Тема: Процесс обучения. Методы обучения и активизации познавательной деятельности студентов медицинского вуза
Основные вопросы: 1. Дидактика как часть педагогики, изучающая теоретические основы обучения. Я.А. Коменский и его труд "Великая дидактика" (1657) Основные дидактические концепции. 2. Процесс обучения: сущность, цели, функции и его структура. 3. Закономерности и принципы обучения. Развитие и воспитание студентов в процессе обучения. 4. Методы и средства обучения. Их современная классификация. 5. Педагогические технологии и инновации в обучении. 6. Формы организации процесса обучения. Проблема активизации познавательной деятельности студентов медицинского вуза. Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы 1. Труд Я.А. Коменского "Великая дидактика" (1657 г.) и его значение. 2. Педагогические взгляды А. Дистервега, И. Песталоцци, К. Ушинского, Н. Пирогова на процесс обучения. 3. Развивающее обучение и его основные принципы. 4. Педагогические технологии и инновации. 5. Формы организации процесса обучения в медицинском вузе. 6. Основные дидактические концепции. Целевые задачи Знать: · Понятие - дидактика. Вклад Я.А. Коменского в разработку научных основ дидактики. · Сущность процесса обучения как главное составляющее целостного педагогического процесса, его цели и функции. · Значение двусторонности процесса обучения-преподавания и учения, их роль в дидактике. · Главные факторы достижения результата обучения. · Структуру компонентов процесса обучения и их содержание. · Закономерности обучения и дидактические принципы. · Методы обучения и их классификации, содержание проблемного метода обучения. · Формы обучения и суть лекционно-практической системы обучения в вузе. · Понятия "педагогическая технология" и "инновация" в обучении. · Основные дидактические теории и концепции. Уметь: · Оперировать базовыми понятиями дидактики. · Объяснять цели и задачи обучения, содержание основных компонентов его внутренней структуры. · Применять дидактические принципы обучения в профессиональной деятельности при изучении и внедрении медицинских программ оздоровления населения. · Владеть современными методами обучения и активно участвовать в организационных формах вузовского обучения. · Ориентироваться в принципах педагогических технологий, реализация которых ведет студентов к овладению своей профессиональной деятельностью. · Видеть место технологии в структуре процесса обучения и значимость инноваций в образовательном процессе. · Определять сущность синергетического подхода в обучении. · Разбираться в основных дидактических теориях и концепциях, их достоинствах и недостатках. Объекты изучения Основные понятия: Дидактика (от гр. didaktikos-поучающий, и didasko-изучающий). Термин ввел в научный оборот немецкий педагог В. Ратке (1571-1635). Я.А. Коменский опубликовал в 1657 в Амстердаме свой знаменитый труд "Великая дидактика". Дидактика - отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов), направленная также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения. Обучение – совместная целенаправленная деятельность педагога и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание. Главные составляющие процесса обучения – преподавание и учение. В их единстве заключается основная дидактическая функция обучения. Преподавание - это деятельность по передаче информации; организации учебно-познавательной деятельности учащихся, оказанию помощи при затруднении в процессе учения; стимулированию интереса, самостоятельности и творчества обучающихся, оценка их учебных достижений. Учение - это деятельность учащихся по освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков, самостимулированию к поиску решения учебных задач, самооценке учебных достижений; осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Обучаемость - способность к усвоению знаний, восприимчивость к обучению. Характеризуется скоростью процессов формирования знаний, легкостью овладения приемами умственной деятельности, умением анализировать, синтезировать, гибкостью мышления, памяти, внимания, рационального мышления. Задачи, решаемые в процессе обучения: Стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых; организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями; развитие мышления, памяти, творческих способностей, совершенствование учебных умений и навыков; выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Структура компонентов процесса обучения представлена: · целевым; · развивающим; · стимулирующе-мотивационным; · содержательным; · операционно-деятельностным; · эмоционально-волевым; · контрольно-регулировочным; · оценочно-результативным компонентами. Закономерности обучения: Выделяют внешние закономерности обучения, выражающие зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования) и внутренние закономерности, выражающие связи между компонентами процесса обучения. К внешним закономерностям относятся: · социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения; воспитывающий и развивающий характер последнего; · обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе; · зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром. К внутренним закономерностям обучения относятся: · зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными задачами и существующим уровнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития; · влияние взаимодействия учителя и ученика на результаты обучения; · подчиненность результативности обучения способам управления процессом последнего и активности самого обучающегося и др. Выделяют следующие принципы обучения: · принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; · принцип научности; · принцип наглядности; · связи обучения с практикой; · систематичности и последовательности; · принцип доступности, сознательности и самостоятельности обучающихся; · прочности знаний; · принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы и др. Методы обучения - это система последовательных взаимосвязанных действий педагога и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Методы обучения классифицируются по разным основаниям. Словесные методы передачи и усвоения знаний (беседа, рассказ, лекция, дискуссия, работа с текстом). Практические методы обучения (упражнения, лабораторные занятия и эксперименты, практические занятия, семинары). К группе методов относят контроль и оценку результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита дипломных работ, курсовых).
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (614)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |