Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правила конспектирования



2016-09-16 605 Обсуждений (0)
Правила конспектирования 0.00 из 5.00 0 оценок




Имени академика М.Ф. Решетнева»

(СибГАУ)

 

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

Методические указания к самостоятельной работе

для студентов всех направлений бакалавриата

очной и заочной форм обучения

 

 

Красноярск 2016

 
 
 

УДК

 


Рецензент

кандидат исторических наук, доцент С. Л. Лонина

(Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М. Ф. Решетнева)

 

Печатается по решению методической комиссии ГФ

 

История России: метод. указания к самостоятельной работе для студентов всех форм обучения / сост. Е. А. Шушканова; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. – Красноярск, 2016. – с.34.

 

© Сибирский государственный аэрокосмический

университет имени академика М. Ф. Решетнева, 2016

 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение ………………………………………………………… 4

Правила конспектирования ……………………………………. 5

Правила написания и оформления реферата…………………. 8

Подготовка эссе ……………………………………………. 13

Тематика рефератов и эссе………………………………… 15

Методические советы по подготовке к экзамену ……….. 19

Тематическая программа дисциплины

«История» ……………………………………………………… 21

Основные Интернет-ресурсы по дисциплине

«История» ………………………………………………………. 26

Контрольные вопросы и задания ……………………………… 28

Введение

Процесс самостоятельной работы студента в вузе складывается из нескольких составляющих: восприятие и осмысление лекционного материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение творческих работ, подготовка к экзамену или зачёту, участие в научной работе. Самостоятельная работа выполняется без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя.

В вузе самостоятельная работа становится едва ли не главным элементом образовательного процесса. Причина этого не только в том, что современное знание имеет растущую тенденцию быстро обновляться и дополняться.[1] Известный русский историк В.О. Ключевский, живший в далёком от нас XIX веке и хорошо знавший вузовскую систему образования (он был не только профессором Московского университета, но и деканом и проректором) отмечал: «Науку часто смешивают со знанием. Это – грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует».

Поэтому если в общеобразовательной школе учебный процесс направлен в первую очередь на получение знаний, то высшая школа не только увеличивает их объём, но обучает умению получать знания самостоятельно и пользоваться ими в жизни. К этому можно добавить ещё две важные мысли от многих и многих, профессионально состоявшихся в жизни людей:

· всякое настоящее знание добывается только путём самообучения;

· только знания, полученные в результате самообразования, становятся ценными и прочными.

 

В данных указаниях для самостоятельной работы по дисциплине «История» мы предлагаем методические рекомендации по тем видам самостоятельной работы студентов-первокурстников, которые традиционно вызывают особые трудности и проблемы. А именно: конспектирование, написание реферата или эссе, подготовка к экзамену (зачёту).

 

Правила конспектирования

Конспектирование – это неотъемлемая и очень важная часть учебного процесса в вузе и первое, чему должен научиться студент. На лекции основная задача студента – это не только слушать лектора, но и составлять конспект. Конспектирование необходимо также при других видах учебной работы: подготовки к семинару, сбора материала для исследовательской работы (эссе, реферата или научного доклада).

Конспект – это сокращённая запись устного материала или письменного текста. Прежде всего надо усвоить, что конспект – не механическое (т.е. бездумное) записывание всего подряд. Следует научиться «сжимать», «свёртывать» информацию: выделять главные, ключевые моменты и пропускать (исключать) то, что присутствует в устном или печатном тексте для связки слов или является комментарием главной мысли.

Пример:

Устный или печатный текст Конспект
Экономика восточных славян была комплексной: скотоводство и промыслы с доминированием земледелия. Земледелие носило экстенсивный характер и зависело от географических условий. На севере в лесной зоне господствовало подсечное земледелие (от деревьев и кустарников очищались участки земли и сжигались для удобрения). Но урожай был какое-то время очень высок. При такой системе землепользований приходилось использовать специальные орудия труда, Основным пашенным орудием была соха, особенностью которой является то, что она лишь проводит бороздки по поверхности земли, не углубляясь в землю, обходя многочисленные камни и корни. В былинах говорится о том, что соха лишь "по камешкам почиркивает". На юге эволюция пашенных орудий шла от примитивного рала к плугу, который глубоко взрезал пласт земли и переворачивал его. Экономика восточных славян: · Скотоводство · Земледелие (доминировало) · Промыслы На севере земледелие подсечное: подсекались деревья и сжигались. Здесь орудие труда - соха (земля при этом не пахалась, а бороздилась); На юге – пашенное земледелие (переворачивался пласт земли). Здесь орудия - плуг и рало.  

