Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глоссарий основных терминов и понятий



2016-09-16 352 Обсуждений (0)
Глоссарий основных терминов и понятий 0.00 из 5.00 0 оценок




Приводятся термины и понятия, используемые в изучаемом курсе и имеющие отношение к проведению сопоставительного анализа систем образования разных стран. По наиболее важным позициям, наряду с краткими обобщенными определениями соответствующих терминов и понятий, формулируемыми без указания на обоснования и исходные предпосылки этих определений и без выяснения их соотношения с другими терминами, приведены также развернутые определения наиболее значимых терминов, сопровождаемые подробными объяснениями их смысла и назначения. В этом случае для каждого термина показаны структурные и функциональные связи обозначаемых ими понятий с другими элементами, определяющими характер и содержание высшего образования.

При составлении глоссария использованы следующие источники:

  • Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012
  • Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе;
  • Bologna glossary (Болонский глоссарий) –электронная версия Глоссария Болонского процесса, разработанного российско-немецкой Рабочей группой по Болонскому процессу http://bologna.owwz.de/introduction+M5073d36c033.html?&L=3;
  • электронная версия Глоссария основных терминов, используемых при описании образовательных программ высшего образования в рамках Болонского процесса http://v4.udsu.ru/files/1144969978.doc

Аккредитация – формальное признание образовательной программы или вуза со стороны уполномоченного органа на основе оценки качества и, как результат, придание программе (вузу) опре­деленного статуса, позволяющего присваивать квалифика­цию, признавать квалификации, присваемые иными учреж­дениями, осуществлять зачет кредитов (система зачетных единиц/система кредитов), полученных при обучении в других аккредитованных учреждениях, получать прямое или непрямое финансирование и обладать другими правами по взаимодействию с иными учреждениями и лицами. В большинстве случаев аккредитация предполагает прове­дение особой процедуры, связанной с обеспечением качества образования, которая оценивает, удовлетворяет ли про­грамма или вуз академическим и профессиональным стандартам, из которых исходит орган аккредитации. Процесс аккредитации завершается принятием соответст­вующего формального решения, которое может быть положительным, условно положительным или отрица­тельным. Обычно аккредитация действительна в течение определенного срока. Отрицательное решение тоже может быть пересмотрено повторной аккредитацией по истечении определенного периода времени.[1] Система оценки деятельности учреждения высшего про­фессионального образования Российской Федерации (РФ) сравнима с международными подходами и предполагает три этапа: - лицензирование – оценка соответствия условий образо­вательной деятельности государственным требованиям к уровню преподавательских кадров, учебной и учебно-методической литературе, учебным аудиториям, оснащен­ности необходимым оборудованием как аудиторий, так и различных лабораторий; - аттестация – оценка соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственного образовательного стандарта; - аккредитация – установление (подтверждение на очеред­ной срок) государственного аккредитационного статуса вуза по типу (высшее учебное заведение) и виду (институт, академия, университет) с установлением перечня обра­зовательных программ высшего профессионального образования, по которым вуз имеет право выдавать документы об образовании государственного образца. Сохранение двух процедур – лицензирования как разреше­ния и государственной аккредитации как подтверждения качества образования со стороны государства – соответст­вует правилам, принятым в большинстве европейских стран, и способствует гармонизации российских оценочных проце­дур в рамках Болонского процесса. В РФ различают два типа аккредитаций – государственную и общественную. Государственная аккредитация – признание эффективности деятельности образовательного учреждения, подтверждение на очередной срок или изменение его государственного аккредитационного статуса. В результате государственной аккредитации для вуза устанавливается перечень образова­тельных программ высшего профессионального образования, на основании которых вузу предоставляется право выдавать документы об образовании государственного образца. Общественная аккредитация – процедура признания общественными и профессиональными ассоциациями и объединениями соответствия деятельности образовательной организации определенным критериям, требованиям и нормам. К таким организациям относятся, в частности, Агентство по общественному контролю качества образо­вания и развитию карьеры (АККОРК)[2], Центр тестирования профобразования, Общественная организация работодателей «Деловая Россия», Общественная организация работодателей «Опора России». В РФ существуют также некоторые формы международной аккредитации образовательных учреждений и отдельных программ. Так, РФ участвует в обсуждении проблем фран­чайзинга (реализации образовательных программ в другой стране), изучаются возможности международной аккредита­ции в рамках Болонского процесса, размещается информация о российской системе аккредитации в международных базах данных. Россия представлена как действительный член в составе стран-участниц Международной сети агентств по обеспечению качества высшего образования – INQAAHE[3] и в составе Сети агентств по обеспечению качества высшего образования стран Центральной и Восточной Европы – CEE Network[4].
IKh, VBK, IKr

[1] Van Damme, Dirk: Accreditation in global higher education. The need for international information and cooperation. Outline of a IAUP approach. Memo for the Commission on Global Accreditation of the International Association of University Presidents – May 2000, с. 2; URL: http://www.ia-up.org/grp5/
dvandamme%20-%20memo%20-%20may%202000.doc (4.5.2006 г.).

[2] URL: http://www.akkork.ru (13.7.2006 г.).

[3] URL: http://www.inqaahe.org (13.7.2006 г.).

[4] URL: http://www.ceenetwork.hu (13.7.2006 г.).

Аудиторное занятие – занятие, продолжительностью 45-60 минут, в течение которого осуществляется контакт/взаимодействие между преподавателем и студентами.

Бакалавр – это квалификация первого уровня трехуровневой системы высшего образования (циклы обучения). Трудо­емкость уровня бакалавра составляет от 180 до 240 пере­водных зачетных (кредитных) единиц (Европейская система переводных зачетных единиц – ECTS). В реальной практике в рамках Европейского пространства высшего образования (ЕВПО) внедрение квалификации «бакалавр» вызывает большие дискуссии, особенно в связи с правомочностью занятия тех или иных должностей и перспективой карьер­ного роста. Обучение по программе «бакалавр» предполагает приобретение знаний и навыков в пределах выбранной специальности, которые являются востребованными на рынке труда. Кроме того, программа первого цикла согласно Лиссабонской конвенции о признании (1997 г.) должна обеспечивать доступ к программам второго цикла. В соот­ветствии с Дублинскими дескрипторами (март 2002 г.) квалификации, означающие завершение первого цикла, присваиваются студентам, которые обладают - знанием основ и истории соответствующей дисциплины; - способностью логично и последовательно представить освоенное знание; - способностью контекстуализировать новую информацию и дать ее толкование; - пониманием общей структуры дисциплины; - способностью использовать методы критического анализа и развития теорий; - способностью правильно использовать методы и техники дисциплины; - способностью оценить качество исследований в данной предметной области; - способностью понимать результаты экспериментальной проверки научных теорий. Предполагается, что в процессе первого цикла обучения выработаны навыки работы, которые необходимы для дальнейшего обучения с большой степенью самостоятель­ности. В Российской Федерации (РФ) обучение по программе бакалавриата составляет, как правило, 4 года и завершается защитой итоговой квалификационной работы. Квалификация «бакалавр» рассматривается в основном как промежуточная ступень и предпосылка для перехода к дальнейшему циклу высшего образования (обучению по программе «магистр»). В то же время часть выпускников, получив квалификацию «бакалавр», непосредственно включается в трудовую деятельность. Проблема правомочности занятия тех или иных должностей с квалификацией «бакалавр» не до конца разработана российским законодательством.



2016-09-16 352 Обсуждений (0)
Глоссарий основных терминов и понятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глоссарий основных терминов и понятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)