Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ



2016-09-16 396 Обсуждений (0)
В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

8.1. НКО и их возможности.

8.2. Партнерство государства и НКО в реализации социальной политики.

8.3. Модели взаимоотношений государства и НКО в реализации социальной политики.

8.4. Роль и значение НКО в реализации социальной политики.

Л. Саламон обращается к вопросу расширения граждан­ского общества в контексте кризисных процессов, происходящих в современном обществе. Он выделяет четыре составляющих социального кризиса, охватившего мировое сообщество во вто­рой половине XX в., - кризис социального государства, кризис экономического развития, кризис окружающей среды, кризис социалистической доктрины. Эти кризисы обусловили повы­шение интереса к институтам гражданского общества, включая деятельность благотворительных организаций, фондов и частных благотворителей, и расширение их полномочий.

«Возрастание интереса к частным некоммерческим органи­зациям появилось прежде всего благодаря ощутимому кризису современного "социального государства", - пишет Саламон. Укрепилось мнение, что система защиты пожилых людей и безработных, создаваемая в большинстве западных стран с1950-х го­дов, уже не действует. По меньшей мере, это были четыре важных момента развития, опровергшие идею социального государства:

1) нефтяной шок, который замедлил экономический рост, самым привлек внимание к тому, что расходы на социальное обеспечение необыкновенно выросли,

2) убежденность в том, что правительство перегружено и неспособно выполнять задачи, входящие в его сферу его компетенции,

3) политика социального государства постепенно создавала такое давление на постоянно повышающиеся цены за услуги, что превысило порог терпимости людей и те отказывались за них платить,

4) все чаще появлялись утверждения, что социальное государство вместо того, чтобы улучшать экономическую мощность (посредством защиты отдельных лиц от опасного риска), ослабляет инициативу, лишает людей личной ответственности и поддерживает их зависимость».

Таким образом, социальное государство проявило свои не­гативные стороны и стало в какой-то мере само себе неприятелем. Улучшая жизненные условия, оно поддерживало в людях чувство ожиданий и растущее недовольство низким уровнем услуг, кото­рые способно было им предоставить. Выборы в ряде европейских стран (Германия, Бельгия, Великобритания, Норвегия, Франция) и США в конце 1970 - начале 1980-х годов повлекли за собой смену курса и введение программ, сокращающих расходы на со­циальные нужды.

Дискредитация правительственных программ, сокращение бюджетов на социальные нужды привели к активизации других способов решения социальных проблем. Некоммерческие ор­ганизации (часто небольшие и флексибильные, основанные на деятельности добровольцев и благотворительной поддержке) выступили в качестве альтернативы государству как ведущему актору социальной политики. Некоммерческие организации ока­зались способными предложить и обеспечить «самоопределение, ответственность за самого себя, свободу выбора, солидарность и Участие в каждодневной жизни».

Саламон обращает внимание на то, что наряду с «кризисом социального государства» не меньшее значение для активизации Деятельности некоммерческих организаций имел «кризис эконо­мического развития». Несмотря на высокий уровень экономичес­кого роста в 1960-1973 гг., нефтяной кризис 1970-х годов и рецессия в начале 1980-х коренным образом изменили состояние дел во многих регионах мира, особенно в развивающихся странах.

Это послужило толчком для переоценки ситуации и пересмотра требований и ожиданий в области экономического развития. На повестке дня стоял вопрос помощи народам третьего мира.

Проблема обсуждалась на Генеральной ассамблее ООН (1974), ей был посвящен третий доклад Римскому клубу «Пересмотр международного порядка» («RIO-Reshaping the Inter­national Order», 1976). Доклад был подготовлен группой ученых под руководством Я. Тинбергена (Нидерланды), в нем подчерки­валась необходимость кардинальных перемен в мировой системе экономических отношений, которая не может быть перестроена без серьезных изменений в социально-политической сфере.

В результате была предложена концепция «assisted self-reliance», предполагающая «помощь в принятии ответственности за себя» или «партикулярное развитие», а также привлечение институтов самоорганизации граждан и индивидуальное учас­тие. Отмечалось, что программы, направленные на ликвидацию бедноты, которые готовились и проводились официальными политико-административными организациями, во многих слу­чаях оказывались неэффективными. Серьезным препятствием явились бюрократические проволочки, снижающие результатив­ность социальных программ, и привлечение граждан к самосто­ятельной деятельности в области решения социальных проблем. В качестве возможной причины неэффективности программ называлась и слабость государства во многих развивающихся регионах (особенно в Африке), в которых современное государ­ство является чужим элементом по сравнению с традиционным способом объединения. Исследование двадцати пяти сельскозяйственных проектов, проводимых в развивающихся странах и финансируемых Всемирным банком, показали, что долговре­менные положительные результаты выявились в реализации тех из них, которые осуществлялись с активным участием местных организаций. Что же касается роли государства, то существуют большие ограничения в его способности поддерживать развитие и партикуляризационные подходы, а также организации «третьего сектора», которые могли бы их проводить.

Саламон отмечает, что третьим важным событием, стимулирующим активизацию некоммерческих организаций и благотворительной деятельности во всем мире, является продолжающийся и углубляющийся кризис, касающийся окружающей среды.

Чем заметнее были проявления этого кризиса, тем сильнее проявлялось недовольство граждан действиями государства и интенсивнее шел процесс активизации деятельности институтов самоорганизации. Необычайный рост партий «зеленых» в Западной Европе стал одним из следствий кризиса окружающей среды. Подобным образом возникали активные экологические клубы в России, Польше, Венгрии, Чешской и Словацкой республиках. Экологическая активность вызвала рост некоммерческих органи­заций и в развивающихся странах. Надежда на то, что государство предпримет активные действия в этой области, не оправдала себя. Некоммерческие организации в значительной мере заполнили организационный вакуум, который позволял уничтожать окружа­ющую среду во многих странах мира.

Четвертая причина, способствовавшая росту «третьего секто­ра», которую называет Л. Саламон, - это кризис социалистической доктрины, неспособность коммунистической системы выполнить обещания о социальной справедливости и экономическом достатке. Замена экономического роста хозяйственным упадком в середине 1970-х годов уничтожила какую-либо ограниченную легитимность, которую получил коммунистический режим. Одной из попыток преодоления сложившихся трудностей стали ориентированные на рынок «кооперативные учреждения», сначала в Венгрии и в дру­гих областях Центральной Европы, а потом в Советском Союзе. В то же время происходили и попытки сформировать компоненты «гражданского общества», которые могли бы предоставить сред­ства на выражение гражданства без того, чтобы принимать участие в деятельности все больше дискредитирующего себя государства.

В заключение Л. Саламон обращается к сочинению А. де Токвиля «Демократия в Америке», написанному более 150 лет назад после поездки в Соединенные Штаты Америки, которую тот пред­принял, чтобы понять, как там действует демократия. Токвиль пришел к заключению, что главным условием демократии явля­йся действующая система частных объединений, которую сегод­ня обозначили бы понятием частного некоммерческого сектора. Среди законов, господствующих в человеческом обществе, - отучает Токвиль, - существует один, кажущийся более точным и более понятным, чем все остальные. Если люди хотят стать циви­лизованными, или если они такими будут, то должно повыситься Умение общественного объединения и улучшиться в таком соотношении, в каком увеличивается равноправие условий».

Вспоминая работу Токвиля, современный исследователь демократических институтов Л. Саламон отмечает: «Спустя пол­тора века, одновременно с ослаблением традиционных регулиру­емых обязательств, люди становятся доступнее новым формам "взаимного объединения", на мировом уровне начинается насто­ящая "революция объединения"».



2016-09-16 396 Обсуждений (0)
В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (396)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)