998.

6. Никитина А.Д. Первая в мировой истории налоговая амнистия. Указ о «справедливости» царя Аммицадуки и его влияние на частноправовые документы в Вавилонии первой половины II тыс до н.э. // История государства и права. 2011. № 11.

7. Оппенхейм А. Лео. Древняя Месопотамия: портрет погибшей цивилизации. М., 1990.

8. Сайко Э. В. Древнейший город. Природа и генезис: Ближний Восток, IV-II тысячелетия до н. э. М., 1996.

9. Феномен восточной деспотии: Структура управления и власти. М., 1993.

Тема № 4. Государство и право Древней Индии и Китая

Семинарское занятие

Вопросы для подготовки к семинару:

1.Общая характеристика дхармашастры «Законы Ману» и Артхашастры Каутильи.[5]

2.Социальная структура населения и правовое положение основных варн.

3.Брачно-семейные и имущественные отношения в Древней Индии.

4.Уголовное право и судебный процесс в Древней Индии.

5. Источники права Древнего Китая.

 

Основные понятия:раджа, император, веды, дхармашатры, артхашастра, брахманизм, дхарма, паришад, варна, каста, брахман, кшатрия, вайшия, шудра, дваждырожденный, неприкасаемый, мононорма, система формальных доказательств, абстрактная норма, нормы ли, нормы фа, легизм.

 

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

Изучение Дхармашастры Ману («Законов Ману») и Артхашастры Каутильи на семинарском занятии призвано дать обучающимся представление о религиозной соционормативной культуре древней Индии, о способах закрепления в идеологических догматах, предписаниях религиозной морали и в правовых нормах сложившейся на практике общественной иерархии, деления общества на варны и другие социальные группы. Кроме того, курсанты должны получить сведения о нормах брачно-семейного права, приобрести знание об особенностях правового регулирования имущественных отношений в условиях древнеиндийского общества, усвоить отраженные в текстах указанных произведений представления о преступлении и наказании, ознакомиться с зафиксированными здесь элементами судоустройства и правилами судопроизводства. Изучение истории древнекитайского права, его сравнительная характеристика в правом Древней Индии, позволят выявить ключевые особенности китайской правовой культуры, основы которой были заложены в древности и развивались под воздействием двух противоборствующих философских учений: конфуцианства и легизма.

Целью семинарского занятия является закрепление теоретических знаний о сущности и особенностях процессов образования государства в Древней Индии и Древнем Китае, об основных понятиях правовых систем изучаемых государств, о памятках прав Индии и Китая, а также формирование умения осуществлять сравнительный анализ нормативных источников, формулировать и обосновывать свою точку зрения по государственно – правовой проблематике, оперировать юридическими понятиями и категориями.

Вопросы государственного устройства Древней Индии и Древнего Китая будут подробно рассмотрены на лекции. На семинаре основное внимание будет уделено изучению источников древнеиндийского и древнекитайского права.

При подготовке ответа на первый вопрос следует охарактеризовать историю создания Законов Ману и Артхашастры Каутильи, определить их место в общей системе источников древнеиндийского права. Раскройте содержание такой характеристики Законов Ману и Артхашастры Каутильи как комплексный характер источника (объединение норм позитивного права, религиозных и моральных норм, мифологических и философских представлений). Выявите особенности структуры Законов Ману, Артхашастры Каутильи, проанализируйте такие их качества как казуистичность, противоречивость и формализм норм. Сравните уровень юридической техники в период создания Законов Ману и Артхашастры Каутильи.

Для ответа на второй вопрос следует дать характеристику возникновения варнового строя, порядка приобретения варнового статуса, иерархию варн, сравнить такие понятия как варна, сословие, класс. Следует объяснить обособленное положение каждой из варн, особенно дваждырожденных, шудр и чандалов, а также определить правовое положение рабов и указать способы приобретения рабства и разряды рабов. При анализе статей, определяющих правовой статус различных варн, обратите внимание на права и привилегии, а также на ограничения по роду деятельности, участию в правоотношениях, общественной и экономической жизни, юридической ответственности.

При подготовке ответа на третий вопрос дайте общую характеристику имущественных прав. Выявите основные формы землевладения, особенности земельной собственности в Древней Индии. Выявите различие понятий собственности и владения, определите способы приобретения собственности (см. ст.129 гл.X, ст.115 гл.X, ст.147 гл.VIII и др. Законов Ману; Книга III. 1-15 Артхашастры). Особое внимание следует уделить условиям действительности и недействительности сделок (ст.164 гл.VIII, ст.165, 167 гл.III, ст.167, 163 гл.XIII Законов Ману; Книга III. 1-15 Артхашастры). Определите требования, которые предъявлялись к заключению договора, условия действительности, возможности расторжения договора. Охарактеризуйте отдельные виды договоров. Например, договор купли-продажи, займа, найма, аренды и др. При характеристике обязательственных отношений следует установить основания возникновения обязательств, формы обеспечения и ответственность за неисполнение обязательств с точки зрения варновой принадлежности должника и кредитора.

Брачно-семейным отношениям посвящены X и др. главы Законов Ману, Книга III. 2-7 Артхашастры, где даны условия заключения и расторжения брака, распределение наследства в соответствии с варновой принадлежностью к варнам, различные формы брака и т.д. Объясните патриархальные и сословные черты института брака по Законам Ману. Определите особенности в правовом статусе женщины. Выявите формы заключения брака, возможности и условия его расторжения, права и обязанности супругов, возможность и правовые последствия межварновых браков. Перечислите формы наследования, определите круг наследников, порядок распределения долей наследства, основания для лишения наследства или исключения из круга наследников.

В ответе на четвертый вопрос дайте определение преступления согласно Законам Ману и Артхашастре Каутильи, установите взаимосвязь между преступлением и наказанием, выделите стадии совершения преступления, формы соучастия, проследите противоречия в правовом материале (ст. 322, 332, 380, 358 гл.VIII Законов Ману). Определите классификацию преступлений, дайте характеристику квалифицирующих признаков состава преступления: форм вины, обстоятельств и способов совершения преступления, рецидива, соучастия. Выявите, какое влияние оказывал социальный статус преступника и потерпевшего на определение мер уголовной ответственности. Назовите цели и формы наказания по древнеиндийскому праву. Характеризуя судебный процесс, установите органы правосудия. Уделите внимание вопросу о порядке возбуждения судебного процесса, его характера, форм, возможности обжалования и пересмотра судебного решения. Установите, какие виды доказательств использовались в судебном процессе, какие требования предъявлялись к свидетелям, а также к оценке доказательств.

Раскрывая содержание пятого вопроса, назовите и охарактеризуйте основные памятники права Древнего Китая, такие как Чжоуское законодательство, Книга правителя области Шан, Циньское уложение о наказаниях, законодательные акты начала династии Хань. Выявите специфические черты древнекитайского права, отличающие его от древнеиндийского права. Проанализируйте сущность легизма и конфуцианства. Объясните превалирование в древнекитайском праве уголовных и административных норм, выявите особенности регулирования брачно-семейных отношений. Проанализируйте основные виды судебного процесса, понятие преступления и виды наказаний.

Практическое занятие

Целью практического занятия является формирования навыков обобщения и структуризации теоретического материала, работы с текстом научного источника, решения юридических казусов, умений работать в коллективе, вести диалог и аргументировать собственную точку зрения, а также закрепление общетеоретических знаний об особенностях и закономерностях государственно-правового развития Древней Индии и Древнего Китая.

Для подготовки к практическому занятию необходимо повторить теоретический материал лекционного и семинарского занятий, занести основные понятия в словарь, повторить правила решения юридических задач (см. Практикум).

Рекомендуется при подготовке к семинарскому и практическому занятию составить следующие схемы:

– «Основные этапы эволюции государственности Древней Индии»

– «Основные этапы эволюции государственности Древнего Китая»

– «Организация государственного управления в Древней Индии»

– «Система органов государственной власти в империи Древнего Китая»

– «Социальная структура древнеиндийского общества»

– «Социальная структура древнекитайского общества»

Темы рефератов, докладов

1. Формы государства на Древнем Востоке.

2. Историческое соотношение восточной деспотии и восточной империи.

3. Особенности общественного развития Древнего Востока. Дискуссия об «азиатском способе производства».

4. Легистская и конфуцианская доктрины древнекитайского государства.

5. Истоки органической и функционалистской концепций государства в Законах «Ману».

6. Возникновение и эволюция варно-кастового строя в Древней Индии.

7. Древнейшая концепция законности в учении о дхарме.

8. Артхашастра Каутильи – памятник политико-правовой мысли.

9. Учение Лао-цзы о естественном и человеческом законе («дао» и «дэ»).

10. Роль конфуцианства в общественно-политической жизни Китая.

11. Истоки договорной теории происхождения государства по Мо-цзы.

12. Принципы формирования бюрократии в империи Цинь.

13. Эволюция культа императорской власти в Древнем Китае.

14. Сходства и различия Древнего Китая как государства от других государств Древнего Востока.

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Бонгард-Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев. М., 1973.

2. Государство и социальные структуры на древнем Востоке. М., 1989.

3. История Древнего Востока / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1999.

4. История Китая. М., 2003.

 

5. Крашенинникова Н.А. История права Востока. М., 1994.

6. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. М., 1982.

7. Кучма В.В.Государство и право Древнего мира. Волгоград, 1998.

8. Левчук С.В. Религиозно-правовые особенности государственного и общественного строя древней Индии по Законам Ману // История государства и права. 2011. № 22.

Тема № 5. Государство и право Древней Греции

Практическое занятие

Вопросы для самоподготовки:

1. Периодизация истории Древней Греции. Полис как особая форма античного государства.

2. Социальная структура и органы власти и управления Афинского полиса.

3. Особенности социальной структуры и организация органов власти и управления в Спарте.

4. Древнегреческое право: источники и основные институты.

 

Основные понятия:агора, апелла, ареопаг, аристократия, архагеты, булэ, базилевс, гелиэя, геомор, демиург, гражданин, демократия, исономия, илот, исегория, коллегия архонтов, коллегия стратегов, метек, олигархия, периэк, полис, республика, спартиат, тирания, эвпатрид, фила, фратрия, эклессия, литургия.

 


Рекомендации по подготовке к практическому занятию

Целью практического занятия является формирования навыков обобщения и структуризации теоретического материала, применения сравнительно-правового метода при анализе нормативных источников, умений аргументировать собственную точку зрения, а также закрепление общетеоретических знаний об особенностях и закономерностях государственно-правового развития Древней Греции.

Для подготовки к практическому занятию необходимо повторить теоретический материал лекционного и семинарского занятий, занести основные понятия в словарь (см. Практикум).

При подготовке по первому вопросу необходимо выявить особенности формирования государств античного типа, влияние на этот процесс природно-географических и экономических факторов. Дайте определение полиса, укажите такие его черты как географическая и политическая замкнутость, зависимость от общегреческой и международной морской торговли. Объясните, какое влияние на развитие политической и социальной структуры полиса оказало формирование системы классического рабства. Обратите внимание на существование различных республиканских форм правления: аристократии, демократии, олигархии, тирании.

При изучении второго вопроса дайте характеристику социальной структуры афинского общества. Выделите основные органы власти в Афинах VIII в. до н.э., принципы их формирования и основные полномочия. Охарактеризуйте развитие афинской государственности в период проведения реформ Солона (594 г. до н.э.) и Клисфена (509 г. до н.э.). Выявите причины этих реформ и раскройте содержание основных преобразований при Солоне (сисахфия, цензовая реформа, организация новых органов власти – Совета четырехсот, гелиэи). Проанализируйте основные реформы Клисфена: изменение принципа административного деления, введение остракизма, реформирование органов государственной власти. Дайте краткую характеристику реформ Перикла. Определите особенности политической системы и органов власти Афин в период расцвета демократии (V в. до н.э.). Определите порядок формирования и полномочия народного собрания, Совета пятисот, гелиэи, коллегий архонтов, ареопага, органов правосудия, системы магистратур.

При подготовке третьего вопроса обратите внимание на особенности становления спартанского общества и государства, влияние завоеваний, необходимость обеспечения господства над завоеванным населением. Определите, какую роль в формировании политической и социальной системы Спарты сыграли реформы Ликурга, каковы были цели реформ. Необходимо дать характеристику особенностей социальной структуры Спарты, правового статуса спартиатов, периэков, илотов. При анализе организации государственной власти в Спарте следует выявить особенности формирования, компетенции и функционирования народного собрания, совета старейшин (герусии), эфоров и других органов власти.

 

Рекомендуется при подготовке к практическому занятию составить следующие схемы:

– «Органы власти в Афинах при Перикле»

– «Социальная структура Афин V-IV вв. до н.э.»

– «Социальная структура спартанского общества»

– «Органы государственной власти в Спарте при Ликурге».

 

Темы докладов, рефератов

1.Народное собрание (Народ) в политической системе Афинской демократии (V–IV вв. до н. э.)

2. Сравнительная характеристика реформ Тезея, Солона и Клисфена.

3. Основные этапы в становлении системы классического рабства в Греции.

4. Греческий полис как уникальный феномен общественной структуры древнего мира.

5.Остракизм – процедура демократии или тирании?

6. Идеологические основы Спартанского государства.

7. Феномен античной демократии.

Рекомендуемая дополнительная литература

1.Аннерс Э. История европейского права. М., 1995.

2. Аристотель. Афинская полития //Античная демократия в свидетельствах современников. Ч. I /Изд. подгот. Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко. М., 1996.

3. Античная Греция: Проблемы развития полиса. М., 1983.

4. Боннар А.Греческая цивилизация. Т. 1-3. М., 1992.

5. Исаева В.И. Античная демократия – феномен европейской цивилизации. М., 1992.

6. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

7. История Древней Греции / Под ред. В. И. Кузищина. М., 1986.

8. Кечекьян С.Ф. Государство и право Древней Греции. М., 1964.

9. Ковлер А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. М., 1990.

10. Кучма В.В.Государство и право Древнего мира. Волгоград, 1998.

11. Лурье С.Я. История Греции. М., 1993.

12. Працко Г.С., Болдырев С.Н. Юридическая техника в философских воззрениях социального порядка Древней Греции // История государства и права. 2010. № 21.

13. Разумович Н.П. Политическая и правовая культура: Идеи и институты Древней Греции. М., 1989.

14. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

15. Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла. СПб, 2002.

16. Фролов Э. Рождение греческого полиса. Л., 1988. Шишова И.А. Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции. Л., 1991.

Тема № 6. Государство и право Древнего Рима

Практическое занятие

Вопросы для



2016-09-16 1178 Обсуждений (0)
О проблеме периодизации истории государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О проблеме периодизации истории государства и права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)