Главный вопрос урока:есть ли среди живых организмов вредные виды?
? Для каждой группы запишите по 3-5 названий организмов.
Живые организмы, которые доставляют человеку неприятности
| Являются сорняками:
…………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………….
Являются вредителями растений:
……………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………..
Портят запасы продуктов:
…………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………….
Разрушают древесину:
…………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………..
Вызывают ожоги и отравления:
……………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………..
Являются кровососами человека и животных:
……………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………..
Вызывают болезни:
……………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………..
Переносят возбудителей заболеваний:
……………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………..
Доставляют прочие неприятности(в скобках укажите, какие именно):
……………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………..
|
Живые организмы, которые приносят человеку пользу
| Используются в пищу:
…………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………….
Производят или помогают производить продукты питания:
…………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………….
Обеспечивают одеждой:
…………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………….
Обеспечивают обувью:
…………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………..
Используются как транспортное средство:
…………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………..
Являются лекарственными:
……………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………..
Используются в качестве красителей:
……………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………..
Помогают бороться с вредителями лесного и сельского хозяйства:
……………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………..
Создают хорошее настроение, радуют своей красотой:
……………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………..
Доставляют другую пользу(в скобках укажите, какую именно):
……………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………..
|
Ответ на главный вопрос урока:……………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………….
ЖИЗНЬ ОРГАНИЗМОВ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ
Среды жизни планеты Земля
Признаки для сравнения
| Водная
| Почвенная
| Наземно-воздушная
| Организменная
|
Преимущества данной среды обитания по сравнению с другими
| | | | |
Недостатки данной среды по сравнению с другими
| | | | |
Примеры организмов, обитающих в этой среде
| | | | |
Примеры приспособлений к жизни в данной среде
| | | | |
Экологические факторы среды
Экологическими фактораминазывают ………………………………………………………
Факторы среды
|
|
|
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
| ………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
| ………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
………………………………….
|
Приспособления организмов к жизни в природе
Практическая работа
Цель:научиться выявлять приспособления растений и животных к различным экологическим факторам.
Ход работы:
§ Внимательно прочитайте информационные листы.
§ Рассмотрите гербарии, коллекции, иллюстрации.
§ На основе полученной информации заполните таблицы.
Часть первая: изучаем приспособления растений к недостатку влаги.
Названия растений
| Приспособления к недостатку влаги
|
| |
| |
| |
| |
Часть вторая: изучаем приспособления растений к опылению насекомыми.
Названия растений
| Приспособления к опылению насекомыми
|
| |
| |
| |
| |
Часть третья: изучаем приспособления животных к холодной зиме.
Названия животных
| Приспособления к перенесению низких температур
|
| |
| |
| |
| |
Часть четвертая: изучаем защитные приспособления организмов.
Названия организмов
| Приспособления к защите от врагов
|
| |
| |
| |
| |
? Почему у разных организмов имеются разные приспособления?
……………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………….
Природные сообщества