Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социализация – это начинающийся в младенчестве и заканчивающейся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм



2016-09-15 984 Обсуждений (0)
Социализация – это начинающийся в младенчестве и заканчивающейся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

Социализация личности включает в себя: образование, воспитание, совокупность стихийных воздействий на становлении личности.

Социализация происходит в течение всей жизни человека. Выделяют: первичную социализацию и вторичную.

Агенты социализации– это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта – родители, братья, сестры, бабушки, учителя, тренеры и др.

Институты социализации– это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его – государство, армия, суд, церковь и др.

Существует два подхода к определению сущности социализации личности:

1) человек – пассивный объект воздействия общества;

2) принцип – взаимодействия – активность агентов социализации (общества) и активность отдельного индивида.

Подавляющее большинство социологов согласно со вторым подходом.

 

 


Тема 12. Социология общественного мнения

 

Социологии общественного мненияпосвящена тема 12. Термин «общественное мнение» возник в Англии в конце XVIII в. и стал общепринятым.

Общественное мнение – это совокупность суждений, представлений, оценок, отражающих отношение общества или его части к событиям, фактам, явлениям общественной жизни.

В ходе развития общественное мнение проходит стадии возникновения, формирования и функционирования. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно.

Методы формирования общественного мнения: внушение, убеждение, подражание и др.

Каналы формирования общественного мнения: СМИ, устная пропаганда, политическая агитация, межличностное общение.

Назовем этапы формирования общественного мнения: зарождение индивидуальных мнений, обмен мнениями, кристаллизация общей точки зрения из множества мнений, переход от отражательного к преобразующему состоянию. Следует отметить, что в реальной жизни эти этапы зачастую протекают одновременно.

Общественное мнение изучается с помощью опросов (телефонных, по почте) и референдумов, используется экспресс-опрос, в меньшей степени с помощью наблюдений.

Функции общественного мнения: интегрирующая, регулятивная, экспертная.

Ошибочно полагать, чтообщественное мнение представляет истину. Во-первых, возможности общественного мнения ограничены уровнем развития страны, особенно уровнем и качеством жизни ее населения, развитием общей культуры. Население должно быть политически, экономически, психологически грамотным, чтобы высказать суждения. Во-вторых, в общественном мнении часто преобладают стереотипы. Социальный стереотип – это упрощенный схематизированный образ какого-то социального объекта. Построены стереотипы на предубеждениях, без достаточной информации и без критического осмысления. В-третьих – общественное мнение легко поддается манипулированию.

Манипулирование– это целенаправленное воздействие на общественное мнение и социальное поведение людей с целью изменить их сознание, позицию и действия вопреки их интересам.

Манипулирование широко используется властями (для укрепления своих позиций), специалистами по рекламе и маркетингу (для увеличения спроса на товары и услуги), религиозными деятелями, общественно-политическими деятелями. Цель – незаметно внедрить нужные им стереотипы поведения и установки.

Особенно сильными возможностями манипулировать обладает телевидение.

Общественное мнение достаточно подвижно. Сформировавшись оно в течение длительного времени может быть стабильным. Общественное мнение, существующее в течение длительного времени, закрепляется в обычаях, нормах, традициях.

 

 


Тема 13. Социология конфликта

 

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престижа и т.д. нередко приводит к социальной направленности, которая нередко перерастает в конфликт. В самом общем виде термин «конфликт» (от лат. confliktus – столкновение), означает становление мнений, убеждений, сил. Эта проблема раскрывается в теме 13.

Социальный конфликт – это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, общества в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.

Конфликт – это повсеместное явление, каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность подвержена конфликтам.

Существует разное мнение относительно конфликта. Так, некоторые социологии марксисткой и немарксистской ориентации считают, что конфликт – это лишь временное состояние общества, которое может быть преодолено рациональными средствами.

Большинство же социологов немарксистской ориентации склонны к мнению, что существование общества без конфликта невозможно. Конфликт – это часть бытия, это не аномалия, а норма отношений между людьми необходимый элемент социальной жизни, даст выход социальный напряженности, энергии деятельности, способствует социальным изменениям различного масштаба. Этой позиции придерживались известные немецкие социологии Г. Зиммель, Р. Дарендорф, американские социологи Л. Козер, К. Боулдинг и др.

Социальный конфликт по-разному проявляет себя в разных социальных условиях. В открытых обществах, где проблемы ставятся и решаются открыто, конфликты протекают скрыто, постепенно накапливая «критическую массу» и могут взорвать общество.

Следует обратить внимание на то, что основными субъектами социального конфликта являются крупные социальные группы. Поскольку потребности таких групп, их интересы, цели могут реализовываться только через использование власти, постольку непосредственное участие в конфликтах принимают такие организации как государственный аппарат, партии, парламентские фракции, «группы давления» и др. Они выразители интересов больших социальных групп, поэтому чаще всего в конфликте авторами выступают политические, этнические и другие лидеры.

Причины конфликта:

1. Психологические: несовместимость, антипатия, стремление к лидерству, к власти, к порядку (улучшению условий труда),

2. Социальные: столкновение статусов, борьба за смену ценностей, идей, противоречий между материальными интересами.

Классификация социальных конфликтов:

1. По месту и охвату различных социальных областей:

- горизонтальные (на одном уровне, в одной страте);

- вертикальные (несколько страт сверху – вниз).

2. По характеру:

- контактные, открытые (например, полемика, насилие, война, классовая борьба)

- скрытые (например, заговоры, интриги, секретная дипломатия).

Длительность конфликтов самая разная – от нескольких минут до нескольких месяцев напряженность и зависит от глубины социальных противоречий.

Формы социальных конфликтов: экономический, политический, национальный, военный, административно-управленческий, религиозный (т.е. эти виды конфликтов зависят от социальной среды, сферы общества).

Но если исходить из количества участников, то социальные конфликты дифференцируются на: личностные, классовые, этнические (между этносами одной нации), межгосударственные, межконфессиональные, идеологические (из-за системы ценностей).

Важно иметь ввиду, что социальные конфликты могут развиваться по-разному. Этому, естественно, способствуют свои причины, характер, напряженность, длительность, количество участников. Каждый конфликт проходит в своем развитии определенные стадии или этапы:

Первый этап – «верхушки айсберга» (только отдельные недовольства, противоречия).

Второй этап – нарастание «айсберга».

Третий этап – сам конфликт, он носит ярко социальный, напряженный характер и выражает поляризацию социальных сил.

Конфликтующие группы могут выбирать как им поступить – а) достичь своих интересов доводя конфликт до самой высокой степени напряженности; б) снизить степень напряженности; перевести конфликт в скрытую форму; в) искать способы разрешения.

Пути выхода из конфликта:

1) Условия разрешения конфликта:

- диагностика причин конфликта;

- обоюдная заинтересованность сторон;

- совместный поиск путей преодоления конфликтов.

2) Выработка технологии урегулирования конфликтов:

- сделать конфликты достоянием гласности;

- снизить степень социально-психологического напряжения.

3) Методы разрешения конфликта: избежание конфликта; переговоры; использование посредничества; откладывание (т.е. временная сдача позиций, третейское разбирательство (арбитраж).

Современное общество и государство имеет в своем распоряжении целый набор средств выхода из конфликта: приватизация, структурная перестройка экономики, либерализация экономики (т.е. создание более выгодных условий для предпринимательства и продажи товаров и услуг), всенародное обсуждение, поддержка малообеспеченных, гуманитарная помощь.

Можно подчеркнуть, что предвидя все многообразие конфликтных ситуаций, поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для людей и общества в целом.

 


Тема 14. Прикладная социология. Методика и техника социологических исследований

 

Задачей изучения данной темы является – дать общие представления о методологии и методике социологического исследования, познакомить с основными понятиями и процедурами.

Прикладное социологическое исследования – это система логически последовательных методологических и организационно-технических процедур с целью получить точную объективную информацию об изучаемом объекте.

Чему способствует проведение такого исследования:

а) отражает реальное состояние социальных явлений и определяет факторы, воздействующие на их изменение;

б) выявляет тенденции развития общества;

в) обосновывает управленческие решения и оценивает их эффективность;

г) позволяет выявить противоречия, конфликтность, напряженность и дать рекомендации по их устранению;

д) действенному контролю за состоянием дел в различных сферах.

Виды социологических исследований: разведывательное, описательное, аналитическое. Но социологические исследования бывают в зависимости от потребности в получении информации разовые и повторные. Повторные в свою очередь бывают трендовые (изучение изменений на уровне определенных групп), панельные, люнгитюдные. В зависимости от масштабов - международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные.

Выделяют три основных этапа: каждый из которых включает в себя ряд важных процедур:

1) подготовительный;

2) основной (проведение эмпирических исследований);

3) завершающий (обработка, анализ данных, написание отчета, формулирование выводов и рекомендаций).

Не менее важной задачей этой темы является уяснение содержания базовых понятий, которые подчеркивают особенность, специфичность этого раздела в курсе освоения социологическим знанием и понимание содержания этих понятий будет способствовать умению оперировать ими при изучении социологии. Это такие понятия как методология, методика, техника, индикатор, интерпретация, генеральная совокупность, выборочная совокупность, опрос, школа изучения, индекс измерений, репрезентативность, респондент, ранжирование, разведывательное, описательное, аналитическое исследования и др.

Непростой проблемой является изучения и понимание основного документа, от которого зависит эффективность исследования, является Программа социологического исследования. Следует дать определение этому понятию.

Программа социологического исследования – теоретико-методологический документа, включающий теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного социального явления или процесса.

Этот документ имеет свою структуру, где выделяют два раздела: методологический и методический. Каждый раздел имеет свою структуру, т.е. набор элементов. Так, методологический раздел включает: постановку проблемы, цели и задачи, объект и предмет, интерпретацию основных понятий, формулировку гипотезы.

Методический раздел: операционализация понятий(т.е. перевод теоретических показателей в показатели имеющие числовые значения доступные измерению), методы, используемые для сбора информации (опрос, наблюдение, анализ документов); логическую структуру применения методического инструментария; порядок расположения вопросов в инструментарии и схему обработки информации на ЭВМ; план исследования.

Понимание содержания каждого вышеназванного элемента в разделах Программы и соблюдение последовательности их.

Тон всему процессу социологического исследования задает постановка проблемы. Проблема – это противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результатах или теоретических действиях и незнание путей и средств их реализации. Поэтому социологу важно: а) установить наличие проблемы; б) есть ли количественные и качественные показатели проблемы; в) есть ли статистика по этому показателю, достоверна ли она; г) вычленить существенные или факторы проблемы; д) выделить главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска; е) изучить литературу по данному вопросу, провести беседы с экспертами, т.е. компетентными в этой области людьми.

Соблюсти выполнение методической части также играет большую роль и имеет большое значение. Центральное место занимает в исследовании определение обследуемой совокупности. Будет ли оно сплошным (генеральной совокупностью) или выборочным, т.е. базируется на необходимой части изучаемой совокупности ( выборочной совокупности).

Выборочная совокупностькак бы представляет весь объект и выступает его моделью. В данном случае социолог производит отбор (т.е. формирует выборочную совокупность) и на основе законов статистики экстраполирует результаты и выводы ее исследования на всю генеральную совокупность Здесь следует подчеркнуть, что правомочность такой экстраполяции будет возможной при обоснованности и ее репрезентативности (т.е. свойства выборки воспроизводить генеральную совокупность). Для проведения выборки используют такие методы: механическая выборка, серийная выборка, гнездовая выборка, целенаправленная выборка)

Методы опроса респондентов:

1) метод анкетного опроса – основывается на высказывании отдельных лиц, проводится с целью выявления тончайших нюансов во мнениях респондентов;

2) метод интервью – заранее запрограммированная целенаправленная беседа. Задача – максимально непредвзято и объективно зафиксировать ответы, создавая благоприятную атмосферу.

Виды интервью: свободное, глубинное, фокусированное.

Вопросы: открытые, закрытые.

Методы социологического исследования : 1) наблюдение (формализованное, неформализованное) включенное (открытое, скрытое); полевое и лабораторное; 2) эксперимент (лабораторный, полевой, мысленный (модельный); 3) анализ документов: традиционный (классический – толкование документов) и формализированный (количественный, его называют «Контент-анализ» - его смысл - подсчитать как отражены в документах, тексте, аудиозаписях смысловые единицы)

Не менее важным, но и сложным, является вопрос, посвященный анализу эмпирических данных. Можно выделить этапы:

1) проверка качества анкет:

а) кодирование;

б) изменение или шкалирование.

2) обработки первичной информации:

а) группировка (т.е. зачисление респондентов в группы с выбранным признаком. Например – половой или род занятий, или возраст);

б) типологизация – информации, т.е. поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов, рассматриваемых в нескольких измерениях.

3) поиск взаимосвязей между переменными (т.е. например, выявить зависимость между процентом участников в рационализаторской работе и образовательным уровнем, квалификацией).

Итогом анализа является написание:

1. Отчета: введение, основная часть, которая состоит из ряда разделов;

2. Приложения к отчету: здесь отражены все методологические и методические документы: программа, план, инструментарий, инструкции, таблицы, рисунки, графики, которые не вошли в текст отчета.

 

Спасибо за внимание.



2016-09-15 984 Обсуждений (0)
Социализация – это начинающийся в младенчестве и заканчивающейся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социализация – это начинающийся в младенчестве и заканчивающейся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (984)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)