БОЛЕЗНЕТВОРНОЕ ДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ
УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ. ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ. ОБЩИЙ ПАТОГЕНЕЗ
I. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ. 1. Современное представление о сущности болезни. Определение понятий "здоровье", "норма", "предболезнь", "болезнь", "патологический процесс", "патологическое состояние", "патологическая реакция". 2. Принципы классификаций болезней: по этиологии, по течению и выраженности проявлений, по первичным механизмам развития, по преимущественному поражению органов и систем, по уровню поражения функционирующих структур, по возрасту и полу, по способу лечения, по реактивности иммунной системы организма. Статистическая классификация. 3. Проявление болезни: симптомы (специфические, патогномоничные, неспецифические, субъективные, объективные), симптомокомплекс, синдром. 4. Причины возникновения болезней. Классификация причин болезней: по свойствам этиологического фактора (механические, физические, химические, биологические), по характеру ответной реакции организма на действие раздражителей (патогенные, "индифферентные" и "психогенные" факторы). Относительность понятия "болезнетворный фактор". Ятрогенные заболевания. 5. Условия возникновения болезни. Механизмы влияния условий на возникновение, течение и исход болезни. 6. Роль социальных факторов в возникновении болезней. 7. Проблема полиэтиологичности в патологии. 8. Принципы этиотропной профилактики и терапии. 9. Определение понятия «патогенез». Роль этиологического фактора в патогенезе: роль толчка; решающий фактор болезни; обязательный, но меняющийся фактор патогенеза. 10. Первичное повреждение в патогенезе. Роль морфологических и функциональных изменений в патогенезе. Сущность понятия "функциональные заболевания". 11. Вторичные изменения в патогенезе. Местные и общие изменения в патогенезе. 12. Причинно-следственные отношения в патогенезе. Основное звено и ведущие факторы патогенеза. "Порочный круг" и его значение в патогенезе. 13. Разрушительные и защитно-приспособительные механизмы в патогенезе. 12. Периоды типического течения болезни: латентный, продромальный, период полного развития болезни, исход. 13. Атипические формы течения болезни: рецидив, ремиссия, осложнение, обострение, стертая и абортивная формы. 14. Исходы болезни: выздоровление, умирание, переход в хроническую форму. 15. Механизмы выздоровления и восстановления нарушенных функций организма. 16. Умирание как этап течения болезни. Терминальные состояния (агония и клиническая смерть), их характеристика. Этапы и механизмы угасания жизненно важных функций организма. Гипоксия и метаболический ацидоз - важнейшие патогенетические звенья процесса умирания. Компенсаторные реакции нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем при умирании. 17. Понятие о реанимации. Основные принципы реанимации. Патофизиологическое значение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Критерии эффективности реанимационных мер. 18. Принципы патогенетической терапии и профилактики.
II. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. 1. Определение понятий "здоровье" и "норма". 2. Определение понятий "предболезнь" и "болезнь". Современные взгляды на сущность болезни. 3. Принципы классификации болезней. 4. Сущность понятия "патологическая реакция" 5. Сущность понятия "патологический процесс" и его соотношение с болезнью. 6. Понятие о типических патологических процессах. 7. Сущность понятия "патологическое состояние" и его взаимосвязь с патологическим процессом и болезнью. 8. Критерии болезни. Виды симптомов и их характеристика. 9. Содержание понятий "синдром" и "симптомокомплекс". 10. Определение понятия "этиология". 11. Современные представления о причинности в патологии. 12. Роль причины и условий в возникновении болезней. 13. Классификация причин болезни по происхождению и ее характеристика. 14. Классификация причин болезни в зависимости от свойств и ее характеристика. 15. Классификация причин болезни в зависимости от ответной реакции организма и ее характеристика. 16. Определение понятия "условия болезни", их виды и характеристика. 17. Болезни цивилизации и их сущность. 18. Полиэтиологичность патогенного фактора. Понятие о полиэтиологичности болезней. 19. Принципы этиотропной профилактики и терапии. 20. Определение понятия "патогенез". 21. Роль этиологического фактора в патогенезе. 22. Понятие о патогенетических факторах. 23. Основное звено и ведущие факторы патогенеза. 24. Причинно-следственные отношения и "порочный круг" в патогенезе. 25. Взаимосвязь местных и общих реакций в патогенезе. 26. Специфические и неспецифические реакции в патогенезе. 27. Защитно-компенсаторные процессы в патогенезе. 28. Соотношение патогенных и адаптивных реакций в патогенезе. 29. Взаимосвязь морфологических и функциональных изменений в патогенезе. Сущность представления о функциональных заболеваниях. 30. Периоды типического течения болезни и их характеристика. 31. Атипическое течение болезни, виды, причины и механизмы развития. 32. Исходы болезни. 33. Сущность понятий "выздоровление" и "саногенез". 34. Механизмы саногенеза и выздоровления. 35. Терминальные состояния: виды и механизмы их развития. 36. Понятие о реанимации. 37. Основные принципы реанимации. 38. Патофизиологическое значение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. 39. Критерии эффективности реанимационных мер. 40. Принципы патогенетической терапии и профилактики. III. ЛИТЕРАТУРА: а) основная: 1. Патофизиология / Под ред. В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга. – Изд-во ГЭОТАР-МЕД, Москва - 2009. – С. 63-99. б) дополнительная: 1. Учебное пособие «Основные положения общей нозологии». – Курск, 2013. – С. 3-18. 2. Патофизиология / Под ред. П.Ф. Литвицкого. – Изд. ГЭОТАР-МЕД, 2002.-Т.1. – С. 26-40, 44-50. 3. Северьянова Л.А., Бобынцев И.И. Самостоятельная работа студентов по патофизиологии. – Курск: КГМУ, 2009. – С. 8-10.
РЕАКТИВНОСТЬ И РЕЗИСТЕНТНОСТЬ ОРГАНИЗМА. РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И КОНСТИТУЦИИ I. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ. 1. Реактивность. Виды реактивности: видовая, возрастная (реактивность грудного, детского, юношеского, зрелого и старческого возраста) в зависимости от пола (реактивность мужского и женского организма), конституциональная реактивность астеников, нормостеников, гиперстеников), в зависимости от типов высшей нервной деятельности (обусловленность реактивности общебиологическими и человеческими типами высшей нервной деятельности), индивидуальная (физиологическая и патологическая, специфическая и неспецифическая). Особенности каждого вида активности. 2. Резистентность, её виды: видовая, групповая (в зависимости от возраста, пола, конституции, типа высшей нервной деятельности), индивидуальная (специфическая и неспецифическая, активная и пассивная, первичная и вторичная, абсолютная и относительная). Сущность каждого вида резистентности. 3. Взаимоотношения и связь реактивности и резистентности. Характер зависимости резистентности от реактивности организма к факторам физической и биологической природы. Клеточные механизмы реактивности и резистентности. Связь резистентности с механизмами адаптации. 4. Факторы, влияющие на реактивность и резистентность организма: а) внешние (питание, температура, лучистая энергия, барометрическое давление, погода, климат, условия труда и быта); б) внутренние (наследственные свойства, тип ВНД, функциональное состояние нервной, эндокринной и барьерной систем, перенесенные заболевания и состояние иммунитета). Механизмы влияния различных факторов на реактивность и резистентность организма. 5. Пути направленного изменения реактивности и резистентности организма. Специфические и неспецифические средства профилактики и лечения заболеваний. 6. Понятие генетической конституции организма. Виды мутаций. Причины возникновения мутаций. Геномные, хромосомные, генные болезни. Наследственная предрасположенность, механизмы её влияния на возникновение болезней. Роль генетических мутаций соматических клеток в развитии патологии. Механизмы реализации наследственных свойств в онтогенезе: ген - белок - функция. Принципы профилактики и лечения наследственных заболеваний. 7. Врожденные болезни ненаследственной природы. Причины возникновения и механизмы развития врожденной патологии. Теория критических периодов развития. Критические периоды гаметогенеза и эмбриогенеза. Профилактика врожденной патологии. 8. Понятие о конституции. Основные классификации конституциональных типов (Гиппократ, Сиго, А.А. Богомолец, М.В. Черноруцкий). Значение типов высшей нервной деятельности в понимании учения о конституции. Роль конституции в патологии. Диатезы, понятие и формы. Значение в патологии.
II. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. 1. Определение понятий "реактивность" и "резистентность". 2. Классификация реактивности. 3. Виды групповой и индивидуальной реактивности и резистентности. 4. Характер взаимосвязи реактивности и резистентности организма при действии факторов физической и биологической природы. 5. Клеточные механизмы реактивности и резистентности. 6. Сущность и особенности видов реактивности и резистентности. 7. Особенности реактивности и резистентности женского организма. 8. Особенности реактивности и резистентности новорожденных и грудных детей. 9. Особенности реактивности и резистентности детей от 2 до 10-12 лет. 10. Функционально-физиологические особенности реактивности и резистентности в юношеском возрасте. 11. Функционально-физиологические особенности снижения реактивности и резистентности в старческом возрасте. 12. Сущность и основные проявления физиологической реактивности. 13. Условия формирования и особенности проявления патологической реактивности. 14. Сущность специфической и неспецифической реактивности и резистентности. 15. Сущность и особенности пассивной и активной резистентности. 16. Влияние типа телосложения и типа ВНД на реактивность и заболеваемость человека. 17. Механизмы влияния охранительного торможения и возбуждения ЦНС на реактивность и резистентность организма. 18. Механизмы влияния внешних факторов на реактивность и резистентность. 19. Механизмы влияния эндокринной системы на реактивность и резистентность. 20. Средства направленного изменения специфической и неспецифической реактивности и резистентности организма. 21. Механизмы повышения резистентности организма при закаливании холодом и физическими нагрузками. 22. Мутации: определение «понятия», виды, причины и механизмы развития. 23. Классификация наследственной патологии. 24.Соотношение понятий «наследственные», «врожденные» и «семейные» болезни. 25.Классификация наследственных болезней. 26. Этиология и патогенез хромосомных болезней. 27. Генетические факторы патогенеза мультифакториальных заболеваний. 28.Генетические болезни соматических клеток. 29. Методы изучения наследственной патологии. 30. Механизмы реализации наследственной патологии в онтогенезе. 31. Пути и методы профилактики и лечения наследственных заболеваний. 32. Причины возникновения врожденных заболеваний. 33. Критические периоды гаметогенеза и эмбриогенеза и их роль в возникновении врожденной патологии. 34. Профилактика врожденных заболеваний. 35. Определение понятия «конституция человека». 36.Классификации конституциональных типов, основанные на морфологических признаках. 37. Классификации конституциональных типов, основанные на структурно-функциональных особенностях организма. 38. Значение учения И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности в понимании конституции. 39. Значение конституции в патологии. 40. Понятие о диатезах как аномалии конституции.
III. ЛИТЕРАТУРА: а) основная: 1. 1. Патофизиология / Под ред. В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга. – Изд-во ГЭОТАР-МЕД, Москва - 2009. – С. 308-323, 232-300 б) дополнительная: 1. Учебное пособие «Основные положения общей нозологии». – Курск, 2013. – С. 22-41. 2. Патофизиология / Под ред. П.Ф. Литвицкого. – Изд. ГЭОТАР-МЕД, 2002.-Т.1. – С. 40-88. 3. Северьянова Л.А., Бобынцев И.И. Самостоятельная работа студентов по патофизиологии. – Курск: КГМУ, 2009. – С. 10-12.
БОЛЕЗНЕТВОРНОЕ ДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ I. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ. Механические и гравитационные воздействия: травмы, кинетозы, невесомость, вибрации. Термические воздействия: действие высоких температур (ожоги, ожоговая болезнь, гипертермия, тепловой удар), действие низких температур (обморожение, гипотермия). Патогенное действие солнечных лучей (инфракрасные и ультрафиолетовые лучи). Солнечный удар. Действие ионизирующего излучения. Лучевая болезнь. Патогенное действие химических и биологических факторов. Особенности повреждающего действия факторов внешней среды от возраста человека.
II. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. 1. Понятие о кинетозах. Основные причины кинетозов. Механизмы склонности детей к развитию кинетозов. 2. Патогенез расстройств, вызываемых ускорениями и перегрузками. 3. Невесомость. Характеристика основных функциональных расстройств при невесомости и их патогенез. 4. Причины развития экзогенной и эндогенной гипертермии. Механизмы легкого развития перегревания у новорожденных и детей грудного возраста. 5. Механизмы развития основных расстройств при тепловом ударе. 6. Ожоги и ожоговая болезнь. 7. Патогенез ожоговой болезни и основных функциональных расстройств при ожоговой болезни. 8. Основные биологические особенности действия холода на организм. 9. Патогенез основных проявлений гипотермии, замерзания и отморожения. Применение гипотермии в медицине. 10. Патогенез функциональных расстройств при патогенном действии лучей солнечного спектра, особенности развития у детей различного возраста. 11. Основные факторы, определяющие повреждающий эффект ионизирующего излучения. 12. Механизмы первичного действия ионизирующего действия на биологические системы. 13. Лучевая болезнь, стадии развития и патогенез. 14. Возможные пути повышения радиорезистентности клеток организма. 15. Повреждающее действие лазерного излучения. 16. Причины электротравмы. Зависимость электротравмы от физических параметров электрического тока. 17. Механизмы биологического и патогенного действия электрического тока на организм. 18. Патогенное действие магнитного поля. 19. Болезнетворное действие звуков и шума. Действие ультразвука на организм человека. 20. Биологические и патогенные эффекты лазерного излучения. 21. Патогенное действие пониженного и повышенного (барометрического) давления. Высотная и кессонная болезни. 22. Механизмы болезнетворного действия пониженного барометрического давления. 23. Механизмы болезнетворного действия повышенного барометрического давления. 24. Механизмы действия и характер поражения тканей химическими факторами.
III. ЛИТЕРАТУРА: а) основная: 1. 1. Патофизиология / Под ред. В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга. – Изд-во ГЭОТАР-МЕД, Москва - 2009. – С. 100-136. б) дополнительная: 1. Учебное пособие «Основные положения общей нозологии». – Курск, 2013. – С. 41-59. 2. Северьянова Л.А., Бобынцев И.И. Самостоятельная работа студентов по патофизиологии. – Курск: КГМУ, 2009. – С. 12-13.
ПАТОФИЗИОЛОГИЯ КЛЕТКИ
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (557)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |