Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинарское занятие №3. 1. Для философии, делающей предметом познания феномен культуры



2016-09-16 481 Обсуждений (0)
Семинарское занятие №3. 1. Для философии, делающей предметом познания феномен культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Для философии, делающей предметом познания феномен культуры, оказывается важным прояснение тех глубинных условий, которые делают возможным существование культуры и ее многочисленных форм. Обратитесь к существующим определениям культуры (См.: Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 556-561; Губин В.Д. Философия: Учеб.пособие: элементарный курс/ В.Д. Губин. – М.: Гардарики, 2001. С. 192-194). Сравните эти определения и подумайте, каково основное назначение культуры в жизни человека и общества. Поясните, что такое материальная и духовная культура.

Необходимо отметить, что культура оказывается невозможна без:

· личностного творчества

· ценностного/символического отношение к существующей реальности

· искусственности по отношению к естественной природе, «натуре» (речь идет так же и о природе человека)

Поясните каждый из указанных аспектов культуры. Подумайте, связаны ли они между собой и как.

Человек есть безусловный центр, «внутренний нерв» культуры, ее творец, но для этого он должен быть универсальным существом. Подумайте, что такое универсальность, чем универсальный человек отличается от специалиста («спеца»), почему именно универсальный человек, может рассматриваться как человек культурный. Раскройте диалектический характер взаимосвязи человека и культуры (См.: Губин В.Д. Философия: Учеб.пособие: элементарный курс/ В.Д. Губин. – М.: Гардарики, 2001. С. 195-199).

Обратите внимание на место медицины в системе культуры; с какими сферами культуры связана медицина. Как связаны друг с другом медицина и культура в целом? Свидетельствует ли развитие медицины о развитии культуры? (См.: Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 583-604).

2. Учебная литература дает представление о различии культуры и цивилизации. Каковы основные точки зрения на проблему соотношения цивилизации и культуры? Поясните, каково отношение цивилизации к природе; почему проблема уничтожения природы стоит перед цивилизацией, а не культурой. Как можно объяснить то, что культура в большей степени связана со свободным, даже хаотичным творческим порывом личности, в то время, как цивилизация это более формальное и в достаточной степени упорядоченное существование человека, ориентированного на материальные, прагматичные ценности. Кто такой «массовый человек» цивилизации, чем он отличается от творческой личности? Поясните, почему культура есть «средство преображения духа человека», цивилизация есть «цель самой для себя». Подумайте, как взаимосвязаны друг с другом развитие и успехи цивилизации и кризис «человеческой духовности», который отмечают философы в ХХ веке (См.: Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 565-567).

3. Анализ исторической динамики культуры позволяет выделить три основных типа культуры: доклассический, классический и постклассичекий. Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите основные черты каждого из указанных типов, учитывая, что в основе каждого типа лежит определенный способ отношения человека и природы и определенный набор жизненных ценностей.

Одним из явлений постклассической культуры оказался глобальный экологический кризис, который ставит современную цивилизацию («техногенная цивилизация») перед необходимостью отказа от позиций антропоцентризма, технократизма и глобальной экспансии человека. Так называемое «экологическое сознание» это не только «программа» выхода из данного кризиса, но и альтернатива существующей на сегодняшний день цивилизационной парадигме человеческого существования. Поясните, что включает в себя «экологическое сознание».

 

 

Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Как раскрывает высказывание К.Ясперса сущность философского понимания человека: «Вопрос «Что такое человек?» никогда нельзя исчерпать в рамках того, что уже познано в нем, но можно только на собственном опыте испытать в первоистоке нашего мышления и поступания. Человек есть нечто существенно большее, чем он может знать о себе»?

2. Как Вы понимаете высказывание Р. Декарта о том, что «человек рождается дважды»?

3. Ф. Ницше полагал, что человек вообще еще не возник, в массе своей люди остаются супершимпанзе: в сравнении с обезьяной он более умный, более хитрый, более ловкий, но все равно обезьяна. Можно ли согласиться с позицией философа? Какие человеческие черты, с точки зрения Ф. Ницше, так и остались лишь потенцией, «заданием» для человека как супершимпанзе?

4. Прокомментируйте слова Ж. Батая: «Человек это казнение, война, тоска, безумие». Подумайте, почему так можно говорить о человеке?

5. В чем состоит риск человеческого существования?

6. Поясните следующее высказыванием М. Шелера: «То, что делает человека человеком, есть принцип, противоположенный всей жизни вообще».

7. Как Вы думаете, почему философы утверждают метафизичность природы любви? Не является ли философское понимание любви, представление о ней тем идеалом, который не может быть осуществлен в жизни?

8. Как Вы считаете, какая идея философской антропологии может быть проиллюстрирована следующим древнекитайским афоризмом: «Искать мудрость вне себя – вот верх глупости»?

9. Как бы Вы ответили на вопрос «Что такое человек?». Какая из существующих концепций, раскрывающих сущность человека Вам ближе? Почему?

10. Можно ли согласиться со следующим утверждением: «Когда жизнь складывается наперекор нашим желаниям, мир вокруг нас подобен лечебным иглам и целебным снадобьям: он незаметно врачует нас. Когда мы не встречаем сопротивления, мир вокруг нас подобен наточенным топорам и острым пикам: он исподволь ранит и убивает нас»? В чем состоит «мудрость мира», исцеляющая человека и в чем «уничтожающая сила мира»? Поясните, почему внешний мир может выступать для человека в столь разных качествах.

11. С точки зрения Р. Тарнаса, современность демонстрирует нам ситуацию близкой смерти современного, то есть западного человека (речь идет о типе мышления, о «человеке» западной традиции, как представителе современной культуры и современного мировоззрения). «Но человек не есть цель», - продолжает Р. Тарнас, ибо «потаенной страстью, снедавшей западное мышление, было воссоединение с истоками собственного бытия». Как Вы думаете, что ведет к смерти современного человека? Что такое «преодоление человека», с чем оно может быть связано? Как возможно для человека «воссоединение с истоками собственного бытия»?

12. Вл. Соловьев говорил о том, что сутью человеческого в человека является стыд, сострадание и благоговение перед высшим. Согласны ли Вы с этим?

13. Ж.-П. Сартр писал: «Я ответственен… за себя самого и за всех и создаю определенный образ человека, который выбираю; выбирая себя, я выбираю человека вообще». Что значит в контексте данного высказывания «человек вообще»?

14. Как бы Вы прокомментировали следующее высказывание Э. Фромма: «Я верю, что каждый человек представляет все человечество. Все мы святые и грешники, но ни один не превосходит другого и не судья ему. Все мы прозрели вместе с Буддой, всех нас распяли на кресте вместе с Христом, и все мы убивали и грабили вместе с Чингисханом, Сталиным и Гитлером»?

 

Тест для самопроверки

1. Родоначальники философской антропологии, как направления в немецкой философской мысли ХХ века

  1. М. Шелер
  2. З. Фрейд
  3. Б. Рассел
  4. Х. Плеснер
  5. К. Ясперс

2. Позиция, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания

1. антропоцентризм

2. космоцентризм

3. теоцентризм

4. антропологизм

5. натурализм

 

3. Одно из центральных понятий философской антропологии, обозначающее конкретное бытие; существование в его простой фактичности __________________________.

4. Основоположник социобиологии

  1. Ф. Ницше
  2. Э. Уилсон
  3. И.П. Павлов
  4. Б. Поршнев
  5. Ж.-Ж. Руссо

 

5. Проблема человеческой личности становится одной из центральных проблем в философии

  1. Античности
  2. эпохи Возрождения
  3. Нового времени
  4. Просвещения
  5. Средневековья

 

6. Специфически человеческая форма активности, направленная на достижение сознательно поставленной цели – ____________________.

7.Понятие «цивилизация» начинает использоваться

  1. в ХХ в.
  2. в конце XIX - начале XX вв.
  3. в XVIII в.
  4. в X в.
  5. в середине ХХ в.

 

8. Первоначальное значение понятия «культура»

  1. создание искусственной природы
  2. обработка, возделывание земли человеком
  3. цивилизованное поведение в обществе
  4. различные формы и виды искусства
  5. одна из ступеней развития общества

 

9. Совокупность неповторимых природных качеств характеризует человека

1. как личность

2. как индивидуальность

3. как индивида

4. как экзистирующее существо

5. как субъекта

 

10. Понимание человека как микрокосма характерно для философии

1. средневековья

2. античности

3. позитивизма

4. Нового времени

5. марксизма

 

11. Согласно концепции креационизма человек

1. ступень развития Абсолютного духа

2. является результатом взаимодействия 5 элементов

3. является результатом биологической эволюции

4. сотворен Богом

5. является закономерным этапом развития Вселенной

 

Основная учебная литература

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 531-551.

Губин В.Д. Философия: Учеб.пособие: элементарный курс/ В.Д. Губин. – М.: Гардарики, 2001. С. 51-111.

Философия: Учебник/ под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В. – М.: Академический Проект, 2004. С. 602-624.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики., 2008. С. 567-665.

Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 190-229.

Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 312-335, 402-424.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания/ В.М. Найдыш. – М.: Гардарики, 1999. С. 398-413.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы/ В.Д. Губин. – М.: Омега – Л, 2006. С. 175-260.

Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Экология человека/ С.В. Алексеев, Ю. П. Пивоваров.- М.: ГОУ ВННМЦ МЗ РФ, 2001. С. 274-325

Дополнительная литература

Бердяев Н.А. Мир творчества/ Бердяев Н.А. Самопознание. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1991. С. 456-473.

Бубер М. Проблема человека/ Бубер М. Два образа веры. – М.: Республика, 1995. С. 158-164;С.192-197.

Варавва В.В. Метафизика смерти: опыт «апофатической рациональности»// Вопросы философии. – 2005. - №12.

Гольд С.И. Сравнительный анализ любовных этнокультур// Человек. – 2008. - №3.

Гусейнов А.И. Соционормативная сфера культуры// Вопросы философии. – 2008. - №8.

Дробышев А.А. Свобода и ответственность личности// Омский научный вестник. Приложение.Ч.2. – 2006. - №3(37).

Евлампиев И.И. Андрей Тарковский и новая философия человека// Вопросы философии. -1996. - №12.

Иошкин В.К. Несвобода и свобода в рациональном осмыслении мира// Вопросы философии. – 2006. - №8.

Порус В.Н. С.Л.Франк: антиномии духа как основания культуры// Вопросы философии. -2008. - №1.

Свасьян К. Человек как творение и творец культуры// Вопросы философии. – 1989. - №7.

Франк С.Л. Смысл жизни// Вопросы философии. – 1990. - №6.

Швырев В.С. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека»// Вопросы философии. – 2001. - №2.

Юнг. К.Г. Современный человек и проблема его души/ К.Г. Юнг. Дух в человеке, искусстве и литературе. - Минск: ООО «Харвест», 2003. С. 335-359.

Соловьев О.В. Человеческое Я в «просвете» физического закона// Вопросы философии. -2008. - №11.

Григорьева Т.П. Эволюция к духу (от горизонтали к вертикали)// Человек. – 2009. - №1.

Самохвалов В.И. Творчество и энергия самоутверждения// Вопросы философии. – 2006. - №5.

Силаева В.Л. Суицидальные практики в интернете// Человек. – 2008. - №6.

Калюжная Н.А. Философский анализ опыта: экзистенциальные аспекты// Вопросы философии. – 2009. - №9.

Литература к рефератам

К 1 реферату

Бубер М. Проблема человека/ Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика,1995. С. 227-233.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы/ В.Д. Губин. – М.: Омега – Л, 2006. С. 214-222.

Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека/ Н.А. Бердяев

 

Ко 2 реферату

Ильин И.А. О назначении врача/ И.А. Ильин. Путь духовного обновления. – М.: ЭКСМО, 2006. С. 478-490.

Тульчинский Г.Л. О природе свободы// Вопросы философии. – 2006. - №4.

Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 604-611.

 

К 3 реферату

Варава В.В. Метафизика смерти: опыт «апофатической рациональности»// Вопросы философии. – 2005. - №12.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы/ В.Д. Губин. – М.: Омега – Л, 2006. С. 236-262.

Денисова Т.Ю. Смерть – предельное одиночество?// Человек. -2008. - №5.

К 4 реферату

Фромм Э. Искусство любить/ Э. Фромм. – СПб.: Азбука, 2002. С. 187.

Губин В.Д. Философия: Элементарный курс: Учебное пособие/ В.Д. Губин. – М.: Гардарики, 2001. - С.83-90.

Соловьев В.С. Смысл любви/ В.С. Соловьев. Избранное. – М.: Советская Россия, 1990. С. 133-217.

Климова С.М. В.Розанов и М.Фуко о странностях любви. Век ХХ// Человек. – 2008. - №1.

 

К 5 реферату

Борзенков В.Г. О природе человека// Человек. – 2008.-№2.

Пелипенко А.А. Как мы эмигрировали из природы// Человек. – 2008. - №2.

Нариньяни А.С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего// Вопросы философии. – 2008. - №4.

 

 

 



2016-09-16 481 Обсуждений (0)
Семинарское занятие №3. 1. Для философии, делающей предметом познания феномен культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинарское занятие №3. 1. Для философии, делающей предметом познания феномен культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (481)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)