Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (26 часов)



2016-09-16 297 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (26 часов) 0.00 из 5.00 0 оценок




БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ

 

 

ФИЛОСОФИЯ

 

 

Учебно-методическое пособие для аспирантов

и соискателей ученой степени кандидата наук

всех юридических специальностей

 

 

Минск


БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ

 

 

ФИЛОСОФИЯ

 

 

Учебно-методическое пособие для аспирантов

и соискателей ученой степени кандидата наук

всех юридических специальностей

Минск

ООО «БИП-С Плюс»

 
 

 

 


Составители: Л. П. Иванова,

Е. С. Логовая, Т. Ф. Милова, С. А. Радько

 

Рецензенты: д-р филос. наук, проф. В. К. Лукашевич;

д-р юрид. наук, проф. С. Ф. Сокол

В пособии изложены программа, примерная тематика курса лекций, список обязательной и рекомендуемой литературы, памятка о кандидатском экзамене по философии, перечень вопросов для вступительных экзаменов в аспирантуру, а также тематика рефератов и перечень вопросов для самоконтроля знаний.

Издание предназначено для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук всех юридических специальностей в системе подготовки к кандидатскому экзамену по философии. Рекомендации составлены в соответствии с требованиями Министерства образования и ВАК Беларуси.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социально-культурное значение философии определяется особой природой философского мышления, статусом философии как феномена духовной культуры, рефлексивным характером ее основоположений. Предметом ее изучения является сам человек, познающий и преобразующий мир, а также сложный духовный мир человека. Философия выполняет несколько функций: мировоззренческую, онтологическую, гносеологическую, методологическую, социализирующую, логическую, аксиологическую, гуманистическую и др. Изучение дидактической модели философии, в которой спроецированы эти функции, призвано способствовать формированию философского и научного мировоззрения – совокупности наиболее общих взглядов на мир, т. е., целостной, теоретической картины мира и бытия человека в нем, что оказывает социализирующее влияние, помогая человеку войти в мир культуры и освоить его. Методологическая функция философии также реализуется через сознание и деятельность субъекта. Преподавание философии ставит своей целью помочь аспиранту сориентироваться в мире научной, философской, художественной, юридической и других субкультур.

Поскольку аспиранты готовятся к будущей научно-исследовательской деятельности, изучение философии имеет для них чрезвычайно важную особенность. Освоение рационально-концептуальной ориентации, свойственной философскому осмыслению, позволит реализовать методологическую роль философии применительно к классической и неклассической науке, в том числе юриспруденции.

В преподавании философии для аспирантов учитывается специфика юридического вуза. Методология в этой связи рассматривается не только в отношении науки, в том числе и правовой, но и в сфере практики, а именно – в области функционирования права и правосознания.

Конкретные задачи курса философской подготовки – повысить уровень мировоззренческой культуры аспирантов; ознакомить их с содержанием современных представлений по истории философии, онтологии, гносеологии и методологии, диалектики, философской антропологии, социальной философии. Научить применять в исследовательской деятельности наиболее продуктивные методы и подходы; выработать умение осмысливать содержание и результаты исследований в своей области в контексте общегосударственных и глобальных проблем, а также помочь в осмысленном духовном самосовершенствовании.

Одной из новаций современной программы является акцент на необходимости существенной активизации творческой самостоятельной работы аспиранта по осмыслению и анализу предложенной литературы (как основной, так и дополнительной) и авторской интерпретации наиболее важных и актуальных проблем современной философии и методологии науки с учетом профиля диссертационных исследований. Эта работа осуществляется, прежде всего, в процессе подготовки реферата по курсу «Философия и методология науки» с последующей его защитой при сдаче кандидатского экзамена.

Подготовка к сдаче кандидатского экзамена по философии включает прослушивание курса лекций, самостоятельное изучение оригинальных текстов, а также написание реферата. Опыт работы с аспирантами, накопленный во многих учебных и научных центрах Республики Беларусь, а также в странах СНГ, свидетельствует о том, что это очень важный и значимый компонент в системе философско-методологической подготовки. Он требует не только от аспиранта, но от его научного руководителя больших затрат времени и серьезного внимания к выбору темы реферата, а также информационно-теоретического обеспечения его надлежащего уровня.

Аспиранты и соискатели, не выполнившие полностью программу подготовки, пропустившие значительное количество лекций либо не получившие положительной рецензии на реферат, к экзамену не допускаются.


 

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Учебная (рабочая) программа для аспирантов
и соискателей всех юридических специальностей
частного учреждения образования
«БИП – институт правоведения»

 

 

Современные тенденции в развитии образования предполагают интенсивное освоение специализированных образовательных программ на постдипломном уровне. В соответствии с отечественными традициями такие программы реализуются в процессе подготовки научно-педагогических кадров. Необходимость адаптации накопленного в ведущих университетах мира образовательного опыта и передовых инновационных технологий в сфере специализированной подготовки студентов ставит перед современной аспирантурой ряд новых нетрадиционных задач. Прежде всего это задача органичного соединения углубленной профессиональной подготовки и программ ее социокультурной адаптации. Речь идет о формировании и развитии у аспирантов осмысленной потребности не только овладевать методами научного и педагогического творчества, эффективно решать актуальные научно-исследовательские проблемы, но и адекватно оценивать роль и значение новых научных идей для развития общества, определять их социокультурное и антропологическое измерение. Эта стратегическая ориентация в развитии специализированного образования соответствует магистральным тенденциям динамики современной науки, все более интенсивно интегрирующей инструментально-технологические и социокультурные параметры научного познания.

Исходя из этого, принципиально важно так организовать учебный и научно-исследовательский процесс в аспирантуре, чтобы он органично соединял в себе конкретно-научные задачи с общеметодологической и социокультурной подготовкой, предполагающей адекватное восприятие и рефлексивную оценку приоритетов своей профессиональной деятельности.

В формировании и развитии методологической культуры мышления особая роль принадлежит философии, поскольку она всегда претендовала на отражение и репрезентацию в своих идеях и категориальных моделях наиболее глубинных и сущностных оснований природной и социокультурной реальности. Именно в структурах философского знания наиболее полно и рельефно воплощалась фундаментальная интенция творческого мышления, направленного на критическую рефлексию и методологическое осмысление вопросов бытия и познания. Эти атрибутивные для философии характеристики делают ее уникальным духовно-теоретическим феноменом и определяют ее особое место в системе социально-гуманитарного знания и образования.

Более того, достижения современной науки открыли широкие возможности для преобразования природы, воздействия на внутренний мир человека, изменения его генетической основы и манипуляции сознанием, что неизбежно сказывается на ответственности ученого за свои научные открытия и их последствия. Помимо этого, на развитие науки оказывают влияние социокультурные факторы, знание которых позволяет обозначить множество социальных функций ученого. Именно поэтому философия, предлагая концептуальное осмысление современных мировых процессов, призвана обозначить социальные и гражданские позиции будущего ученого.

В связи с этим необходимо положительно оценить сложившуюся в отечественной высшей школе традицию, согласно которой успешная подготовка научно-педагогических кадров предполагала систематическое изучение курса философии и формирование на этой основе навыков рефлексивно-методологического мышления.

В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Это определяется комплексом объективных процессов, происходящих в обществе и формирующих проблемное поле социодинамики на рубеже XX – XXI столетий. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности общества, глобализация социально-экономического развития современного социума, перманентное обострение экологических проблем, возникновение многочисленных центров региональной напряженности в связи с процессами трансформации и модернизации постсоциалистических и развивающихся государств – эти и многие другие явления очевидно актуализируют проблемы философско-мировоззренческого и логико-методологического порядка. Их профессиональное и творческое осмысление требует серьезной и акцентированной философско-методологической подготовки будущих ученых и педагогов.

Способствовать выполнению этой кардинальной задачи призван курс «Философия и методология науки», который рекомендуется для изучения в аспирантуре и ориентирован, в первую очередь, на задачи философско-методологического обеспечения научно-профессиональной деятельности аспирантов и творческое осмысление ими соответствующей философской проблематики, имеющей непосредственное отношение к вопросам логики, методологии, социологии науки и образования.

Отличительной особенностью этого курса является его акцентированная направленность на проблематику и содержательные особенности современной философско-методологической мысли. Опираясь на базовые знания по философии, которые уже имеются у аспирантов, используя возможности классического философского наследия, важно в предлагаемом курсе сориентировать слушателей на изучение наиболее значительных и актуальных идей и концепций, разработанных в постклассической философии и методологии науки. Одна из основных задач курса состоит в том, чтобы сформировать у аспирантов устойчивые навыки рефлексивной культуры мышления и представления о возможностях современного методологического сознания.

Поэтому большое внимание в данном курсе уделяется конструктивно-критическому осмыслению проблем человека, науки, техники, общества и культуры, экологии и информационной революции и др.

Такой акцент на методологическую проблематику особенно важен, поскольку современное состояние философии и философского образования характеризуется высокой степенью проблематизации и очевидной размытостью парадигмальных основ и предметно-содержательных структур философского знания. Эта тенденция релятивизации философской культуры приобрела осязаемые очертания в постклассической философии. В последней трети ХХ столетия она заметно усилилась и была дополнена самокритикой философского сознания в контексте идей и ценностей эпохи постмодерна.

Эти объективные процессы в динамике современного философского знания создают серьезные трудности в определении предметно-содержательных и научно-методических приоритетов аспирантской подготовки по философии. Поэтому предлагаемая для аспирантов программа философско-методологической подготовки должна быть предметно-определенной, дидактически выверенной и максимально адаптированной не только к современному состоянию философского знания, но и к специфике профессиональной и научно-исследовательской деятельности аспиранта.

Исходя из вышеизложенного, концептуально-теоретическая основа предлагаемого курса по философии для аспирантов интерпретируется авторами прежде всего как философия и методология научного познания. Однако современное понимание науки предполагает обязательное раскрытие различных ее измерений и импликаций: социально-экологических, антропологических, социокультурных. Поэтому гносеологическая и эпистемологическая проблематика увязывается в данной программе с вопросами социальной философии, философской антропологии и других разделов философского знания. В результате курс приобретает целостный и системный характер, но в его содержательно-тематических аспектах отчетливо доминирует логико-методологическая и науковедческая проблематика.

Исходя из соображений как содержательного, так и методического характера, а также учитывая традиции научных исследований в области философско-методологической проблематики, созданные усилиями нескольких поколений белорусских ученых и философов, на основе типовой программы, рекомендованной ВАКом Республики Беларусь , авторский коллектив разработал данную программу курса «Философия и методология науки», который предлагается для изучения аспирантами Института правоведения с последующей сдачей кандидатского экзамена по данной дисциплине.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

  Содержание курса Лек-ции Контролируемая самостоятельная работа (КСР)
Раздел 1 Философия и ценности современной цивилизации    
Тема 1 Философия как феномен культуры. Статус и предназначение философии в жизни общества  
Тема 2 Стратегии философии классического периода. Философия и национальное самосознание
Тема 3 Основные стратегии развития постклассической философии  
Тема 4 Философское осмысление проблемы бытия  
Тема 5 Материя как объективная реальность  
Тема 6 Природа в системе онтологического анализа
Тема 7 Философия глобального эволюционизма  
Тема 8 Бытие духовного. Философское учение о субъективной реальности  
Тема 9 Проблема человека в философии  
Тема 10 Специфика социальной реальности  
Тема 11 Основные проблемы социальной динамики. Развитие общества как цивилизационный процесс  
Тема 12 Философия культуры  
  ИТОГО:
Раздел 2 Философско-методологический анализ науки    
Тема 1 Познавательная деятельность и современные формы ее осмысления  
Тема 2 Наука как важнейшая форма познания. Генезис науки и основные этапы ее развития
Тема 3 Образы науки и научной рациональности в философии XX века  
Тема 4 Структура и динамика научного познания  
Тема 5 Методологический инструментарий современной науки
Тема 6 Социокультурный статус науки. Наука в системе социальных ценностей
  ИТОГО:
Раздел 3 Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки    
Тема 1 Философия в системе социокультурного знания. Общество как предмет философско-методологического анализа  
Тема 2 Понятие научной дисциплины. Проблема классификации социальных и гуманитарных наук  
Тема 3 Философия права в системе социо-гуманитарного знания  
Тема 4 Модальности юридического мышления и логические формы развития юридического знания  
Тема 5 Структура правовых норм и логические средства обоснования принципов права  
Тема 6 Логико-методологические основания аргументации в деятельности юриста  
  ИТОГО:  
Раздел 4 Вместо заключения: философия и наука на рубеже ХХ и ХХІ веков    
Тема 1 Ценности и цели философии в эпоху постмодерна
Тема 2 Философия и экологические императивы современной цивилизации
  ИТОГО:

 

РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (26 часов)



2016-09-16 297 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (26 часов) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (26 часов)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)