Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекомендации по самоподготовке. Целью изучения данной темы являетсяформирование целостного системного знания об



2016-09-16 385 Обсуждений (0)
Рекомендации по самоподготовке. Целью изучения данной темы являетсяформирование целостного системного знания об 0.00 из 5.00 0 оценок




Целью изучения данной темы являетсяформирование целостного системного знания об эволюции государства и права Китая, об особенностях государственно-правовых институтов современного Китая, формирование навыков самостоятельного анализа и структурирования материала, навыков работы с научной литературой, умений формулировать собственную точку зрения по дискуссионным вопросам.

При подготовке ответа на первый вопрос следует раскрыть особенности исторического периода, когда происходило становление нового государства, своеобразие методов, идеологические и политические основы государственного строительства. Особое внимание следует обратить на роль Коммунистической партии Китая. Необходимо охарактеризовать правовую основу провозглашения КНР и первые нормативные документы. На основе анализа Конституции 1954 года и органических законов следует определить новые принципы и структуру власти. Охарактеризуйте складывающийся политический режим, выявите роль Мао Дзэдуна.

При подготовке ответа на второй вопрос проанализируйте идеологическую составляющую процесса формирования правовой системы КНР, определите основные направления этого процесса. Следует обратить внимание на многочисленность органов нормотворчества, приоритет формирования отраслей публичного права, изменения в регулировании отношений собственности. Определите тип правовой системы, сложившейся в КНР, сравните ее с другими системами социалистического права. Проанализируйте влияние советской модели правового развития на китайское право. Каковы особенности источников китайского права в данный период? Что такое «легализованные нормативные акты»?

При подготовке ответа на третий вопрос выявите социально-политическое содержание и задачи кампаний «большого скачка» и «культурной революции». Определите их деструктивные последствия как для экономики страны, так и для ее государственно-правовой системы, изменения конституционной системы государственных органов и уставных организаций КПК. Дайте анализ Конституции 1975 года, закрепившей итоги «культурной революции»

При подготовке ответа на четвертый вопрос охарактеризуйте причины осуждения культа личности. Проанализируйте задачи, стоящие перед КНР в плане строительства «регулируемой рыночной экономики» и преодоления последствий «культурной революции». Ознакомьтесь с содержанием Конституции 1982 года на предмет принципов организации и структуры органов власти, административного устройства и правового статуса личности.

Определите основные направления развития правовой системы, формирования органов правосудия, принятия новых законов. Следует выявить основные изменения в регулировании экономической деятельности, гражданских правоотношений, уголовном праве.

 

Рекомендуется составить следующие схемы:

– «Система государственного управления в Китайской Народной Республике»

– «Система источников китайского права в XX веке»

Темы рефератов

– «Мао Дзэдун как историческая личность»

– «Культурная революция в Китае»

 

Рекомендуемая дополнительная литература

1.Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. М., 1983.

2. Васильев Л.С. Восток и Запад в истории (основные параметры проблематики) // Альтернативные пути к цивилизации. М.: Логос, 2000.

3. Всемирная история государства и права: энциклопедический словарь /Под ред. А.В. Крутских. М., 2001.

4. Государство и общество в Китае. М.,1978.

5. Давид Р., Спинози Ж.-К. Основные правовые системы современности. М., 2009.

6. Имамов Э.З. Уголовное право КНР. М., 1990.

7. Китай в новое и новейшее время. М., 1981.

8. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2000.

9. Современное право КНР. М., 1981.

10. Тихвинский С.Л. Китай и всемирная история. М., 1987.

Тема № 25. Развитие буржуазного государства в Японии

Вопросы для самоподготовки:

1. Японское государство после первой мировой войны. Механизм власти японского фашизма.

2. Японское государство после Второй мировой войны.

3. Японское право в XX веке.

Основные понятия:конституция, парламентская монархия, пацифизм, «гири».

Рекомендации по самоподготовке

Целью изучения данной темы является формирование целостного системного представления о специфике процессов формирования и функционирования государства и права в Японии, выработка навыков самостоятельного исследования проблемных вопросов государственно-правовой истории, навыков поиска и анализа информации, умений оперировать юридическими понятиями и категориями; использовать метод сравнительного анализа в сочетании с конкретно-историческим подходом в изучении государственно-правовых явлений.

По данной теме не запланировано аудиторных занятий, она изучается самостоятельно. Оценка качества подготовки по теме будет осуществлена в раках контрольной работы по модулю. Рекомендуется подготовить конспект по указанным вопросам для самоподготовки.

 

Изучение первого вопроса следует начать с анализа изменений в экономике Японии, выявления причин обострение социальных противоречий, анализа форм политической борьбы. Проанализируйте содержание избирательных реформ 1919 и 1925 годов и сделайте выводы о значении и последствиях для политической системы Японии.

Анализ механизма власти японского фашизма начните с определения причин поворота к монархо-фашистской диктатуре. Выявите последствия мирового экономического кризиса 1929-1933 годов для Японии. Ознакомьтесь с содержанием Закона 1925 года (с изменениями в 1928 года) «Об охране общественного спокойствия». Объясните причины роста численности фашистских организаций, установления государственного контроля за экономикой. В чем проявлялась милитаризация общества и государства? Объясните появление Закона 1938 года «О всеобщей мобилизации нации». Выявите особенности японского фашизма и механизма фашистской диктатуры, сравните их с режимом Гитлера и Муссолини. Что означали понятия: «Новая политическая структура» и «Новая экономическая структура»? Какие карательные органы были созданы в довоенной Японии? Объясните причины агрессивной внешней политики Японии, роль в развязывании Второй мировой войны.

Рассмотрение второго вопроса начните с итогов Второй мировой войны в целом, и для Японии в частности. Каким образом решалась судьба Японии в Потсдамской декларации? Какие мероприятия проводили оккупационные власти по демократизации и демилитаризации страны.

Особое внимание уделите анализу Конституции Японии 1947 года. Конституция Японии 1947г. относится к буржуазным конституциям, так называемой новой волны, созданным по окончании II мировой войны. В ней нашли отражение прогрессивные демократические положения, институты и нормы, на содержание которых оказали большое влияние требования демократических сил страны. На примере Конституции Японии 1947г. можно выявить характерные черты этих конституций, отметить особенности, которые предопределены недавним монархическим прошлым этой азиатской страны. Принятие основного закона 1947г. означало поворот Японии от одной конституционной модели к другой, в основу которой легли американские и европейские конституционные институты. Следует рассмотреть те внешнеполитические и внутренние социально-политические условия, в которых принималась конституция, предшествующие ей демократические реформы, демилитаризация страны и т.д. При исследовании Конституции Японии 1947г. необходимо сравнить ее с предшествующей Конституцией страны 1889г.

Конституция 1947г. закрепляет парламентарную монархию как форму правления послевоенной Японии. При рассмотрении государственного строя Японии следует проанализировать полномочия японского императора, выяснить его роль в системе высших органов, взаимоотношения с парламентом и кабинетом и др. Выявите структуру, принципы деятельности и формирования каждой из палат парламента, их взаимоотношения, возможность их досрочного роспуска, порядок рассмотрения законопроектов и т.д. Проанализируйте механизм формирования кабинета – правительства Японии, его компетенцию и формы ответственности за свою деятельность. При анализе судебной власти по Конституции 1947г. нужно обратить внимание на закрепление за судами права конституционного надзора

Конституция Японии 1947г. декларирует довольно широкий перечень прав и свобод. Среди них – равенство перед законом, свобода совести, собраний, уголовно-процессуальные права, гарантии личной свободы и неприкосновенности личности и др. Ряд положений направлен против пережитков феодализма – отмена пэрства и других аристократических институтов, отказ государства от какой-либо религиозной деятельности и покровительства религии и пр. Одна из отличительных черт японской конституции – ее антимилитаристская направленность, явившаяся отражением подъема борьбы антивоенных сил после поражения Японии во II мировой войне. Необходимо проанализировать соответствующие положения преамбулы конституции, содержащие принципы антивоенной политики и их нормативное закрепление в статьях основного закона (ст. 9,66). Следует отметить, как впоследствии обходились эти антивоенные положения Японской империи (за счет создания так называемых сил национальной обороны и др.).

Изучение третьего вопроса начните с анализа системы источников японского права, определите место традиции, норм «гири». Охарактеризуйте основные отрасли японского права, трудовое право, уголовное право и уголовный процесс, семейное право. Основное внимание уделите отрасли трудового права. Раскройте природу и правовые формы социального реформизма. Выявите влияние социально-политической обстановки на трудовое законодательство, особенности регулирования таких институтов как заработная плата; рабочее время; охрана труда; юридическое признание профсоюзов, включая их право на заключение коллективных договоров, право на забастовку и порядок разрешения трудовых споров.

Раскройте содержание правовой концепции «государства всеобщего благоденствия» (социального государства).

При изучении темы рекомендуется составить следующие схемы:

– «Система государственного управления по Конституции 1947 года»

– «Система источников японского права в XX веке»

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Давид Р., Спинози Ж.-К. Правовые системы современности. М., 2009.

2. Инако Цуэно. Современное право Японии. М., 1981.

3. История буржуазного конституционализма. XIX век. М., 1986.

4. История Японии / Отв. ред. А.Е. Жуков. Т.2. М.. 1999.

5. Норман Г. Возникновение современного государства в Японии. М., 1961.

6. Овчинников В.В. Ветка сакуры: Рассказ о том, что за люди японцы. М., 1988.

7. Овчинников В.В. Ветка сакуры. Корни дуба. Горячий пепел. М., 2012.

8. Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право. М., 2011.

 

 

Тема № 26. Развитие права в XX веке

Семинарское занятие

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Классификация современных правовых систем.

2. Изменения в современных фундаментальных правовых семьях (англо-американской, континентальной, мусульманском праве и др.).

3. Влияние глобальных и региональных процессов на развитие современного права.

Основные понятия:правовая семья, национальная правовая система, международное право, рецепция в праве, правовая интеграция, унификация права, правовой национализм, публичное право, частное право, систематизация права, кодификация, формулярное право, тризн, фелония, мисдиминор, законность.

 

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

При подготовке ответа на первый вопрос необходимо использовать классификации современных правовых семей, предлагаемые различными авторами. Для этого следует проанализировать предлагаемую литературу по сравнительному правоведению. Также необходимо выявить и сформулировать основные признаки фундаментальных правовых семей. В чем состоит принципиальное отличие светского и религиозного права? Обратите внимание на появление в XX веке новой правовой семьи – семьи социалистического права. В данном вопросе следует также раскрыть содержание таких понятий как: правовая семья (используйте определение, данное Р. Давидом), национальная правовая система, международное право, рецепция в праве, правовая интеграция, унификация права, правовой национализм.

При подготовке ответа на второй вопрос перечислите основные правовые семьи, покажите, какое влияние на их развитие оказала вторая мировая война? Назовите основные направления в развитии послевоенного права. Охарактеризуйте наиболее существенные изменения в отраслевом праве. Охарактеризуйте особенности законодательного регулирования в сфере гражданского права: законодательство о юридических лицах, об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, о ценных бумагах, о государственных и казенных предприятиях, о социализации права собственности и др. Обратите внимание на формирование антитрестовского законодательства (Законы 1914, 1950, 1955 гг. в США, 1956, 1965, 1976 гг. в Великобритании, 1945, 1986 гг. во Франции). Выявите значение образования Европейского экономического сообщества.

Охарактеризуйте наиболее существенные изменения в семейном праве, прежде всего по вопросам заключения брака, положения женщины в семье, развода, правового статуса детей. Объясните причины таких изменений.

Объясните причины становления трудового права как самостоятельной отрасли права. Проанализируйте значение таких нормативных актов, как Законы о коллективных договорах в Германии (1918 г.), во Франции (1919 г.). Закон Вагнера в США 1935 г. Закон Тафта-Хартли и др.

Выявите особенности послевоенного уголовного права и процесса. Изучите содержание Уголовного кодекса Франции 1994 г., Уголовно-процессуального кодекса Франции 1958 г., британский Закон об уголовном праве 1967 г., американское законодательство: Закон Смита (1940 г.), Закон Маккарена-Вуда (1950 г.), Уголовный кодекс штата Нью-Йорк (1967 г.), Свод законов США и уголовные кодексы отдельных штатов, Закон «О принуждении к даче свидетельских показаний» 1954 г. Сделайте вывод об основных изменениях уголовного права и процесса. Каким образом происходит гуманизация уголовного законодательства? Как решается вопрос о применении смертной казни, о возрасте уголовной ответственности и т.п.?

Проанализировав основные изменения в содержании послевоенного отраслевого права, выявите принципиальные изменения в фундаментальных правовых семьях. Прежде всего, обратите внимание на расширение круга возможных источников права, на усовершенствование систематизации законодательства, на изменение в понимании ключевых юридических терминов, на изменение сфер влияния изучаемых правовых семей.

Подготовку ответа на третий вопрос начните с анализа влияния универсального и регионального международного права. Необходимо помнить, что данное влияние осуществляется по следующим основным направлениям: защита прав человека, координация усилий в обеспечении мира, порядка и устойчивого социального развития, региональное сотрудничество. Выявите значение создания Организации Объединенных Наций, проанализируйте содержание Устава ООН, Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. Охарактеризуйте региональное правовое сотрудничество на примере Европейского Союза. Покажите значение данной организации для унификации европейского права. Выскажите свое мнение по поводу возможного влияния процессов глобализации на дальнейшее развитие права. Как вы думаете, каковы причины усиления юридического национализма? Как вы оцениваете значение и возможности рецепции зарубежного правового опыта в национальные правовые системы? Подводя итоги, выскажите собственное мнение по поводу дальнейших перспектив развития современного права.

 

При подготовке к семинарскому занятию рекомендуется составить схему: «Классификация современных правовых семей», сравните данную схему с аналогичной, составленной к теме № 19, выявите различия, объясните их.

Практическое занятие

Целью практического занятия является осуществление контроля по результатам освоения модуля № 4 «Государство и право новейшего времени». Планируется тестирование и выполнение практических заданий. Рекомендуется для подготовки к контрольной работе выполнить обобщающие задания по модулю № 4 из Практикума.

Темы докладов, рефератов

– «Становление системы международного права»

– «Социалистическое право как явление XX века»

– «Западное и Восточное право: проблема взаимодействия»

– «Современное мусульманское право»

– «Процессы глобализации и их влияние на развитие права»

Рекомендуемая дополнительная литература

1.Давид Р., Спинози Ж.-К. Основные правовые системы современности. М., 2009.

2. Защита прав человека в современном мире / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1993.

3. Ливанцев К.Е. История буржуазного государства и права. М., 1991.

4. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение: Учебник для вузов. Общая часть. М.: Зерцало, 2006.

5. Осакве К. Введение в сравнительное правоведение. М., 2003.

6. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М., 2001.

7. Топорнин Б.Н. Право европейских сообществ. М., 1998.

8. Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 1998.

9. Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право. М., 2011.

10. Языков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945 гг.). М., 2001.

 

Контрольная работа по итогам изучения модуля 4 «Государство и право Новейшего времени»

Контрольная работа по модулю проводится на практическом занятии по теме 26. Формы контроля – решение юридических задач, тестовое задание. Для подготовки к контрольной работе рекомендуется повторить теоретический материал, основные понятия каждой темы, выполнить тренировочный тест по 4 модулю и обобщающие практические задания (см. Практикум).

 


ТЕКУЩИЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Формы контроля:

Текущий контроль
На семинарских и практических занятиях: ответы на семинарах, выполнение практических заданий, решение юридических задач, написание эссе, рефератов, подготовка докладов, тестирования по отдельным темам, терминологические диктанты
По итогам модулей четыре контрольные работы обобщающего характера, которые могут включать: – тестирования по темам модуля – решение задач – терминологические диктанты – написание эссе – выполнение творческих заданий
Итоговый контроль
Зачет по итогам первого семестра тестирование
Экзамен в устной форме ответы на теоретические вопросы, решение юридических задач с использованием источников

Примерные вопросы к зачету в форме тестирования

(образцы тестов по темам см. Практикум, ч.1)

1. Периодизация истории государства и права зарубежных стран.

2. Древний Египет: периодизация истории, общественный строй.

3. Государственный строй и судебная система Древнего Египта.

4. Источники права и общая характеристика права Древнего Египта.

5. Общественный и государственный строй Древнего Вавилона.

6. Законы Хаммурапи: общая характеристика.

7. Государственная и социальная структура Древней Индии.

8. Законы Ману: содержание и оценка.

9. Древний Китай: общественный и государственный строй, особенности права восточной деспотии.

10. Периодизация истории Древней Греции.

11. Спартанское общество и государство.

12. Общественный и государственный строй Афинского полиса.

13. Древнегреческое право: общая характеристика.

14. Возникновение и общественный строй Римской республики.

15. Законы XII Таблиц: общая характеристика.

16. Государственный и общественный строй Римской империи.

17. Основные этапы в развитии римского права. Значение римского права для развития европейского права.

18. Римское право классического периода.

 

Примерные вопросы к экзамену

1.Периодизация истории государства и права зарубежных стран.

2. Древний Египет: периодизация истории, общественный строй.

3. Государственный строй, право. Судебная система Древнего Египта.

4. Общественный и государственный строй Древнего Вавилона.

5. Законы Хаммурапи: общая характеристика.

6. Государственная и социальная структура Древней Индии.

7. Законы Ману: содержание и оценка.

8. Древний Китай: общественный и государственный строй, особенности права восточной деспотии.

9. Периодизация истории Древней Греции.

10. Спартанское общество и государство.

11. Общественный и государственный строй Афинского полиса.

12. Древнегреческое право: общая характеристика.

13. Возникновение и общественный строй Римской республики.

14. Законы XII Таблиц: общая характеристика.

15. Государственный и общественный строй Римской империи.

16. Основные этапы в развитии римского права. Значение римского права для развития европейского права.

17. Римское право классического периода.

18. Сущность феодального уклада. Феодальное землевладение. Отношения вассалитета.

19. Характеристика раннефеодального государства в Англии (IV-XII вв.).

20. Сословно-представительная монархия в Англии (XII-XVII вв.).

21. Абсолютная монархия в Англии (XV-XVII вв).

22. Характеристика английского права в средние века. Общее право и право справедливости.

23. Великая Хартия Вольностей 1215 г.

24. Франкское государство: возникновение и развитие. Система государственной власти.

25. Салическая Правда: общая характеристика германского абсолютизма.

26. Период сословно-представительная монархия в Англии.

27. Абсолютная монархия во Франции: общая характеристика (XVI-XVIII вв.).

28. Развитие права в средневековой Франции.

29. Характеристика раннефеодальной монархии Германии (X-XIII вв.).

30. Монархия в Германии: система территориальных княжеств. «Золотая Булла» (XIV-XVI вв).

31. Особенности германского абсолютизма (XVI-XVIII вв.).

32. Источники права в средневековой Германии.

33. Каролина 1532 г. как кодекс уголовного права Германии.

34. Общая характеристика средневекового права Западной Европы.

35. Развитие права Византии. Кодификация Юстиниана. Эклога.

36. Китай в средневековье: государственный строй, характеристика судебной системы.

37. Источники и развитие права в средневековом Китае.

38. Английская буржуазная революция: предпосылки и этапы.

39. Образование конституционной монархии в Англии и эволюция государственного строя в XVII-XVIII вв.

40. Французская буржуазная революция: предпосылки, этапы, основные документы.

41. Ликвидация монархии во Франции. Жирондистская республика: причины установления и основные документы.

42. Якобинская диктатура: причины и значение.

43. Характеристика термидорианской республики. Империя Наполеона Бонапарта.

44. Гражданский кодекс Франции.

45. Уголовный кодекс Франции 1810 г. Общая характеристика.

46. Образование США. Война за независимость и Декларация независимости 1776 г. Статьи конфедерации 1781 г.

47. Характеристика Конституции США 1787 г. и Билля о правах 1791 г.

48. Эволюция государственного строя Англии в XIX-начале ХХ вв.

49. Государство США в XIX веке: гражданская война и «реконструкция Юга».

50. Государственное развитие Франции в XIX-начале XХ вв.

51. Объединение Германии. Конституция 1871 г.

52. Германское Уголовное уложение 1871 г., Германское Гражданское уложение 1896 г.: общая характеристика.

53. Характеристика Японии в XIX веке: революция Мейдзи, Конституция 1889 г.

54. Развитие государства и права в Китае в XIX-начале ХХ вв.

55. Система органов государственной власти США (по Конституции США 1787 г.) и ее развитие в ХХ веке.

56. «Новый курс» Рузвельта: причины, содержание, значение.

57. Правовая система США: основные источники, реализация принципа федерализма.

58. Великобритания в ХХ веке: основные изменения в государственном строе.

59. Веймарская республика. Конституция 1919 г.

60. Нацистская Германия.

61. Послевоенное устройство Германии. Образование ГДР и ФРГ.

62. Классификация современных правовых семей.

63. Британская колониальная империя: колонии и доминионы.

64. Франция в ХХ веке: государственное развитие до и после второй мировой войны.

65. Характеристика Японии в ХХ веке: новая политическая структура, демократические преобразования после второй мировой войны, Конституция 1947 г.

66. Характеристика Китая в ХХ веке: развитие государства и права.

 

Критерии оценки на экзамене

Экзамен по предмету «История государства и права зарубежных стран» проводится в следующей форме:

– устный ответ на два теоретических вопроса;

– выполнения практического задания (решение задач с использованием источника).

В ходе экзамена к курсанту предъявляются следующие критерии оценки качества знаний, умений, владений:

Оценка «отлично», выставляется курсанту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач.

Оценка «хорошо» выставляется курсанту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.

Оценка «удовлетворительно» выставляется курсанту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется курсанту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы.

Глоссарий

Авилум – привилегированная категория свободных жителей Вавилона, полноправные общинники, владевшие наряду с большими служебными наделами участками общинной земли.

Агама – в дхармашастрах Древней Индии титул собственности, поддающейся измерению и исчислению, а также триада доказательств собственнических прав: документ, свидетельские показания, пользование вещью.

Адат – неписаные законы, правовые обычаи в неарабских мусульманских странах, признаваемые шариатом.

Адюльтер – измена одного из супругов как основание для расторжения гражданского брака по суду.

Аллод – 1) земельный надел свободного франка, передаваемый по наследству по мужской линии; 2) свободно отчуждаемое землевладение, индивидуально-семейная собственность в средневековой Западной Европе.

Апелла – народное собрание в Древней Спарте.

Ареопаг – до реформ Эфиальта, высший орган управления и высший суд в Древних Афинах (заседал у входа в афинский акрополь на скале бога Ареса).

Арифмос – пожизненное земельное держание в Византии на условиях несения военной службы.

Аррьер-вассал – мелкий или средний феодал (подвассал, вальвассор), зависимый от крупных феодалов, вассалов короны (пэров).

Артхашастра – в Древней Индии жанр светской литературы, трактатов об искусстве политики и управления государством, «руководств к практической деятельности царя» (Артхашастра Каутильи).

Архагеты — два «царя» в Древней Спарте.

Архонт – высшее должностное лицо в Древних Афинах.

Ассиза – 1) в средневековых Англии и Франции собрание феодалов; 2) указ короля в нормандской Англии; 3) судебный иск о праве на земельный участок; 4) выездной суд с участием присяжных заседателей для рассмотрения земельных споров, а позднее и уголовных дел.

Атимия – бесчестье, процедура лишения политических и гражданских прав в Древней Греции.

Аутодафе – публичное оглашение и исполнение приговора инквизиции, в частности сожжение осужденного на костре.

Аффатомия – публичный символический акт передачи имущества в древнегерманском праве, представлявший собой своеобразный договор дарения в пользу третьего лица с элементами наследования по завещанию (см. Салическую правду).

Базилевс – 1) племенной вождь в гомеровской Греции; 2) второй архонт в Древних Афинах; 3) общегреческое наименование правителя (царя).

Базилика – 1) императорский закон в Византии; 2) общественное здание, предназначавшееся для суда, торговых сделок и пр.

Баирум – как и редум (погонщик), профессиональный воин в Древнем Вавилоне, получавший от правителя за службу земельный участок.

Бальи – назначаемый королем чиновник в средневековой Франции, глава бальяжа (округа королевского домена из нескольких превотств) с фискальными и судейско-полицейскими функциями.

Бакуфу – военно-полевая ставка, правительство трех династий сегунов в Японии.

Баналитет – монопольное право европейских феодалов на средства сельскохозяйственного производства (мельницы, печи, прессы).

Бейлиф – судебный чиновник, глава сотни и помощник шерифа в средневековой Англии.

Бенефиций – 1) земельное владение раннего Средневековья, пожалованное вассалу в пожизненное пользование (без права наследования) на условиях несения военной или административной службы; 2) церковная должность в Римско-католической церкви, связанная с определенными доходами.

Билль об опале – законодательный акт, объявлявший определенное лицо виновным в тяжком преступлении (обычно измене) без судебного разбирательства или соответствующей процедуры (например, импичмента) и предусматривавший смертную казнь. Если акт налагал менее строгое наказание, чем смертная казнь, то он назывался билль о наказании и взыскании. Оба вида законодательных актов запрещены Конституцией США.

Большое жюри – коллегия обвинительных присяжных в средневековой Англии, назначавшихся в графстве во время объезда шерифа или приезда разъездных судей для дачи показаний о лицах, подозреваемых в уголовных преступлениях; впоследствии – орган предания суду.

Буле, Булэ – 1) совет старейшин (родоплеменной знати) в гомеровской Греции; 2) Совет четырехсот при Солоне; 3) Совет пятисот при Клисфене в Древних Афинах.

Булла – нормативный акт (грамота, постановление или распоряжение) Папы Римского или германского императора, который скреплялся круглой металлической печатью.

Вакф, вакуф – неотчуждаемая и освобожденная от налогов собственность, как правило на недвижимые вещи, переданная мусульманским учреждениям (мечетям, медресе и т. д.) на какие-либо религиозные или благотворительные цели.

Варна – сословная общность в Индии, объединенная на основе совокупности религиозно – и военно-ритуальных, а позднее социально-профессиональных признаков (брахманы, кшатрии вайшьи, шудры).

Вассал – землевладелец в феодальных странах, подчиненный сюзерену (своему сеньору) и обязанный нести в его пользу различные повинности на основе вассального договора (договора о покровительстве).

