Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. 1. Обратите внимание на то, что глобальные проблемы отличаются от региональных



2016-09-16 584 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. 1. Обратите внимание на то, что глобальные проблемы отличаются от региональных 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Обратите внимание на то, что глобальные проблемы отличаются от региональных, локальных и частных проблем. Поясните, в чем именно состоит это отличие и почему современные проблемы взаимодействия общества и природы, проблемы жизни человеческого сообщества (геополитическая, экономические, демографическая) принимают глобальный характер. Отмеченная глобальность связана во многом со следующими факторами:

· в ХХ веке произошел фундаментальный переход от «человеческого Рода к Человечеству» (Н.А. Бердяев). Становление единого человечества связано с ростом связей и контактов пространственно разделенных сообществ людей, благодаря социально-экономическим процессам и научно-техническому прогрессу. Обращаясь к учебной литературе, поясните роль указанных причин формирования единого мирового сообщества.

· в ХХ веке усилилось антропогенное воздействие на окружающую среду, на природу. Обращаясь к учебной литературе, укажите причины усиления действия данного фактора

· взаимосвязь отмеченных факторов приводит к тому, что деятельность человечества становится соизмерима с фундаментальными геологическими процессами. Человечество есть «новый геологический фактор… Закончен после многих сотен тысяч лет неуклонных стремлений охват всей поверхности биосферы единым социальным видом животного царства – человеком…. Нет на Земле уголка, для него недоступного. Научной мыслью и… ею направляемой техникой, своей жизнью человек создает в биосфере новую биогенную силу… Биосфера ХХ столетия превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества». Так В.И. Вернадский охарактеризовал изменение места и роли человека/человечества в мире, произошедшие в ХХ веке. Однако, являясь мощной «геологической» силой, человечество оказывается ответственно за любое свое действие как перед самим собой, так и перед миром в целом, поскольку его действия приобретают глобальный масштаб. Кроме того любое воздействие человека на мир и его действие в мире оказывает необратимое влияние на последний.

На сегодняшний день можно констатировать ряд проблем, стоящих перед человечеством как целым: прогрессирующее несоответствие между ростом производства и потребления и биологическими возможностями планеты, ее сырьевыми и энергетическими ресурсами; о факте сокращения видового разнообразия растительного и животного мира, об общем потеплении климата, о химическом и радиационном загрязнении жизненной среды, о возникновении новых видов и форм заболеваний среди людей и животных – ослабление иммунного аппарата, о факте роста численности населения на планете. Данные проблемы затрагивают интересы всего человечества и перспективы будущего развития мира. Глобальный характер данных проблем проявляется еще и в том, что все они между собой тесно переплетены и решение одной из них требует разрешения рядя других проблем.

Исследование глобальных проблем является предметом специальной дисциплины – глобалистики. Впервые о необходимости исследования и возможностях разрешения глобальных проблем стали говорить ученые в 60-70 гг. ХХ века. Ими была создана неформальная организация Римский клуб, президентом же стал крупный итальянскийбизнессмен и гуманист Аурелио Печчеи. Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите основные задачи и проблемы, которые стоят перед глобалистикой и поясните значение и цель глобального моделирования в рамках глобалистики.

Результатом исследования и изучения глобальных проблем стало создание их классификации. Принято выделять:

· проблемы связанные со взаимодействием природы и общества (экологическая катастрофа, проблема природных ресурсов, проблемы освоения космического пространства и Мирового океана)

· проблема мировой войны (угроза «термоядерного пожара») и установления международного порядка (экономического и политического), проблема неравномерного экономического развития (бедность – богатство), проблема терроризма. Иными словами речь идет об интерсоциальных проблемах

· проблемы связанные с человеком, взаимодействием человека и общества - демографическая проблемы, проблемы здоровья и болезней человека

Охарактеризуйте каждую из указанных групп проблем, поясните их глобальный характер (особое внимание обратите на проблемы здоровья и болезней человека в современном мире). Обратите внимание на пути преодоления глобальных проблем (См.: Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. С. 551-557).

2. Раскройте значение понятия «глобальное сознание» и поясните, как отражается в данном понятии философско-антропологический характер глобальных проблем. (См.: Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 590-595).

Формирование глобального сознания было связано с рядом международных форумов, посвященных осмыслению глобальных проблем. Определить, в чем проявилась данная взаимосвязь, исходя из предложенных на указанных конференциях предложений:

· представители Римского клуба указали на фундаментальное значение системы образования в разрешении глобальных проблем (глобальная миссия системы образования)

· на международной конференции в рамках ООН в Рио-де-Жанейро (1992г.) была рассмотрена концепция устойчивого развития и гармоничного взаимодействия биосферы и человека

· на международной конференции в Киото (2000г.) были приняты предельные значения массы и состава выбросов, загрязняющих атмосферу

· на конференция в Монтерее (Мексика, март 2002г.) были утверждены стратегии природоохранительной деятельности – охранительная стратегия оптимизации и стратегия замкнутых циклов. Так же были приняты программы повышения жизненного уровня малообеспеченных граждан и предложения об экономической помощи слаборазвитым странам.

3. Раскройте значение понятия «глобализация». Обратить внимание на причины, позволяющие рассматривать современную глобализацию как «американизацию». Укажите на проявление глобализации в сфере экономики, политики, культуры. На основе этого выявить противоречия, положительные и отрицательные черты процесса глобализации. Определите причины появления антиглобалистического движения, оцените его цели и задачи. Дайте свою оценку глобализации и обоснуйте ее значения для последующего развития человечества.

 

Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Поскольку одной из проблем современности стала проблема бедности и богатства (постоянно увеличивающаяся разница), то существует необходимость в преодолении этого разрыва. Однако расчеты показывают, что для того, чтобы повысить стандарт потребления человечества до уровня «золотого миллиарда» - самых богатых стран мира, составляющих 1 миллиард населения планеты, необходимо за 50 лет удвоить потребление всех ресурсов и в 500 раз увеличить производство энергии. К тому же человечество за это время как минимум удвоится. Выдержит ли это биосфера? Возможно ли вообще разрешить подобную проблему и как?

2. Прокоментируйте слова советника президента России А. Илларионова: «Надо определить, какое население нужно российской экономике. Совершенно достаточно оставить даже не в половину меньше сограждан, а где-то около 67 млн. (от теперешних 145 млн.), и не через 50 лет, но еще раньше… . Территории за Уралом не принципиальны» Какую оценку данному взгляду могли бы дать Вы в свете проблемы депопуляции населения РФ?

3. О каких объективных предпосылках процесса глобализации говорят К. Маркс и Ф. Энгельс: «Чем дальше идет уничтожение первоначальной замкнутости отдельных национальностей благодаря усовершенствованному способу производства, развившемуся общению и стихийно возникшему в силу этого разделению труда между различными нациями, тем во все большей степени история становится всемирной историей»? Проиллюстрируете это положение конкретными примерами.

4. А.С. Панарин говорит о том, что «подлинными глобалистами были те наследники гуманистической классики, которые говорили о едином для всех проекте Просвещения, или о едином индустриальном и постиндустриальном обществе, словом – о единой исторической перспективе всего человечества… . Современные глобалисты как раз эту единую историческую перспективу человечества все более откровенно отрицают». Можно ли с этим согласиться? Ответ обоснуйте.

5. Не противоречат ли ценности глобализма национальным ценностям и интересам? Могут ли они сосуществовать в равновесной позиции?

6. В чем, по Вашему мнению, выражается философско-антропологический характер глобальных проблем?

7. Отражается ли на решении глобальных проблем факт неравномерного развития (в социально-экономической и политической сферах) мирового сообщества?

8. Что, по Вашему мнению, является первостепенным условием разрешения глобальных проблем?

9. Возможно ли предотвратить процесс глобализации в современном мире? Ответ обоснуйте.

10. Изменилось ли самосознание человека, живущего в мире глобальных связей и отношений?

 

 

Тест для самопроверки

1.Совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы носит название _________________________.

 

2.Один из идеологов глобализма, рассматривающий главное противоречие современного мира в столкновении цивилизаций

  1. С. Хантингтон
  2. Н. Моисеев
  3. А. Печчеи
  4. Э. Геккель
  5. В.И. Вернадский

3.Основной фактор, обуславливающий процесс глобализации

  1. политический
  2. экономический
  3. социальный
  4. экологический

 

4.Приверженцами концепции ноосферы являются

  1. П. Тейяр де Шарден
  2. К. Манхейм
  3. К. Поппер
  4. В.И. Вернадский
  5. Н. Моисеев

 

5. Основателем космизма является

  1. К.Э. Циолковский
  2. В.С. Соловьев
  3. А.Л. Чижевский
  4. Н.Ф. Федоров
  5. А. Печчеи

Основная учебная литература

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 576-599.

Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. С. 531-569.

Философия медицины/ под ред. Ю.Л. Шевченко. – М.: ГЭОТАР - МЕДИА,2004. С. 303-323.

Ветошкин А.П. Философия/ А.П. Ветошкин. – Екатеринбург, 2004. С. 500-511.

 

Дополнительная литература

Дробышев А.А., Бандура С.И. Основы политологии/ А.А. Дробышев, С.И. Бандура. – Омск: Изд-во ОмГМА, 2001. С. 259-276.

Руткевич М.Н. Философское значение концепции устойчивого развития// Вопросы философии. – 2002. - №11.

Бузгалин А.В. «Постиндустриальное общество» - тупиковая ветвь социального развития?// Вопросы философии. – 2002. - №5.

Оленьев В.В., Федотов А.П. Глобалистика на пороге ХХI века// Вопросы философии. – 2003. - №4.

Павленко А.П. «Экологический кризис» как псевдопроблема// Вопросы философии. – 2002. - №7.

Новая постиндустриальная волна на Западе. Антологии/ под ред. В.Л. Иноземцева. – М.: Наука, 1999. С. 316-335.

Чешков М.А. Глобалистика как отрасль научного знания/ Цивилизация.Вып.5: Проблемы глобалистики и глобальной истории. – М.: Наука, 2002. С. 50-62.

Хайтун С.Д. Человечество на фоне универсальной эволюции: сценарии энергетического будущего// Вопросы философии. – 2005. - №11.

Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции/ Ф. Фукуяма. – М.: Тирс М, 2004. - С. 15-36, 43-66.

Печчеи А./ Мир философии: Книга для чтения. – М.: Политиздат, 1991. Ч.2. С. 558-583.

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники/ В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М.: Контакт – Альфа, 1995. С. 22-27; 289-317.

Толстоухов А.В. Глобальный социальный контекст и контуры эко-будущего// Вопросы философии. – 2003. - №8.

Литература к рефератам

К 1 реферату

Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Экология человека/ С.В. Алексеев, Ю.П. Пивоваров. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. С .207-230.

 

Ко 2 реферату

Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Экология человека/ С.В. Алексеев, Ю.П. Пивоваров. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. С. 269-324.

 

К 3 реферату

Блюменкранц М. Общество мертвых велосипедистов// Вопросы философии. – 2004. - №1.

Мотрошилова Н.В. Идеи единой Европы: философские традиции и современность// Вопросы философии. – 2004. - №12

Мясникова Л.А. Экономика постмодерна и отношения собственности// Вопросы философии. – 2002. - №7.

Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация// Вопросы философии. – 2004. - №4.

 

 



2016-09-16 584 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. 1. Обратите внимание на то, что глобальные проблемы отличаются от региональных 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. 1. Обратите внимание на то, что глобальные проблемы отличаются от региональных

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (584)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)