Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию



2016-09-16 605 Обсуждений (0)
Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию 0.00 из 5.00 0 оценок




Целью семинарского занятия является закрепление теоретических знаний о сущности и особенностях процессов развития государства в Англии, о формировании такого явления как парламентаризм, о причинах формирования и основных признаках англо-саксонского права, о появлении такого источника права как прецедент, а также формирование умения осуществлять сравнительный анализ нормативных источников, формулировать и обосновывать свою точку зрения по государственно – правовой проблематике, оперировать юридическими понятиями и категориями.

При подготовке ответа на первый вопрос следует обратить внимание на историю англо-саксонское завоевание Британии в V веке, что привело к ускорению процесса разложения первобытнообщинного строя, захвату общинных земель и закабалению крестьян, установлению власти крупных землевладельцев над крестьянами, а также введению государственных повинностей свободных крестьян. Охарактеризуйте организацию государственной власти, высшие органы государственной власти: короля, королевский совет – уитенагемот («собрание мудрых»). Основное внимание следует уделить значению нормандского завоевания Англии и его последствиям. Проанализируйте конституционные изменения при королях Генрихе I и Генрихе II, связанные с совершенствованием центрального государственного аппарата, укреплением государственной юрисдикции за счет ограничения судебно-административной власти крупных феодальных собственников. Расскажите о судебной реформе, о Суде королевской курии, Суде королевской скамьи и суде общих тяжб, институте разъездных судей, институте присяжных обвинителей. Сделайте выводы об историческом значении Великой Хартии вольностей 1215 года.

При подготовке ответа на второй вопрос обратите внимание на соотношение понятий «раннефеодальная монархия» и «сословно-представительная монархия». Охарактеризуйте процесс оформления сословно-представительной монархии во второй половине XIII в. Проанализируйте причины формирования, структуру, функции и значение первого парламента 1265 г. Назовите причины создания «Образцового парламента».

При подготовке ответа на третий вопрос выявите причины ослабления роли парламента в XV веке. Определите последствия формирования буржуазного уклада и реформы церкви в XVI веке. Выявите роль государства в процессе первоначального накопления капитала. Объясните незавершенный характер английского абсолютизма. Охарактеризуйте особенности государственного устройства: королевскую власть, парламент, Тайный совет, Звездную палату, Высокую комиссию.

При подготовке ответа на четвертый вопрос следует в первую очередь определить содержание понятия «общее право». Выявить отличия общего права от права англо-саксонского периода. Определить, какое влияние на формирование общего права оказало нормандское завоевание. Следует рассмотреть, в чем состоял смысл судебной реформы, проведенной Генрихом II. Какие виды судов были учреждены в ходе данной реформы? Нужно выявить, на каких принципах основывалось разграничение компетенции королевских судов? Какова роль королевских судов в формировании системы общего права? Почему судебный процесс играл в общем праве столь значительную роль? Каковы характерные черты судебной процедуры в судах общего права? Какую роль сыграли судебные приказы в формировании общего права? В рамках данного вопроса следует проанализировать систему источников общего права. Какую роль играл правовой обычай в процессе формирования общего права? Какой характер носило королевское законодательство в рассматриваемый период? Что такое судебный прецедент? Почему именно судебный прецедент приобретает статус основного источника общего права? В какой период было сформировано правило судебного прецедента? Каково его содержание? Проанализируйте содержание понятия «право справедливости». Определите, каковы были причины возникновения права справедливости? Каким образом происходило оформление компетенции суда канцлера? Какой круг дел рассматривался на основе норм права справедливости? Каким образом правило прецедента нашло свое выражение в праве справедливости. При ответе на данный вопрос нужно также установить, в чем отличие права справедливости от общего права. Каковы принципы права справедливости? В чем отличие судебной процедуры в судах общего права от судебной процедуры в судах справедливости?

При подготовке к семинарскому занятию рекомендуется составить следующие схемы:

– «Периодизация средневековой истории государства в Англии».

– «Сословная структура раннефеодальной монархии».

– «Сословная структура сеньориальной монархии».

– «Государственный строй Англии в период раннефеодальной монархии».

– «Государственный строй Англии в период сословно-представительной монархии».

– «Государственный строй Англии в период абсолютизма».

– «Структура английского парламента».

– «Судебная система в Англии в средние века».

Практическое занятие

«Великая Хартия Вольностей 1215 года»

Целью практического занятия является продолжение формирования навыков работы анализа нормативных источников, умений аргументировать собственную точку зрения, а также формирование целостных представлений о значении Великой Хартии Вольностей (далее ВХВ) для развития системы парламентаризма в Англии, закрепление общетеоретических знаний об особенностях правовой системы Англии, о понятии и принципах действия прецедентного права, об общем праве и праве справедливости.

Для подготовки к практическому занятию следует ознакомиться с текстом источника «Великая Хартия Вольностей», используя хрестоматию. Желательно, также заранее продумать ответы на вопросы, обсуждение которых планируется на занятии:

1. Чем обосновывается цель принятия Хартии?

2. На какие правовые источники опирается этот документ?

3. Какова структура Хартии и система изложения материала?

4. Интересы каких слоев населения выражает Хартия? Укажите конкретные статьи.

5. Какие принципы вассально-ленных отношений получили закрепление в Хартии?

6. Какие принципы политической организации власти в Англии закреплены в Хартии?

7. Какие принципы правосудия можно выделить?

8. Какие судебные органы упоминаются в Хартии?

 

На практическом занятии, после обсуждения вопросов по содержанию и структуре Великой Хартии Вольностей, предполагается решение казусов и тестовых заданий.

Темы докладов, рефератов

1.История создания Великой Хартии Вольностей. Юридическая природа этого документа.

2. Статьи, закрепляющие права и вольности основных социальных групп английского общества, их характеристика и значение.

3. Принципы королевского правосудия, закрепленные Великой Хартией Вольностей и их реализация.

4. Влияние нормандского завоевания на развитие феодального государства Англии.

5. Реформы Генриха II.

6. Образование и развитие английского парламента.

7. Особенности английского абсолютизма.

8. Источники английского феодального права.

9. Регулирование права собственности в Англии.

10. Система преступлений в английском праве. Преступления «против короны» и «частных лиц».

11. Состязательный процесс в Англии.

12. Начало формирования британской колониальной империи.

13. Генри Брактон и его концепция английского права.

 


Рекомендуемая дополнительная литература

1.Аннерс Э. История европейского права. М., 1995.

2. Англия в эпоху абсолютизма. М.,1984.

3. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

4. Давид Р., Спинози К.-Ж. Основные правовые системы современности. М., 2006.

5. Ливанцев К.Е. История государства и права средних веков. СПб, 2003.

6. Право в средневековом мире. М., 1996.

7. Уолкер Р. Судебная система Англии. М., 1989.

8. Штокмар В. В. История Англии в средние века. СПб, 2000

9. Котляр И.А. «Jus commune» («общее право») и «генеральный обычай» против «специального обычая» и «давности» в европейском ученом праве в XII-XIV вв. // История государства и права. 2011. № 11.

10. Касатов А.А. Понятие proprietas в трактате Генри де Брактона «О законах и обычаях Англии» (к вопросу рецепции римского права) // История государства и права. 2010. № 4.

11. Маслов Ю.М. Трактат Уильяма Блэкстона «Комментарии к законам Англии» и доктрина прецедента в Англии во второй половине XVIII века // История государства и права. 2009. № 17.

12. Маркова С.П. Англия эпохи Средневековья и раннего Нового времени. Учебное пособие. М.: Книжный дом «Университет», 2012.

13. Романовская В.Б, Минеева Т.Г. Соотношение регионального и общенационального в обычном праве Англии в XIII-XV вв. // История государства и права. 2009. № 11.

14. Федулина Е.А. Англо-саксонская теория доказательств: исторический подход к оценке // История государства и права. 2011. № 19.

15. Хатунов С.Ю. Преступность и средневековое английское общество // История государства и права. 2010. № 22.

 

Тема № 11. Феодальное государство и право в Византии

Практическое занятие

Вопросы для самоподготовки:

1.Эволюция общественного и государственного строя Византии.

2.Общая характеристика права Византии. Источники права Византии в IV – VIII вв., свод гражданского права Юстиниана. Основные памятники византийского права VIII – XIV вв.

3.Эклога: общая характеристика, источники, система, правовое положение населения, брачно-семейное право, преступления и наказания.

Основные понятия: апоры, басилевс, дигесты, динат, диоцезы, император, интерполяция, квестор, колон, куриалы, логофет, мортиты, новелла, номоканон, парики, пандекты, претор, префектура, прония, протовестиарий, секрет, синклит, стратиг, фема, элевтер, эмфитевзис.

Рекомендации по подготовке к практическому занятию

Целью практического занятия является формирование умений применять основные приемы и способы познания историко-правовых явлений, осуществлять поиск и систематизацию информации по изучаемой теме, навыков работы с юридической терминологией, применения сравнительно-правового метода при анализе нормативных источников, умений аргументировать собственную точку зрения, а также формирование целостных представлений о значении византийского права для развития современных правовых систем, влиянии Византии на дальнейшее развитие европейских государственности, закрепление общетеоретических знаний об основных этапах развития государственности Византии, об основных источниках византийского права.

Для подготовки к практическому занятию необходимо самостоятельно подобрать и проанализировать теоретический материал, ориентируясь на вопросы для самоподготовки, занести основные понятия в словарь, ознакомиться с текстами нормативных источников, используя хрестоматии.

На практическом занятии предполагается обсуждение проблемных вопросов, решение задач, а также контрольная работа по итогам изучения второго модуля.

При подготовке к первому вопросу нужно выделить причины и условия образования Византийской империи. Определить степень религиозного влияния на формирование нового государственного образования. Необходимо выявить характерные особенности Византийской империи, факторы обуславливающие, в определенной степени, преемственность институтов государственной власти от Западной Римской империи. Объясните, почему Восточная Римская империя не испытала кризиса, аналогичного краху Западной Римской империи. Обрисуйте государственные успехи при Юстиниане I. Опишите ведущие органы и особенности государственной власти. Охарактеризуйте фемную систему. Определите, каким было отношение государства к закрепощению крестьянства? Сделайте выводы, о внутренних и внешних причинах окончательного краха Византии в середине XV в.?

Рассматривая вопрос о государственной системе Византии, обратите внимание на положение и статус императора, взаимоотношения с подданными. Анализируя государственный строй Византии, особое внимание следует обратить на статус православной христианской церкви, а также на такие органы государства и должностные лица, как константинопольский сенат, дины, государственный совет, патриарх, предмет претория, магистр, квестор. Необходимо также выявить специфику центрального и местного управления в империи. Стоит также выяснить принципы, положенные в основу формирования государственного аппарата, порядок формирования государственных органов, особенности статуса чиновников. Проанализируйте положение различных социальных категорий населения Византии, их структуру, характерные особенности, определить систему взаимоотношений. Необходимо определить различия в правовом положении полноправных и неполноправных свободных граждан, рабов.

При изучении второго вопроса надлежит обратиться к источникам формирования византийского права, определить его особенности и причины, которые воздействовали на создание и функционирование византийской правовой системы. Выявите основные этапы в развитии византийского права. Проанализируйте основные источники права IV-VIII веков: кодекс Феодосия и Свод Юстиниана. Охарактеризуйте особенности кодификационной деятельности Юстиниана и его преемников. Ознакомьтесь со структурой Свода Юстиниана, раскройте смысл понятий «институции», «дигесты», «кодекс», «новеллы». Объясните причины переработки Свода Юстиниана в VIII веке. Охарактеризуйте основные памятники византийского права VIII – XIV вв., такие как Эклога, Земледельческий Закон, Морской закон, Военный закон, Моисеев закон, номоканоны, Прохирон, Эпанагога, Василики. Необходимо установить типологическое сходство и различия источников юридических кодексов, соотношение норм обычного права, судебной практики и религиозных традиций. Следует выявить внутреннюю логику изложения правовых сборников, казуистичность норм, формализм, связь с религией, моралью, символические процедуры и другие особенности.

Рассмотрение третьего вопроса начните спричин создания и структуры Эклоги. Для этого, прежде всего, необходимо подробно проанализировать обширный Пролог, открывающий документ и представляющий собой своеобразную программу широкомасштабной правовой реформы, итогом которой и стало принятие Эклоги. После выявления причин, приведших к принятию Эклоги, необходимо перейти к технико-юридическому анализу документа: показать особенности его структуры, обозначить круг регулируемых в нем отношений и др. Завершая ответ вопрос, следует сказать о судьбе Эклоги, о ее влиянии на развитие как собственно византийского права, так и права других государств.

Рассмотрите правовой статус отдельных физических лиц, выявите его качественные изменения по сравнению с правом Древнего Рима, изменения, коснувшиеся института рабовладения (его «гуманизацию»), снижение роли социального статуса преступника и потерпевшего при определении меры ответственности. В тоже время важно подчеркнуть возросшую дифференциацию внутри свободного населения, о чем свидетельствует содержание XIV титула «О свидетелях».

Далее необходимо подробно проанализировать нормы брачно-семейного права, содержащиеся в I – III титулах Эклоги. Следует остановиться на характеристике института обручения, рассмотреть условия его действительности, порядок заключения договора, правовые последствия его расторжения. Эклога закрепляет различные способы заключения брака. Поэтому важно выявить перечень способов заключения брака, а также перечислить основные условия действительности брака. Имущественные отношения супругов, законные поводы к разводу – это вопросы, которые детально регламентированы Эклогой и нуждаются в рассмотрении (ст. 4-8, 11, 14-15 титула II Эклоги).

Необходимо рассмотреть основные виды договоров, содержащиеся в титулах IX – XI и XIII, сравнив их с соответствующими статьями Институций Гая и Дигест Юстиниана. Свое дальнейшее развитие в Эклоге находит такой специфический институт, как эмфитевзис. В Эклоге встречается как «ограниченный», так и «вечный» эмфитевзис. Определите особенности юридической конструкции этого института, используя при этом положения XII титула Эклоги и III титула кн. 6 Дигест Юстиниана.

Вопрос о преступлениях и наказаниях следует рассмотреть на основании XVII титула Эклоги. Отличительной чертой византийского уголовного права является жестокость наказаний. Вместе с тем, стремление законодателя следовать нормам христианской морали, для которой нет различия «между рабом и свободным, варваром и эллином», проявилось в определенном «демократизме» норм Эклоги: в большинстве случаев нет прямой зависимости назначения наказания от сословного статуса преступника. И все же необходимо подчеркнуть, что этот принцип проводится не всегда последовательно. Для этого достаточно проанализировать ст. 11, 12, 22, 29, 49 титула XVII документа. Постарайтесь определить, имеются ли в Эклоге абстрактные юридические понятия преступного деяния, а также четкие границы между преступлением и деликтом (ст. 7-9).

Проанализируйте содержащиеся в Эклоге понятия умысла и неосторожности, обстоятельства, смягчающие ответственность, возраст преступника, однократность совершения преступления, институт соучастия и др. (ст. 11, 24, 38, 41, 45, 48.).

Охарактеризуйте систему преступлений, объясните, почему на первом месте в Эклоге стоят преступления против религии и Церкви (ст. 2, 6, 15, 23, 25, 26, 42-44). Назовите виды государственных преступлений, преступлений против личности (ст. 42, 45-51 титула XVII), против семьи и нравственности, обозначив установленные за них наказания, указав при этом на влияние норм христианской морали.

Раскрывая основные черты судебного процесса, следует уяснить, что наряду с развитием в Византии характерного для постклассического римского права экстраординарного процесса, в Эклоге фиксируются определенные черты нового – либеллярного – судебного процесса. На основании положений правового памятника необходимо определить значение письменной формы судебных документов, роль в процессе различных категорий судебного персонала.

В Эклоге отсутствует специальный раздел, посвященный организации суда и судебного процесса: процессуальные положения разбросаны по тексту. При ответе на данный вопрос следует проанализировать Пролог, где говорится о необходимости совершенствования судебной системы. Необходимо дать характеристику либеллярному судебному процессу, охарактеризовать правовой статус участников процесса, в том числе номиков, табулляриев и др. Значительного внимания заслуживает также титул XIV «О свидетелях, достойных доверия и о неприемлемых». Отдельные процессуальные положения встречаются в титулах V (ст. 8), XVII (ст. 3) и др. Содержащиеся в Эклоге нормы процессуального права целесообразно сравнить с соответствующими ст. 2 и 3 книг Дигест Юстиниана.

При подготовке к практическому занятию рекомендуется составить следующие схемы:

– «Периодизация истории государства Византии»

– «Социальная структура Византии»

– «Государственный строй Византии»

– «Судебная система Византии»

– «Источники права Византии»

– «Структура Свода законов императора Юстиниана»

 

Темы рефератов, докладов

1. Проявления влияния христианского учения на содержание права (на примере Эклоги).

2. Своеобразие общественно-политического устройства Византии.

3. Кодификация Византийских императоров: Исаврийской (Сирийской) и Македонской династий

4. Понятие власти Византийского Императора. Его статус и компетенция

5. Аппарат центрального государственного управления Византийской Империи. Административное деление Империи

6. Чиновничья бюрократия и ее роль в Византии.

7. Местное и военное управление в Византии.

8. Государство и церковь в Византии.

9. Сословный строй. Зависимое население в Византии.

10. Крестьянская община. «Земледельческий закон». Государственный феодализм.

11. Право Византийской Империи: общая характеристика институтов публичного и частного права

12. Суд, его органы и процесс (либеллярный) в Византийской Империи

13. Сравнительный анализ норм брачно-семейного права (Эклога, Институции Гая, Институции и Дигесты Юстиниана).

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Аннерс Э. История европейского права. М., 1996.

2. Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции. М.: Юрид.лит., 2003.

3. Берман Г.Д. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: Изд-во МГУ, 1994.

4. Ливанцев К.Е. История государства и права средних веков. СПб, 2003.

5. Липшиц Е.Э. Право и суд в Византии в IV-VIII вв. Л., 1976.

6. Право в средневековом мире. М., 1996.

7. Рулан Н. Историческое введение в право: Учебное пособие / науч. ред. А.И. Ковлер. М.: NOTA BENE, 2005.

8.Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. Сборник. / Пер. с англ. 2-е изд. М., 2003.

9. Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988.

10. Удальцова З.В., Литаврин Г.Г. Древняя Русь и Византия. М., 1980.

11.Успенский Ф.И. История Византийской империи /Сост. Т.В. Мальчикова. М., 1996.

Тема № 12. Феодальное государство и право Китая

Практическое занятие

Вопросы для самоподготовки:

1. Государственное и общественное устройство средневекового Китая.

2. Развитие китайского права в средневековом Китае:

а) источники права в средневековом Китае. Общая характеристика Танского кодекса;

б) преступления и наказания по Танскому кодексу;

в) правовое положение основных групп населения в Китае в VII-XVII вв.;

г) общая характеристика сборника «Законы Великой династии Мин».

Основные понятия: чжоу, дао, богдыхан, мандарин, фа, люй, лин, кэ, ши, меритократия, рангированные чиновники, нерангированные чиновники, талион, композиция, атимия.

 



2016-09-16 605 Обсуждений (0)
Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (605)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)