Бакалавриат – организационная форма реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования с целью получения квалификации (степени) бакалавра
Блоки дисциплин/блоки курсов – это предметы, которые преподаются в рамках образовательных программ для получения определенной степени. Отдельные блоки дисциплин могут быть объединены в модули. В высшем образовании существуют различные по формату курсы. Например: - лекционный курс, когда преподаватель читает лекции и его общение со студентами минимально; - семинар, когда студенты готовят и представляют свои письменные работы для обсуждения и критики; - курс практических занятий, когда небольшая группа студентов работает над темой и регулярно встречается с преподавателем для обсуждения и руководства; - лабораторный курс, когда большая часть работы проходит в лаборатории. Понятие «блоки дисциплин» находит в Российской Федерации (РФ) лишь очень ограниченное применение в пределах отдельных высших учебных заведений. Общепринятыми являются понятия «учебный курс», «предмет», «дисциплина». Каждая дисциплина представлена различными видами/формами учебных занятий. В европейском контексте уделяется большое внимание разработке модулей, курсов и учебных планов с европейским содержанием, ориентацией или организацией. Термины «Блоки дисциплин/блоки курсов» и «модуль» часто используются как синонимы. Болонский процесс – «Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), основные цели которого должны быть достигнуты к 2010 г. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Основные идеи Болонской декларации исходят из Великой хартии университетов – Magna Charta Universitatum (Болонья, 1988 г.) и Сорбоннской декларации (Париж, 1998 г.). В настоящее время (2006 г.) Болонский процесс (БП) объединяет 45 стран. Российская Федерация (РФ) присоединилась к БП в 2003 г. на Берлинской Конференции министров образования стран Европы. В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых, как предполагается, будет способствовать ЕПВО. Это введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования (циклы обучения), введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц/кредитов (система зачетных единиц/система кредитов) и отражение учебной программы в Приложении к диплому, образец которого разработан Европейской Комиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО-СЕПЕС, повышение мобильности студентов, преподавателей, научных работников и административно-управленческого персонала, обеспечение необходимого качества высшего образования (система обеспечения качества), взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов. К настоящему времени принято говорить о 10-ти позициях БП: к ранее сформулированным добавляются введение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня), придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования, реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так называемое «обучение в течение жизни»). Кроме того, в настоящее время становится все более принятым говорить об общеевропейском образовательном и исследовательском пространстве (Европейское пространство научных исследований).
Вторая степень – вторая квалификация высшего образования, полученная после первой. Присуждается после успешного завершения второго цикла обучения, может включать в себя исследовательский компонент. Диплом – документ об образовании (см.), обычно выдаваемый по завершению образовательной программы начального, среднего или высшего профессионального образования. В зарубежных странах диплом может выдаваться также по завершению программы среднего полного общего образования. Диссертация – оформленные соответствующим образом результаты проведения самостоятельного исследования, необходимые для получения степени/диплома (как правило, второго или третьего цикла). Докторантура – организационная форма реализации программы послевузовского образования с целью получения докторской степени. Докторская степень – квалификация, признающая способность держателя проводить исследования или заниматься академической деятельностью. Предполагает большой объем оригинальных исследований, которые представляются в виде диссертации. Как правило, присуждается после завершения третьего цикла обучения. Документ об образовании – официальное подтверждение в овеществленной форме успешного завершения полного курса обучения по определенной образовательной программе. Наиболее распространенные виды документа об образовании: диплом, свидетельство, сертификат, аттестат, академическая справка. Европейская система переводных зачетных единиц или Европейская система переноса зачетных единиц (ECTS) – система обеспечения прозрачности систем образования и образовательных программ. Основана на следующих договоренностях: общая трудоемкость одного учебного года – 60 з. е. Эти 60 з. е. распределяются по отдельным единицам курса/модулям в соответствии с трудозатратами студентов, необходимыми для достижения результатов обучения. В Болонской декларации (1999 г.) Европейская система переводных зачетных единиц – ECTS рассматривается как важнейшее средство, обеспечивающее широкомасштабную мобильность студентов. Система зачетных единиц/система кредитов является систематизированным способом описания образовательной программы путем присвоения кредитов ее компонентам. ECTS была введена в 1989 г. в рамках программы ERASMUS/SOCRATES как система перезачета объема изученного студентом материала и сроков обучения. Система ECTS служит основой для введения систем зачетных единиц на институциональном, региональном, национальном и европейском уровнях. ECTS представляет собой общую трудоемкость студента, необходимую на освоение программы и получения соответствующих компетенций (компетентностный подход) и результатов обучения. Кредиты количественно отражают работу студента для освоения каждого блока дисциплин относительно общей трудоемкости, необходимой для освоения программы в течение академического года в вузе. В понятие общей трудоемкости входят: лекции, практические занятия, семинары, учебные практики, самостоятельная работа студента в библиотеке или дома, подготовка к сдаче экзаменов. В ECTS один академический год обучения на очном отделении соответствует 60 кредитным единицам, семестр – 30, а триместр – 20. За один академический год студент очной формы обучения осваивает приблизительно 1500-1800 часов общей трудоемкости образовательной программы, что в среднем составляет 40 недель обучения по 40 часов еженедельно. В настоящее время ECTS развивается как система накопления зачетных единиц наряду с их перезачетом (перезачет и накопление зачетных единиц/перезачет и накопление кредитов). Так как между ECTS и Приложением к диплому имеется прямая взаимосвязь, то их введение должно быть одновременным.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (400)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |