Тема: Семейное воспитание
Основные вопросы: 1. Содержание семейного воспитания. Семья и ее функции. 2. Типы семейного воспитания. Авторитарный, либеральный, демократический стили семейного воспитания. 3. Методы воспитания детей в семье. 4. Педагогическая поддержка семьи. Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы: 1. П.Ф. Лесгафт о семейном воспитании. 2. Влияние типов воспитания на личность ребенка. 3. Семья и государство. 4. В.А. Сухомлинский о воспитании в семье. 5. Образ жизни семьи и здоровье детей. Целевые задачи Знать: · Суть содержания семейного воспитания, его цели, принципы. · Функции семьи. · Типы семейного воспитания. · Методы семейного воспитания. · Суть педагогической поддержки современной семьи. Уметь: · Строить собственную семейную жизнь в соответствии с требованиями семейной педагогики. · Владеть методами, приемами семейного воспитания, осуществлять их индивидуальный выбор. · Оказывать педагогическую поддержку семье как врач-профессионал. Объекты изучения Основные понятия: Семейное воспитание - процесс воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов, это непрерывное сочетание педагогической деятельности родителей с повседневным влиянием на детей уклада жизни семьи, материальных и бытовых условий, нравственной эмоционально- психической атмосферы семьи. Типы семейного воспитания 1. Семьи, уважающие детей. 2. Отзывчивые семьи. 3. Материально-ориентированные семьи. 4. Враждебные семьи. 5. Антисоциальные семьи. Классификация типов семейного воспитания (по Т.В. Архиповой) 1. Принятие и любовь. 2. Противоречивость. 3. Непоследовательность. 4. Сверхтребовательность. Принципы гуманистической педагогики, на которых основывается современное семейное воспитание: 1. Креативность - свободное развитие способностей детей. 2. Гуманизм - признание личности в качестве абсолютной ценности. 3. Демократизм - установление равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми. 4. Гражданственность, основанная на осознании своего "Я" в общественно-государственной системе. 5. Ретроспективность, позволяющая осуществлять воспитание на традициях народной педагогики. 6. Приоритетность общественных норм и ценностей. (по И.П. Подласому) Методы воспитания детей в семье - способы, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Функции семьи (по Смирнову В.И.) - репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная, нравственно-психологическая, коммуникативная, рекреативная. Тактики семейного воспитания (по Петровскому А.В.) - диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование, сотрудничество. Оригинальные тексты: · Лесгафт П.Ф. Семейная жизнь ребенка /Антология педагогической мысли России второй половины XXI в. М.: 1990. С.295. · Покатаева М.В. Качественная характеристика ситуации развития ребенка в современной семье // Психологическая наука и образование, 2001. №2. С.41. 3.Контрольные вопросы и проблемные задания по теме: · Сформулируйте цели семейного воспитания в современном российском обществе. · На каких принципах гуманистической педагогики основывается современное семейное воспитание? · Почему П.Ф. Лесгафт придавал физическому воспитанию детей особое значение? · Назовите типы семейных отношений. · Проанализируйте методы, приемы, способы воспитания, применяемые в семье, где Вы росли. · Какие трудности переживает студенческая семья? Стоит ли ее строить в период учебы в медицинском вузе? · Составьте план введения в семью элементов здорового образа жизни. Защитите свой проект. Проблемная ситуация. Разберите следующие ситуации: · Представьте, что у семьи, с которой дружат Ваши родители, сын – студент. Последнее время он потерял интерес к учебе, пропускает занятия, получает двойки. Как поступить родителям в данной ситуации? Что бы Вы им посоветовали? · У Ваших знакомых дочь первокурсница пристрастилась к курению / употреблению спиртного. Как отучить ее от вредной привычки? Какую беседу Вы бы с ней провели? · Ваш брат-пятикурсник заявил родителям: "Все, ради Вас, родители, доучусь в СГМУ, но врачом работать никогда не буду!". Что необходимо предпринять родителям в данной ситуации? 4. Литература: Обязательная: · Азаров В.П. Семейная педагогика. М., 1993. · Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения, М., 1988. · Подласый И.П. Педагогика: новый курс в 2 кн., М., 1999, Кн.2. · Дармодехин В. Безнадзорность детей в России. // Педагогика. 2001. №5. С.3. · Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999. · Шевандрин Н.М. Социальная психология в образовании. М., 1995. С.424. Дополнительная: · Дармодехин В. Семья и государство // Педагогика. 1999, №1, С.3. · Костицына Е.А. Влияние типов семейного воспитания на образ "Я" дошкольника и его отношение к родителям // Психологическая наука и образование. 2001 №2. С.59. · Плоткин М. Социально-педагогическая помощь детям неблагополучных семей // Педагогика. 2000. №1. С. 47. · Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М., «Просвещение», 1987. С. 73-78)
В.А. СУХОМЛИНСКИЙ
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (713)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |