Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XIX – XX ВВ



2016-09-16 806 Обсуждений (0)
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XIX – XX ВВ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

3.1. А. Смит о социальных функциях государства.

3.2. Концепция общественной политики Бентама.

3.3. Л. Фон Мизес: мифологемы человеческого существования.

3.4. Дж.М. Кейнс и государственное регулирование экономики.

3.5. Ф.А. фон Хайек: индивидуализм, экономический и социальный порядок.

3.6. Экономический либерализм в Германии.

3.7. А. Сен: социальная политика, свобода и экономический рост.

 

1. Содержательная характеристика социальной политики — система целей, которые ставят перед собою активные участники социальной политики (её субъекты). Что такое цели применительно к социальным взаимодействиям? Это желательные результаты общественных перемен. Каждая из социальных групп (классов) представляет себе не только своё сложившееся положение в обществе, но и своё реально возможное изменившееся к лучшему положение. Если социальная группа активно общественно действует (является субъектом социальной поли тики), она осознаёт улучшения своего положения в обществе как цель своих действий. Если социальная группа пассивна, то вместо цели у неё мечта, чаяние, надежда на чудо или на доброго субъекта социальной политики (на государство, например, или на влиятельного деятеля).

В тоталитарном обществе большинство субъектов являются не настоящими, не самостоятельно действующими, декоративными. Реальным субъектом социальной политики является лишь правящая социальная группа (каста), все остальные — разве что объекты социальной политики.

В демократическом обществе, в отличие от тоталитарного, не может быть ситуации фактической односубъектности. А потому не может быть и ситуации, когда в социальной политике на всех её субъектов одна цель. Каждый из реальных субъектов социальной политики имеет свои цели. Множественность социальных целей — это нормальное и единственно плодотворное состояние для многосубъектного гражданского (демократического) общества.

В демократическом обществе разнообразие целей является первичным свойством, образующим качественную особенность общества. Это вовсе не игнорирует важную для любого общества проблему единства целей, проблему общественной консолидации, проблему так называемой национальной идеи, проблему единой системы ценностей в обществе. Просто в демократическом обществе все эти задачи стоят и решаются иначе, чем в тоталитарном. В демократическом обществе единство достигается не путем насильственного уничтожения и подавления разнообразия, а путём культивирования общественного взаимодействия, компромисса, объединения социальных сил со сходными целями, демократического противостояния, демократической борьбы. Цели меньшинства так же присутствуют в общественной жизни и в социальной политике, как и цели большинства. И из этого проистекает очень и очень многое и в содержании, и в общественных механизмах осуществления как социальной политики в целом, так и государственной социальной политики.

В.М. Капицын к числу направлений социальной политики относит:

1)здравоохранение и обязательное медицинское страхование;

2)поддержку семьи, детства, материнства и отцовства;

3)жилищную политику, коммунальное, бытовое обслуживание населения;

4)поддержку престарелых и инвалидов;

5)социальное обслуживание населения;

6)охрану окружающей природной среды;

7)федеральное и местное (муниципальное) обустройство мигрантов, особенно беженцев и вынужденных переселенцев.

По мнению И.А. Григорьевой, социальная политика направлена на оказание помощи бедным и борьбу с бедностью, развитие социального страхования, работу с молодежью, стимуляцию занятости, активизацию перевода получателей пособий в разряд экономически и социально самостоятельных личностей.

Итак, в границы социальной политики включается достаточно обширный круг вопросов жизнедеятельности индивидов и общества. Поле социальной политики, таким образом, имеет протяженность от политики, направленной на обеспечение выживания и поддержание жизнедеятельности слабейших членов общества - инвалидов, престарелых, одиноких, беженцев, представителей национальных меньшинств и т. д., — до обеспечения функционирования и развития общества в целом. Это не удивительно, так как изменения, являющиеся результатом общественного развития, находят выражение в этих разнообразных областях. Целью же общественного развития является, как уже было сказано, само общество, т. е. увеличение социальности в обществе, возрастание возможностей социального функционирования для всех индивидов, независимо от их происхождения, социального статуса, физических особенностей или интеллектуальных способностей. Поэтому социальная политика современного общества должна быть направлена на повышение степени свободы индивидов, расширение возможностей их выбора, реализацию потенциала саморазвития.