Разумеется, каждый конспект индивидуален и неповторим. Кто-то оформит этот текст иначе, но главное: не нужно стараться записывать всё слово в слово.

Тем не менее, многие студенты стремятся записать побольше и поподробнее. Для того, чтобы это удавалось, следует обязательно использовать сокращения или своеобразную «маркографию».

Главное разобрать потом свои записи: поэтому лучше сокращать часто употребляемые слова или словосочетания.

Пример:

Устный или печатный текст Конспект
Сословно-представительная монархия Первобытно-общинный строй Государство Национальный Сосл.- представит. монарх. Перв.- общин. стр. Гос-во Нац-ный

 

Активно применяйте стрелочки и другие значки, чтобы сделать конспект более наглядным, простым и запоминающимся. Удобно при конспектировании использовать математические обозначения:

+ (плюс)

= (равно)

≈ (приблизительно)

< , > (больше–меньше)

⇒ (следовательно) и др.

Пример:

Устный или печатный текст Конспект
В.О.Ключевский: «Так все государство разделилось на две части - на земщину и опричнину; во главе первой осталась боярская дума, во главе второй непосредственно стал сам царь, не отказываясь и от верховного руководительства думой земских бояр. "За подъем же свой", т. е. на покрытие издержек по выезду из столицы, царь взыскал с земщины как бы за служебную командировку по ее делам подъемные деньги - 100 тысяч рублей (около 6 миллионов рублей на наши деньги). Так изложила старая летопись не дошедший до нас указ об опричнине». В.О.Ключевский об опричнине Ивана Грозного на основании данных летописи: Все земли Руси разделились на :
       
   
 


Земщину Опричнину

       
   

 


Боярская Дума во главе Царь

 

 

Изъятие в пользу опричнины 100 тыс. руб. в ценах XVI в. ≈ 6 млн. руб. в ценах XIX в.

 

Следующий полезный совет. Очень важно структурировать текст. Если вы не выделяете части и элементы текста (т.е. пишите всё слитно), то конспект становиться неудобочитаемым и непонятным. Впоследствии по нему совершенно невозможно готовиться к экзамену или зачёту. Поэтому дробите текст на главки, параграфы.

Гораздо больше творческих решений при составлении конспекта возникает, если вы конспектируете не лекцию преподавателя, а учебник или другой печатный источник. Здесь можно использовать собственные таблицы, схемы, диаграммы. Известный педагог – новатор Шаталов В.Ф. ввёл в учебный процесс так называемый опорный конспект, когда содержание информации «кодируется» с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и пр. Такая запись учебного материала позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.

Пример:

Печатный текст Конспект
Лествичное право (от слова лестница) – это обычай княжеского престолонаследия в Киевской Руси. Все князья Рюриковичи считались братьями (родичами) и совладельцами всей страны. Поэтому старший в роду сидел в Киеве, следующие по значению в менее крупных городах. По мере смены главного князя все прочие переезжали по старшинству из города в город. Порядок этот помогал сохранять единство страны, но был неудобен в силу постоянных переездов князей с дружинами из города в город. Кроме того, старшие часто ссорились с младшими, что вело к постоянным княжеским междоусобицам.   Род Рюриковичей Киев     + сохранение единства страны - княжеские междоусобицы

 

Конспект – это не только выражение мыслей автора, но и формирования собственных мнений или вопросов по изучаемому материалу. Если что–то неясно, можно сделать пометку: например, в виде вопросительного знака (?), если появилось собственное предположение или суждение стоит также выделить это каким–то значком. Например, можно ставить латинское NB (нота бене), что можно перевести как «обратить внимание», «не забудь».

Противникам конспектирования, которые жалуются, что пишут «как курица лапой» можно ответить: учитесь писать разборчиво. Писать от руки невероятно полезно. Психологи и физиологи настаивают, что рукописание заставляет работать мозг намного интенсивнее, чем при быстром наборе текста на компьютере, т.к. при этом задействуются оба полушария мозга. Кроме того при рукописании материал лучше запоминается: к чему приложено больше усилий, то и служит дольше.

И последнее: не забудьте, (если вы не на лекции) указать полное название и полное имя автора книги, с которой вы работали. Приучите себя всегда выписывать выходные данные книги, чтобы в случае необходимости легко найти указанный источник или без хлопот сделать ссылку на него при написании исследовательской работы.

При желании более основательно ознакомиться с методикой конспектирования, увеличить скорость конспектирования в 8-10 раз, а чтение учебной и научной литературы ускорить в 3-4 раза, рекомендуем работу академика Э.В. Минько «Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения: Учебно–методическое пособие». СПб., 2001.

 



2016-09-16 605 Обсуждений (0)
Правила конспектирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правила конспектирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (605)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)