Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие концепции управления цепями поставок в Российской Федерации



2016-09-17 1104 Обсуждений (0)
Развитие концепции управления цепями поставок в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




В нашей стране термин «Управление цепями поставок» стал практически применяться совсем недавно (в 2000 – е годы), одновременно с термином «Логистика», но в чем принципиальные отличия «Логистики» от «Управления цепями поставок» единого мнения между специалистами в данной области, до сих пор еще нет [5].

Отечественные авторы в литературе последних нескольких лет начали широко освещать развитие концепции управления цепями поставок, а также различных ее составляющих. Среди российских специалистов следует назвать Б.А. Аникина, В.В. Дыбскую, Е.И. Зайцева, Д.А. Иванова, И.Ю. Кархову, B.C. Лукинского, Л.Б. Миротина, Ю.М. Неруша, Т.А. Родкину, C.B. Саркисова, В.И. Сергеева, А.Н. Стерлигову, В.И. Степанова, А. Чеботарева, А. Чубукова и др. [4].

В современных условиях бизнес не может основывать свои решения на сиюминутных выгодах. Многие крупные российские внедряют принципы УЦП как новую идеологию бизнеса. Их внедрению способствуют общенациональные координирующие органы, такие как Национальная логистическая ассоциация России (НЛА) и Национальный совет по цепям поставок.

Необходимость в создании и функционировании этих организаций заключается в том, чтобы [6]:

- разрабатывать предложения и дополнения в законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации в части, касающейся логистики, так как настоящее время в нашей стране отсутствует законодательство в этой области;

- устранять барьеры, имеющиеся в налоговом, таможенном, транспортном законодательстве России, которые препятствуют эффективному использованию стратегического потенциала логистики;

- формировать интегрированные логистические системы, охватывающие различные сферы предпринимательства, создавать межрегиональные и международные интегрированные логистические транспортные, торговые и информационные системы.

Миссия национального совета по цепям поставок заключается в разработке, развитии и распространении модели цепи поставок как основы общероссийского межотраслевого стандарта управления цепями поставок, объединяющего лучшие мировые и национальные практики.

Модель цепи поставок определяет общую концепцию цепей поставок, стандартную терминологию, систему измерений и оценок логистической функции, обобщает лучшие практики, является процедурной моделью для внедрения логистического программного обеспечения, выполняет интегрирующую функцию при построении как внутрикорпоративных, так и межкорпоративных цепей поставок.

Национальная логистическая ассоциация России представляет собой общественную организацию, учредителями которой являются Государственный университет – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО) и Ассоциация экспедиторов Санкт-Петербурга. Миссией НЛА является становление и развитие логистики в России как нового научного и практического направления, способствующего социально-экономическому развитию хозяйствующих субъектов, отраслей экономики и страны в целом, а также повышению благосостояния граждан. Среди основных задач организации можно выделить следующие [6]:

- анализ зарубежных теоретических исследований и практического опыта в области логистики с целью их адаптации и внедрения в России;

- разработка предложений и дополнений в законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации в части, касающейся логистики;

- координация деятельности предприятий, организаций и учреждений, занятых исследованиями в области проектирования, построения и обеспечения функционирования систем логистики; обмен передовым опытом применения логистических разработок в РФ и за рубежом;

- организация и участие в процедуре сертификации специалистов по логистике в соответствии с российскими и международными требованиями и стандартами.

Растущая глобализация, взаимодействие с западными компаниями, а также отечественные исследования и публикации в области логистики и управления цепями поставок позволяют использовать мировой опыт на практике. Многие зарубежные компании, расширяя географию цепей поставок, включают территорию РФ в качестве рынков сбыта готовой продукции, а также с целью размещения производственных мощностей для ее изготовления, в собственную цепь поставок, вовлекая, таким образом, российских партнеров в мировую интеграцию.

В качестве примера, можно рассмотреть деятельность компании Electrolux, которая работает на российском рынке стиральных машин с 2004 года. Для того чтобы как можно скорее завоевать позиции на новом быстро растущем рынке сбыта бытовой техники компания открыла собственную фабрику по производству стиральных машин Electrolux и Zanussi в Санкт-Петербурге. Важным показателем деятельности является степень локализации производства комплектующих. Под локализацией производства понимается практика размещения производственных мощностей компании в непосредственной близости от источников их потребления. С позиций логистики и таможенного дела целесообразность открытия в России фабрики для обеспечения потребностей растущего внутреннего рынка очевидна.

Еще одним примером вовлечения российского потенциала в мировую интеграцию может служить опыт автомобильного концерна Ford. В 2002 году состоялось официальное открытие завода Ford в городе Всеволожск, Ленинградской области. Функционирование завода предусматривало выполнение компанией обязательств об определенном уровне инвестиций в реализацию проекта и поэтапной локализации продукции. Уровень локализации продукции завода составляет более 40% от себестоимости автомобиля.

Другим путем вовлечения российского бизнеса в мировые интеграционные процессы стало создание и развитие собственных цепей поставок российских компаний и их включение, таким образом, в глобальные цепи поставок. Одним из ярких примеров может служить пивоваренная компания «Балтика», являющаяся лидером российского рынка пивоваренной продукции и одним из мировых лидеров по продаже пива. Компания «Балтика» рассматривает логистику как один из наиболее значимых резервов для создания дополнительных конкурентных преимуществ в 2006 году на принципах логистики и управления цепями поставок были реализованы и начаты такие проекты, как автоматизация складов, перевод на прямые поставки дистрибьюторам и организация консигнационного хранения продукции. Кроме этого, проводилась активная работа по оптимизации загрузки транспортных средств, маршрутизации, а также улучшению системы планирования производства и отгрузок. В сотрудничестве с компанией JMAC был начат проект по усовершенствованию бизнес-процессов и созданию лучшей в отрасли цепочки поставок.

Таким образом, в настоящее время российские компании, наравне с западными коллегами могут использовать или уже используют потенциал концепции логистики и управления цепями поставок, что должно способствовать усилению их конкурентоспособности.

Реализация концепции управления цепями поставок предполагает наличие в экономике страны комплекса необходимых условий. К основным из них относятся [7]:

- бездефицитность экономики;

- высокий уровень развития информационных технологий;

- «прозрачность» во взаимоотношениях участников цепи поставок;

- наличие современной транспортно-складской инфраструктуры;

- развитие аутсорсинга;

- высокая степень организованности и ответственности участников цепи поставок за выполнение договорных обязательств по поставкам.

Далеко не все перечисленные условия имеются на сегодняшний день в России. В частности, экономика страны по некоторым направлениям остается дефицитной, высока доля добывающих отраслей в народном хозяйстве, слабо развита транспортная инфраструктура, недостаточен уровень информационных технологий. Кроме того, слабой остается организованность партнеров по цепи поставок, недостаточна ответственность контрагентов за соблюдение договорных обязательств по поставкам, отсутствует информационная прозрачность.

Актуальной проблемой остается неразвитость аутсорсинга в России. В то же время, привлечение дополнительных логистических посредников, оказывающих предприятиям услуги материального, финансового, информационного характера во многих странах является давно признанным фактом, позволяющим компаниям существенно снижать издержки. Особенно эффективно применение аутсорсинга в тех случаях, когда:

- данная функция может быть выполнена силами сторонней организации дешевле и качественнее, чем самостоятельно;

- предприятие получает возможность сосредоточиться на основном виде деятельности;

- данная функция не является жизненно важной для компании с точки зрения конкурентоспособности;

- может быть сокращен цикл обслуживания потребителей, и, соответственно, снижены суммарные затраты по логистической системе в целом.

Однако в настоящее время многие российские компании не видят для себя перспектив использования аутсорсинга. Основными причинами такого явления, по-прежнему, остаются:

- высокие цены логистических посредников;

- опасения, связанные с потерей технологических секретов;

- боязнь ослабления или полной потери контроля над собственными бизнес-процессами и логистической цепочкой в целом;

- необязательность поставщиков, срывы сроков и объемов поставок;

- финансовая нестабильность поставщиков;

- низкий уровень квалификации логистических посредников.

В то же время, выявление и предотвращение потерь позволяет существенно оптимизировать затраты в цепях поставок.

К основным видам потерь, с которыми чаще всего сталкиваются российские компании, следует отнести [7]:

1. Выполнение большего объема деятельности, чем требуется потребителям. В результате к товару добавляется больше ценности, чем необходимо заказчикам.

2. Излишняя транспортировка материалов и информации. Нерациональное перемещение материальных ресурсов с одной операции на другую, дополнительный, дублирующий основную деятельность, документооборот приводят к увеличению времени, которое необходимо для выполнения логистических операций, и, соответственно, к росту затрат, недовольству заказчиков и т.п.

3. Избыток запасов. В настоящее время хорошо известно, что высокий уровень запасов в цепях поставок приводит к росту, не добавляющих ценности затрат. Кроме того, появляются предпосылки для последующих нарушений последовательности выполнения работ в цепях поставок. Также значительные запасы нередко маскируют проблемы, связанные с качеством товаров и услуг: гораздо легче заменить бракованный товар из запасов, чем заниматься проблемами качества на предприятии.

4. Низкое качество предоставляемых товаров и услуг. К низкому качеству услуг следует отнести все виды деятельности, которые вызывают недовольство потребителей (от отсутствия информации до несоблюдения сроков выполнения заказов). Часто недостаточный уровень качества конкретной продукции или услуги связан с ошибками в выполнении предшествующей операции, сменой поставщиков, или изменениями в имеющейся информации. Чем раньше в цепи поставок обнаружены проблемы, тем, в конечном итоге, меньше затраты, связанные с их исправлением. Однако если не внести изменения на ранних этапах, то в последующем такой дефект может обойтись очень дорого, вплоть до потери потребителей.

Таким образом, рассмотренные факторы не позволяют пока говорить об эффективном управлении цепями поставок в России.

 



2016-09-17 1104 Обсуждений (0)
Развитие концепции управления цепями поставок в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие концепции управления цепями поставок в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1104)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)