Таким образом, основными целями социальной политики на современном этапе являются:

• максимальное сохранение физического, интеллектуального, духовно-этического потенциала страны;

• формирование прочного пласта трудовой мотивации, отвечающего требованиям легального рынка, ориентированного на позитивное расширенное воспроизводство «человеческого капитала» России, ибо без этого не начнется экономический подъем, не будет эффективной экономики, полноценного рынка;

• создание институциональных и социально-экономических предпосылок для реализации гражданами, различными общественными слоями и группами населения своих потребностей и интересов, проявления своей активности и раскрытия личности; без этого не будет предпосылок гражданского общества, личной свободы, реальной демократии.

Общеизвестно, что социальная политика является затратным и дорогостоящим видом деятельности. Каждое из направлений социального развития требует больших финансовых вложений, и чем более масштабной является социальная политика, чем более значимые цели она себе ставит, тем больше средств должно выделяться на ее реализацию. Однако в конечном счете инвестиции в социальную политику являются наиболее продуктивным вложением общественного богатства.

2. В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы её исторический тип ни складывался, всегда есть круг более или менее схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют её реальное содержание. Все эти проблемы касаются состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп.

В широком смысле подход к функциям осуществляет Б. В. Ракитский. Основной круг функций (то есть главных общественных задач и направлений) в социальной политике:

Первая из основных её функций - обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества. Социальная структура может быть разной в разных обществах, она может качественно меняться в истории одного и того же общества в результате революций и революционных реформ. Но она должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество разрушается, приходит в упадок, перестаёт существовать. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние опасности её разрушения и вместе с тем выносить в себе перспективу и потенциал качественного обновления путём реформ и революций.

Все ныне существующие общества и современный мировой порядок основаны на принудительном социальном донорстве одних социальных групп и стран в пользу других социальных групп и стран (т.е. на эксплуатации). Отношения принудительного социального донорства в корне своём антагонистичны. Проблемы социальной устойчивости в том и состоят, чтобы избежать открытых форм антагонизма, включая войны между странами и гражданские войны.

Господствующие классы накопили исторический опыт силовой консервации антагонизмов, подавления восстаний и революций, запрета и дискредитации освободительных идеологий, движений и партий. Но ими же, особенно в XX веке, накоплен и богатый опыт поддержания социальной безопасности путём компромисса интересов стран и классов, налаживания механизмов социальной направленности антагонистически противоречивых процессов. Примеры известны: социальное рыночное хозяйство, социальное государство, международная помощь слаборазвитым странам и др. Центральным пунктом в таких случаях всегда является крупномасштабное властное (государственное) перераспределение части эффекта в пользу социальных доноров, что и компенсирует их потенциальное массовое недовольство социальной несправедливостью эксплуататорской системы.

Видный теоретик и практик социального рыночного хозяйства - бывший канцлер ФРГ Вилли Брандта писал: «История напоминает и о том, что социальный упадок и унижение большинства народа были слишком высокой ценой за благополучие элитарного меньшинства. Она напоминает нам о творческих способностях трудящихся классов и о том, что эти способности должны не подавляться, а высвобождаться для того, чтобы прогресс мог осуществиться. Она напоминает нам о том, что расширение индивидуальной свободы остаётся фразой, пока из неё может извлекать выгоду лишь меньшинство, ибо так называемая свободная игра сил распределяет жизненные шансы крайне неравномерно в пользу этого меньшинства.

Общество может более или менее полно удовлетворить притязания всех граждан на приличную жизнь лишь тогда, когда оно возлагает обязанность заботиться об этом на государство, лучше сказать, на социальное государство. ...Мы рассматриваем социальное государство как институциональный гарант человеческого достоинства, в том числе и человеческого достоинства простого мужчины и простой женщины».

По мысли В.И. Ленина, суть выбора и проведения той или иной социально-экономической политики - нахождение властями подходящего "подхода к массе". Ленин стремился к максимальной социальной активизации масс. Социальное рыночное хозяйство смягчает социальное неравенство в обмен на социальное партнёрство. Социальная политика "шоковой терапии" погружает массы в режим выживания и тем самым отключает их от активной социальной жизни на период проведения радикальных рыночных реформ. Но какой бы ни была конкретная модель социальной политики, её задача всегда - обеспечить социальную устойчивость, динамизм социального развития.

Вторая из основных функций социальной политики - обеспечить политическую устойчивость власти. Такая устойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социальных групп (и классов) в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти того же самого господствующего класса. В противном случае меняется классовый тип власти, и становятся неизбежными революционные преобразования. Среди этих преобразований опять-таки приоритетным становится обеспечение политической устойчивости, но уже новой власти.

Третья основная функция социальной политики - обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.

Четвёртая основная функция социальной политики - налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки - эти и иные экономические параметры имеют социальный смысл и социальное предназначение.

Пятая основная функция социальной политики - обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

Шестая основная функция социальной политики - обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.

Содержание социальной политики: основные сферы осуществления социальной политики

Социально-политические отношения не существуют в обществе обособленно, они представляют собою общественную форму всех без исключения хозяйственных, культурных, потребительских процессов. Социальная политика привносит в эти процессы их связанность с разнообразием интересов классов, социальных групп, общностей.

3. Социальная политика – одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем.

Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология.

Правительство определило в качестве основной цели социальной политики повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

К задачам политической деятельности относится не только совершенствование условий жизни людей, но и развитие их социальных качеств – трудолюбия, дисциплинированности, социальной ответственности, общественной активности, нравственных устоев, а, следовательно, – совершенствование определяемого этими качествами образа жизни людей.

Целями социальной политики (социальными приоритетами) являются:

– достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;

– обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

– гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

– переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

– нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста; улучшение социальной инфраструктуры.

Среди первоочередных целей выделяются ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; формирование системы государственных минимальных социальных стандартов (социальных нормативов); законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета; введение налогового кодекса. Предусматривается также повышение минимальных государственных гарантий заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума определенных групп населения; пересмотр системы и базы налогообложения денежных доходов в целях более справедливого их распределения; создание полноценной системы защиты трудовых прав граждан; начало широкомасштабной пенсионной реформы и реформирования системы социального страхования и жилищно-коммунального хозяйства.

В переходной экономике существенно возрастает роль регионов в социальной политике. Принцип социальной справедливости предполагает выравнивание регионов по уровню социального развития.

Необходима разработка региональных программ занятости, социальной защиты, поддержки предпринимательства. Наличие таких программ позволит сосредоточить средства на реализации важнейших социальных приоритетов.

В региональной социальной политике основное внимание должно быть уделено следующим проблемам:

– выравниванию условий бюджетного финансирования социально значимых расходов;

поддержке социальных реформ и социального развития проблемных регионов;

адаптации социальных реформ к условиям зоны Севера. В последнее время регионы вносят свой заметный вклад в решение социальных проблем. Так, среди социальных расходов региональных бюджетов возрастает доля, используемая для материальной поддержки безработных.

Государственное регулирование включает комплекс мероприятий по борьбе с бедностью и усилению социальной защиты населения: увеличение помощи социально уязвимым группам населения, предоставление малообеспеченным семьям субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Проводимая в России жилищно-коммунальная реформа направлена на снижение льгот населению, сохранение этих льгот только для тех его групп, которые не в состоянии оплачивать жилье. Численность лиц, которые могут претендовать на различные выплаты, льготы и компенсации, достигает 100 млн. человек. Поэтому при значительных бюджетных средствах, идущих на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до каждого конкретного человека, зачастую чисто символична. Преодолеть бедность можно только в том случае, если трудоспособные граждане будут достаточно зарабатывать. В отношении них задача социальной политики должна заключаться в том, чтобы обеспечить им возможность повышения своего благосостояния за счет своего труда, самозанятости, инициативы и предприимчивости. Необходимы меры по стимулированию инвестиций для отечественных товаропроизводителей с целью создания новых рабочих мест. До настоящего времени в стране не создана система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования по охране труда. Социальная защита требует обеспечения охраны труда на производстве. На частных предприятиях практически отсутствует контроль за соблюдением трудового законодательства в этой области.

В условиях переходной экономики разрушается прежняя система социальных выплат и льгот, которые предоставлялись в течение всей жизни каждому человеку. Вместо нее в этот период создается новая система, в основу которой положены рыночные принципы. Помощь оказывается только тем, кто в ней действительно нуждается и не может зарабатывать сам.

Нельзя не отметить, что введение новых принципов не должно исключать установления гарантированного минимума социальных выплат и льгот для всех групп населения. Все социальные блага сверх минимума должны оплачиваться за счет личного дохода потребителя этих благ (как это имеет место, например, в Великобритании, Швеции и в других странах).

Основными приоритетами и направлениями социальной защиты и обеспечения необходимого уровня жизни являются:

• Индексация доходов населения: комплекс мер по повышению реального потребительского содержания основных доходов населения;

• Обеспечение минимальных социальных гарантий по доходам, главное – прожиточный минимум. («О прожиточном минимуме в Российской Федерации»);

• Регулирование минимальных стандартов и нормативов: минимальные нормативные расходы консолидированного бюджета на образование, здравоохранение, жилье, социальное обслуживание и т.д.

• Предоставление льгот, скидок и субсидий. Основная проблема – их финансовая необеспеченность, поэтому в настоящее время льготы переводятся в форму адресных социальных пособий с сохранением их только для бедного населения (жилищная субсидия).

• Обязательное социальное страхование. Обязательное социальное страхование предназначено для возмещения материальных потерь, вызванных временным или постоянным прекращением работы в связи с возрастом, болезнью, производственной травмой (выплата пенсий, оплата больничных, пособий по безработице и т.п.).

• Социальное обеспечение – направлено на содержание нетрудоспособных членов общества: престарелых, инвалидов, детей, лиц, потерявших кормильца. В эту систему входит и социальное обслуживание: дома престарелых, центры пребывания, протезирование.

• Социальная помощь: не является постоянной и носит сугубо конкретный, заявительный характер. Критерием права на это вид помощи определен доход ниже прожиточного минимума на одного члена семьи.

Одной из главных задач является поддержка тех социальных институтов, которые используют наиболее дефицитные и необходимые для будущего «человеческие ресурсы», выявление уникальных и трудно воспроизводимых ресурсов, поиск технологий их сохранения. Имеется в виду, прежде всего образование и наука. Успешная социальная политика призвана создать условия для будущего развития страны.

Выводы

q основными целями социальной политики на современном этапе являются: 1)максимальное сохранение физического, интеллектуального, духовно-этического потенциала страны; 2) формирование прочного пласта трудовой мотивации, отвечающего требованиям легального рынка, ориентированного на позитивное расширенное воспроизводство «человеческого капитала»; 3) создание институциональных и социально-экономических предпосылок для реализации гражданами своих потребностей и интересов;

q В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить: 1)обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития; 2) создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества; 3)обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан; 4) обеспечение эффективной защищенности населения.

q Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология. К задачам социальной политики относятся: 1) стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления; 2) усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости; 3) обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения; 4) сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Литература

Социальная политика: тенденции развития в обществе риска : сб. науч. тр. / Саратовский ГТУ; под ред. М.Э. Елютиной. Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 2003.

Холостова Е.И. Социальная политика: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2001

Шишкин С.В. Социальная политика; Экономика социальной сферы. Социальная политика: электронное учебное пособие. М.: Равновесие, 2005

В.М. Соколинский. Государство и Экономика. Учебное пособие по курсу "Экономическая политика" [Электронный ресурс] URL: http://vse-uchebniki.com/uchebnik-makroekonomika/napravleniya-sotsialnoy-politiki.html


Лекция 4



2016-09-16 806 Обсуждений (0)
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XIX – XX ВВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XIX – XX ВВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (806)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)