Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Древнейшие источники болгарского права. «Закон судный людям» как памятник болгарского права



2016-09-16 544 Обсуждений (0)
Древнейшие источники болгарского права. «Закон судный людям» как памятник болгарского права 0.00 из 5.00 0 оценок




Важнейшими источниками права были обычаи, законы и законодательные сборники, договоры ханов с Византией, царские грамоты (которые устанавливали привилегии, большинство грамот датируется XIII–XIV вв.).

Самым древним и единственным, дошедшим до нас законодательным памятником дохристианского периода, являются «3аконы хана Крума» (начало IX в.). Текст законов на греческом языке сохранился византийском словаре второй половины X в. (так называемый «словарь Свиды»). Согласно преданию, прежде, чем издать законы, болгарский хан допросил пленных аваров, интересуясь их мнением о причинах ослабления и гибели аварского государства. Среди прочих причин пленники назвали клеветничество, продажность судей, широкое распространение пьянства. Затем Крум объявил законы на конвенте «всех болгар», собиравшемся в особо важных слу чаях. Законы были направлены на укрепление авторитета центральной власти. В стране вводилось централизованное судопроизводство. Хан приказал производить тщательное судебное разбирательство в случае любого обвинения в нарушении закона и сурово карать воров и их укрывателей, клеветников, пьяниц (для борьбы с пьянством уничтожались виноградники). Богатым под страхом жестокой кары предписывалось давать нуждающимся (нищим) столько, сколько необходимо, чтобы впредь они не просили милостыни. Ученые полагают, что данная норма косвенно свидетельствует о формировании феодальной зависимости крестьянства: хан требовал от состоятельных землевладельцев предоставлять обедневшим имущество, чтобы, став, таким образом, зависимыми крестьянами, они имели средства к существованию.

Законы Крума были обязательны для всего населения, независимо от этнических различий. Реформа ослабила влияние местной знати, смягчила правовые различия между славянами и протоболгарами и способствовала славянизации протоболгар.

После принятия христианства широкое распространение в Болгарии получили византийские законодательные сборники (Эклога, Земледельческий закон, Номоканон), которые нередко редактировались применительно к болгарским условиям. Заимствование византийского права в первую очередь отвечало интересам господствующего класса феодалов и болгарской церкви.

Византийские законодательные сборники не только непосредственно применялись в деятельности судов, но и использовались при разработке местных болгарских законов. Так, на основе «Эклоги» и отдельных статей «Номоканона» был составлен первый после принятия христианства письменный болгарский памятник права – «Закон судный людям» (более точное наименование – «Закон судный людем»). Известны две его редакции – Краткая (32 статьи) и Подробная (77 статей). Более древней является Краткая редакция, которая, скорее всего, была составлена во время правления князя Бориса при введении христианства в Болгарии (865 г.).

В данном правовом памятнике отсутствует четкая группировка статей по объекту правового регулирования, а нормы материального права чередуются с нормами процессуального права. В Краткой редакции «Закона судного людям» в основном содержатся нормы уголовного права. Предусматривается уголовная ответственность за язычество, половые преступления (сожительство с чужой рабыней, обольщение и изнасилование девушки, кровосмешение, двоеженство и др.), самоуправство, поджог и квалифицированные кражи (кражи во время войны, похищение вещей из священных мест; похищение свободного человека и др.).

Утверждение христианства, как официальной государственной религии, оказало сильное влияние на содержание «Закона судного людям». Этим, в частности, можно объяснить суровые наказания для язычников, а также жителей сел, где совершаются языческие обряды. Язычников продавали в рабство, их имущество продавалось, а деньги раздавались бедным. Село, где укрывались язычники, несло коллективную ответственность и со всем имуществом отдавалось церкви. За половые преступления, нарушающие христианскую мораль, устанавливались такие наказания, как членовредительство (отрезание носа), избиение, денежные штрафы. В качестве альтернативы светским наказаниям использовались церковные наказания (длительный пост на срок от 7 до 15 лет).

4. Общественный и государственный строй
второго Болгарского царства. Источники права

Во втором Болгарском царстве окончательно сформировались и достигли своего расцвета феодальные отношения, выросло крупное церковное и светское землевладение. Были известны два основных вида феодальных земельных владений: баштина (владение, свободно передающееся по наследству) и прония (условное держание на время службы, которым нельзя свободно распоряжаться). Феодалы получали иммунитетные привилегии, которые оформлялись царскими грамотами – хрисовулами. Среди крестьян выделялись лично свободные (баштинники) и крепостные крестьяне (парики). Рабы получали землю и превращались в зависимых крестьян – отроков.

Особое значение в экономике феодальной Болгарии приобрели такие города, как Тырново, Средец (София), Пловдив. В отличие от городов у западных славян болгарские города не имели значительных прав самоуправления.

Во втором Болгарском царстве система управления была построена по византийскому образцу. Об этом свидетельствует аналогичные византийским названия должностей и титулов центральных и провинциальных чиновников, административное устройство, финансовое и налоговое законодательство. Государство возглавлял царь. Ключевую роль в управлении играл совет при царе – синклит. Иногда созывались феодальные съезды – соборы. Территория государства делилась на области, которым управляли царские наместники. На местах сохранялись органы общинного самоуправления.

Основными источниками права во втором Болгарском царстве являлись царские грамоты (хрисовулы, сигилии и др.), в которых содержались постановления о феодальной земельной собственности, о привилегиях феодалов и обязанностях зависимых людей. Содержание и формы болгарских царских грамот служат доказательством сильного влияния византийского права. Продолжали использоваться в качестве источников византийские законодательные сборники, например, «Синтагма Матвея Властаря».

Во второй половине XIV в. болгарское государство, раздираемое внутренними противоречиями, распалось на три части: Тырновское царство, Видинское царство, Добруджанское княжество. Децентрализованная и ослабленная Болгария в 1393 – 1396 г. была завоевана турками и вошла в состав Османской империи.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте содержание понятий: Союз семи племен, боилы, багаины, боляре, хан, кавхан, конвенты, парики, отроки, синклит, законы хана Крума, Закон судный людям, хрисовул.

2. Укажите причины и особенности образования первого Болгарского царства. Выскажите свое мнение о роли тюрков и славян в становлении и развитии данного государства.

3. Проанализируйте взаимоотношения Болгарии и Византии. Выявите факты, свидетельствующие о тесной связи их политического и правового развития.

4. Охарактеризуйте содержание Закона судного людям. Что позволяет исследователям связывать появление данного памятника со временем княжения князя Бориса? Докажите, что на содержание Закона сильное влияние оказала христианская религия.



2016-09-16 544 Обсуждений (0)
Древнейшие источники болгарского права. «Закон судный людям» как памятник болгарского права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Древнейшие источники болгарского права. «Закон судный людям» как памятник болгарского права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (544)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)