Глоссарий основных терминов и понятий
Приводятся термины и понятия, используемые в изучаемом курсе и имеющие отношение к проведению сопоставительного анализа систем образования разных стран. По наиболее важным позициям, наряду с краткими обобщенными определениями соответствующих терминов и понятий, формулируемыми без указания на обоснования и исходные предпосылки этих определений и без выяснения их соотношения с другими терминами, приведены также развернутые определения наиболее значимых терминов, сопровождаемые подробными объяснениями их смысла и назначения. В этом случае для каждого термина показаны структурные и функциональные связи обозначаемых ими понятий с другими элементами, определяющими характер и содержание высшего образования. При составлении глоссария использованы следующие источники:
Аккредитация – формальное признание образовательной программы или вуза со стороны уполномоченного органа на основе оценки качества и, как результат, придание программе (вузу) определенного статуса, позволяющего присваивать квалификацию, признавать квалификации, присваемые иными учреждениями, осуществлять зачет кредитов (система зачетных единиц/система кредитов), полученных при обучении в других аккредитованных учреждениях, получать прямое или непрямое финансирование и обладать другими правами по взаимодействию с иными учреждениями и лицами. В большинстве случаев аккредитация предполагает проведение особой процедуры, связанной с обеспечением качества образования, которая оценивает, удовлетворяет ли программа или вуз академическим и профессиональным стандартам, из которых исходит орган аккредитации. Процесс аккредитации завершается принятием соответствующего формального решения, которое может быть положительным, условно положительным или отрицательным. Обычно аккредитация действительна в течение определенного срока. Отрицательное решение тоже может быть пересмотрено повторной аккредитацией по истечении определенного периода времени.[1] Система оценки деятельности учреждения высшего профессионального образования Российской Федерации (РФ) сравнима с международными подходами и предполагает три этапа: - лицензирование – оценка соответствия условий образовательной деятельности государственным требованиям к уровню преподавательских кадров, учебной и учебно-методической литературе, учебным аудиториям, оснащенности необходимым оборудованием как аудиторий, так и различных лабораторий; - аттестация – оценка соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственного образовательного стандарта; - аккредитация – установление (подтверждение на очередной срок) государственного аккредитационного статуса вуза по типу (высшее учебное заведение) и виду (институт, академия, университет) с установлением перечня образовательных программ высшего профессионального образования, по которым вуз имеет право выдавать документы об образовании государственного образца. Сохранение двух процедур – лицензирования как разрешения и государственной аккредитации как подтверждения качества образования со стороны государства – соответствует правилам, принятым в большинстве европейских стран, и способствует гармонизации российских оценочных процедур в рамках Болонского процесса. В РФ различают два типа аккредитаций – государственную и общественную. Государственная аккредитация – признание эффективности деятельности образовательного учреждения, подтверждение на очередной срок или изменение его государственного аккредитационного статуса. В результате государственной аккредитации для вуза устанавливается перечень образовательных программ высшего профессионального образования, на основании которых вузу предоставляется право выдавать документы об образовании государственного образца. Общественная аккредитация – процедура признания общественными и профессиональными ассоциациями и объединениями соответствия деятельности образовательной организации определенным критериям, требованиям и нормам. К таким организациям относятся, в частности, Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК)[2], Центр тестирования профобразования, Общественная организация работодателей «Деловая Россия», Общественная организация работодателей «Опора России». В РФ существуют также некоторые формы международной аккредитации образовательных учреждений и отдельных программ. Так, РФ участвует в обсуждении проблем франчайзинга (реализации образовательных программ в другой стране), изучаются возможности международной аккредитации в рамках Болонского процесса, размещается информация о российской системе аккредитации в международных базах данных. Россия представлена как действительный член в составе стран-участниц Международной сети агентств по обеспечению качества высшего образования – INQAAHE[3] и в составе Сети агентств по обеспечению качества высшего образования стран Центральной и Восточной Европы – CEE Network[4]. [1] Van Damme, Dirk: Accreditation in global higher education. The need for international information and cooperation. Outline of a IAUP approach. Memo for the Commission on Global Accreditation of the International Association of University Presidents – May 2000, с. 2; URL: http://www.ia-up.org/grp5/ [2] URL: http://www.akkork.ru (13.7.2006 г.). [3] URL: http://www.inqaahe.org (13.7.2006 г.). [4] URL: http://www.ceenetwork.hu (13.7.2006 г.). Аудиторное занятие – занятие, продолжительностью 45-60 минут, в течение которого осуществляется контакт/взаимодействие между преподавателем и студентами. Бакалавр – это квалификация первого уровня трехуровневой системы высшего образования (циклы обучения). Трудоемкость уровня бакалавра составляет от 180 до 240 переводных зачетных (кредитных) единиц (Европейская система переводных зачетных единиц – ECTS). В реальной практике в рамках Европейского пространства высшего образования (ЕВПО) внедрение квалификации «бакалавр» вызывает большие дискуссии, особенно в связи с правомочностью занятия тех или иных должностей и перспективой карьерного роста. Обучение по программе «бакалавр» предполагает приобретение знаний и навыков в пределах выбранной специальности, которые являются востребованными на рынке труда. Кроме того, программа первого цикла согласно Лиссабонской конвенции о признании (1997 г.) должна обеспечивать доступ к программам второго цикла. В соответствии с Дублинскими дескрипторами (март 2002 г.) квалификации, означающие завершение первого цикла, присваиваются студентам, которые обладают - знанием основ и истории соответствующей дисциплины; - способностью логично и последовательно представить освоенное знание; - способностью контекстуализировать новую информацию и дать ее толкование; - пониманием общей структуры дисциплины; - способностью использовать методы критического анализа и развития теорий; - способностью правильно использовать методы и техники дисциплины; - способностью оценить качество исследований в данной предметной области; - способностью понимать результаты экспериментальной проверки научных теорий. Предполагается, что в процессе первого цикла обучения выработаны навыки работы, которые необходимы для дальнейшего обучения с большой степенью самостоятельности. В Российской Федерации (РФ) обучение по программе бакалавриата составляет, как правило, 4 года и завершается защитой итоговой квалификационной работы. Квалификация «бакалавр» рассматривается в основном как промежуточная ступень и предпосылка для перехода к дальнейшему циклу высшего образования (обучению по программе «магистр»). В то же время часть выпускников, получив квалификацию «бакалавр», непосредственно включается в трудовую деятельность. Проблема правомочности занятия тех или иных должностей с квалификацией «бакалавр» не до конца разработана российским законодательством.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |