Тема: Личность как педагогическая проблема. Факторы развития личности. Возрастная периодизация в педагогике и ее учет в деятельности врача
Основные вопросы: 1. Личность как педагогическая проблема. Роль социализации в развитии личности. Признаки личности и ее потенциал. 2. Разработка педагогической наукой проблем развития личности. Формирование личностных качеств современного врача. Социальная зрелость личности. Этический кодекс российского врача. 3. Внутренние и внешние факторы развития личности: наследственность, среда и воспитание. Роль активности личности в собственном развитии. 4. Возрастная периодизация в педагогике. Учет возрастных и индивидуальных особенностей пациента в деятельности врача. Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы: 1. Разработка проблем развития личности в педагогике. 2. Я. Коменский, А. Дистервег, К. Ушинский о факторах развития личности. 3. Деятельность и общение как основные источники развития личности и их роль в системе отношений "общество - врач - пациент". 4. Личность врача - краеугольный камень врачевания. 5. Учет возрастных особенностей личности пациента в деятельности врача. 6. Мудров М.Я. О нравственном облике врача Целевые задачи Знать: · Понятие "личность", развитие личности, формирование личности, структуру личности человека: его анатомо-физиологические, психические, социальные свойства, качества и признаки личности. · Этапы развития личности и роль воспитания в развитии личности. · Внутренние и внешние факторы развития человека, особенности их влияния на формирование личности на разных возрастных этапах. · Научные взгляды выдающихся педагогов: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, В.А. Сухомлинского на вопрос о роли факторов наследственности, среды и воспитания. · Сущность самовоспитания и самообразования в развитии личности врача. · Смысл возрастной периодизации в педагогике, индивидуальных особенностей детей и взрослых, специфику их проявления в разных социальных ситуациях развития. Уметь: · Видеть особенности педагогического подхода к понятию "личность". · Различать смысл понятий - "индивид", "индивидуальность", "личность", "развитие личности". · Представлять структуру потенциала личности, познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический компоненты, понимать необходимость развития потенциала личности будущим врачам. · Ориентироваться в разработке педагогической наукой проблем личности и факторного анализа и развития. · Анализировать характер воздействия факторов наследственности, среды и воспитания на формирование личности. · Учитывать возрастные и индивидуальные особенности личности пациента в деятельности врача. Объекты изучения Основные понятия: Личность - человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя. Индивид - единичный представитель рода, (homo sapiens) носитель предпосылок (задатков) человеческого развития. Индивидуальность - единичный вариант реализованных личностных возможностей, неповторимость свойств и качеств личности. Развитие личности - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Социализация личности - усвоение человеком системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время обществу, социальной общности, позволяющее ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Наследственность - свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Задатки - анатомо-физиологические особенности организма, главным образом, центральной нервной системы, являющиеся предпосылками развития способностей. Воспитание - фактор целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых. Среда социальная - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. Возрастные особенности - комплекс физических, познавательных, интеллектуальных свойств, характерных для большинства людей одного возраста. Оригинальные тексты: ●Голованова Н.Ф. Социализация как явление педагогическое // Педагогика, 1998 №5 С. 42 ●Н.И. Непомнящая Развитие личности студента в процессе воспитания и обучения // Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в медицинском вузе. Республиканский сборник научных трудов./ Под ред. В.Н. Ярыгина и В.Б. Гаптова. – М.: РГМУ, 2003. С.106-107. 3.Контрольные вопросы и проблемные задания по теме: · В чем состоит специфика педагогического подхода к понятию "личность"? · Как соотносятся понятия "индивид", "индивидуальность", "личность"? · В чем суть понятий "развитие личности", "формирование личности"? · Какими особенностями развития личности характеризуются фазы адаптации, индивидуализации, интеграции? · Охарактеризуйте главные признаки личности. · Какие качества личности необходимо формировать будущему врачу? Постройте графологическую схему. · В каких направлениях Вы намерены развивать потенциал своей личности? · Что является движущей силой развития личности? Какие признаки передаются по наследству? Аргументируйте свой ответ. · Как Вы считаете, наследуются ли нравственные и социальные качества личности? · Проанализируйте данные исследований французского ученого Лея, приведенные в учебнике: Подласый И.П. Педагогика. В 2 ч. М., 1999. - Ч.1,Гл.З. · Кому принадлежит идея возрастной периодизации в педагогике? · Как Вы оцениваете роль воспитания и его взаимосвязь с другими факторами развития личности? Аргументируйте ответ. · Прокомментируйте позицию Я.А. Коменского, А. Дистервега, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского по вопросу соотношения влияния на развитие личности внутренних и внешних факторов. · Составьте генеалогическое "дерево" своей семьи. Проанализируйте, какие свойства и качества Вы унаследовали от своих родителей и прародителей? Проблемный вопрос: ● Как соотносятся социализация, воспитание и развитие личности? ● Великий физиолог И.П. Павлов считал: «Врач – это на 1/3 ремесленник, на 1/3 ученый, и на 1/3 актер». Наполните, сообразно высказыванию, каждый из этих сегментов определенными качествами, необходимыми врачу Литература. Обязательная: · Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий. 2000. Раздел 1. · Подласый И.П. Педагогика. Учебник. В 2-х кн. М., 1999. т. 1, гл.2-4. · Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. Учебное пособие М.: Педагогическое общество России, 1999. тема 3,4. · Этический кодекс Российского врача. Дополнительная: 1. Носкова С.В. Воспитание толерантного мышления как одно из условий профессионализации студентов – медиков / Высшая медицинская школа: практика, воспитание, творчество. Межвуз. сб. науч. тр. Издательство СГМУ. 2004. 2. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М.: Академа. 2001. Гл. 13. 3. Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Пер. с англ. М., 1993. 4. Харди И. Врач, сестра, больной / Пер. с венгер. Будапешт, 1981. гл. 1,3.
В.М. БЕХТЕРЕВ*
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (935)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |