Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причины, особенности формирования и развития абсолютной монархии в России во второй половине XVII – первой половине XIX веков



2016-09-16 883 Обсуждений (0)
Причины, особенности формирования и развития абсолютной монархии в России во второй половине XVII – первой половине XIX веков 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Абсолютная монархия является такой формой правления, при которой монарху юридически и фактически принадлежит вся полнота государственной власти в стране. Его власть не ограничена каким-либо органом, он ни перед кем не отвечает и никому в своей деятельности не подконтролен. Для абсолютной монархии характерно наличие сильного, разветвленного профессионального бюрократического аппарата, постоянной армии и регулярной полиции.

Отдельные черты абсолютизма в России проявлялись с середины XVII в. Об этом свидетельствует прекращение деятельности Земских соборов, постепенное отстранение Боярской думы от принятия важнейших решений, преобладание именных царских указов среди источников права. Но только со времени правления Петра I (1689 –1725) российская монархия окончательно стала абсолютной. Неограниченный характер власти монарха закреплялся в законодательстве. В частности, в толковании к статье 20 Воинского устава (1716 г.) отмечалось: «Его величество есть самовластительный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен…». В 1721 г. Петр первым из русских царей был провозглашен императором, что символизировало как всевластие монарха, так и мировой статус его державы.

Возникновение абсолютизма – явление закономерное, имеющее свои объективные предпосылки. Переход к абсолютизму обуславливался, в первую очередь, социально-экономическими причинами. В странах Западной Европы абсолютные монархии возникли на основе значительного развития капиталистических отношений, когда окрепшие предпринимательские слои населения (буржуазия) составили серьезную конкуренцию феодальной аристократии в борьбе за власть и влияние в обществе. Используя противоречия и своеобразное равновесие сил между этими важнейшими политическими лагерями, европейские монархи взяли на себя роль арбитров, что позволило им, в свою очередь, укрепить личную власть.

В науке нет единого мнения о том, являются ли эти закономерности типичными и для России. Некоторые ученые напрямую связывают переход к абсолютизму в России с развитием капитализма. Даже признавая наличие буржуазных отношений в России в XVII в. (что уже само по себе спорно), вряд ли можно говорить об их существенном влиянии на становление абсолютизма. Русская буржуазия, представленная в основном торговым (купеческим) капиталом, была еще крайне малочисленной, не претендовала на власть и всецело зависела от государства. Более того, именно протекционистская политика абсолютистского государства дала мощный толчок развитию российского капитализма. Поэтому в отличие от Европы в России в момент зарождения абсолютизма не было и не могло быть «равновесия» сил между дворянством и буржуазией.

По-видимому, стоит признать, что процесс формирования абсолютной монархии в России существенно отличался от аналогичных процессов в европейских государствах. Если социальную опору западноевропейского абсолютизма составляли буржуазия («третье сословие») и часть феодалов, то абсолютная монархия в России в основном отражала интересы дворянства, служилого сословия. В условиях острых социальных конфликтов XVII в. (крестьянская война под предводительством С. Разина и др.) феодалы были заинтересованы в сильной власти, способной контролировать и подавлять проявления недовольства со стороны закрепощенного крестьянства. Поэтому не является случайным тот факт, что, получив абсолютную власть, российские монархи не только не упразднили наиболее архаичные феодальные институты, но, напротив, значительно усилили закрепощение основной массы населения.

Таким образом, абсолютная монархия в России прежде всего выражала потребность правящих слоев в обеспечении стабильного развития феодальных отношений.

Фактором, ускорившим процесс перехода к абсолютизму, было осознание частью правящей элиты экономической и военной отсталости России, что делало страну уязвимой с точки зрения возможной внешнеполитической опасности со стороны соседних государств (Речи Посполитой, Швеции, Турции). Преодоление отсталости требовало концентрации значительных людских, материальных ресурсов, такие задачи могла решать власть, обладающая абсолютными полномочиями. Иными словами, абсолютная монархия оказалась более приспособленной, чем сословно-представительная монархия, для обеспечения экономической и политической независимости страны.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось формированием полицейского или, как его еще называют, «регулярного» государства, которое стремилось контролировать и детально регламентировать все проявления общественной и частной жизни. Теоретически был возможен и иной путь развития взаимоотношений государства и общества: постепенное ослабление государственного давления на общество, поощрение частной инициативы и обеспечение сословной (а затем и личной) свободы. Но при наличии традиций деспотической государственной власти, а также в условиях все более увеличивавшегося отставания России от ее основных конкурентов на международной арене и затяжных военных конфликтов был избран второй вариант: насильственное подчинение всех сословий общегосударственным интересам и явное забвение интересов частных.

Гипертрофированное вмешательство государства в социальные отношения стало реальностью еще до Петра. Уже Соборное уложение 1649 г., закрепостив крестьян и горожан, закрепило усиление государственного контроля над обществом. Петр, как царь-реформатор, только упорядочил способы государственной регламентации социальных взаимоотношений и создал приспособленный для этих целей разветвленный бюрократический аппарат. Основные кадры чиновников в этом аппарате комплектовались из числа дворян. Учитывая огромную роль бюрократии в государственном строительстве, ученые называют государственную систему, созданную в ходе реформ Петра I, «чиновничье-дворянской монархией».

В годы правления Екатерины II (1762 – 1796) абсолютистское государство достигает своего расцвета: недаром это время принято называть «золотым веком» российского дворянства. Первый период царствования Екатерины (до крестьянской войны Е. Пугачева) был периодом так называемого «просвещенного абсолютизма». Просвещенный абсолютизм был направлен главным образом на укрепление позиций дворянства путем преобразования наиболее устаревших социальных институтов, внедрения в общественное сознание идей западноевропейских просветителей, поиска новых форм взаимодействия власти и общества при очевидной неэффективности традиционных методов насилия. В идеологии просвещенного абсолютизма глава государства представлялся как «отец народа», который в равной степени заботится о всех своих подданных и правит на основании закона. Екатерина готова была серьезно обсуждать проблему отмены крепостного права, но, к сожалению, столкнулась с крайним консерватизмом российского дворянства. Дворяне не могли отказаться от традиционных методов хозяйствования. Последующие события – крестьянская война Е. Пугачева и Великая французская революция – заставили власть отказаться от идей «просвещения» и продолжить укрепление полицейского государства.

Александр I (1801 – 1825) вновь попытался вернуться к идеям «либерализма», «просвещенной монархии» и был готов пойти дальше, чем Екатерина – она, как известно, не допускала мысли об ограничении власти монарха, в то время как Александр начал свое царствование с обсуждения идей конституционного правления и разделения властей. В конечном счете, его ждала неудача, а основная причина поражения была традиционной – любые попытки изменить основы самодержавия наталкивались на жесткое сопротивление основной массы российского дворянства. Таким образом, к середине XIX в. в России сохранялась абсолютная монархия, опиравшаяся на сословный строй и крепостное право.

Абсолютная монархия на определенном историческом этапе помогла отстоять независимость и суверенитет страны. Но по мере укрепления своего могущества абсолютистское государство само превратилось в реальную угрозу для соседних государств, демонстрируя устремления к расширению своей территории. Это расширение происходило преимущественно за счет западных земель. В 1654 г. в состав Российского государства включена Левобережная Украина. В результате Северной войны со Швецией в 1721 г. была присоединена Прибалтика. Во второй половине XVIII в. Российская империя распространила свою власть на Белоруссию, Правобережную Украину и Крым. Вассальную зависимость от русского монарха признали Казахстан и Грузия. В начале XIX в. в к России были присоединены Финляндия, Бессарабия, значительная часть польских земель с центром в Варшаве. Констатируя расширение границ российского государства и превращение его в настоящую империю, не следует забывать, что все это происходило не только благодаря успешным военным операциям российской армии, но и вследствие роста международного авторитета России, стремления некоторых народов перейти под ее покровительство.

Российские правители стремились в каждом случае найти свой подход для интеграции новых подданных в российское общество.

В Финляндии (Великом княжестве Финляндском) законодательная власть принадлежала сословному Сейму, без согласия которого не мог быть принят, изменен или отменен ни один закон. Сейм имел право законодательной инициативы и право обращаться с петициями к российскому императору (великому князю Финляндскому). Правительство – Сенат – также избиралось Сеймом, но возглавлял его назначаемый императором генерал-губернатор.

Автономные права предоставлялись и Царству Польскому (до восстания 1830 – 1831 гг.). С 1818 г. шляхта и горожане избирали законосовещательный Сейм, который, в отличие от финляндского, не обладал правом законодательной инициативы и обсуждал законопроекты императора (короля Польского). Исполнительная власть сосредоточивалась в руках назначаемого императором наместника, при котором в качестве совещательного органа действовал Государственный совет.

В целом, однако, следует признать, что царское правительство в своей политике не смогло в надлежащей степени учесть многонациональный характер государства. Российская бюрократия готова была воспринимать интеграцию различных национальностей только в виде их постепенной русификации. Поэтому к глубоким социальным противоречиям добавились и национальные противоречия, что является характерной чертой российского абсолютизма.

 

2. Завершение формирования
феодальных сословий в России,
изменение их правового положения
в XVIII – первой половине XIX веков

 

Развитие сословного строя в XVIII в. привело к окончательной консолидации основных сословий, исчезновению промежуточных слоев, которые постепенно включались в то или иное сословие. Государство стремилось к четкой правовой регламентации положения каждого из четырех сословий: дворянства (шляхетства), духовенства, крестьян, городского населения (мещан).

 

На протяжении всего рассматриваемого периода прослеживается тенденция к превращению сословий в замкнутые группы, но в интересах государства все-таки обеспечивалась определенная социальная мобильность, и разрешался при определенных условиях переход из одного сословия в другое. Консолидация сословий не привела также и к полному устранению внутрисословных групп, что делало сословное деление достаточно сложным. В конце XVIII – начале XIX вв. четко обозначились процессы, размывающие сословный строй: динамично развивавшаяся капиталистическая промышленность обуславливала формирование новых социальных слоев (предпринимателей и наемных рабочих), которые не укладывались в рамки прежнего сословного деления общества. Появилась достаточно многочисленная межсословная группа разночинцев – выходцев из различных слоев общества.

После налоговой реформы 1718 г. сословия в России подразделялись на две крупные категории – податное и неподатное население, т.е. платившие подушную подать (крестьяне, горожане) и освобожденные от ее уплаты (дворянство, духовенство). По данному критерию привилегированные сословия отграничивались от непривилегированных. Также сословия отличались по иным критериям – объему личных и имущественных прав, возможности занимать должности в государственном аппарате, праву осуществления торговой и предпринимательской деятельности.

Дворяне. Высшим сословием в России было дворянство (в начале XVIII в. оно по образцу Речи Посполитой именовалось «шляхтой»). Государственная служба со времен Петра I являлась одновременно и главной привилегией дворянина, и его основной обязанностью. Аристократическое происхождение больше не учитывалось при назначении на руководящие государственные посты: в 1682 г. отменено местничество, а затем боярский чин был вообще упразднен. Изданная Петром I Табель о рангах (1722 г.) полностью устранила прежние сословные группировки внутри класса феодалов и регламентировала порядок их продвижения по службе. На службу разрешалось принимать также лиц недворянского происхождения, которые, достигнув определенного чина, могли стать дворянами. Низшие чины получали личное дворянство (пожизненное, без права передачи сословного положения детям). Только начиная с восьмого чина, предоставлялось потомственное дворянство (наследственное). В первой половине XIX в. государство, ограничивая доступ в дворянское сословие, установило более высокие ранги для получения дворянства на основании выслуги.

При Петре I обязательная служба для дворян не ограничивалась определенным сроком и фактически являлась пожизненной, в связи с чем дворяне добивались отмены обязательной службы. В 1730 г. был установлен 25-летний срок службы, а в соответствии манифестом Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (1762 г.) дворяне вообще освобождались от обязательной военной и государственной службы. Освобождение от службы, однако, не лишало их права на первоочередное замещение государственных должностей. Напротив, государство всячески защищало это право и фактически сделало его монопольным. С 1771 г. не разрешался прием на гражданскую службу лиц из податных сословий, а в 1798 г. запрещалось производство в высшие чины лиц недворянского происхождения.

Наряду с государственной службой важнейшей привилегией дворянского сословия было право собственности на землю. По Указу о единонаследии (1714 г.) уравнивалось правовое положение вотчин и поместий за счет превращения поместных земель в наследственную собственность. Государство отказалось от практики пожалования поместных земель, установив денежное вознаграждение за службу. Вместе с тем за особые заслуги феодалы по-прежнему получали в собственность крупные земельные владения вместе с проживающими на этих землях крестьянами. В 1778 г. раздача частным владельцам государственных земель была приостановлена, а в начале XIX в. окончательно запрещена.

Дворянству принадлежало монопольное право на владение землями, населенными крестьянами. При Петре I право покупать деревни с крестьянами получили также купцы (1721 г.), но исключительно с целью использования труда этих крестьян на создаваемых промышленных предприятиях (мануфактурах). Таким образом, монопольное право дворян в данном случае не нарушалось, так как крестьяне прикреплялись не к личности собственника, как это было у дворян, а к конкретному предприятию. Расширялись права дворян в отношении крепостных. По указу 1760 г. они получили право ссылать неугодных крестьян в Сибирь, а с 1765 г. – отдавать их на каторжные работы.

Гарантировалась определенная личная неприкосновенность дворян. В 1716 г. их освободили от пыток (за исключением дел о государственных преступлениях). С 1754 г. впервые отменялись телесные наказания дворян, но окончательно применение этих унижающих человеческое достоинство наказаний по отношению к представителям высшего сословия было запрещено лишь в 1801 г.

В 1785 г. Екатерина II издала наиболее важный акт, закрепивший права и привилегии дворян – «Жалованную грамоту дворянству». В ней подтверждалось освобождение дворян от обязательной службы и телесных наказаний, право собственности дворян на землю и ее недра. Личные и имущественные права дворян могли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда, при этом дворянина мог судить только равный ему сословный суд. Дворянам разрешалось заниматься торговлей и предпринимательством (записываться в купеческие гильдии, открывать фабрики), в отличие от некоторых европейских государств, где такие занятия вели к утрате сословного положения. Дворяне могли создавать свои сословные организации – уездные и губернские дворянские собрания, – которые могли обращаться по различным вопросам, как к местным властям, так и непосредственно к главе государства, избирали предводителей дворянства. Таким образом, с изданием Жалованной грамоты в основном завершилось юридическое оформление статуса дворянского сословия.

Духовенство. Традиционно было важной политической силой в стране, владело большим количеством земли и крестьян. Оно делилось на черное (монашество) и белое (священнослужители). В строгом смысле слова к сословию духовенства относились только священники, дьяконы и другие служители церкви, в то время как черное духовенство имело особый статус.

Духовенство, будучи привилегированным сословием, в целом имело меньше привилегий, чем дворяне. Например, только в начале XIX в. оно было освобождено от телесных наказаний.

Усиление монархической власти неизбежно привело к огосударствлению церковной жизни. Патриаршество, как символ независимого статуса церкви, было упразднено, и в 1721 г. создан полностью подконтрольный гражданским властям высший орган церковного управления – Святейший Правительственный Синод.

Установление государственного контроля над церковью превратило духовенство в замкнутое сословие и привело к его бюрократизации. С 1722 г. белое духовенство стало наследственным. Дети священнослужителей должны были поступать в духовные училища (семинарии). Священники, не имевшие места в церковных приходах (не включенные государством в штаты), платили подушную подать, а с 1737 г. их стали забирать в рекруты. Вступление в духовное звание и выход из него государство строго регламентировало. Лицам из податных сословий в разные периоды либо вообще запрещалось поступать в священнослужители, либо такое право было ограничено. Только в конце XVIII в. были сделаны определенные послабления, и духовенство стало открытым сословием. Так, по общему правилу духовенству запрещалось заниматься торговлей и промыслами, но священники, не включенные в штат, получили право записываться в купеческие гильдии, ремесленные цеховые организации.

Черное духовенство, в отличие от белого, не было наследственным. Государство, не заинтересованное в увеличении численности монашества (черное духовенство не платило налоги), вводило возрастные и иные ограничения для пострижения в монахи. В результате такой политики количество монахов в России сократилось в несколько раз. Политика ограничения имущественных прав церкви привела, в конечном счете, к секуляризации церковных земель. Указом 1764 г. все церковные и монастырские вотчины были изъяты в пользу государства. Монастырям и архиерейским домам оставили лишь незначительные земельные наделы для хозяйственных нужд.

Крестьяне. Консолидация крестьянства в единое сословие не привела к устранению его деления на внутрисословные группы, различающиеся по правовому положению. Крестьяне подразделялись на государственных, экономических, дворцовых (удельных), помещичьих (крепостных) и посессионных.

К числу государственных крестьян относились черносошные крестьяне, пашенные люди Сибири, нерусское население Поволжья и Приуралья, а также однодворцы – бывшие дворяне, которые не подтвердили своего происхождения. Государственные крестьяне платили государству подушную подать, денежный оброк, а нерусские народы уплачивали ясак (натуральную дань пушниной). Допускались смена места жительства и переход государственных крестьян в другие сословия. Большинство таких крестьян жило общинами, владело и пользовалось полученными от государства землями, передавало их по наследству, отдавало в приданое. При определенных условиях (согласие общины и т.д.) им разрешалось продавать и закладывать землю. Они могли защищать свои интересы в суде, заниматься торговлей и промыслами.

После передачи церковных земель государству (1764 г.) бывшие церковные крестьяне были переведены на положение государственных. Они платили государству денежный оброк и подчинялись особому органу – Коллегии экономии. Поэтому таких крестьян первое время называли «экономическими», пока в XIX в. они полностью не слились с основной массой государственных крестьян.

Дворцовые крестьяне проживали на дворцовых землях, которые принадлежали императору и находились в управлении дворцовой канцелярии. В 1797 г. дворцовые крестьяне были переданы в ведение Департамента уделов, после чего их стали именовать удельными.

Самой бесправной группой были крепостные крестьяне. Дворяне распоряжались крестьянами как своей собственностью, могли продавать их без земли и с разлучением семей, закладывать, завещать, менять, дарить, судить (за исключением тяжких преступлений), подвергать телесным наказаниям, отдавать в смирительные и арестантские дома, ссылать в Сибирь и на каторжные работы. Беглых крестьян разыскивали и возвращали хозяевам. Беглых наказывали кнутом или каторжными работами, а у помещиков, которые их укрывали, конфисковывали имущество.

Крестьяне нечерноземной полосы, как правило, платили помещику денежный или натуральный оброк, в то время как в черноземных районах главной повинностью крестьян была барщина (отработка на господской земле определенное количество дней) или «месячина» (постоянная работа в хозяйстве господина за определенную месячную денежную или натуральную плату). Кроме повинностей в пользу помещиков крепостные уплачивали подушную подать и несли государственные повинности (рекрутскую и др.).

Численность крепостных в XVIII в. постоянно увеличивалась. Рядом указов (1719, 1720 и 1723 гг.) облагались подушной податью и юридически приравнивались к крепостным крестьянам пашенные и непашенные (дворовые) холопы. В крепостные также были записаны вольные («гулящие») люди, пленные инородцы, сироты. Число крепостных росло и в результате пожалований государственных земель вместе с проживающими на них крестьянами в собственность помещиков.

Крепостные крестьяне трудились не только на земле, но и на промышленных предприятиях. Такие крестьяне делились на приписных (закрепленных за предприятием распоряжением государственного органа) и посессионных (приобретенных частными лицами исключительно с целью работы на предприятии). С 1721 г. купцам и заводчикам разрешалось приобретать крепостных с землей, с 1736 г. – без земли, с 1744 г. – покупать целые деревни. В 1762 г. такие сделки были запрещены, а в 1798 г. – вновь легализованы до тех пор, пока в 1816 г. государство окончательно запретило приобретение крепостных для работы на производстве. Владельцы предприятий не имели права продавать посессионных крестьян отдельно от предприятия, отпускать их на волю, закладывать или отдавать в рекруты вместо крепостных. Посессионные крестьяне, также как и другие крестьяне, платили подушную подать.

В первой половине XIX в. правовое положение крепостных крестьян несколько изменилось. Если в XVIII в. они составляли большинство крестьянского населения, то теперь их число по сравнению с государственными крестьянами сократилось. Государство предприняло ряд мер, направленных на ограничение крепостничества и облегчение положения крепостных крестьян. В 1797 г. в российском законодательстве впервые были регламентированы повинности крепостных: помещик мог требовать от крестьянина не более трех дней барщины в неделю. В 1803 г. был издан указ о вольных (свободных) хлебопашцах: разрешалось освобождение крепостных с землей за выкуп по инициативе помещика. В 1816 – 1819 гг. было отменено крепостное состояние в прибалтийских землях Российской империи. Не было введено крепостное право в присоединенных к России Финляндии и Польше. В 1842 г. был издан указ об обязанных крестьянах: помещики получали право отпускать крестьян на волю безвозмездно, без земли, а те, в свою очередь, должны были арендовать у них землю, выполняя зафиксированные в добровольном соглашении повинности. В целом вышеперечисленные меры не могли снять острых социальных противоречий, порождаемых крепостническими отношениями, и только подготавливали более масштабную реформу аграрного сектора экономики.

В первой половине XIX в. изменилось и положение государственных крестьян. В 1801 г. им было разрешено свободно покупать землю, в 1818 г. – учреждать фабрики и заводы (выступать в качестве учредителей могли и помещичьи крестьяне). С 1816 г. началось размещение части государственных крестьян в военных поселениях. Поселенцы должны были заниматься сельским хозяйством, отдавая часть урожая государству, и одновременно нести военную службу. В 1837–1841 гг. по инициативе графа П.Д. Киселева проводилась реформа управления государственными крестьянами: создавалось Министерство государственных имуществ, осуществлялся перевод крестьян на денежный оброк, выравнивались земельные наделы крестьян, закреплялась система органов крестьянского самоуправления (сельский и волостной сход, сельские старосты и волостные управления).

Горожане. Города в этот период развивались как торговые и промышленные центры, в них создавались различные предприятия – мануфактуры, заводы, верфи и т. д. Нарождающиеся предпринимательские слои (буржуазия) формировались за счет купечества, мастеров-ремесленников, разбогатевших крестьян. Для них государство создавало льготы и привилегии, хотя в целом посадское население было податным сословием – платило подушную подать, несло рекрутскую, постойную, строительную повинности.

В городах в начале XVIII в. стали создаваться магистраты – органы городского самоуправления,члены которых избирались посадским сходом (общим собранием населения посада). Магистраты судили горожан, отвечали за своевременную уплату податей. В 1727 г. магистраты были преобразованы в ратуши. В отличие от аналогичных европейских органов, российские органы городского самоуправления имели своей основной целью не защиту корпоративных интересов горожан, а обеспечение финансовых интересов государства.

Право участвовать в городском самоуправлении и избираться на магистратские должности имели только так называемые «регулярные граждане», объединенные с 1721 г. в две гильдии. В первую гильдию входили банкиры, знатные купцы. Во вторую, – мелкие торговцы и ремесленники. Гильдиями руководили гильдейские сходы и избранные ими старшины. Ремесленники, входившие во вторую гильдию, создавали также по европейскому образцу цеховые организации (цехи) – корпоративные объединения, регламентирующие правила производства и реализации ремесленной продукции. За рамками гильдий находились «подлые люди» – подмастерья, чернорабочие, прислуга, – права которых ограничивались.

Единый сословный статус городского населения был закреплен в «Жалованной грамоте городам» (1785 г.). Городские жители (мещане) разделялись на шесть разрядов:

1) «настоящие – городские обыватели;

2) купцы 1, 2, 3-ей, гильдии;

3) цеховые ремесленники;

4) иногородние и иностранные купцы;

5) именитые граждане;

6) прочее посадское население (собственно они и назывались мещане).

Горожане должны были платить подушную подать, нести рекрутскую повинность. Купцы вместо подушной подати платили ежегодный сбор в размере одного процента с объявленного капитала, а также могли откупаться от рекрутской повинности. Кроме того, купцы первой и второй гильдий, а также именитые граждане освобождались от телесных наказаний.

Создавались органы городского самоуправления: общая городская дума и ее исполнительный орган – шестигласная городская дума (включала представителей всех шести разрядов городского населения). Городская дума обеспечивала общественный порядок, регулировала развитие торговли, городского хозяйства и строительства.

3. Государственные реформы Петра I,
значение мх для формирования абсолютизма

Реформы Петра Великого всегда вызывали бурные споры в историко-правовой науке, как при анализе их причин, так и при оценке их последствий. Очевидно, что предпосылки этих реформ вызревали на протяжении предшествующего столетия, но, тем не менее, следует признать огромную роль личности самого Петра в проведении преобразований. Не следует забывать и о влиянии затяжной и тяжелой Северной войны со Швецией, которая делала эти реформы основным условием выживания государства. Реформы Петра I, затрагивавшие различные сферы общественной жизни, были так или иначе подчинены задаче создания сильного государства, обладающего серьезным военным потенциалом. Поэтому не случайно реформы в стране начались с военной реформы, а основными сферами преобразовательной деятельности Петра Великого кроме армии стали государственное управление, государственная служба и финансы.

В ходе Северной войны в стране были созданы мощная армия и военно-морской флот, оснащенные передовым для того времени вооружением, артиллерией. Прежние воинские формирования (стрелецкие части, дворянское ополчение) отменялись, армия стала регулярной и профессиональной. Рядовой состав комплектовался за счет рекрутских наборов. Податное население, и в первую очередь крестьяне, обязано было ежегодно выставлять рекрутов от определенного количества дворов. Служба в армии была пожизненной, и только в конце XVIII в. был установлен 25-летний срок службы. Офицерский состав армии формировался из числа дворян, для которых, как подчеркивалось выше, при Петре I вводилась обязательная пожизненная служба в армии или на гражданских должностях. Оснащение армии и флота сопровождалось активным вмешательством государства в сферу экономики. Петр начал проводить политику протекционизма – поощрения развития промышленности и торговли. Создавались мануфактуры – предприятия, на которых в отличие от мелкотоварного производства, существовало разделение труда, но преобладал еще ручной труд. В то время как в европейских странах на мануфактурах трудились наемные рабочие, российские предприятия основывались на труде крепостных людей.

Масштабные преобразования требовали серьезного финансового обеспечения, что обусловило кардинальную перестройку налоговой системы. В 1678 г. была проведена новая перепись земель и дворов, а в 1679 г. введено подворное обложение (вместо поземельного). Вопросами налогообложения с 1680 г. занимался Приказ большой казны и подчиненные ему финансовые приказы, а с 1708 г. их функции были переданы Бурмистерской палате (Ратуше), учрежденной еще в 1699 г. В 1718 г. была проведена перепись населения и введена подушная подать – новый основной прямой налог. Подать должны был ежегодно платить все мужчины вне зависимости от возраста (за исключением привилегированных слоев населения). Для уточнения количества податного населения периодически проводились переписи («ревизии») и составлялись списки налогоплательщиков («ревизские сказки»). Финансовая реформа имела важные социальные последствия: холопы, «гулящие люди» и др. были причислены к податному населению и перестали существовать как отдельные обособленные группы.

Несмотря на большое значение военных и финансовых реформ, все-таки важнейшими являлись реформы государственной службы и системы управления. Прежний государственный аппарат, содержавший в себе много архаических черт, не мог обеспечить решение стоявших перед страной задач, государственная машина давала сбои.

Частичные преобразования государственных органов начались в 1689 – 1710 гг. В первую очередь это проявилось в падении роли и значения Боярской думы. С 1699 г. прекратились новые пожалования в члены Боярской Думы и в думные чины, а в 1701 г. функции Думы фактически были переданы Ближней канцелярии царя. Для решения наиболее важных вопросов чиновники канцелярии были объединены в особый управленческий орган – Конзилию министров. Совершенствовалась приказная система управления: сокращается число центральных приказов (с 44 до 25) при одновременном увеличении штатной численности приказной бюрократии, проводится дальнейшая специализация приказов, создаются новые приказы – Преображенский (центральный орган политического сыска), Адмиралтейский, Провиантский, военных дел, Ратуша (центральное казначейство). На местах всю административную, судебную и военную власть сосредоточили в своих руках воеводы (их было около 250 в конце XVII в.).

Кардинальная перестройка органов власти и управления была осуществлена в 1710 – 1725 гг., т. е., условно говоря, во второй половине царствования Петра I.

22 февраля 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую Думу. Сенат, члены которого назначались лично царем, стал высшим правительственным учреждением, но вся законодательная власть при этом оставалась в руках монарха. Сенат занимался административной и судебной деятельностью, осуществлял финансовый и налоговый контроль, надзор за деятельностью госаппарата, а во время отсутствия государя в столице издавал от его имени указы. В 1722 г. учреждалась должность генерал-прокурора – главы Сената. Генерал-прокурор руководил заседаниями Сената и одновременно осуществлял контроль за его деятельностью.

В 1718 – 1720 гг. ликвидированы старые приказы, а на смену прежней приказной системе управления пришли новые центральные органы отраслевого управления – коллегии. Всего были учреждены 12 коллегий:

1) Коллегия иностранных дел;

2) Военная;

3) Адмиралтейская;

4) Камер-коллегия (государственные сборы и доходы);

5) Штатс-контор-коллегия (государственные расходы);

6) Ревизион-коллегия (финансовый контроль);

7) Берг-коллегия (горнодобывающая и металлургическая промышленность);

8) Мануфактур-коллегия (иные отрасли промышленности);

9) Коммерц-коллегия (торговля);

10) Вотчинная коллегия (вопросы землевладения);

11) Юстиц-коллегия (надзор за судами);

12) Главный магистрат (руководство магистратами).

Для руководства делами церкви была образована Духовная коллегия (1718 г.), на основе которой в 1721 г. создан Святейший Правительственный Синод. Во главе каждой коллегии стоял президент, при нем находился вице-президент, несколько коллежских советников и асессоров. Синод возглавлял обер-прокурор, а в его состав входило высшее духовенство. В каждой коллегии была канцелярия и специализированные служащие – архивариусы, регистраторы, переводчики. Компетенция коллегий определялась в Регламентах, а общий порядок деятельности коллегийи делопроизводства устанавливался в Генеральном регламенте (1720 г.).

Вместе с органами центрального управления претерпела изменения и система местного управления. В 1708 г. вся страна была разделена на 8 губерний (позже образованы еще 3). Во главе губерний были поставлены губернаторы, которые обладали весьма широкими полномочиями и подчинялись непосредственно Сенату и коллегиям. В качестве основного административного, финансового и судебного органа в губернии выступала канцелярия. Некоторое время при губернаторах в качестве совещательного органа действовали советы из местных дворян (ландратские коллегии). В 1715 – 1719 гг. губернии были разделены на провинции (всего их было 50). Провинциями управляли воеводы. Каждая провинция, в свою очередь, разделялась на дистрикты, которые возглавляли земские комиссары из числа местного дворянства. В целом местный аппарат управления включал в себя большое количество различных должностных лиц, ведавших отдельными вопросами управления. Так, некоторые центральные коллегии, действовали по принципу ведомств, т.е. имели в своей структуре специал



2016-09-16 883 Обсуждений (0)
Причины, особенности формирования и развития абсолютной монархии в России во второй половине XVII – первой половине XIX веков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Причины, особенности формирования и развития абсолютной монархии в России во второй половине XVII – первой половине XIX веков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (883)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)