Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практические занятия (семинары)



2016-09-16 378 Обсуждений (0)
Практические занятия (семинары) 0.00 из 5.00 0 оценок




Российский университет дружбы народов

Учебно-научный институт сравнительной образовательной политики

Кафедра сравнительной образовательной политики

Описание курса «Системы образования зарубежных стран»

Рекомендуется для направления подготовки 080200 «Менеджмент»

специализации «Менеджмент образования», «Менеджмент международного образования»

 

Квалификация (степень) выпускника: магистр

 

Москва, 2016

 

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель курса «Системы образования зарубежных стран» заключается в формировании у обучающихся знаний об общих принципах и характерных особенностях организации и функционировании систем образования зарубежных стран и тенденций их развития в сопоставлении с системой образования Российской Федерации.

Достижение указанной цели предусматривается посредством решения в процессе обучения следующих задач:

· выявление и типологизация основных мировых моделей организации и функционирования систем образования;

· рассмотрение организации, структуры и уровней образования в ведущих развитых и наиболее крупных развивающихся странах;

· рассмотрение организации, структуры и уровней образования в группах и объединениях стран, обладающих сходной типологией систем образования;

· анализ и сопоставление основных направлений модернизации организационных принципов и профессионально-квалификационной структуры высшего профессионального образования стран региона Европы.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

 

Дисциплина относится к циклу «М.2. Профессиональный цикл» (вариативная часть). Читается в 1-м семестре 1 курса магистратуры.

В качестве основных знаний, необходимых для изучения данной дисциплины, требуется знание общей структуры и основных компонентов российской системы образования и основ управления высшим образованием, базовые знания управленческой экономики, знание образовательной терминологии, а также владение навыками перевода и реферирования иностранных информационно-аналитических материалов и публикаций по проблемам образования.

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:

· Структура и управление в высшем образовании

· Современные образовательные технологии

· Нормативно-правовое регулирование в сфере образования и науки

· Тенденции развития и реформы образования в мире

· Государственные образовательные стандарты и управление качеством высшего образования

· Современная образовательная политика России

· Международное академическое сотрудничество

· Современные проблемы в высшем образовании

· Международный рынок образовательных услуг и участие в нем российских вузов

· Академическая мобильность и проблемы признания квалификаций

· Нормативно-правовые основы и практические механизмы академического и профессионального признания

· Организация работы вуза

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-1; ОК-3; ОПК-1; ОПК-3; ПК-4; ПК-7; ПК-8; ПК-9; ПК-10.

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

 

Знать:

· основные мировые модели организации и функционирования систем образования;

· организацию, структуры и уровни образования в ведущих развитых странах;

· организацию, структуры и уровни образования в группах и объединениях стран, обладающих сходной типологией систем образования; -

· тенденции развития и основные направления реформ образования в мире.

Уметь:

 

· выявлять и обобщать информацию о состоянии и тенденциях развития высшего образования в зарубежных странах;

· готовить аналитические материалы по системам образования зарубежных стран;

· анализировать и сопоставлять основные направления модернизации организационных принципов и профессионально-квалификационной структуры высшего образования в зарубежных странах;

· обосновывать актуальность, разрабатывать программу и проводить самостоятельный сравнительный анализ систем образования разных стран;

· представлять результаты выполненного анализа в форме отчета и научных публикаций.

Владеть:

· методами поиска, оценки и анализа информации по системам образованиям зарубежных стран;

· методами системного и сравнительного анализа проблем развития образования в отдельных странах, регионах и мире в целом;

· навыками информационно-аналитического обобщения материалов о состоянии и тенденциях развития систем образования разных стран;

· навыками публичных деловых и научных коммуникаций по вопросам сравнительного анализа систем образования РФ и зарубежных стран

Содержание дисциплины

№ п/п   Наименование раздела дисциплины   Содержание раздела
Основные характеристики, определяющие систему образования. Типология систем образования. Организация системы образования, структура, иерархия уровней управления, непрерывно-периодический характер деятельности. Исторически сложившиеся модели систем образования и основные этапы их эволюции. Англо-американская, французская, испано-португальская, германская и российская модели системы образования и их эволюция. Современная типология систем образования разных стран и регионов и их классификация по структурно-организационным признакам. Выделение групп стран, обладающих сходной типологией систем образования.  
Сравнительный обзор современного состояния систем образования разных стран (количественный аспект). Основные количественные параметры, характеризующие развитие систем образования, их обусловленность уровнем социально-экономического развития.Современная панорама состояния образования в мире и его сопоставление для различных стран и регионов по следующим параметрам: · грамотность и охват населения школьным образованием; · охват высшим образованием, масштабы и структура высшего и послевузовского профессионального образования; · финансирование образования, источники финансирования и его распределение; · существующие тенденции и прогнозы изменения основных параметров развития образования в разных странах.
Нормативно-правовые основы управления образованием в зарубежных странах. Общие для всех стран законодательные принципы и правовые нормы, регулирующие организацию и управление образованием: · на уровне государства и ведомства; · на региональном и местном уровне; · на уровне образовательного учреждения. Содержание и сфера применимости основных международных актов в области образования. Особенности управления образованием, характерные для отдельных стран и групп стран. Централизация, децентрализация и автономия в управлении образованием. Негосударственный сектор образования.Предпосылки и причины существования негосударственного сектора образования. Виды и типы негосударственных образовательных учреждений. Особенности функционирования и управления негосударственных образовательных учреждений в разных странах. Эволюция масштабов и структуры негосударственного сектора образования.  
Начальное и среднее общее образование. Начальное и среднее профессиональное образование в зарубежных странах. Общее среднее образование: ступени, сроки обучения, виды и типы учебных заведений. Особенности организации и содержания заключительного цикла среднего полного общего образования. Начальное и среднее профессиональное образование: уровни, сроки обучения, виды и типы учебных заведений. Документы об образовании, свидетельства и квалификации. Формы аттестации и системы оценок.  
Высшее образование в зарубежных странах. Условия и механизмы доступа к высшему образованию в разных странах. Структура высшего образования. Виды и типы высших учебных заведений. Уровни (циклы), сроки обучения, формы аттестации, системы оценок. Документы об образовании, свидетельства, дипломы, академическиестепени, квалификации. Место и роль университетского сектора образования в разных странах. Послевузовское и дополнительное образование в зарубежных странах. Условия доступа к программам послевузовского профессионального и дополнительного образования. Организационные формы получения послевузовского и дополнительного образования. Основные содержательные требования, сроки обучения, формы аттестации. Присваиваемые квалификации, ученые степени и звания.  
Система образования Великобритании истран, унаследовавших английскую модель образования. Очерк истории и основные количественные характеристики системы образования. Организация и структура. Особенности функционирования, управления и финансирования. Региональные отличия. Механизмы обеспечения контроля и качества образования. Ведущие высшие учебные заведения. Масштабы и формы участия в мировом образовательном сотрудничестве. Системы образования стран Азии, Африки и других стран, унаследовавших английскую модель образования.  
Система образования США. Распространение американской модели высшего образования в мире. Очерк истории и основные количественные характеристики системы образования. Организация и структура. Особенности функционирования, управления и финансирования. Региональные отличия. Механизмы обеспечения контроля и качества образования. Ведущие высшие учебные заведения. Масштабы и формы участия в мировом образовательном сотрудничестве. Системы образования Австралии, Канады, Китая, Республики Корея, Японии.
Система образования Франции и стран, унаследовавших французскую модель образования. Очерк истории и основные количественные характеристики систем образования. Организация и структура. Особенности функционирования, управления и финансирования. Региональные отличия. Механизмы обеспечения контроля и качества образования. Ведущие высшие учебные заведения. Масштабы и формы участия в мировом образовательном сотрудничестве. .
Система образования Германии.Системы образования Северных стран, стран Центральной и Восточной Европы. Очерк истории и основные количественные характеристики систем образования. Организация и структура. Особенности функционирования, управления и финансирования. Региональные отличия. Механизмы обеспечения контроля и качества образования. Ведущие высшие учебные заведения. Масштабы и формы участия в мировом образовательном сотрудничестве.Системы образования Северных стран, стран Центральной и Восточной Европы.
Системы образования стран СНГ и Балтии. Тенденции развития и перспективы интеграции образования в рамках СНГ и ЕврАзЭС. Особенности становления и формирования и основные количественные параметры систем образования. Организация и структура. Особенности функционирования, управления и финансирования. Региональные отличия. Механизмы обеспечения контроля и качества образования. Ведущие высшие учебные заведения. Масштабы и формы участия в мировом образовательном сотрудничестве. Тенденции развития и перспективы интеграции образования в рамках СНГ и ЕврАзЭС.  

Практические занятия (семинары)

№ раздела дисциплины   Тематика практических занятий (семинаров) Трудо-емкость (час.)
Основные количественные параметры, характеризующие развитие систем образования, их обусловленность уровнем социально-экономического развития.Современная панорама состояния образования в мире и его сопоставление для различных стран и регионов. Прогнозы изменения основных параметров.
Послевузовское и дополнительное образование в зарубежных странах.
  Системы образования стран Азии, Африки и других стран, унаследовавших английскую модель образования.
  Распространение американской модели высшего образования в мире.Системы образования Австралии, Канады, Китая, Республики Корея, Японии.
Системы образования стран Африки и других стран, унаследовавших французскую модель образования. Системы образования Испании и Португалии и стран, унаследовавших испанскую или португальскую модель образования.
9. Системы образования Северных стран, стран Центральной и Восточной Европы.
10. Системы образования стран СНГ и Балтии. Тенденции развития и перспективы интеграции образования в рамках СНГ и ЕврАзЭС.

5. Примерная тематика курсовых работ (Тема выбирается применительно к представительным зарубежным странам или группам стран в соответствии с целями и задачами изучаемой дисциплины)

1. Нормативно-правовая база организации и управления образованием.

Внешнее и внутреннее управление высшими учебными заведениями. Автономия вузов. Участие преподавательского состава и студентов в управлении вузом и принятии решений.

Статус, права и обязанности работников системы образования. Профессорско-преподавательский состав вузов. Статус, квалификационные требования, условия найма и работы.

Руководящий состав вузов. Статус, квалификационные требования, назначаемость и выборность, полномочия.

Статус, права и обязанности студентов. Студенческие организации и самоуправление.

Финансирование системы образования. Источники финансирования. Распределение средств.

7. Финансирование высшей школы. Бюджетные и внебюджетные источники

финансирования. Экономическая деятельность вузов.

8. Оплата труда профессорско-преподавательского состава вузов.

9. Материальное обеспечение студентов. Затраты на обучение. Стипендии.

Образовательные ссуды и кредиты.

10.Организация, управление и финансирование научных исследований в

высшей школе.

11.Учреждения и организации, ответственные за контроль и обеспечение

качества образования. Содержание и процедура контроля качества.

12.Структура и содержание профильного обучения на заключительном цикле

среднего (полного) общего образования.

13.Содержание и процедура итоговой аттестации выпускников средних

(полных) учебных заведений.

14.Условия доступа к высшему образованию. Требования, процедуры и механизмы

приема в вузы.

15.Структура и содержание «короткого» цикла высшего образования.

Присваиваемые квалификации.

16.Структура и содержание образовательных программ высшего образования

первой ступени (уровень бакалавра).

17.Структура и содержание образовательных программ высшего образования

второй ступени (уровень специалиста, магистра).

18.Условия и содержание текущей и итоговой аттестации выпускников

вузов.

19.Структура и организация докторского цикла высшего образования.

Условия поступления. Квалификационные требования для получения

ученой степени.

20.Организация инженерно-технического образования. Структура уровней

подготовки и присваиваемые квалификации.

21.Особенности организации высшего педагогического образования.

Квалификационные требования и условия допуска к профессиональной

деятельности.

22.0собенности организации высшего медицинского образования.

Квалификационные требования и условия допуска к профессиональной

деятельности.

23.Особенности организации высшего образования по направлениям и специальностям искусства и культуры. Квалификационные требования и условия допуска к профессиональной деятельности.



2016-09-16 378 Обсуждений (0)
Практические занятия (семинары) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практические занятия (семинары)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (378)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)