Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ



2016-09-16 537 Обсуждений (0)
ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

2.1. Античность.

2.2. Средние века.

2.3. Эпоха Возрождения.

2.4. Новое время. Эпоха Просвещения.

2.5. Философия XIX века.

 

1. Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения.

В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики - государственная, региональная, корпоративная и т.д. Такой терминологический подход имеет право на существование и его нельзя исключать, но он не дает возможности для более глубокого сущностного понимания этого социального явления. При таком узком толковании социальной политики, например, отсутствие мер и мероприятий позволяет делать вывод об отсутствии социальной политики как таковой. Социальная политика всегда имеет место не только чисто с теоретических позиций, но и в практической жизни. Другое дело, социальная политика может быть, к сожалению, ошибочной, слабой, деформированной и т.д., ибо в широком смысле и с научных позиций - это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель - человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.

Т.е., социальная политика - многогранный процесс и структурно сложное явление. Только по одному-двум показателям и критериям, пусть и очень важным, например, уровню заработной платы, безработицы и т.п., проблематично давать реальную и исчерпывающую оценку ее состояния. Предмет социальной политики далеко не линейный, а многоуровневый и системный. Предмет этой политики совпадает с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс - социально-трудовую сферу (СТС) - систему взаимосвязанных компонентов и частей, среди которых:

- отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, жилищно-коммунальный сектор);

- рынок труда, занятость, безработица;

- социальное партнерство;

- социальная защита;

- оплата и охрана труда;

- социальное страхование;

- пенсионная система.

Поэтому, проводя социальную политику, важно равномерно учитывать все поле ее охвата, не увлекаясь одними направлениями и не забывая другие участки. Вряд ли можно признать сильной и правильной социальную политику, в рамках которой ее субъекты обращают свое внимание лишь на развитие образования, культуры и не уделяют его проблемам занятости, мотиваций, пенсионного обеспечения.

Конечно, нельзя исключать систему приоритетов социальной политики, различающихся по своему набору в зависимости от конкретных этапов и условий развития, региональных и корпоративных аспектов и особенностей. Однако широта, системность и масштабность проведения социальной политики в контексте полноты учета ее многоликого предмета - гарант результативности и действенности взаимоотношений между социальными слоями и социальными группами общества.

Таким образом, социальная политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов.

Предметом социальной политики как науки являются свойства, закономерности, содержательные (устойчиво воспроизво­димые и выражающие сущность) отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представ­ляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их об­щественного положения.

Предметом социальной политики государства выступают трудовые отношения, отношения в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта. Эти отношения оказывают непосредственное воздействие на воспроизводство социальных (человеческих) ресурсов общества, качество жизни населения, его общественное поведение.

Важная задача социальной политики – формирование политическим руководством цели социального развития общества, комплекс мер по их реализации. Государственные органы, общественные организации, органы местного самоуправле­ния, производственные коллективы реализуют социальную политику, направленную на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния населения, улучшением качества его жизни, обеспечением социаль­но-политической стабильности, социального партнерства в обществе.

2. Обычно под «социальной политикой» понимают социальную политику, проводимую государством («государственную социальную политику»), однако в качестве субъекта проведения социальной политики могут выступать не только государства, но и другие субъекты — надгосударственные образования (в этом случае говорят о надгосударственной социальной политике), отдельные административные образования (местная, или региональная социальная политика), а также отдельные предприятия, в том числе транснациональные.

Тем не менее, ключевым субъектом социальной политики является государство. Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. В силу специфики социальной сферы как объекта управления социальная политика также является специфическим воздействием. Уяснив данную особенность социальной сферы, мы сможем также уяснить особенность деятельности государства, которая обозначается таким понятием, как "социальная политика".

Социальная сфера жизни общества раскладывается на объективные и субъективные составляющие. К объективным необходимо отнести условия жизни индивидов, а к субъективным - потребности индивидов. При этом социальная сфера жизни людей представлена как отношения между условиями жизни людей и их потребностями. Социальная политика оказывает воздействия на условия жизни людей. Пределы этого воздействия квалифицируются установлением таких отношений между двумя элементами социальной сферы, при которых у индивидов не воспроизводится чувство нуждаемости.

Для того чтобы социальная сфера стала объектом управления государством, необходим такой уровень ее развития, который требовал бы вмешательства государства. Условием, при котором это вмешательство становится действительным, является такой уровень развития потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственного труда, как это имело место в аграрных обществах, а может быть удовлетворен высокоразвитым промышленным производством. Поэтому развитие производства и степень разделения труда в этом производстве является материальной основой необходимости государственной интервенции в социальную сферу жизни людей. Попытки обосновать социально-политический характер феодального или рабовладельческого государства не выдерживают критики, так как уровень развития потребностей человека рабовладельческого и феодального обществ таков, что даже примитивные средства производства позволяли их удовлетворять за счет собственного труда.

Развитая потребность человека появляется при развитом разделении труда, но не равном доступе большинства населения к продуктам различных производств. В рамках социально-экономической школы анализа социальной политики замечено, что чем больше в социальной структуре общества представителей наемного труда, чем выше разделение труда, тем больше доля отчислений, производимых государством на социальные нужды населения страны. Если экономической основой социально-политической деятельности государства является промышленный способ производства и разделения труда, то социальной основой является объединение представителей наемного труда, чей интерес, так же как и интерес предпринимателей, покоится на данном производстве. В силу ограниченных возможностей производства удовлетворять потребности индивидов между производством и потреблением возникает противоречие, на основе которого разворачивается социальный конфликт. Ограниченный и конфликтный характер отношений между индивидами как результат ограниченного производства порождает такие группы людей, которые могут воспроизводиться при условии помощи последним со стороны общества в лице государства. К этим группам людей относятся такие социальные группы, которые либо по малолетству, либо по болезни, либо по старости, либо в результате отсутствия работы не в состоянии самостоятельно обеспечить свои потребности и потребности своей семьи. Данные группы людей имелись во все времена, однако потребности этих групп людей не требовали всеобщей защиты со стороны государства и осуществлялись в основном на местном уровне. Социальная защита как легитимированная деятельность государства приобретает всеобщий характер, а потребности индивидов становятся политической категорией только на промышленной стадии производства, когда человек как производительная сила общества начинает носить общественный характер. Этот общественный характер производства и человека предопределяет социально-политическую деятельность государства в социальной сфере и государственное управление потребностями человека.

Для того чтобы государство было в состоянии управлять социальной сферой в рамках своей социально-политической деятельности, оно редуцирует социальную сферу в категории политики. Это означает, что государство выделяет из всей совокупности отношений социальной сферы жизни общества такие отношения, которые начинают носить всеобщий характер и тем самым должны защищаться политически. Обязанность защиты со стороны государства своих граждан вытекает из социальной сути самого государства, которая заключается в установлении политически детерминированной социальной связи между людьми.

Иными словами, социальная защита есть особая политическая форма включения индивидов в социальную жизнь посредством снятия экономических препятствий, не преодолимых ими без посторонней помощи. Этим актом государство конституирует "социальную зону" своего политического влияния и защиты как социальные права и обеспеченные экономическими возможностями социальные гарантии.

Во многих Конституциях государств можно встретить определение данного государства как социального (например, Россия, Финляндия, Нидерланды, Канада, Швейцария, Германия, Бельгия).

Общепризнанными характеристиками социального государства являются:

- развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет, высокие размеры отчислений на социальную сферу;

- развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения;

- развитая правовая система, при которой осуществлено разделение властей, четкая реализация функций каждой ветви власти, отработана нормативно-правовая система социальной жизни.

Таким образом, цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

3. В системе субъектно-объектных отношений в социальной сфере, помимо государственных органов власти, организаций и учреждений, действуют негосударственные организации, общественные объединения граждан и инициативы. Они получили название «третий сектор».

Третий сектор - это социальный институт, возникающий в обществах, достигших определенного уровня развития – постиндустриальных обществах (обществах благосостояния). Можно выделить несколько основных черт функционирования третьего сектора в обществах благосостояния:

- Третий сектор представляет собой стабильный социальный институт, в деятельности которого участвует подавляющая часть населения (массовое волонтерство). Подобное общественное участие (public participation) является моральной нормой общества, обеспеченной идеологической, религиозной и политической поддержкой и одобрением.

- Для третьего сектора характерны устойчивость организаций и их связей с другими институтами общества, наличие развитой материальной и профессиональной инфраструктуры, сопоставимой по своим возможностям с инфраструктурой, находящейся в руках государства. Некоторые области социальной сферы могут практически полностью находиться в руках учреждений третьего сектора.

- Развитое законодательство, специальный правовой и экономический режим характеризуют юридический контекст, в котором действуют организации третьего сектора. Этот режим, несмотря на несовпадение способов, используемых в различных национальных системах, создает условия для выработки и реализации относительно адекватной социальной политики. Это достигается за счет соединения преимуществ, связанных с известной статичностью (консервативностью) и рациональностью, присущей государственным структурам, и некоторой долей произвольности (субъективности), характеризующей деятельность множества частных субъектов социальной сферы.

- Большой удельный вес организаций с давней историей и традициями, авторитетных и хорошо известных населению, усиливает легитимность всей сферы в целом.

Итак, независимо от конкретных форм своего реального существования в отдельных национальных системах, третий сектор сегодня является главным посредником между рынком и государством. Он представляет собой общественный институт, который действует по своим правилам, не являющимся ни административными, ни рыночными. Подобное положение третьего сектора позволяет ему справляться с целым комплексом таких сложнейших социальных задач, как:

- привлечение дополнительных ресурсов общества в сферу социального воспроизводства, при помощи иных, помимо налоговых, механизмов и использование дополнительных способов их аккумуляции;

- мобилизация имеющихся ресурсов на направлениях, учитывающих представления и потребности самых широких слоев населения;

- воздействие широкой общественности на оперативное перераспределение государственных и частных средств в соответствии с меняющейся социальной ситуацией и возникновением новых проблем;

- реализация новаторских социальных программ, т.е. программ, которые еще не имеют общепризнанного статуса и всеобщей поддержки. Выполнение этой задачи способствует развитию и совершенствованию самой системы и качества социального воспроизводства. При этом зачастую осуществление подобных программ производится без мобилизации дополнительных общественных средств за счет собственных моральных и интеллектуальных ресурсов и использования уже имеющейся инфраструктуры.

Все конкретные формы существования третьего сектора являются результатом развития длительного конфликта и компромиссом между государством, рыночными субъектами и самими гражданами по поводу их доли ответственности и меры участия в социальном воспроизводстве. В итоге такого компромисса ограничивается тенденция чрезмерной поляризации жизненных горизонтов для различных людей, обеспечивается достижение общественного согласия.

4. Сегодня в проведении социальной политики активное участие принимает бизнес. Бизнес выступает как активный субъект социальной политики. Но по мере встраивания крупного бизнеса во «властную вертикаль» он утрачивает самостоятельность не только в политической, но и в социальной сфере. Социальная политика бизнеса, как считает экономист Я. Паппэ, «становится проявлением лояльности». А направления социальной ответственности определяются не собственным выбором «капитанов крупного бизнеса», но предпочтениями федеральных и региональных чиновников, которым дается право решать, насколько эффективны те или иные социальные программы компаний. В экспертном сообществе существуют различные оценки социальной политики бизнеса. Одни аналитики настаивают на том, что она носит исключительно вынужденный характер и является ответом на запрос, сформулированный властью. В этой связи говорится о «государственном рэкете» и контрпродуктивности политики властей в отношении бизнеса.

Другой подход предполагает, что социальная ответственность является проявлением внутренних интересов бизнеса. Как считает Чирикова А. Е., основная из проблем состоит в том, что власть возлагает на бизнес слишком высокие ожидания, действуя как вынужденный субъект патернализма на поле социальной политики. Подобная позиция приводит к тому, что власть довольно жестко рекомендует бизнесу быть социально ответственным. Действуя таким образом, власть пытается создать замену публичного спроса на социальную активность, подменив его государственным давлением и принуждением бизнеса. Альтернативой такому шагу может выступать не подмена властью гражданских инициатив, стремление выступать от имени местного сообщества, а реальное формирование субъектов таких инициатив, которые могли бы обходиться без посредников в лице власти, при взаимодействии с бизнесом на поле социальной политики. Координация «снизу» действий бизнеса на поле социальной политики позволила бы приблизить социальную политику бизнеса к интересам территории, уменьшила бы то несоответствие, которое существует сегодня между теми проектами, которые реализует бизнес по инициативе власти или по собственной инициативе, с тем, в чем сегодня реально заинтересовано население той или иной территории.

Также Чирикова А. Е. считает, что общество сегодня не воспринимает адекватно те вложения, которые бизнес делает в социальную политику, в виде налогов и создания рабочих мест. Фактически требования массового сознания к бизнесу растут быстрее, чем возможности самого бизнеса. Возгонка подобных ожиданий естественно не улучшает восприятие бизнеса населением, поддерживая патерналистские и «давальческие» настроения. Бизнес неоднозначно реагирует на эти ожидания. Одни его представители, в лице крупных компаний, стремятся сократить разрыв между представлениями общества и интересами бизнеса, ища и находя поле взаимовыгодного компромисса. Другие продолжают не замечать делегированных им ожиданий. Это вызывает общественное раздражение. При этом общество и власть не хотят признать того факта, что «заговор молчания» бизнеса, по отношению к обществу и работникам, не всегда является результатом нежелания соучастия, диктуемого либеральными представлениями руководителей компаний. Для того, чтобы тратить деньги на социальную политику – бизнес сначала должен их заработать.

Выводы

1. Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. Предметом социальной политики государства выступают трудовые отношения, отношения в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта. Эти отношения оказывают непосредственное воздействие на воспроизводство социальных (человеческих) ресурсов общества, качество жизни населения, его общественное поведение.

2. Ключевым субъектом социальной политики является государство. Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

3. В системе субъектно-объектных отношений в социальной сфере, помимо государственных органов власти, организаций и учреждений, действуют негосударственные организации, общественные объединения граждан и инициативы. Они получили название «третий сектор». Третий сектор - это социальный институт, возникающий в обществах, достигших определенного уровня развития.

4. В проведении социальной политики активное участие принимает бизнес. Бизнес выступает как активный субъект социальной политики.

Литература

Бородкин Ф.М. Третий (неприбыльный] сектор общества /Состояние
третьего (неприбыльного) сектора в обществе: Экспертные статьи. — Новосибирск, 1996.
Гаврилова Н.М., Пономаренко Е.В. Третий сектор: механизм некоммерческого хозяйствования.—М., 1999.

Скворцов И. Социальная политика в контексте социальной культуры: к определению понятия / И. Скворцов // Власть.- 2012. - № 1.

Шишкин С.В. Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? - М.: ГУ-ВШЭ, 2005.

 

 

Лекция 3



2016-09-16 537 Обсуждений (0)
ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (537)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)