Веды – древнейшие памятники индийской религиозной литературы (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарведа), содержавшие религиозные гимны, песнопения, формулы заклинаний, обрядовые предписания и мифы.

Вергельд – денежная компенсация в раннесредневековом праве за убийство свободного человека.

Виллан – категория феодального крестьянства, лично свободных держателей земли и Западной Европе.

Владельческие права – институт земельного права Англии, содержавший различные по объему правомочий формы свободного земельного держания: имение с безусловным правом собственности и владения; заповедные права, или права, ограниченные относительно права завещания; пожизненное владение и владение на срок, аренда.

Владение «мертвой руки» (менморт) – средневековый институт владения, при котором земля находилась под полным контролем церковных учреждений и происходило так называемое умерщвление лена, исключение земли из феодального оборота.

Всадники – 1) второй имущественный разряд граждан Древних Афин после реформы Солона; 2) привилегированное сословие в Древнем Риме.

Высокая комиссия – чрезвычайный суд, созданный в 1559 г. в Англии для наблюдения за исполнением правительственных предписаний в области церковной политики, и, в частности, для борьбы с ересью.

Гелиэя – судебный орган в Древних Афинах, рассматривавший в качестве суда первой инстанции дела о государственных и должностных преступлениях, а в качестве апелляционной инстанции — остальные дела и являвшийся одновременно надзорным органом в сфере законодательства.

Генеральный атторней – 1) в США – назначаемый президентом по совету и с согласия Сената глава федеральной атторнейской службы и Министерства юстиции, являющийся одновременно правительственным юрисконсультом и политическим советником президента; 2) в Великобритании – чиновник, представляющий корону в судах по наиболее важным делам и контролирующий деятельность Директора публичных преследований (обвинений), назначаемою министром внутренних дел.

Геоморы – сословие земледельцев м Аттике в VIII—VII вв. до н. э.

Герефа – представитель короля в донормандской Англии с широкими судебно-полицейскими правами, управитель города или округа.

Гериот – 1) часть имущества вассала, как правило, его вооружение, переходившее после его смерти к сеньору в донормандской Англии; 2) плата собственнику земли при наследовании копигольда в Англии.

Герусия – совет старейшин (геронтов) в Древней Спарте из 28 выборных лиц и двух архагетов.

Гири – морально-правовые обыкновения средневековой Японии, исходившие из понятий чести и приличия.

Глосса – краткое примечание (или пояснение к отдельным словам какого-либо юридического произведения, сделанное между строчками или на полях книги (рукописи).

Гнилые парламентские местечки – малочисленные поселения в Англии, контролировавшиеся местными лендлордами и обладавшие правом представительства в палате общин до избирательных реформ XIX в.

Гомстеды – земельные участки, которые предоставлялись на льготных условиях для колонизации , малозаселенных земель в США.

Гэнро – совет старейшин, внеконституционный пожизненный совещательный орган при монархе и Японии до 1940 г.

Даймё – крупные землевладельцы и владетельные князья в Японии до реформ «Мейдзи исин» во второй половине XIX в.

Двойной вотум – в Англии право избирателя голосовать дважды, по месту жительства и месту нахождения недвижимости; отменено в 1949 г.

Декреталии – сборники нормативных актов Папы Римского.

Демиурги – сословие ремесленников, художников, врачей в Аттике в VIII – VII вв. до н.э.

Демоты – органы самоуправления в Древних Афинах, составлявшие, в частности, списки граждан живавших на территории демов (деревень).

Докимасия – особая проверка в Древних Афинах, которой подвергались все избранные кандидаты перед вступлением в должность.

Доктрина «встречного удовлетворения» – судебная доктрина средневекового договорного права Англии, согласно которой неформальный дог



2016-09-16 385 Обсуждений (0)
Рекомендации по самоподготовке. Целью изучения данной темы являетсяформирование целостного системного знания об 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекомендации по самоподготовке. Целью изучения данной темы являетсяформирование целостного системного знания об

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (385)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)