Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы и модели стратегического анализа



2016-09-16 681 Обсуждений (0)
Методы и модели стратегического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Методы стратегического анализа. Сущность портфельного анализа. Матрица Бостонской консультативной группы (БКГ). Матрица «Мак-Кинзи». Модель «Мак-Кинзи 7 - S». Модель PIMS. Матрица И.Ансоффа. SWOT – анализ; содержание, последовательность проведения. Методология и методика SWOT – анализа. Оценка силы конкурентной позиции фирмы.

Основные методы стратегического анализа

В теории и практике стратегического планирования не четкой классификации методов (иногда еще говорят моделей) стратегического анализа. Более того, отнесение того или иного метода к стратегическому анализу или к стратегическому выбору чаще всего носит весьма условный характер, поскольку сами методы (модели) достаточно универсальны. В стратегическом анализе, как уже отмечалось выше, основное внимание акцентируется на качественных, содержательных аспектах. Количественные методы же играют в стратегическом анализе, в целом, подчиненно-вспомогательную роль. К формам представления результатов выдвигаются требования наглядности и простоты.

Рассмотрим более детально распространенные методы стратегического анализа, применяемые на практике.

Портфельный анализ

Портфельный анализ строится на предпосылке, что распределение ресурсов должно осуществляться в соответствии с оптимальной структурой направлений деятельности (с точки зрения максимального потенциального дохода предприятия в целом).

К преимуществам портфельного анализа можно отнести наглядность, акцент на качественные выгоды, простоту обработки информации.

Матрица Бостонской консультативно группы (БКГ)

Широкое применение в практике стратегического выбора получила двухмерная матрица, разработанная Бостонской консультативной группой. Поэтому эта матрица более известна под названием матрица «Бостон Консалтинг Групп», или матрица БКГ. Эта матрица позволяет предприятию классифицировать продукцию по ее доле на рынке относительно основных конкурентов и темпам годового роста в отрасли. Матрица дает возможность определить, какой товар предприятия занимает ведущие позиции по сравнению с конкурентами, какова динамика его рынков, позволяет произвести предварительное распределение стратегических финансовых ресурсов между продуктами. Матрица строится на известной предпосылке – чем больше доля товара на рынке (чем больший объем производства), тем ниже удельные издержки на единицу продукции и выше прибыль в результате относительной экономии от объемов и производства.

Матрица БКГ оставляется на весь портфель, причем по каждому продукту должна иметься следующая информация:

− объем продаж в стоимостном выражении, он представляется на матрице площадью круга;

− доля продукта на рынке относительно крупнейшего конкурента, которая определяет горизонтальное положение круга в матрице;

− темпы роста рынка, на котором действует предприятие со своей продукцией, определяет вертикальную составляющую круга в матрице.

Из матриц БКГ, если их выполнить для различных периодов времени, можно построить своеобразный динамический ряд, который даст наглядное представление о закономерностях движения на рынке каждого продукта, о направлениях и темпах продвижения товара на рынке.

При построении матрицы БКГ темпы роста объемов продаж товара разделяют на «высокие» и «низкие» условной линией на уровне 10%. Относительная доля рынка также делится на «высокую» и «низкую», причем границей между ними является 1,0. Коэффициент 1,0 показывает, что предприятие близко к лидерству.

В основе интерпретации матрицы БКГ лежат следующие положения:

− Во-первых, валовая прибыль и общие доходы предприятия увеличиваются пропорционально росту доли рынка предприятия;

− Во-вторых, если предприятие хочет поддерживать долю рынка, то потребность в дополнительных средствах растет пропорционально темпу роста рынка;

− В-третьих, поскольку рост каждого рынка, в конечном счете, снижается, как только продукт приближается в своем жизненном цикле к стадии зрелости, поэтому, чтобы не потерять завоеванных ранее на рынке позиций, полученную прибыль следует направлять или распределять среди продуктов, у которых есть тенденции к росту.

Исходя из вышеизложенного, матрица предлагает следующую классификацию типов продуктов в соответствующих стратегических зонах в зависимости от особенностей распределения прибыли: «звезды», «дойные коровы», «дикие кошки» (или «вопросительный знак»), «собаки».

«Звезды» - продукты, занимающие лидирующие положение в быстро развивающейся отрасли. Они приносят значительные прибыли, но одновременно требуют значительных объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста, а также жесткого контроля за этими ресурсами с стороны руководства. Иначе говоря, их следует оберегать и укреплять с целью поддержания быстрого роста.

«Дойная корова» - продукты, занимающие лидирующие положение в относительно стабильной ли сокращающейся отрасли. Поскольку сбыт относительно стабилен без каких-либо дополнительных затрат, то этот продукт приносит прибыли больше, чем требуется для поддержания его доли на рынке. Таким образом, производство продукции такого типа является своеобразным генератором наличных средств для всего предприятия, т.е. для оказания финансовой поддержки развивающимся продуктам.

«Собаки» - продукты с ограниченным объемом сбыта в сложившейся или сокращающейся отрасли. За длительное время пребывания на рынке этим продуктам не удалось завоевать симпатии потребителей, и они существенно уступают конкурентам по всем показателям (доле рынка, величине и структуре издержек, образу товара и т.д.), иначе говоря, они не производят и не нуждаются в значительных объемах финансовых средств. Организация, имеющая такие продукты, может попытаться временно увеличить прибыль путем проникновения на специальные рынки и сокращения обеспечивающего обслуживания или уйти с рынка.

«Трудные дети» («Вопросительный знак», «Дикие кошки») – продукты, имеющие слабое воздействие на рынок (малая доля на рынке) в развивающейся отрасли. Как правило, для них характерны слабая поддержка покупателями и неясные конкурентные преимущества. Ведущее положение на рынке занимают конкуренты. Поскольку низкая доля рынка, как правило, означает небольшую прибыль и ограниченный доход, то эти продукты, находясь на быстрорастущих рынках, требуют больших средств для поддержания доли рынка и, естественно, еще больших средств для дальнейшего увеличения этой доли.

В рамках матрицы БКГ можно выделить можно выделить для выбора стратегий следующие варианты:

− Рост и увеличение доли рынка – превращение «знака вопроса» в «звезду»;

− Сохранение доли рынка - стратегия для «дойных коров», доходы которых важны для растущих видов продуктов и финансовых инновации;

− «Сбор урожая», т.е. получение краткосрочной доли прибыли в максимально возможных размерах, даже за счет сокращения доли рынка – стратегия для слабых «коров», лишенных будущего, неудачливых «знаков вопроса» и «собак»;

− Ликвидация бизнеса или отказ от него и использование полученных вследствие этого средств в других отраслях – стратегия для «собак» и «знаков вопроса», не имеющих больше возможностей инвестировать для улучшения своих позиций.

Матрица БКГ может быть использована:

− Для определения взаимосвязанных заключений о позиции продуктов (или бизнес-единиц), входящих в состав предприятия, и их стратегических перспектив;

− Для проведения переговоров между высшими менеджерами и менеджерами на уровне бизнес-единицы и принятия решений о величине инвестиций (вложений капитала) в ту или иную бизнес-единицу (например, действующие в быстрорастущих отраслях «знаки вопроса» для расширения бизнеса и укрепления своих позиций, как правило, остро нуждаются в постоянном притоке средств, а у «денежных мешков», ограниченных в возможностях роста, часто возникает излишек наличности). Другими словами, при помощи матрицы БКГ предприятие формулирует состав своего портфеля (т.е. определяет сочетания вложений капитала в разные отрасли, различные бизнес-единицы).

К преимуществам модели БКГ можно отнести следующее:

− Модель используется для исследования взаимосвязи между бизнес-диницами, входящими в организацию, а также их долгосрочных целей;

− Модель может быть основой для анализа разных стадий развития бизнес-единицы и соответственно анализа различия ее потребностей на разных этапах развития;

− Представляет собой простой, доступный для понимания подход к организации делового портфеля предприятия.

− Недостатки матрицы БКГ могут быть сформулированы следующим образом:

− Не всегда правильно модель оценивает возможности бизнеса. Для продукта, или бизнес-единицы, определенной как «собака», можно порекомендовать уход с рынка, в то время как внешние и внутренние изменения в состоянии изменить позицию бизнеса. Так, например, мелкое фермерское хозяйство, поставляющее овощную продукцию, в 70-е годы могло быть оценено как «собака», но уже к 90-м годам ухудшение экологической обстановки и особое отношение к «чистым» продуктам создали новые перспективы для развития этого вида бизнеса;

− Чрезмерно сосредоточена на потоках наличности, в то время как для организации не менее важным показателем является эффективность инвестиций. Кроме того, она нацелена на суперрост и оставляет без внимания возможности оздоровления бизнеса, применение лучших методов управления;

− Ее построение основано на не до конца продуманном подходе к рассмотрению вопроса о конкурентном положении на рынке конкретного продукта или бизнес-единицы. Доля, занимаемая ими на рынке, темпы роста отрасли действительно очень важны, но существует ряд других факторов, от которых зависит прибыльность предприятия. Данная матрица не учитывает стратегии дифференциации или фокусирования, а в расчет принимается в основном лишь стратегия, основанная на снижении издержек, когда ценовая конкуренция и кривая опыта приобретают особое значение.

Матрица «Мак-Кинзи»

Развитием модели, построенной на основе матрицы БКГ, является матрица «Мак-Кинзи». Компания «Мак-Кинзи» усовершенствовала Бостонскую матрицу в ходе реализации проекта, который выполнялся по заказу компании «Дженерал Электрик». Усовершенствованная матрица дает более полное представление о стратегическом положении фирмы и обусловленном ею выборе стратегических решений. В этой матрице фактор «возможности расширения рынка» превратился в многофакторное понятие «привлекательность рынка», а фактор «относительная доля рынка» преобразован в понятие «стратегическое положение фирмы», являющееся измерителем позиции фирмы на рынке.

В таблице 1.1 показаны факторы, которые могут быть использованы для оценки «стратегического положения фирмы» и «привлекательности рынка»

Предприятие, использующее матрицу «Мак-Кинзи», должно оценить свое положение по каждому из перечисленных в таблице 1.1 факторов. Численные значения факторов устанавливаются методом экспертных оценок. При этом может использоваться, например, шкала от 1 до 5, которая позволяет выделить три возможных уровня (1-2 – низкий, 3 – средний, 4-5 – высокий). Таким образом, хотя матрица «Мак-Кинзи», как и матрица БКГ, двухмерна, но она состоит уже из девяти составляющих элементов в противовес четырем в матрице БКГ. Результаты обработки экспертных оценок по привлекательности рынка и стратегическому положению позволяет определить место предприятия в одном из квадрантов матрицы «Мак-Кинзи».

 

Таблица 1.1 – Факторы, используемые в матрице «Мак-Кинзи»

Привлекательность рынка Стратегическое положение
Характеристика рынка
-Размер рынка (количество продаж в денежном и натуральном выражении) -Размеры ключевых сегментов (характеристика основных групп покупателей) -Диверсифицированность рынка -Чувствительность рынка ценам, уровню обслуживания, изменениям внешних факторов -Склонность к цикличности -Склонность к сезонности -Воздействие поставщиков на характер заключаемых сделок -Доля фирмы на рынке (в эквивалентных терминах) -Степень участия фирмы в диверсификации -Влияние формы на рынок -Характер отношений фирмы с поставщиками -Воздействие на позицию фирмы потребителей

 

Как видно из представленной на рисунке 1.3 матрицы, верхний левый (северо-западный) угол означает, что предприятия, попавшие туда, имеют благоприятные перспективы для роста, диагональ, которая разделяет верхний левый угол и нижний правый угол – отсутствие реальных возможностей будущего развития.

Преимуществом матрицы «Мак-Кинзи» по сравнению с матрицей БКГ является учет наибольшего количества значимых факторов. В применении модели «Мак-Кинзи» имеются серьезные ограничения, к которым относятся:

Во-первых, отсутствие конкретных рекомендаций по поведению на том или ином рынке;

Во-вторых, возможность субъективной, искаженной оценки фирмой своей позиции;

В-третьих, сложности подбора и систематизации информации п значимым факторам.


Привлекательность рынка Высокая Инвестировать (расти) Инвестировать (расти) Ограниченные инвестиции (укрепление стратегических позиций)
Средняя Инвестировать (расти) Ограниченные инвестиции (использовать достигнутое положение и защищаться) Собрать урожай (отказаться от этого бизнеса)
Низкая Ограниченные инвестиции (использовать достигнутое положение) Собрать урожай (отказаться от этого бизнеса) Собрать урожай (отказаться от этого бизнеса)
  Хорошее Среднее Низкое
Стратегическое положение

Рисунок 1.3 – Модель матрицы «Мак-Кинзи»

 

Одним из наиболее распространенных методов, связывающих оценку внешних и внутренних факторов, определяющих развитие организации, является SWOT-анализ (SWOT – это аббревиатура английских слов: Strengths – силы, Weaknesses – слабости, Opportunities – возможности, Threats - угрозы) (анализ ССВУ).

При проведении SWOT-анализа:

− составляется перечень основных сильных и слабых сторон предприятия (S, W);

− проводится анализ возможностей и угроз для позиций предприятия, определяемых внешней средой и уровнем конкуренции в отрасли (О, Т).

− на следующем этапе выявляются наиболее перспективные в настоящее время возможности и определяются пути эффективного использования сильных сторон, кроме того, целесообразно принять меры по устранению недостатков, что позволит избежать опасностей, подстерегающих фирму (SO, WO, ST, WT – стратегии).

SWOT-анализ позволяет более точно структурировать проблемы и задачи, стоящие перед организацией, определить стратегические цели развития, перечень первоочередных мероприятий, которые необходимо провести для совершенствования системы маркетинга организации. Пример SWOT-анализа предприятия представлен в таблице 1.2.


Таблица 1.2 - Пример SWOT-анализа предприятия деревообрабатывающей промышленности

SWOT-анализ Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
1. широкий ассортимент продукции 2. удобное расположение к рынкам сбыта 3. известность торговой марки 4. квалифицированный персонал 5. хорошая репутация у покупателей 1. отсутствие стабильной сырьевой базы 2. изношенность основных производственных фондов, технологически устаревшие производства 3. средняя позиция в доле рынка 4. высокая себестоимость продукции 5. неэффективное товародвижение
Возможности (О) SO - стратегия WO - стратегия
1. увеличение покупательной способности населения 2. развитие жилищно-строительной инфраструктуры 3. стремление потребителей к использованию экологичной продукции 4. развитие тесных взаимоотношений с клиентами и поставщиками 1. увеличение объемов переработки круглого леса в пиломатериалы и пилопродукцию 2. увеличение производства оконных и дверных блоков 3. развитие собственной сбытовой сети 1. увеличение рыночной доли за счет создания новых товаров пилопродукции 2. создание единой службы маркетинга в организации 3. интеграция с основными поставщиками в различных формах
Угрозы (Т) SТ - стратегия WТ - стратегия
1. замедление темпов экономического развития 2. рост цен на сырье в связи с сокращением доступной для освоения лесосырьевой базы 3. сохранение высоких энергетических и транспортных тарифов 4. рост требований по защите окружающей среды, требований по качеству при ограничении по цене 1. создание системы учета и снижения затрат 2. контроль за использованием денежных средств 3. комплексное использование лесосырья в производстве 4. повышение качества продукции 5. предоставление большего объема услуг     1. расширение каналов товародвижения 2. повышение технического уровня, привлечение инвестиций на приобретение новой техники 3. создание системы обратной связи с клиентами 4. повышение уровня организации управленческого учета  

 

 


 

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите основные методы стратегического анализа?

2. В чем заключается сущность портфельного анализа?

3. Раскройте содержание и назначение матрицы Бостонской консультативной группы.

4. Раскройте содержание и назначение матрицы возможностей И. Ансоффа.

5. Содержание и назначение матрицы «рынок - продукт».

6. Содержание и назначение матрицы «Мак - Кинзи».

7. Определите методологию SWOT – анализа.

 


Модуль 2



2016-09-16 681 Обсуждений (0)
Методы и модели стратегического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы и модели стратегического анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (681)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)